К Везувию и в Помпеи нужно ехать по частной железной дороге «Чиркумвезувиана». Станция находится рядом с Центральным вокзалом, в трех минутах ходьбы. На улицу выходить не обязательно, можно пройти по туннелю. «Артекард» действует (во всяком случае, так было в прошлом году).
Нужно иметь в виду, что надобно ехать до станции, которая именуется «Pompei Scavi», на электричке, идущей в сторону Сорренто, но никоим образом не в Поджиомарино или Сарно. Предшествующая станция называется Торре-Аннунциата, по ее достижении надобно посмотреть на табло, имеющееся в вагоне и послушать объявление: ежели высветится «prossima fermata Pompei Scavi», то это то, что нужно, если - Boscotrecase, то нужно выйти и перейти на соседний перрон, или уедете налево, в сторону Поджиомарино, и сможете попасть лишь в современные Помпеи, но никак не к раскопкам. Ехать до раскопок чуть более получаса.
На Везувий можно попасть, как минимум, двумя способами. Можно от станции Эрколано-Скави, на маршрутке. Касса – слева от выхода со станции. Стоит, если память не изменяет, евро тринадцать. Довозят до Везувия, до того места, где, заканчивается растительность, и начинается маршрут. Дают полтора часа на подъем (этого вполне достаточно), потом отвозят назад, на станцию. От Помпей, прямо от станции, возят на больших автобусах. Там, вроде бы, дешевле – за десятку.
Для меня, жителя равнин, для которого любой холм – вершина, подняться на такую высокую гору – событие. Тем более, на вулкан, коих я и в глаза не видывал. Оказалось, что кратер это просто яма в вершине горы, диаметром более полукилометра. Никакой вулканической активности я не увидел: все тихо - ничто не дымит, не шипит, не трясется.
С вершины открывается захватывающий вид на море, на Неаполь и его окрестности. Сверху видно, что все побережье на юго-восток от города застроено, без малейшего просвета, можно говорить о существовании Большого Неаполя.
Так смотрится центр Неаполя:
С Везувия меня понесло в Стабию. Захотелось нетривиального маршрута. В принципе, не жалею, что туда поехал, но если бы знал, что это займет так много времени, что придется идти так далеко по жаре, то не поехал бы. Туда можно отправляться, если у вас много свободного времени и на машине, если времени не так много и пешком, то можно обойтись. Стабия была в древности чем то вроде курорта для римских патрициев. Извержение Везувия 79 г. имело для нее те же последствия, что и для Помпей. Где то в этих местах, во время того катаклизма, сложил свою голову Плиний Старший. Нынешнее поселение носит название Кастелламмаре-ди-Стабия. Собственно, объекты в Стабии это три виллы, две из которых – вилла Ариадны и еще одна, без названия – образуют, по сути дела, одно целое. Третья же, вилла Сан-Марко, расположена в минутах двадцати пешком от них. Вход бесплатный, просят только отметиться в книге посетителей. Ехать до станции Виа Ночера, там можно идти хоть вправо, хоть влево – маршрут получается круговой, примерно одинаково по расстоянию, что в одну, что в другую сторону. Чтобы не заплутать, а такое возможно, лучше предварительно хорошо изучить карту.
Вилла Ариадны ничем особым не поразила. Стены и несколько фресок.
Так от виллы Ариадны смотрится Везувий. Нужно иметь в виду, что в античные времена Везувий выглядел иначе. В результате извержения 79 г. старый вулкан раскололся, и на его месте выросла нынешняя вершина. От старого вулкана осталось то, что носит название Монте-Сомма - две гряды по бокам вершины.
Вилла Сан-Марко сохранилась куда лучше. Красивый перистиль, вход в который перекрывает массивная бетонная балка (римляне знали толк в бетонных конструкциях), живопись. Как водится, что-то было закрыто – атриум увидеть не удалось. Но что понравилось больше всего – я там был совершенно один. Вокруг пастораль, вдали виден Везувий, древность и безмолвие, лишь ветер тихо шелестит листвой. Хорошо.
В результате поездки в Стабию, помпейский маршрут вышел слегка скомканным, даже не от нехватки времени, а просто я изрядно запарился. Поэтому что-то я пропустил, до чего-то не дошел.
Вход в раскопки рядом со станцией, буквально в нескольких метрах от нее. Можно взять аудиогид, правда на английском. Можно с той же стойки взять на халяву карту и брошюрку.
Пройдя Порта Марина, вы сразу же оказываетесь в древнем городе, на Виа Марина.
По правую руку останется базилика, или, вернее, то, что от нее осталось.
Сразу за ней - Форум с видом на Везувий.
Можно отправиться дальше, на восток по Виа-дель-Аббонданца.
Фонтан на Виа-дель-Аббонданца. Этакое сочетание старого и нового быта.
Мостовая. Элементы уличной инфраструктуры - мостовые, тротуары, всякие бордюры и поребрики и прочая - сохранились очень хорошо.
Сохранились, впрочем, не только поребрики, но и много чего еще. Вот , к примеру надписи на стенах домов. Эта, предвыборная, агитирует за некоего Лоллия Фуска.
Термополий Ветиция Плацида. Термополий - это, попросту, харчевня.
Это некое подобие кассы. В лунки складывались монеты.
Это тот самый лупанарий, зайти в который почитает своим долгом каждый турист.
На втором этаже, судя по всему, обитал персонал.
Внизу шесть клетушек с каменными ложами, у второго входа, толчок. Похоже, это было не то заведение, где клиента долго ласкали и нежили. Работали по принципу "это тебе не зал заседания, сделал дело и до свидания". По стенам - качественное помпейское порно.
Впрочем, фрески сохранились не только в лупанарии. Правда, большая и лучшая часть нынче находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее, но и на месте кое-что осталось.
Фреска в Доме маленького фонтана:
Это сам маленький фонтан.
Дом Венеры в раковине:
Фреска в доме Цеев:
Сюжеты самые разнообразные. Это, похоже, какой-то жизненный, актуальный.
Возле Форума расположено здание амбаров. Там сейчас сложено все то, что извлечено из раскопов и именуется артефактами.
Впрочем, не только артефакты, но и вот такие трагические экспонаты.
Известно, что в день извержения все было совсем не так как на картине Брюллова. Большая часть населения к тому времени уже ушла, но какое-то количество народа осталось: кто из упрямства, кто опасаясь за сохранность имущества, кто оставил раба чтобы это имущество сторожил. Вот от них и осталась пустота, в которую потом залили гипс.
На крайнем западе, в дальнем конце от станции расположен амфитеатр.
Нельзя сказать, что он потрясает воображение, не Колизей. Но, как сказал мне человек из Румынии, с которым мы перебросились парой фраз, это был первый амфитеатр в Римском мире. Не знаю правда это, или нет, не проверял. Еще он мне напомнил факт, который я совсем упустил из виду: именно здесь "Pink Floyd" записывал свой помпейский концерт. Выйдя на середину арены, я немного дал волю воображению: стою на жаре, на голове какой-нибудь железный горшок с узкой прорезью для глаз, в руках меч, напротив - такой же как я. И я должен его прикончить. Или он меня, На радость сброду, заполнившему трибуны. Они там на трибунах кричат в возбуждении, гогочут, радуются, жрут какой-нибудь свой древнеримский гамбургер, и желают, чтобы одному из тех, кто на арене, выпустили кишки, а лучше всем...И подумалось мне, что Рим вполне заслужил свое падение.
Кроме амфитеатра имеется и просто театр.
Рядом - портики, довольно симпатичные.
Сразу за Форумом, с северной его стороны, находятся термы. Римляне любили строить термы, где увидят свободное место, так сразу и строят.
Это кальдарий - горячая парная.
Виа Консоларе.
По ней можно дойти до некрополя.
Далее следует виа делле Томбе, которая, собственно, и проходит через некрополь.
Если идти дальше, то можно дойти до виллы Мистерий. Вилла Мистерий ничем не поразила, вилла как вилла. Фресок нет, они давно в музее. А так, обычный римский дом - атриум, перистиль, триклиний, все что положено.
Еще несколько картинок.
Так называемый Треугольный форум неподалеку от театра.
Виа Стабиана
Виколо делла Маскера.
Кампи Флегреи (Флегрейские поля) – местность к северо-западу от Неаполя. Включает в себя множество археологических и природных объектов, разбросанных по довольно большой территории. Поэтому ехать туда стоит, если есть такая возможность, на автомобиле и имея подробную карту.
Моей основной целью были Кумы. С самого начала поездка приняла какой-то анекдотический характер. Доехав на поезде до Поццуоли, выйдя с вокзала, я отправился в сторону автобусной остановки, но все перепутал и пошел налево, вместо того, чтобы идти направо – автобус останавливается рядом с мостом, в пятидесяти метрах от станции. Минут десять я браво шагал по дороге, пока не смекнул, что забрел куда-то не туда. Пришлось возвращаться. Садиться нужно на автобус компании EAV, ехать минут двадцать – попросить водителя подсказать, где выходить.
От остановки направо уходит дорога. Пять минут по ней, и вы у цели. Увидев железную ограду, а за ней какие-то руины, я на радостях тотчас туда и отправился. Но тут меня остановила некая тетя, сидевшая в автомобиле, и сказала, что нужно идти дальше, к билетной кассе. И тут я исполнил настоящего ступидо туристо. Взяв билет, я бодро зашагал к развалинам в надежде наконец-то увидеть тот самый знаменитый Грот Сивиллы. Но никакого грота не обнаружилось. Руины же оказались очередными римскими кирпичами - очередными остатками очередных терм. Дальше были еще какие-то археологические раскопы. «Где же грот?» - подумал я. Вокруг все было как-то запущено – ни указателей, ни дорожек, и, вообще, ни души. «Как же тут все неорганизованно! И где же, наконец, этот проклятый грот, дьявол его разрази?!» Наконец и раскопы закончились, а грота все не было, а дальше пошли какие-то колхозные поля, фермы, кукуруза. С одной из ферм выбежала свора собак и жестоко меня облаяла. В конце концов, я выбрался на какую-то улицу с частными домами, из-за заборов захлебывались в лае злые собаки. Слава богу, мимо проезжал добрый крестьянин на тракторе, он любезно объяснил, что нужно вернуться к тому месту, из которого я вышел. Тетя в автомобиле, когда я снова достиг ее, и спросил про грот, посмотрела на меня с великим недоумением, и снова отправила к кассе. То есть мне нужно было не возвращаться к кирпичам, а идти дальше, мимо кассы.
Наконец-то я у цели!
Мне надо было сюда. В древний город ведет проход в скале.
Как раз слева от прохода, можно сказать, прямо за углом находится Грот Сивиллы.
Грот представляет из себя длинный, более ста метров коридор трапецевидной формы. Освещен пятью или шестью проемами, пробитыми в скале на равном расстоянии друг от друга. Но все равно, внутри темно. Попробовал заснять, но без штатива получилось совсем неважно, даже после фотожабы.
Прямо над гротом начинается дорога, которая ведет сначала на эту скалу.
Далее, если идти по вот этой дороге, можно дойти до храма Аполлона от которого остался лишь цоколь с основаниями колонн.
Дальше, наверх, к акрополю, ведет совсем древний путь
От акрополя тоже остался лишь цоколь, но уже без всяких оснований. Акрополь совсем невелик.
Вид со скалы. Слева за ней проход, за кустами - грот.
Еще один объект, который мне довелось увидеть называется Piscina Mirabilis. Добраться до него можно на автобусе, который идет в Мизено. Выйти, когда он будет огибать одноименное озеро. Вот оно, озеро.
Потом нужно подняться вверх по улице, которая являет собой, по сути дела, лестницу, а там, справа уже и она - Пишина Мирабилис. На двери висит информация, в который дом нужно идти вызывать смотрителя. Он придет, отопрет. После осмотра не забудьте дать ему пару монет за труды. Пишина Мирабилис - прямоугольное в плане сооружение, примерно 75 на 25 м, разделенное на пять нефов, и почти по самую крышу углубленное в землю, высотой (или глубиной) метров 15-20. Построено было во времена императора Клавдия. Функцию исполняла сугубо хозяйственную. Это был резервуар для воды, которая собиралась по акведукам с окрестных гор, и использовалась для нужд флота, который базировался неподалеку.
Во Флегрейских полях много есть чего еще посмотреть, да и в Поццуоли тоже. Но все комические приключения изрядно меня запарили, и решил я, что все, хватит. На том мое посещение оных полей завершилось. К тому же пора было двигаться к парому.
Отредактировано штихмус (2011-09-04 13:18:38)