Acqua Alta a Venise
Посвящается "Моисею"
| Я прилетел в Венецию субботним утром. Судя по прогнозу, в городе была аква альта – аж 85 см. Но около пьяццале Рома, куда пришёл аэропортовский экспресс, это было совершенно незаметно. День был тёплый и солнечный. Страда Нова, по которой я покатил чемодан в дальний отельчик на задворках Каннареджо, была абсолютно суха. Теплилась слабая надежда, что, свернув у церкви Сан Феличе на набережную, какие-то следы паводка всё же обнаружатся... Ничего подобного. Мутноватая вода цвета бирюзы тихо плескалась сантиметров на двадцать ниже кромки тротуара и, даже когда мимо проходила моторка, на каменные плиты шла не длинная мелкая волна, а всего лишь жалкие брызги... Разместившись в гостинице и отправившись на долгожданную прогулку по Каннареджо, ленивые наплывы воды на каменные плиты я обнаружил лишь у дома Тинторетто. И это называется – прилетел специально на наводнения )) Мдяя...
.
.
Наводнение 85
Следующее утро встретило дождём. Прогноз паводка – 85 см. Самое низкое место в городе – пьяцца Сан-Марко. Удачно совпало то, что в то утро мне совершенно точно было нужно на пьяццу. Причём, очень рано. Настолько рано, что я презрел гостиничный завтрак, накрываемый в 08:30, и мокнущими улицами кратчайшим путём поспешил в Палаццо Дукале. На 10 утра у меня была загодя куплена экскурсия "Тайные маршруты", где сулили показать настоящую камеру Казановы в Свинцах – в той самой ужасной тюрьме под самой крышей дожеского дворца, откуда Джакомо Казанова и сбежал. Ваучером предписывалось быть на кассе за час до начала экскурсии. Скажу сразу: преглупейшее предписание – вполне можно заявиться и минут за десять. Этого вполне достаточно, чтобы обменять ваучер на билетик с нагрудной опознавательной спецнаклейкой и проследовать в место старта экскурсии.
Но нет худа без добра. Образовавшееся свободное время я использовал сначала на торопливую чашку кофе с куском ежевичного пирога в ближайшей открытой кофейне, а затем на более дотошные поиски аква альты на пиацце. Пьяцца, конечно, была очень мокрая – что неудивительно в дождь. Народ, прячась под зонтами, старательно шествовал по мосткам от Часовой башни к Кампаниле и далее к колоннам на пьяцетте. Однако практически вся пьяцца была вполне проходима. Лишь в самом дальнем углу – в лоджии, ведущей с пьяццы на знаменитое стойбище гондол в бачино Орсеоло, обнаружилось некое подобие потопа. Весь дальний правый угол пьяццы тонул в воде. На настоящее наводнение это, конечно, никак не тянуло, но на безрыбье и рак рыба. Так что минут десять я старательно ловил в кадр тех, кто радостно притопывал сапогами по щиколотку в мутной воде под мрачными арками Старых Прокураций. Не скажу, что кадры супервыразительные, но я старался – а вдруг это будет моё "последнее" наводнение? Прогноз на ближайшие три дня не радовал: всё те же 80-85 см... Да уж! ))
Наводнение 120
Наводнение 110 я благополучно проспал. Мне совсем не светило подниматься в половине седьмого утра, чтобы явиться на пьяццу в 7 в момент пика. К тому же лишняя пробежка по утру к пиацце с обратным возвращением в отель – это потеря двух-трёх часов драгоценного зимнего светового дня, а у меня в Венеции и без аква альты было предостаточно интересных делов. К тому же прогноз показывал, что через день случится наводнение 120. 120, как известно, больше 110, поэтому 110 я проспал с чистой совестью, совершенно намеренно спустившись к завраку попозже. Зато следующим утром, спозаранку натянув гостиничные сапоги и укрывшись огромным гостиничным же зонтом, я действительно ровно в 7 утра был на ещё тёмной пиацце.
Ожидал увидеть нечто невообразимое, тем более – шествуя мокрыми улицами к главной площади города, краем уха я даже пару раз слышал что-то похожее на сирены. 120 – это всё-таки второй уровень опасности, если верить официальному сайту местной акваальтагидрометеостанции. Но в реальности вода обнаружилась лишь на ближних подступах к пьяцце Сан-Марко...
Несмотря на ранний час, многие магазины уже светились огнями – хозяева стояли в дверях, забаррикадированных стальными листами, озабоченно, но обречённо глядя в мутную воду, плескавшуюся под ногами редких прохожих. Время от времени насосы, установленные внутри торговых лавок, шумно выплёвывали из гофрированных шлангов пенистую воду на тротуары...
Выход из-под арки Торре дель Оролоджо был эффектен: бескрайняя пьяцца была вся, абсолютно вся под водой...
Она была бы прекрасна, но... Вокруг Кампанилы уже третий год уродливый забор. Часть Ала Наполеоника, Старых Прокураций ближе к Часовой башне – в огромных рекламных щитах. В лесах и вся левая половина волшебных куполов Базилики. Снимать можно лишь небольшими куцыми кусочками.
Я осторожно сошёл с мостков – вода доходила где-то до середины икры. Ещё было темно (светает в Венеции в конце ноября где то в 07:40), фотографировать – совершенно бессмысленно. Несмотря на ранний час, на пьяцце было уже довольно много фотолюбителей и фотопрофи – что называется, на взводе. Штатива у меня не было, так что – в ожидании дождливого серого рассвета, осторожно загребая воду, я неспешно двинул в обход пиаццы тёмными арками Старых Прокураций. Передвигаться в сапогах приходилось достаточно медленно – зачерпнуть холодной воды мне совсем-совсем не хотелось... )))
Лоджии Новых Прокураций оказались незатопленными. "Флориан" ещё даже не открыл свои ставни. Десятки фотографов сновали под аркадой Либрерии, пытаясь запечатлеть вид пьяццы под водой. Трио девушек в желтоблакидных плащах щёлкали затворами безостановочно. Я щёлкал их, они - меня. И все вместе – других...
Одну из этих жёлтоплащёвых соотечественниц я попросил отщёлкнуть и меня на память – естественно, на собственный аппарат. Ради такого случая я даже оставил зонт под аркадой, выйдя под дождь и ветер, что было довольно легкомысленно с моей стороны – шквальным порывом ветра зонт упорхнуло сначала на столики, а потом понесло к лагуне. Но я героически бросился на спасение гостиничного имущества и не дал ему уплыть аки гондола... ))
То ли китайская, то ли японская телегруппа снимает очередной сюжет очередных новостей об очередной аква альте...
А на пьяцетту то и дело накатывали волны холодной бирюзовой воды...
/* продолжение следует.