Уже давно я анонсировал рассказ об издавна почитаемом и наиболее посещаемом паломническом месте в Чехии, расположенном на моравском холме Святой Гостин (Svatý Hostýn).
В эти края мы наведываемся каждую осень на несколько дней отдохнуть от рабочего стресса и бытовой суеты, и мой рассказ планировался по свежим впечатлениям от поездки. К сожалению, и тут я должен согласиться с нареканиями лося-путешественника (незаслуженно наказанного за критику ), в этом году мы совсем “замотались” и поездку в Моравию пропустили.
И все же, даже при отсутствии свежих впечатлений, я решил подготовить подробный рассказ, знакомящий с интереснейшей историей и архитектурой Святого Гостина, который, к сожаленью, почти не упоминается в русском интернете.
Святой Гостин расположен в Моравии на западной окраине гряды Гостинских гор и заметен издалека, возвышаясь над окрестной равнинной местностью. Места вокруг – удивительно живописные. Чуть дальше, на юг и восток, простираются сплошные горные массивы – предгорья Моравско-Силезскиех Бескид и Белых Карпат, здесь же, по волнистому пространству полей петляют узкие сельские дороги, обсаженные фруктовыми деревьями.
Край этот – не богатый, поэтому окрестные деревушки не “испорчены цивилизацией” и не сильно изменились за последние столетия. На поворотах и перекрестках дорог, как и двести-триста лет назад, стоят каменные часовенки с распятиями и фигурами Богородицы, а из-за высоких оград костелов виднеются потемневшие от времени кресты старых памятников. На километры дороги может встретиться всего одна-две машины или группа велосипедистов.
Этот древний край помнит много событий, вошедших в историю. Одним из таких событий было нашествие монголо-татар в XIII веке. Паломническое место Святой Гостин возникло там, где огромное войско великой орды остановилось в своем продвижении на запад Европы и повернуло назад.
…Многотысячное монголо-татарское конное войско пересекло замерзшую Волгу зимой 1237 года и начало свое движение по земле Древней Руси. В следующие 4 года монголы прошли через русские, польские, венгерские земли, земли южных славян и половецкой орды, одержав победу во всех решающих сражениях, и к концу 1241 года, по замершему руслу Эльбы, были готовы ко вторжению в центральную Европу, давно жившую в страхе ожидаемого нашествия. Но монголы дальше не продвинулись. Хан Батый неожиданно остановил движение своей армии и в начале 1242 года спешно отвел все войска в Нижнее Поволжье.
Многие историки, в том числе и С.М.Соловьёв, объясняют это сопротивлением, которое оказал монголам чешский король Вацлав I:
«...уже татарам открыт был путь чрез Лузацкие долины к Эльбе во внутренность Германии, как день спустя после Лигницкой битвы перед ними явились полки чешского короля Вячеслава. Татары не решились вступить во вторичную битву и пошли назад в Венгрию… Отсюда в том же году они попытались вторгнуться в Австрию, но здесь загородило им дорогу большое ополчение под начальством короля чешского Вячеслава, герцогов австрийского и каринтийского; татары опять не решились вступить в битву и скоро отхлынули на восток. Западная Европа была спасена.»
В истории остались легенды о былинных чешских рыцарях, остановивших монголов и тем самым защитивших Западную Европу. Древняя Далимилова хроника, написанная на древне-чешском языке, сохранила упоминание о донесениях, которые получил хан от высланных вперед разведчиков, о том, что в Европе ему следует бояться одного только чешского короля.
Современные историки говорят об ином развитии событий (см. историческую вставку), однако все отмечают роль чешского короля, активно выступившего против орды.
Историки признают роль Вацлава I в отражении монголо-татарского нашествия, хотя доказано, что реальные события развивались несколько иначе.
Один из немногих правителей Европы, Вацлав всерьез воспринял надвигающуюся угрозу. По его приказам были завалены и укреплены проходы в чешские земли в пограничных горах, что затруднило монголам проникновение в Чехию.
В апреле 1241 года Вацлав со своим войском спешил в сторону силезской Легнице на помощь своему шурину Генриху Набожному, однако опоздал на одни сутки к решающему сражению. Польско-немецкое войско понесло страшное поражение, в котором Генрих был убит. Тогда чешское войско двинулось наперерез предполагаемому движению монгол на запад, в пограничную область Лужице. Монголы, продвинувшись до немецкого Майсона, не стали вступать в бой, а повернули на юг, вторгшись в мае 1241 года Моравию и опустошив ее города. Затем, перейдя Карпаты, Батый объединился с южным корпусом в Венгрии, и по замерзшему Дунаю, направил свои войска в Хорватию и Далмацию, преследуя венгерского короля, ранее приютившего половецкого хана.
Зимой 1241-42 года монгольское войско был готово ко вторжению в центральную Европу по замерзшим руслам рек. Разобщенные правители Европы не были способны противостоять нашествию. С другой стороны, и монгольская армия была в нерешительности. По мнению историка Л.Н.Гумилева, свою задачу – разгром Половецкой орды и ее союзников, хан Батый считал выполненной, а цели подчинения себе всей Европы, монголы никогда не ставили, проходя через “захваченные” земли транзитом и даже не оставляя в них гарнизонов.
И вот 11 ноября (по другим источникам – в 11 декабря) 1241 года умер великий хан Угэдэй, и в сложной ситуации вокруг выбора нового хана, Батый принял окончательное решение остановить поход, и со всем своим войском возвратился на Нижнюю Волгу.
Есть сведения, что хан Угэдэй был отравлен "теткой" его сына Гуюка, который и был избран в последующем (в 1246 году) на курултае новым великим ханом. Тогда именно ее следует считать спасительницей Западной Европы.
Однако Моравии Вацлав I не помог. Когда монголо-татарская конница внезапно вторглась с севера на ее землю, беззащитное население искало спасения в лесах и горах, надеясь там переждать нашествие нигде подолгу не задерживающихся монголов.
Согласно старым преданиям, одним из таких убежищ стала вершина поросшего густым лесом холма Гостин, увенчанная руинами древнего укрепленного градища.
Окруженные врагами, люди страдали от холода и недостатка воды, и взывали за помощью к Богородице.
Услышав мольбы христиан, Дева Мария пришла им на помощь. По ее воле, у вершины холма забил источник воды, а затем на землю низверглась страшная буря с громом и молниями, которая запалила и разметала лагерь язычников-монголов и заставила их разбежаться в ужасе перед необъяснимым небесным гневом. После чего на древнюю славянскую землю, крещенную Кириллом и Мефодием, возвратился мир.
[фото с www.hostyn.cz]
Согласно легенде, именно с тех пор в Моравии почитают Деву Марию Святогостинскую – спасительницу народа от монголо-татарского ига.
Впрочем, несмотря на то, что Гостин как место паломничества упоминается в рукописях еще в 1567 году, легенда о Деве Марии Спасительнице встречается в сочинениях иезуита Богуслава Бабина (Bohuslava Balbína) “Diva Montis Sancti”, записанных гораздо позже – в 1665 году.
В другом свидетельстве с 1669 года указывается, что люди, спасшиеся при монголо-татарском вторжении, поставили на вершине холма статую Девы Марии Спасительницы.
[фото с www.hostyn.cz]
В XVI веке на холме была построена часовня. Построили ее горняки, добывавшие в Гостинских горах серебро. По сохранившимся свидетельствам, старая икона из этой часовни изображала Деву Марию застывшей в облаках над зелеными моравскими холмами, раскрыв полы своего плаща, под которыми укрывается множество верующего народа.
[фото с www.hostyn.cz]
Однако эта икона была сожжена лютеранским владельцем панства (позже казненным за измену королю) в начале XVII столетия.
На иконе, созданной в 1655 году по заказу новых владельцев панства, Дева Мария парит на полумесяце, держа на руках младенца Христа, который метает на землю огненные молнии в подножию холмов, где расположились шатры несметного монгольского войска.
После поражения чехов-протестантов на Белой Горе с начала XVII века в Чехии широко распространяется культ Девы Марии (mariánský kult) и усиливается католическое паломническое движение – хождение верующих для поклонения святым местам.
Владельцы Быстрицкого панства, к которому принадлежал и Гостин, активно пропагандируют легенду об чудесном избавлении от татарского нашествия для привлечения паломников к католическому храму. Именно тогда Гостин становится наиболее посещаемым паломническим местом в Чехии.
Забегая вперед, скажу, что в начале XIX столетия гостинскую легенду еще больше прославил Вацлав Ганка (Václav Hanka) в “обнаруженной” им знаменитой краледворской рукописи XIII века, в поэтической песне Jaroslav которой воспевалась победа чешских рыцарей, под предводительством Ярослава из Штернберка, над татарами в битве под Оломоуцем. Несмотря на то, что рукопись была позже признана подделкой, в свое время она являлась одним из главных символов чешского национального возрождения, закрепив национальную славу Святого Гостина.
В 1721-1748 годах на одной из двух вершин холма строится новый великолепный барочный костел Вознесения Девы Марии с центральной базиликой и двумя боковыми часовнями, сохранившийся до нашего времени, а также постоялый двор для паломников.
Судьба этого костела была непростая. Через 21 год после освящения, осенью 1769 года, в храм ударила молния, от которой возник большой пожар. В страшном жаре пожара, охватившего звонницы и базилику костела, расплавились даже три из четырех колоколов. На последующее восстановление храма потребовалось два года.
В 1781 году австро-венгерский император Йоcиф II провел церковную реформу, ограничивающую влияние католической церкви. При этом были упразднены многие духовные центры, в число которых попал и Гостин. С 1784 года было запрещено паломничество, три года спустя внутреннее убранство храма было снято, купол базилики - разобран.
И хотя после наполеоновских войн запреты были сняты, храм продолжал постепенно разрушался, на руинах обнажившейся кирпичной кладки стен костела росла трава и деревья.
[фото с www.hostyn.cz]
Восстановление храма было начато на средства собранные верующими в 1841 году, в ознаменование 600-летия “гостинского чуда”, и длилось почти пол столетия.
Часто случается так, что памятники, даже сохранившиеся в первозданном виде до наших дней, утрачивают со временем исходное аутентичное окружение, и тем самым теряют все свое обаяние и воздействие на человека. К счастью, Гостину в этом повезло. Еще в 1895 году была основана общественная организация “Святогостинское общество” (Matice svatohostýnská, MSH), которое выкупило территорию холма, в пределах стен древнего градища, для того, чтобы предотвратить возможное будущее вмешательство в природное окружение этого церковного места.
В 1909 году на Гостине была проложена монументальная каменная лестница длиной 242 метра, состоящая из 250 ступеней, ведущая к главному входу в храм от расположенного ниже вершины холма чудодейственного источника, который возник на этом месте, согласно преданию, в день чудесного избавления от татар.
Лестница была построена на добровольные пожертвования мораван. Каждый желающий мог заплатить 100 крон (на то время – немалые деньги), чтобы его имя было вытесано на каменной ступени на вечную память. Впрочем, беспощадное время сгладило следы человеческого тщеславия, и большинство надписей уже мало различимы.
В 1912 году главный портал базилики Вознесения Девы Марии украсило мозаичное панно пражского художника Виктора Фоерстера (Viktorа Foersterа), состоящее из 260 тысяч цветных каменных фрагментов.
У человека неверующего это не поддающееся логике и немного наивное смешение христианских образов, временной последовательности событий Нового Завета и событий более поздней истории вызывает невольное удивление. Почему молнии метает именно Христос-младенец? Впрочем, фигурам Девы Марии и Христа в золотом лучистом ореоле уже почти сто лет покланяются верующие паломники, восходящие на святую гору по ступеням главной лестницы.
Интересны архитектурные детали оформления костела, пополнявшегося в течение прошлого столетия. Главный вход в храм украшают массивные железные двери, на которых в 1935 году были размещены бронзовые барельефы четырех наиболее почитаемых чешских святых – Людмилы, Вацлава, пражского епископа Войтеха, Хедвики (матери Генриха II Набожного, погибшего в битве с татарами в 1241 году).
Фигуры святой Людмилы Чешской и ее внука Святого Вацлава (в честь которого в 1848 году была названа главная площадь Праги), в чешской истории во многом подобны фигурам княгини Ольги и ее внука Владимира Крестителя в истории христианской Руси.
Людмила и ее муж, князь Борживой I, были крещены около 871 года епископом Мефодием в Велеграде, при дворе Святополка, князя Великой Моравии. Ее внук Вацлав, став князем, активно способствовал распространению христианства в Чехии. И Людмила, и позже Вацлав погибли от рук язычников. Согласно преданиям, Вацлав был убит своим братом Болеславом, который стремился к власти и противился введению христианства.
Вацлав является одним из самых любимых и почитаемых в народе правителей Чехии. После смерти он был канонизирован церковью и стал покровителем Чешской земли. С его именем связаны многочисленные легенды, способствовавшие росту самосознания чешской нации.
Барельефы чешских святых были созданы скульптором Йозефом Аксманом (Josefem Axmanem) из Брна.
По бокам от лестницы, ведущей к главному входу в базилику, установлены скульптуры просветителей славян святых Мефодия и Кирилла, позванных великоморавскими князьями в 863 году из Византии в столичный Велеград для распространения христианства на славянском языке. Именно на земле Великой Моравии была ими создана славянская глаголичная письменность и были переложены с греческого на славянский язык первые христианские книги.
Скульптуры Кирилла и Мефодия создал в 1864 году скульптор Антонин Томаш Бек (Antonín Tomáš Beck) из Кромержижа, по заказу союза читателей из Быстрицы под Гостином.
Вершина Гостина имеет седловидный рельеф с двумя возвышенностями, на одной из которых расположен костел Вознесения Девы Марии, а на другой, чуть более высокой, сейчас находится смотровая башня и ветряная электростанция.
Поросшую дикими травами вершину Святого Гостина по периметру опоясывают два крестных пути, вдоль которых размещены часовенки с картинами, напоминающими верующим основные моменты страданий Иисуса Христа.
Первый крестный путь был поставлен в 1900-1902 годах местными мастерами из Быстрицы и Оломоуца.
Он состоит из 14 разнородных часовен, которые установлены вдоль дороги, проложенной между двумя возвышенностями – от костела Вознесения Девы Марии к смотровой башне и находящемуся рядом старому кладбищу.
Часовни различного размера и формы, не объединенные единым архитектурным и художественным стилем, остро критиковались верующими после завершения строительства.
Поэтому почти сразу же после освящения старого крестного пути, был заказан новый проект.
Проект нового крестного пути был выполнен известным словацким архитектором и этнографом Душаном Юрковичем (Dušanem Jurkovičem) в излюбленном им стиле валашской народной архитектуры.
Душан Юркович прославился своими работами, в которых архитектура органично слита с природным окружением. В своих проектах он широко использовал естественный материал – неотесанный камень, резное дерево с ажурными элементами, цветную черепицу разнообразной формы, поэтому все его работы как будто выходят из древних былин и сказок.
В 1904 году Юркович предложил проект, который удачно вписал архитектурную композицию из 13 часовенок в неровный рельеф открытого пространства холма, северо-западнее от костела. Выполненные из природного камня, часовни как будто поднимаются со склонов, возникая на пути паломников из листвы высоких деревьев.
Часовенки выполнены в форме открытых навесов разнообразной формы, покрытых зеленой черепицей, которые опираются на деревянные стропила, приставленные к каменному фундаменту площадки или выложенной из крупных каменных блоков главной стены, на которой под навесом размещены мозаичные панно, изображающие стояния Иисуса Христа на его пути к распятию.
Часовня XI “Распятие” расположена на отдельной террасе, укрепленной мощной кладкой, на которую можно подняться с тропы по ступеням каменной лестницы.
Художественное оформление всех часовен в стиле декоративный модерн (secese) выполнил чешский художник и график Йожа Упрка (Joža Úprka). К сожаленью, при создании мозаичных полотен была применена новая непроверенная техника нанесения краски на стекло, которая не выдержала испытания суровыми погодными условиями Гостина (между стеклом и асбестовой основой проникала вода, которая со временем разрушала мозаичные плитки). Поэтому из исходных мозаичных панно сохранилось только одно (в часовне XIII), еще два других были сохранены и перенесены в Велеград, чтобы предотвратить их полное разрушение.
Новые панно в 1912-1933 годах выполнил художник Яно Кехлер (Jano Köhler). Яркие красочные мозаичные фрески были им выполнены в реалистическом стиле, передающем индивидуальный характер всех персонажей евангельского повествования о пути Христа на Голгофу. Удачное сотрудничество художника с венской мастерской, изготавливающей керамические фрагменты панно, позволило не только создать выразительные картины со множеством деталей, но и защитить фрески от воздействия неблагоприятных погодных условий.
На задней стороне стены часовни II в 1919 году была размещена памятная бронзовая доска в память молодым воинам, павшим в Первой мировой войне, на которой моравский люд покланяется гостинской Мадонне.
Душан Юркович предложил проекты и других архитектурных строений: большого зала собраний, звонницы, часовни Святых Кирилла и Мефодия, а также построек торговой площади, которая должна была заменить фанерные домики торговцев сувенирами (до сих пор размещенные вдоль лестницы, ведущей к костелу). К большому сожаленью, в сложной предвоенной ситуации эти проекты не были осуществлены. Кроме крестного пути, был реализован только проект малого зала собраний (Jurkovičův sál), в котором проводятся торжественные заседания Святогостинского общества.
Интересно, что канонический крестный путь состоит из 14 объектов, соответствующих 14 стояниям Христа на пути к Голгофе. Крестный путь Юрковича включает только 13 часовен (проект часовни XIV остался нереализованным), последняя 14-ая часовня, имеющая форму ротонды, является общей для старого и нового крестных путей, которые смыкаются в этом месте, у старого кладбища.
Это небольшое кладбище было размещено в 1913 году на возвышенном месте холма так, чтобы своей ориентацией вписывалось в планировку нового крестного пути. Над простыми каменными памятниками возвышается вытесанный из песчаника 6-метровый крест с надписью в память покоящихся здесь членов иезуитского ордена - «Обществa Иисуса», Cвятогостинского союза и “всех волей Господа почивших путников”.
В самой высокой точке вершины Гостина в 1898 году была построена каменная смотровая башня (rozhledna). Годом раньше, при проведении четырехдневных армейских маневров, это место посетил сам австро-венгерский император Франц-Йозеф II, который заложил камень в основание башни и дал позволение назвать ее своим именем.
Рядом со смотровой башней в наше время была построена 30-метровая вышка ветряной электростанции (длина лопасти ветряка – 13,5 метра), снабжающую расположенные на холме объекты электричеством.
С этого места открывается грандиозный вид на многие десятки километров моравской равнины. При хорошей погоде летом от подножия башни стартуют дельтапланеристы.
Дорога, по которой на Гостин въехал Франц-Йозеф, была названа “императорской тропой” (сísařská cesta), она до сих пор доступна для пешего восхождения.
Позже, в 1932 году была проложена асфальтовая дорога, серпантином вьющаяся по склонам холма, по которой туристов и паломников к вершине холма доставляет комфортабельный автобус. Его остановка находится у подножия холма, на окраине Быстицы под Гостином. Для приезжающих сюда своим транспортом, рядом расположена большая автомобильная стоянка (въезд на Гостин для автомашин запрещен).
* * *
Перебираю фотографии прошлых лет, восстанавливая по памяти события наших поездок и пытаясь разгадать причину того особого воздействия, которое каждый раз производит на нас, - людей, скажем так, от церкви далеких, это древнее святое место.
Наиболее сильное воспоминание осталось у нас от вечернего посещения Гостина, которым я хочу закончить свой рассказ.
Приехали в этот день мы в Моравию поздно, быстро забросили вещи в номер уютного сельского пансиона Брусенка, светившегося теплым светом среди безлюдных улиц небольшого селения, и уже через 10 минут были на окраине Быстрицы под Гостином, откуда начинается вьющаяся серпантином асфальтовая дорога на гору. К сожаленью, поздней осенью регулярный автобус, курсирующий к вершине горы, ходит редко, и последний в этот день рейс мы пропустили. До темноты оставалось еще час-полтора, поэтому мы решили добираться на гору пешком, сначала – грунтовой дорожкой, идущий через дачный курортный поселок на нижних склонах холма, потом – тропой, вьющейся по лесистым склонам, и два или три раза пересекающей спираль дороги.
Подъем оказался сложнее, чем мы думали, и когда мы вышли из под сени деревьев на открытое пространство вершины холма, уже темнело.
Впереди нас в быстро опускающейся темноте осеннего вечера лежали пролеты длинной лестницы, ведущей к сияющей в огнях подсветки базилике Вознесения Девы Марии с мозаичным полотном, на котором Святогостинская Богородица парит над синими моравскими холмами в золотом сиянии, опираясь ногами на узкий оранжевый серп полумесяца, а сидящий на ее руках младенец Христос метает на врагов огненные молнии, яркими изломами пронзающие небо и ударяющие в вершины холмов.
Золотые лучи сияния Богородицы и серебряные нити молний ярко светились в отражении желтого света только что зажегшихся и еще не разогревшихся фонарей.
Не очень шумная и в другое время, площадь у костела была совершенно безлюдна. Смешение тусклого желтого света фонарей и медленно угасающего свечения облаков, подсвечиваемых скрывшимся за равнинными полями солнцем, придавал загадочность этим позакатным мгновениям.
Таинственное вечернее освещение как будто оживляло каменные фигуры святых Кирилла и Мефодия, проповедующих с высоких постаментов перед храмом.
Таким и остался в этот раз в нашей памяти Гостин, – органичным смещением прошлого и настоящего: ничем не нарушаемая тишина осеннего вечера, уходящие вдаль силуэты часовен. Проступающие из темноты лики святых старцев. Густеющий туман, поднимающийся над окрестными холмами.
И высоко в небе – яркие следы реактивных самолетов, горящие в последних лучах давно скрывшегося за горизонт солнца.
Карта
GPS координаты: N 49° 22' 41.13"; E 17° 42' 07.18"
Полезные ресурсы
Веб-камеры: внешняя, внутри базилики
Прочесть еще о Моравии
Отредактировано shaf (2014-11-02 01:33:24)