Еще в Москве нам очень рекомендовали Сентэндре для посещения: соблазняли красивыми картинками и буклетами, где в красках расписывалось, как там здорово. Мы решили съездить и посмотреть, как оно там.
На площади Баттяни мы спускаемся вниз по эскалатору, ищем взглядом зеленую вывеску и приобретаем билеты туда-обратно. Билет в оба конца стоит 860, соответственно в один конец – 430 местных денег. Расписание движения поездов висит у кассы и на перроне, будьте внимательны – рядом зачастую висит и старое расписание, на прошлый сезон, и новое – на следующий, поэтому найдите сначала свое! Поезда в Сентэндре идут в 10 и 40 минут каждого часа, обратно – каждые 12 минут.
Внимание! У этой самой пригородной электрички всего 3 пути, поэтому может случиться, что, скажем, в 11.30 с этого пути отправляется поезд до промежуточной станции, а в 11.40 – до конечной, Сентэндре, поэтому внимательно смотрите на табло, какой поезд там стоит. Поезда отправляются точно по расписанию, минута в минуту, поэтому не спешите влезть в вагон, стоящий на вашем пути, а то уедете не туда – наш поезд, например, подошел за 3 минуты до отправления. Еще один ориентир – табличка на лобовом стекле (или как оно там называется) паровоза, на ней, как и на наших электричках, написано, до какой станции идет поезд. Компостировать билеты не нужно – по вагонам ходит контролер и продырявливает билетики. Двери, в отличие от, например, Австрии, открываются сами, а не принудительно.
Едем быстро, но успеваем заметить за окном римские руины – и порадоваться, что не пошли на них смотреть – нечего там смотреть, это точно. Приехали минут через 25. Кругом одни современные дома, и я впадаю в легкую панику – где же обещанное средневековье? Оказывается, чтобы дойти до центра города, нужно пройти мимо первого вагона вашего поезда, мимо вокзала, и пройти прямо по подземному переходу, далее по указателю по небольшой торговой улочке в сторону центра.
С каждым пройденным метром градус аутентичности повышается – домики становятся все меньше и стариннее. Переходим малюсенькую речушку по мостику, рядом с которым растет огромная плакучая ива, и видим турбюро, куда и топаем. Русскоязычных путеводителей там нет, англоязычных мало и не по теме, но хотя бы картой разжились.
И вот уже от турбюро начинается самый настоящий Сентэндре: извилистые улочки, крошечные площади, напоминающие средиземноморские страны, сербские православные церкви гордо возвышаются над городом, а высоко на холме стоят дома зажиточных граждан. В стороне от главных улиц можно выйти к Дунаю, который здесь совсем неспешный.
Очень большой минус городка при всей его очаровательности – толпы туристов, из-за чего хочется сбежать подальше, и это зимой, а представляю, что здесь творится летом. Причем преобладают туристы с Украины, которые, видимо, едут сюда автобусными турами.
Буквально сразу за турбюро – музей марципана, в этом же здании – магазин, где изделия попроще продают. Кроме марципана, из города можно привезти хрусталь (не уверена, что он местный, а не привозной), ручные вышивки (салфеточки, скатерки, даже кофточки, вышивки обалденно красивые и стоят недешево), вязаные изделия (как обычно – шапки, варежки, носки), овечьи шкуры (больше нигде их не видела, так что если нужна – надо брать здесь).
Основная толпа ходит по центральной улице, мы же пробежались по ней до конца, а потом повернули налево и стали подниматься вверх. Там не только нет ни души, но и открываются чудесные виды на раскинувшийся внизу город. Домики здесь – загляденье, а между некоторыми из них расположены маленькие смотровые площадки: может быть, для туристов, только ни одного мы там не видели, а может быть, только для местных жителей (на одной из площадок на нас залаяла собачка из соседнего двора, выглянула хозяйка, увидела нас, помахала нам рукой и ушла, значит, доступ, в принципе, открыт). С некоторых смотровых площадок можно по очень извилистым лесенкам спуститься на главную улицу, только вот с главной улицы этих ступенек совсем не видно – как будто замаскированы.
Согласно путеводителю, Сентэндре богат художественными галереями и мастерскими – их здесь больше, чем где-либо. Мы как-то не прониклись местными музеями и ни в один так и не сходили.
На самом деле, средневековьем здесь и не пахнет: дома на главной площади эдак века 18, а остальные дома – исключительно частная застройка. Обойдя весь город, мы поняли, почему во всех путеводителях, где упоминается Сентэндре, иллюстрацией служит буквально одна и та же фотография: главная площадь и чумной столб на ней, ярко освещенные солнцем – потому что это и есть три так называемых средневековых дома, и, по сути, самый лубочный вид города.
Интересным оказалось посещение местных церквей: большинство их сербские, поэтому и надписи на них ну прямо почти родные. Обратите внимание на Соборную Благовещенскую церковь густого розового цвета. Чтобы посетить сокровищницу церкви и музей во дворе, нужно уплатить 400 фт., правда, когда мы там были, все отчего-то было закрыто. Правда, вечером должна была начаться служба, но ждать вечера сил уже не было.
На обратном пути мы опять зашли в турбюро с целью узнать, открыт ли Музей под открытым небом. Музей представляет собой заповедное место на площади 46 гектаров, куда долгое время свозили образцы народного зодчества и творчества. То есть там, по сути, целая большая деревня с мельницей, водяным колесом, лавками, ну и всем, что полагается. Как мы и думали, в холодное время года (с октября по апрель) он закрыт. Вход, как нам сообщили, в прошлом году стоил 600 фт. (возможно, что в этом будет больше), а идти до него от Сентэндре нужно около 5 км пешком на северо-запад по указателям, или для ленивых – проехать на автобусе № 7 от остановки на северо-западе города.
В общем, впечатление от поездки получилось смешанное: с одной стороны, бурные восторги по поводу этого городка сильно преувеличены, а с другой – впечатление все равно хорошее, поэтому я описала все, как есть, а вы уж решайте, стоит туда ехать или нет.