Я люблю возвращаться. И не только в самые любимые места. Очень часто города, оставляющие в первый раз равнодушными, открываются только при повторном посещении. Это сложно объяснить. В моей голове есть как бы калька с набросками каждого города, в котором я когда-либо была. Каждый следующий раз на этом наброске я что-то меняю – подправляю, дорисовываю, иногда даже стираю. И чем больше исправлений внесено, тем точнее и понятнее набросок, тем роднее и ближе город.
Первый набросок Вероны был каким-то невнятным и нечетким, явно второстепенные детали встали на передний план потому как до чего-то более важного, объединяющего все воедино, я тогда не дошла. Арена, многолюдная Корсо Борсари, кишащие народом пьяццы Эрбе и Синьории, арки Скалиджери, Кастельвеккио, несчастная, начищенная до блеска Джульетта, одолеваемая туристами днем и ночью, томба, дом Ромео…Все как в театре, все для зрителей. Но все же чего-то не хватает, много вымысла, много суеты, много декораций, но нет ощущения настоящего, цельного, дышащего и живущего города. Нет связи между вчера и сегодня, только ворота перед пьяцца Бра, отделяющие аттракцион для туристов от реальной жизни. В-общем, я отправилась искать в Вероне что-то, сама не знаю что)
Первым делом нужно было убежать от образа той Вероны, что прочно врезалась в сознание. Боком-боком обхожу Арену (от нее-то уже никуда не деться), выхожу на via Аnfiteatro и оттуда к церкви Санта Мария делла Скала. Буквально на несколько минут забегаю внутрь – упоительная утренняя тишина режет слух, так что пугаешься собственного дыхания. Благодать. От церкви совсем рядом до Понте Нуово. Там справа, за домами, всего лишь через одну улицу бьется пульс пьяцца Эрбе. Я чувствую его через стены и через расстояние переулков, он манит и пугает, а здесь и сейчас тишина, ни души. Выхожу на мост. Начинает накрапывать дождь. Прекрасно. Это то, что мне сегодня нужно в поисках моей Вероны.
На противоположном берегу Адидже уже ждет меня сонный Сан-Томазо – церковь, запомнившаяся домашней атмосферой. Там внутри, справа в углу детский уголок с расставленными на большом ковре детскими столиками и стульчиками, разложенной бумагой и цветными карандашами. Поистине дом, не только для Бога, но и для людей.
Виа Кардуччи пересекает широкий проспект Interrato de Acqua Morto, что можно перевести как «подземелье мертвой воды» или «подземные мертвые воды». «Наверное, здесь когда-то был канал, идущий из Адидже» - мелькнуло в голове.
За перекрестком с улицей мертвых подземных вод виа Кардуччи продолжается до тех пор, пока не упрется в виа джардини Джусти – цель моего похода сюда. Сама виа Кардуччи со старыми облупившимися почерневшими домами вперемешку со свежевыкрашенными добавляет разнообразие в веронский набросок.