На самом севере Венецианского Каннареджио, рядом с гетто, находится старая площадь Кампо Деи Мори.
Когда то на месте палаццо Мастелли были Fondaco degli Arabi- арабские склады- эо было время активной торговли Венецианской республики с востоком. Именно отсюда пришло имя площади- Деи мори- площадь мавров.
Есть и другое объяснение- палаццо Мастелли принадлежало трем братьям, удачливым коммерсантам, которые приехали в Венецию из Мореа в 1112 году. Мореа- Пелопоннес (хотя иногда говорят Кипр). В Венеции они взяли фамилию Мастелли, их настоящее фамилии никто не знал, и по имени места, из которого они прибыли, площадь стала площадью Мореи- со временем название сократилось до Мори.
Несколько веков палаццо принадлежало семье Мастелли, но странное событие впервые случилось в 1757 году- когда в Палаццо жил нотариус Пьетро Предзато. Неожиданно во всех комнатах палаццо раздался звон находящихся в палаццо пяти колоколов, это повторялось несколько вечеров подряд в один и тот же час- приход местного священника не помог. Был вызван даже экзорцист, который также не смог изгнать якобы вселившегося в палаццо духа.
С тех пор, хотя прошло ни одно столетие,, из палаццо неожиданно начинает доноситься музыка и голоса, через некоторое время все стихает. Народ говорит, что это возвращаются из очередного призрачного похода духи древних торговцев и празднуют удачные торговые сделки.
Ещё одно интересное предание связано с палаццо- на фасаде, выходящем на канал находится барельеф, изображающий торговца с верблюдом. Говорят, торговец и его верблюд исчезают один раз в году- в полночь на Богоявление- чтобы возвратиться на место на следующее утро. (Богоявление связано с явлением Христа язычникам- волхвам с востока- может быть, поэтому и уходит восточный маг по таким важным делам?)
На самой площади стоит три каменных фигуры братьев Мастелли- Риоба, Санди и Афани, четвертый брат- Сьор Антонио Риоба,( имя выгравировано на поклаже, которую фигура несет на плечах).
-Пусть Господь превратит мою руку в камень!- воскликнул Сьор Рьоба. К братьям, известным в Венеции торговцам, о которых шла также дурная слава как об обманщиках и невеждах, но доказательств никто предъявить не мог, все оставалось на уровне слухов, перешептываний- пришла женщина, которая попросила продать её ткани. Они рассказала, что после смерти мужа её достался магазинчик в самом центре Венеции и теперь её придется самой им управлять. Рьоба обрадовался- он понял, что женщина ничего не понимает, и её можно вручить дешевую ткань плохого качества под видом дорогой- потом их никто не сможет упрекнуть- всегда можно сказать, что женщина сама захотела купить именно эту ткань. Он подмигнул братьям- и увидел, что они сами уже потирают руки, предвкушая удачную сделку.
-Это прекрасная ткань, покупатели будут выстраиваться в очередь в ваш магазин- заверял он женщину, подсовывая ей дешевку- пусть Господь превратит мою руку в камень, если я обманываю! –
-Пусть будет так- ответила женщина и протянула Риобе монеты- как только он взял их в руку- монеты превратились в камень, и рука стала каменеть- братья замерли с ужасом на лице- но один за другим как и Риоба, стали превращаться в камень.
-Лжецы и преступники, вы превратились в три каменных статуи- которыми вы и были всегда, не имея ничего человеческого- сказала Святая Магдалена, а это была она.
Нашли три каменных статуи пришедшие на следующий день работники. Все сразу поняли, что это братья Мастелли, которые окаменели в наказание, но позднее стали говорить, что братья исчезли бесследно, а скульптуры всегда украшали здание.
Уже ни один век каменная статуя Риобы плачет в феврале, когда дни становятся холоднее, чем камни. Говорят, если в это время приложит руку к груди статуи, можно услышать, как бьется её сердце.
. И последняя легенда квартала… совсем рядом находится дом известного художника, Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто. Это дом № 3399 на Фондамента Деи Мори.
Прозвище прилипло к художнику, потому что его отец был красильщиком на фабрике.
У Тинторетто было 4 дочери, одна из них. Оттавия, унаследовала отцовский дом, две других- Алтурия и Перина, ушли в монастырь, именно от них стала известна эта история. А касается она четвертой, старшей дочери, Марьетты.
Как-то маленькая Марьетта шла в церковь Мадонна дель Орто на первое в своей жизни причастие, дети должны были ходить в церковь 10 дней на утренние службы, прежде чем получить причастие.
В самое первое утро на пути в церковь Марьетта встретила старую женщину, которая спросил, куда девочка идет. Марьетта объяснила. Ты бы хотела стать такой, как Мадонна? спросила старуха.
-Не смейтесь надо мной, это невозможно!
-Это вполне возможно, ответила старуха- я научу тебя, что надо делать. Вместо того, чтобы читать молитву, держи во рту просфору, потом спрячь ей в одежде и когда ты вернешься домой, спрячь в тайном месте. Когда ты сделаешь так 10 раз и соберешь 10 просфор, я приду и объясню тебе, что надо делать.
Девочка так и сделала. Несколько дней она приходила домой, и складывала просфоры в коробочку, которую потом опять зарывала в саду. Но спустя несколько дней собаки разрыли грядку и коробочка была вытащена на поверхность. Марьетта призналась во всем отцу. Тинторетто, несмотря на глубокую религиозность. Хорошо знал истории, которые рассказывали в Венеции о ведьмах- это был один из способов рекрутировать юных девочек и превращать их в ведьм.
Он решил никому об этой истории не рассказывать, но приготовил большую липовую палку и велел дочери на 10 день ждать женщину у входа и пригласить войти в дом.
Просфоры он велел дочери незаметно положить около алтаря- чтобы священник подумал, что их случайно потерял служка.
Как только ведьма вошла, она получила хороший удар липовой палкой. Но она тут же превратилась в кошку и увернулась – она бросилась дальше в дом, перескакивая с мебели на стены, занавеси. Но очень скоро ведьма поняла, что все потеряно и она не сможет совершить обряд. Тогда она превратилась в черное облако, которое скользнуло ко внешней стене палаццо. В стене возникло отверстие, через которое ведьма ускользнула. Больше никто её никогда не видел. Тинторетто на всякий случай перестраховался- чтобы ведьма не смогла вернуться в дом, он установил на месте отверстия небольшой алтарь с изображением Геркулеса. Его видно на фотографии палаццо- справа от двери, небольшой алтарь с фигурой.
Вот такие истории гуляют вокруг небольшого венецианского квартала…