После того, как до меня на четвертый раз дошла Флоренция и я, наконец, не просто рассмотрела, а влюбилась в этот город, будет несправедливым не рассказать несколько флорентийских историй.
История Флоренции тесно связано с историей её мостов.
На правом берегу Арно в начале Понте Веккьо когда-то стояла поврежденная старинная статуя- никто не знал, кого на самом деле она изображает, возможно, это был какой-то вождь варваров, но флорентийцам хотелось думать, что это статуя Марса и что флорентийцы происходят именно от этого бога.
На этом месте в 1215 году произошло событие, изменившее ход флорентийской средневековой истории.
Некий молодой человек из знатной семьи, по имени- язык сломаешь!- Буондельмонте де Буондельмонти был помолвлен с девушкой из семьи Амидеи.
Однажды, когда он шел по городу, на балкон одного из домов вышла некая синьора Донати со своей дочерью, и крикнула- "Кого ж ты выбрал себе в жены! Я приберегала для тебя свою дочь!".
Молодой человек поднял голову и… влюбился в девушку с первого взгляда. Он тут же оставил свою невесту. Оскорбленные Амидеи, чей дом находился рядом с Понте Веккьо, объединились со своими родственниками, среди которых была могущественная семья Уберти. "Capo ha cosa fatta" -заявили они, согласно Данте- в вольном переводе- "Давайте с этим кончать!"
Несколько человек устроились в засаде, и когда пасхальным утром Буондельмонте ехал по мосту на своем белом коне, на него напали как раз около статуи Марса и изрезали на куски.
Об этом событии в "божественной Комедии" говорится-
"Но ущербный камень, мост блюдущий,
Кровавой жертвы от Фьоренцы ждал
Когда кончался мир её цветущий"
Эти слова и сегодня можно прочитать в северном конце Понте Веккьо.
Мир во Флоренции закончился, и в течении столетия шли междоусобные войны, в городе было неспокойно, и, собственно, это событие стало началом знаменитой войны Гвельфов и Гиббелинов. Конечно, все не так просто, глобально- это было противостояние императорских и папских сторонников, иногда между противоборствующими сторонами заключались временные перемирия и соглашения- но для флорентийцев важнее всего были внутренние дела, борьба за власть в городе.
Тот Понте Веккьо очень отличался от того, что мы видим сейчас.
Мост, который мы видим сейчас, восстановлен после того, как был полностью разрушен наводнением 1933 года. Таддео Гадди поставил с обоих концов по толстой башне, по обеим сторонам моста устроил портики и террасы. А посередине оставил свободное пространство, чтобы горожане могли собираться, обсуждать новости, любоваться рекой. Можно было забраться на одну из террас и оттуда наблюдать за праздниками на реке. На мосту размещались десятки лавочек, лотки, торгующие фруктами, кожевенные и обувные мастерские, мясной ряд, и даже маленькая гостиница с изображением дракона на вывеске. Интересно, что согласно документам, в 1378 году все лавки были сданы в аренду Сальвестро Медичи- двоюродному дедушке великого герцога Козимо.
Понте Веккьо с его площадью, рынком, странноприимным домом рыцарей Гроба Господня, где ночевали идущие в Рим паломники, был настоящим городом в миниатюре.
Мы все, даже не бывая в Венеции, знаем об аква альта- высокой воде, заливающей город. Но мало кто ассоциирует наводнения с Флоренцией. На самом деле город много раз страдал от ужасающих наводнений, когда рушились мосты, и город превращался в груду обломков, а в 1966 году более 200 000 человек остались без крова..
Некоторые заметили странные мистические совпадения- самые сильные наводнения происходили в годы, с повторяющимися последними цифрами- 1333, 1844, 1966.
В 1333 году четыре дня без остановки лили дожди, было впечатление- рассказывают хроники тух лет- что с неба извергались водопады.
Все колокола флорентийских церквей звонили безостановочно- Misericordia!- моля Бога о милосердии.
В Соборе и в церкви Санта Кроче вода поднялась выше алтаря, в Палаццо Веккьо- до середины главной лестницы. Навсегда исчезла в мутном потоке та самая статуя Марса у Понте Веккьо.
А потом поток хлынул в долину, опустошая все на своем пути…
Казалось бы, это произошло много веков назад… после наводнения 1844 года, когда улицы превратились в бурлящие потоки, люди плыли на плотах или брели с факелами в руках по пояс в воде, казалось бы, несчастья города закончились.
С веками усовершенствовалась система контроля воды, были построены специальные сооружения. В 1950 году было официально заявлено, что подобное больше не повторится…
Но в 1966 году на Флоренцию воды Арно обрушились снова. По сравнению со средними веками людей погибло не много, но старики умирали, захлебнувшись водой во сне у себя дома, тысячи домов и магазинов были разрушены, не только вблизи от реки, но и в центре города разносило в клочья лавки и дома. Погибло множество произведений искусства.
До сих пор в нескольких километрах от Арно можно видеть отметки, сделанные на стенах домов- выше уровня глаз- настолько высоко поднялась вода ноябрьским утром 1966 года.
Теперь немного повеселее
Многим известна статуя кабанчика у рынка Меркато Веккьо- с блестящим носом, рыло его блестит, потому что для удачи вы должны потереть его блестящий пятачок. Однажды Ханс Христиан Андерсен написал сказку о бедном мальчике, который забрался на спину кабанчику и кабан умчал его в далекое путешествие.
Но есть и другая история- сказка, которую раньше рассказывали на ночь флорентийским детям:
Кабан с наступлением темноты превращался в красивого юношу- "такого же красивого, как только что нарисованный Святой Себастьян". Однажды в таком обличии он влюбился в девушку. Открыв свою тайну, юноша предупредил, что если она кому-нибудь об этом расскажет, то он никогда не сможет больше её увидеть и навсегда останется бронзовой статуей. Какая девушка сможет удержаться? Она пообещала хранить тайну, но рассказала об этом своей матери… мат поклялась хранить секрет, но- разумеется- рассказала своей близкой подруге- и часа не прошло- об этом узнала вся Флоренция.
С тех пор стоит бронзовый кабанчик у Меркато Веккьо- а люди потирают его блестящее рыльце.
А девушка… она превратилась в лягушку- сказка говорит, что лягушки- это бывшие люди, которые не умели держать язык за зубами!
И ещё одна история.
Я очень люблю бродить утром по Ольтрарно.
Туристы туда забредают не дальше палаццо Питти и садов Боболи, и для меня Ольтрарно- это другая, самостоятельная Флоренция, держащаяся особняком от центральной части. Ещё закрыты ставни старых палаццо, только пробивается еле заметный запах утреннего кофе, хозяева ресторанчиков моют мостовую и выставляют на улицу столики, где-то очень далеко, в деревенской, верхней части поет петух, а в садах Боболи и прочих садах за высокими каменными заборами заливаются птицы.
Если вы перейдете Понте Веккьо, пойдете вверх по Виа Романа,
минуете палаццо Питти, и продолжите подниматься вверх- то очень скоро по правую руку у вас окажется каменный забор с заметным старым садом за стенами, и вы увидите вывеску на старом светлом доме- "Пенсион Анналена".
Пансион Анналена -обычный флорентийский дом со старым садом за высокой каменной стеной. Имя своё он получил в честь Анналены Малатеста, вдовы флорентийского кондотьера Балдуччо д'Ангиари.
В 1441 году Балдуччо попал в немилость к Бартоломео Орланди, который заманил Балдуччо в Палаццо Веккьо и там наемные убийцы отрезали его голову, а тело выбросили из окна на площадь.
22-летняя Анналена ждала мужа в своем доме, который за десять лет до описываемых событий подарил ей Козимо Медичи, взявший осиротевшую девочку под свою опеку.
Она узнала о гибели мужа, услышав крик под окном- "Синьора, Вашего мужа убили в Паладжо (палаццо на флорентийском диалекте) де Синьории, отрезали ему голову а тело выбросили в окно, за то, что он предатель и злодей!"
Два года спустя сын Анналены умер, она постриглась в монахини, а дом свой открыла для одиноких несчастных женщин. Он стал известен, как "Каза Анналена", а эту часть улицы стали называть Джардино (сад) ди Анналена.
Анналена скончалась в своем доме-монастыре в 1490 году.
Кстати, ни в одном другом городе так не гордятся достижениями своих горожан.С того момента, когда - в 13 веке- картину Чимабуэ "Мадонна с младенцем Христом" триумфально пронесли по улицам под барабанный бой. А когда на Виа Торнабуони в августе 1489 года начинали строить палаццо Строцци, некий Флорентийский врач Тибальдо де Росси привел своих детей, чтобы они могли увидеть и запомнить то, что всеь город считал историческим событием. Тибальдо держал сына на руках, и чтобы праздник лучше запомнился мальчику, выдал ему золотые монеты и цветы- разбрасывать в толпе. (Правда есть ещё версия, что Тибальдо в порыве чувств так хлопнул сына по спине- что мальчик свалился с его плеч
Ну, и без истории любви не обойтись..
Многие знают историю Бьянки Капелло- и вариаций этой истории множество- расскажу тот вариант, который запомнила сама.
Родилась Бьянка Капелло в аристократической венецианской семье. В 15 лет она влюбилась в молодого флорентийца по имени Пьеро Бонавентури, который прибыл в Венецию в качестве курьера флорентийского банка. В порыве бурной страсти Бьянка забеременела, любовники бежали во Флоренцию, где обвенчались. Отец Бьянки пришел в ярость от брака с простолюдином, да ещё и побега. Он добился смертного приговора Пьеро от венецианского суда и через посла Венеции потребовал от Козимо Медичи выдачи Бьянки ее семье.
Козимо пригласил пару к себе- и не столько мольбы Пьеро, сколько достоинство и храбрость Бьянки привели к тому, что Медичи разрешил им остаться во Флоренции- при условии, что жить они будут тихо и неслышно. Но.. .во время аудиенции у герцога его старший сын увидел Бьянку. Довольно быстро они стали любовниками- причем Пьеро такая ситуация утроила вполне, он получил палаццо в центре, виллу за городом и приличную должность. Флорентийцы прозвали Пьеро "позолоченный рогоносец".
Франческо же Медичи был человеком незаурядным- сильный, красивый мужчина, да ещё и одаренный ученый, который изобрел бомбу, изучил искусство изготовления китайского фарфора и многие другие вещи.
При этом женщин менял как перчатки, наряду с кучей любовниц успел, простите, трахнуть собственных четырех сестер и двух невесток.
Но.. и на него нашлась управа :
Несмотря на свой образ жизни и брак с Иоанной Австрийской- сестрой императора Максимилиана, с момента встречи с Бьянкой другие женщины для него перестали существовать.
Бьянка не смогла родить любовнику сына- была история с имитацией беременности, когда она выдала за своего ребенка чужой женщины, которая сказали, что её сын умер. Бьянка так изображала родовые муки, что герцог чуть не испортил её все дело, примчавшись со своим врачом. Умирая, один из участников истории покаялся, обман раскрылся, но- никаких претензий к Бьянке герцог не имел! Только лишь отказался от отцовства.
В то же время активно менял любовниц официальный и законный муж Пьеро.. в один прекрасный день у моста Санта Тринита нашли его труп- говорят, что напала на него ночью банда головорезов. Хотя всем было ясно, кто организовал это убийство.
Страсть герцога Франческо и Бьянки не угасала, несмотря на то что их отношения длились около 20 лет… они стали любовниками в 1565 году, в 1579 умерла герцогиня Иоанна (ходили слухи, что отравлена она была мужем, хотя официальная версия - упала и разбилась) и через несколько месяцев герцог и Бьянка поженились- сначала тайно, потом устроив пышную свадьбу…
Все годы они были верны друг другу… но семейная жизнь продлилась недолго, в октябре 1582 года Франческо был отравлен своим братом, кардиналом Фердинандо Медичи. Через 11 дней умерла Бьянка, сказав, что хочет последовать за мужем.
В народе ходили слухи, что Бьянка приготовила отраву для младшего брата и соперника мужа, но по ошибке отраву выпил сам герцог Франческо.. естественно, после этого отравилась и Бьянка.. Умерла она Великой герцогиней тосканской.
Американский писатель Ричард Льюис сказал как-то- "Ты чувствуешь, что Флоренция себя знает, и того, кто в нем живет, он поощряет к тому же". Даже в период моего неприятия этого города- или его неприятия меня?- если ей все же, хоть немножечко, было до меня дело- можно было бесконечно бродить по пустым ночным улицам и проникаться тем духом, который, к сожалению, скрыт днем, когда по улицам, сметая все на своем пути, носятся интернациональные толпы.
Когда-то на рассвете, на Сан Марко в Венеции я вдруг впервые "увидела" базилику Сан Марко- чего так и не смогла сделать в течение многих дней, и застыла с открытым ртом. Флоренция открывалась теплыми осенними ночами или после грозовым сумрачным утром, когда город просто не с кем было делить.
Все фото, кроме черно-белых, архивных- наши (2004-2008-2010 годов)
Отредактировано melodie_del_mar (2010-08-16 21:01:38)