Еще с вечера на мальтийском небе, которое уже начало мне казаться непоколебимо чистым и голубым, стали собираться облака. Это было счастье и хотелось, чтобы оно продлилось хотя бы еще и на следующий день. Первое, что я сделала, когда проснулась – высунула голову в окно, пытаясь увидеть на небе что-нибудь кроме бесконечной голубизны. Увидела и была несказанно этому рада.
Автобус 65 идет от Слимы до Мдины примерно 40-45 минут. Примерно минут за 10 до прибытия в окно появляется воодушевляющий своей живописностью вид города тишины, громоздящегося на возвышенности. Мдина, стала, пожалуй, первым мальтийским открытием для меня. Не похожая на Валетту и Витториозу, да и вообще более ни на один мальтийский город, она совершенно очаровала меня.
Город Мелита был основан еще римлянами. Позднее арабы придали ему «форму», вырыв глубокий ров и обнеся вокруг стеной, при этом переименовав в Мдину (город со стенами). Все, что осталось за пределами крепостных стен стало именоваться Рабатом (пригородом). Прибывшим в 16 веке рыцарям ордена Святого Иоанна не понравилось месторасположение Мдины внутри острова, им нужен был город у моря, где они могли бы пришвартовать свой флот. Поэтому столица острова переехала в Витториозу, а Мдина превратилась в Citta Vecchia, просто старый город, однако, сохранивший свой суверенитет. Каждый раз, когда избирался новый Великий магистр ордена, ему символически вручали ключи от ворот города как бы подразумевая «вы всегда можете войти, но вы должны помнить, что вы всего лишь гость, которому доверили иметь ключи». В конце 17 века Мдина очень сильно пострадала от землетрясения и была фактически заново отстроена и восстановлена, хотя в городе очень часто возникает ощущение, что он гораздо древнее, чем 300 лет, в нем сохранилось что-то арабское что ли, какой-то древний дух.
Мдина всегда была и остается резиденцией знатных и старейших мальтийских родов, о чем говорит большое количество palazzo - Санта-София, Фольцон, Тестаферрата, ц Гато-Мурина , Шара , Констанцо , касса Ингуанес и т.д. Сейчас в городе проживает около 400 человек, некоторые из которых являются потомками знати, приживавшей здесь в течение многих веков. Особую средневековую атмосферу городу придает то, что здесь практически нет транспорта, ведь ездить на автомобиле внутри города могут только местные жители и то не всегда и не везде.
Захожу в город через главные ворота и сразу же спешу в Собор.
По преданию, первый Кафедральный собор Мальты стоял на этом же месте, был посвящен Богородице, но его разрушили мусульмане. Норманны выстроили новый и посвятили его Святому Павлу. В 1693 он был разрушен землетрясением, как и почти весь город, а потом снова восстановлен в 1702 году.
Собор посещается по единому билету вместе с музеем. Кассы расположены в здании музея рядом с собором (с пон.по суб.с 9.30 до 11.45 и с 14.00 до 17.00, воск. с 15.00 до 16.30, стоимость – 2,5 евро).
Покупаю билет и иду сначала в музей, расположенный в барочном дворце на Архиепископской площади. Фотографировать внутри нельзя. Среди экспонатов – живопись, книги, монеты, посуда, одежд священнослужителей и т.д.
Потом направляюсь в сам Собор. Там более всего мое внимание привлекает пол, похожий на пол в Соборе Святого Иоанна в Валетте с погребальными плитами и гербами.
После посещения Собора иду гулять по безмолвным улочкам старой Мдины.