День пятый, 2 июля, пт
На пятый день мы наметили Монтжуйк и район Борна в Старом городе. Утро начали с Монтжуйка. На эспланаде, идущей от пласа Эспанья до Национального музея каталонского искусства не работал ни один фонтан – видимо, экономили воду к вечернему шоу. Свернули в гости к Мис ван дер Роэ – павильону Германии для Всемирной выставки 1929 года. Там ещё не было ни души. Это новодел: после выставки здание снесли, но заново отстроили к 100-летию знакового архитектора XX века. Да и сам дом знаковый. Как палладианская Ротонда в Виченце породила дома с колоннами под портиком по всему миру, от Капитолия в Вашингтоне до распоследнего ДК на бескрайних провинциальных просторах СССР, так и это подчёркнуто простое здание Мис ван дер Роэ в Барселоне – своего рода решительное "нет!" вычурности недавнего модерна, породило повсеместное царство простого стекла. И хотя царство это со временем выродилось в повсеместную унылость, его скромный одноэтажный прототип – как это часто бывает, до сих пор способен вызывать восхищение чистотой линий, он по-прежнему свыглядит вежо, оригинально, и даже изысканно. Поднявшись на поддиум перед павильоном, можно запросто заглянуть внутрь - знаменитые барселонские кресла Роэ по-прежнему на месте, а танцующая нагая девушка по-прежнему готовится нырнуть в бассейн... Ещё одно, наряду с Саградой Гауди, стародавнее студенческое воспоминание от пролистывания журнала "Архитектура СССР".
Ещё накануне я не хотел идти в Испанскую деревню. Её отстроили ко всё той же выставке 1929 года. Просто копии. Собранные вместе, они как бы должны дать эскизное представление об Испании. Но зачем смотреть эскиз? Оригиналы всегда лучше. К тому же, как читал, тут всё насквозь коммерциализированно - лавки, бутики... Всё так, однако Испанская деревня мне неожиданно понравилась. Испания в миниатюре получилась идеально красивой. Мы провели тут добрых полтора-два часа.
Очень приглянулась вот эта улочка.
Приглянулась столбиками, на каждом из которых в качестве ручки красовались разного рода выразительные бронзовые фигурки.
Отдохнув в Испанской деревне, мы направились во МНАК. От его подножия открывается великолепный вид на Барселону. С бокалом чего-нибудь холодненького в мягких, с пупурышками, удивительных по ощущению креслах тамошнего бара здесь можно запросто на ветерке просидеть и полдня.
Но нас ждал МНАК. Особенно меня привлекала, конечно, встреча с Каналетто )) Вот он – "Прибытие Бучинторо в День Вознесения".
И хотя Каналетто, как всегда, очень хорош, рассказать мне хочется не о превосходной коллекции западноевропейской живописи из собрания Тиссен-Борнемиса, а о неожиданных открытиях в Отделе романского искусства. Некоторые утверждают, что там смертельная скука. Напротив. Вот, казалось бы, хорошо знакомая фигура – евангелист Марк. Кто был его непременным спутником?