День четвёртый, 01 июля, чт
На четвёртый день, чтобы отдохнуть от Барселоны, мы покинули город и рано утром уехали со станции Пассеч де Грасия поездом в Фигейрос. На обратном пути мы рассчитывали заглянуть в Жирону...
Фигейрос и Жирона – два небольших каталонских городка по соседству. Оба – предмет паломничества всякого русского, приезжающего в эти края. У обоих масса как поклонников, так и противников. Мне показалось, что в Фигейросе туриста поболе. Наверное, это ошибочное восприятие: в Жироне турист растворяется в городе, в Фигейросе его концентрация в районе Дома с яйцами зашкаливает, а так турист как-то малозаметен. В Фигейрос я ехал из любопытства к Дали, в Жирону - скорее попутно, с сильным опасением, что то будет пустая трата времени. В результате своё любопытству к "великому безумцу" я удовлетворил сполна - "галочка" поставлена, зато к списку приятных, ненапряжных и живописных городков добавилась Жирона.
Дали – мастер неоднозначный. Конечно, это имя, бренд. Он скандален, необычен, он сделал из своего имени и творчества некий миф с сильным налётом столь нелюбимой мной гламурности. Как виртуоз самопиара Дали выше всяческих похвал. Дали – актёр. Неслучайно фигейровский Дом с яйцами носит название театр-музей. Массовых восторгов по его поводу не разделяю. Тамошние экспонаты показались мне халтурой, слепленной на скорую руку. Это не искусство. Это перформанс. Маленький музейчик Дали в парижском Монмартре несравним по ценности. Там – действительно встречается искусство, каким бы спорным оно ни было у Дали по сути.
В Доме с яйцами Дали дурит своего зрителя, подсовывая тому многозначительные пустышки. Заинтригованный необычностью формы, благодарный зритель подолгу зависает перед ними, видимо, пытаясь ответить сам себе на вопрос - не дурак ли я? Он отчаянно пытается найти смысл там, где смысла нет никакого. Признавать отсутствие смысла не хочется. Признаешь – получается, что дурак. Остаётся искать кошку в тёмной комнате. Кошка давным-давно смылась, а мозх отчаянно ворочает килобайтами, поскольку в книжных магазинах стоят террабайты умных мыслей, объясняющих, какой Дали великий и что он не для средних умов. Но за всей этой многословной псевдонаучной искусствоведческой белибердой просто стоят большие деньги. Дали сумел продать себя миру. То, что мир купился – проблема не Дали. Остаётся ответить на деццкий вопрос: какого чёрта я сам потащился в Фигейрос?
В Доме с яйцами продаётся книжка "Театр-музей Дали в Фигейросе", включая издание в русском переводе, его же при желании можно запросто найти в инете. Объёмистая книженция - 200 стр. "Каждый человек должен воспринимать музей как законченное произведение искусства наподобие текста Раймонда Русселя, изобилующего информацией, но полностью лишенного подробных объяснений. Иными словами, каждый может делать из увиденного выводы, наиболее близкие его психике и космогонии", - пишут авторы. Выводы, близкие моей психике и космогонии, из посещения театр-музея Дали я обозначил, несогласные могут воспользоваться космогонией профессиональных интерпретаторов. Удачи в поисках сбежавшей кошки! ))
Так что, осмотрев Дом с яйцами, мы тут же смыслись из Фигейроса – не оставшись даже на обед. Городок как таковой не производит никакого впечатления – таких много. Убери Дом с яйцами, вряд ли сюда потянется массовый турист. А вот Жирона оказалась на редкость живописной. Совершенно замечательный рассказ об этом городе разместила на форуме melodie_del_mar, рассказать больше и интереснее, чем она, вряд ли удастся – оказывается, мы заглянули сюда неподготовленными, ограничившись обычным путеводителем, в которых есть общие сведения, но нет разного рода "вкусностей", коими так полон рассказ Юли. С её разрешения все свои фото, как-то дополняющие юлино повествование, я выкладываю в её тему – Жирона и её легенды .