Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Барселона: первый блин...


Барселона: первый блин...

Сообщений 101 страница 110 из 182

101

Arial написал(а):

плоды уже жаждали отправиться нам в рот...

Неправда Ваша. Им хотелось немного раскиснуть и в прохладную землю. И чтобы поливать не забывали по два раза каждый день.

0

102

То, что я вижу на фото, не имеет никакого отношения к модернизму - это модерн... :huh:

Сама себе и отвечу, видно эту часть истрии архитектуры я прогуляла, и то, что каталонский модернизм тоже модерн - для меня открытие...

Отредактировано Ёлка (2010-07-24 13:52:33)

0

103

Arial написал(а):

В Сasa Vallet-i-Xiro уж очень приглянулась дверь в парадный подъезд

Дверь совершенно потрясающая!

Arial написал(а):

самым приятным подарком стала открытая дверь в вестибюль

А как ты узнал, что она открыта?

Arial написал(а):

Как бы я хотел оказаться в этом изящном царском чертоге в какое-нибудь солнечное утро

Очень интересно было бы посмотреть, как там играют краски :).

0

104

AlinaT написал(а):

А как ты узнал, что она открыта?

Она просто была открыта и всё ))

AlinaT написал(а):

как там играют краски

а можно просто пить кофию ))

alckon написал(а):

И чтобы поливать не забывали по два раза каждый день

у меня сложилось впечатление, что в Испании к каждому дереву подведено индивидуальное орошение. А в городах так у корней деревьев трубки торчат - поливалки зря воду не брызгают, которая тут же и высыхает. Это у нас все сейчас кричат про экстремальное лето (и это в зоне-то традиционно рискованного земледелия!), а мелиорация в полном загоне. Отечественный аграрий отчего-то думает, что помидор обязан вырасти сам по себе и поливать (читай - вкладывай в мелиорацию) – "непрофильные вложения" ))

0

105

*/ продолжение

Барселона – это Гауди. Так думает большинство. Гауди – это Саграда Фамилия, парк Гуэль, дома Мила, Баттло и Висенс. Гауди нам прожжужали все уши. Гауди, Гауди, Гауди!.. Гауди – икона, на которую принято молиться. Две других звезды каталунского модернизма незаслуженно находятся в тени, это Доменек-и-Монтанер и Пуч-и-Кадафалк. Я даже не уверен, как правильно их называть: в разного рода одинаково авторитетных книгах встречаются совершенно разные написания. В свою очередь эти три монстра породили немалое число талантливейших архитекторов второго плана, имена которых приходится постоянно сверять со справочниками – настолько они не на слуху.

Если о Гауди написаны тибидабо книг и статей, то попробуйте найти что-нибудь более пространное о Доменеке-и-Монтане и Пуиге-и-Кадафалке?  Отдельных книг и альбомов на русском нет, в лучшем случае отыщутся сухие биографические справки типа Википедия(с). Позавчера я был в «Библиоглобусе»: о Гауди лежат четыре превосходнейших альбома и несколько книг попроще, о Доменеке-и-Кадафалке – ничего. Я навёл справки в интернете: о нём существует лишь одна солидная монография (уж и не знаю, на испанском или каталонском – не владею одинаково). Между тем, после поездки в Барселону потребность узнать побольше о том, кто меня лично поразил сильнее, чем Гауди, только нарастает.

Почему? Потому что, мне кажется, мы довольно поверхностно смотрим на произведения знаменитых барселонских модернистов. Мы смотрим, смотрим даже внимательно, но… не видим. Нам не хватает знаний. Архитектура – как застывшая музыка. Расхожий штамп. Предлагаю новый: архитектура как застывшая идеология. Я разделяю подход Веллера: невозможно понять произведения искусства вне контекста эпохи. И каталонский модернизм довольно любопытен с этой кочки зрения. На камнях Эшампле написана политическая история Барселоны. Мы проходим мимо этих камней, не считывая информацию. Мы восхищаемся внешним, оставаясь равнодушными к тем внутренним знакам, что нам в изобилии подаются. В изощрённом декоре мы видим только лишь декор. А за декором стоит идеология, общественно-политические взгляды архитекторов, которые вполне разделяли мнение актуального до сих пор лозунга – его мы увидели на ступенях Монтжуйка. Только одни пишут лозунги на заборах – до ближайшей покраски, другие строят лозунги – на века.

http://photos.streamphoto.ru/7/6/4/a061812558c3528d5cbb609efab89467.jpg

Возьмём хотя бы пресловутое "яблоко раздора". Три знаменитейших дома: каса Льео Морера, каса Аматльер (Амалье) и каса Баттло (Батлльо). Соответственно Доменек-и-Монтанер, Пуч-и-Кадафалк и Гауди. Соответственно, 1905, 1898 и 1904.

http://photos.streamphoto.ru/9/3/b/b0980b8218f6d384f1684cd74381ab39.jpg

Три совершенно разных идеологических послания. Чтобы их прочитать, надо знать хотя бы вчерне местную историю и биографии строителей. "Славянофил", "западник" и безродный космополит, помешанный на богоборчестве... ))) Великая троица писала одними чернилами ("модерн"), но каждый кричал о своём.

Доменек-и-Монтанер был каталонским "славянофилом" до мозга костей. Буквально в каждом его творении можно наткнуться на прямые отсылы к его известной статье "В поиске национальной архитектуры" от 1878 г. "Только общества без твёрдых чётких идей, связывающих прошлое и настоящее, без веры в будущее – только такие общества не могут запечатлеть свою историю в памятниках", - писал он.

+1

106

В отличие от Гауди, Доменек-и-Монтанер был светским человеком в самом широком смысле. Он родился в Барселоне в семье переплётчика и обладал многочисленными талантами помимо чисто архитектурного: превосходный чертёжник, историк архитектуры и её многолетний преподаватель в Барселонской школе архитектуры, издатель роскошных книг класса люкс и книжный дизайнер. С 1890 года он активно увлёкся политикой. Причём, политикой Доменек-и-Монтанер – не бросая практической архитектуры, занимался всерьёз, профессионально. Это был влиятельный политик националистического толка. Он председательствовал на заседании Союза каталонистов, которое в 1892 году в городке Манрессе разработало основы каталонской конституции. В 1901 году его избрали в мадридский парламент от Регионалистской лиги, из которой спустя три года он вышел, сочтя партию слишком консервативной. Апофеозом его каталонизма стало здание Палау де ла музыка каталана – Дворца каталонской музыки, построенное по заказу хорового общества "Каталонский Орфей". Интересно, что когда "Орфей" чисто материально дозрел до возведения своего собственного концертного зала, то никакого "тендера" не проводилось: изначально рассматривалась только кандидатура Доменека-и-Монтанера – чистого и правильного каталонского патриота.

Денег у "орфистов" было в обрез, их хватило лишь на небольшой участок земли на границе Старой и Новой Барселоны. Почему "Орфей" не стал строить где-то в новых кварталах, где можно было бы развернуться и показать"товар лицом", доподлинно неизвестно. Возможно, сказалась чисто прозаическая причина – большинство хористов (а их были сотни) проживало поблизости. Доменеку-и-Монтанеру участок показался крошечным, но идея возведения дворца-пропагандиста национальной музыки была столь для него лично увлекательной, что он превзошёл сам себя – создал совершенно роскошное здание, втиснув его в самую плоть старой Барселоны. Для Доменека Палау де ла музыка стал делом жизни, квинтэссенцией всех его многолетних размышлений и мечтаний об истинно каталонской архитектуре.

http://photos.streamphoto.ru/9/c/d/3607b75f9526a4e420cb79d8a0836dc9.jpg
Фото из путеводителя по Музею каталонской музыки.

Вот – кирпич. Барселонский высший свет не любил голый кирпич. Свои дома буржуа предпочитали оштукатуривать, оцивилизовывать. В барселонском гламурном сленге тех лет словечко "totxo" означало примерно то же, что ныне у нас подразумевется под "лохом". Доменек выбрал голый кирпич. Кирпич делают из глины, глина – порождение каталонской земли, земля эта – земля родины, предков. Это же идеология в чистом виде! ))

http://photos.streamphoto.ru/6/f/4/2622320d8ebe7fbec47a896ad6bbf4f6.jpg
Фото из путеводителя по Музею каталонской музыки.

Дальше – больше. Простое кирпичное здание Доменек-и-Монтанер буквально напичкал каталонским символизмом. Получилось "говорящее" здание, патриотический манифест в кирпиче, мозаике, скульптуре, витражах и остальном декоре. Наиболее просто этот посыл прочитывается в угловой композиции работы Микеля Блая. Нимфа – покровительница народной песни в окружении хористов-простолюдинов под верховным покровительством св. Георгия. Каталунский вариант родного мотива про то, как "нам пестня строить и жить помогает!" ))

0

107

Сложнее с огромной мозаикой Луиса Бру в верхней части фасада – она так высоко, что с земли её практически не разглядеть. Мозаика изображает распевающий гимны хор на фоне гор, отчётливо намекающих на каталунскую святыню – Монтсеррат. Посреди хора на троне, спинка которого украшена покрывалом в цветах каталонского флага, сидит некая дама. Дама проницательно смотрит в глаза потенциальному зрителю и держит прялку. Кто она? Чего она делает на этом празднике жизни? Что она безостановочно ткёт?

http://photos.streamphoto.ru/f/e/7/b2529e5888e7e7d85c1a5da23b6a87ef.jpg
Фото из путеводителя по  Дворцу каталонской музыки

http://photos.streamphoto.ru/f/9/2/9a0ae70ce5428bd5f8e60339d834329f.jpg
Фото из путеводителя по  Дворцу каталонской музыки

"Из традиций и надежд прядёт она знамя для молодых, ткёт свадебную фату из золотых и серебряных нитей детства. Ткёт, взрослея, будучи взрослой, уходя." Эта словесная абракадабра (на каталонском, наверное, она звучит более осмысленно и музыкально) – "Балангеры", стихотворение Жоана Альковера на музыку Амадеу Вивесом, о каталонском гении, что прядёт будущее. Так что мозаика на фасаде – это нравоучительная патриотика на тему, что "Каталонский Орфей" делает правое дело.

Осмотреть Палау де ла музыка снаружи и просто, и непросто. Просто – потому что под полный стеклянный колпак здание ещё не упрятали. Непросто – потому что оно по-прежнему зажато в старом квартале. Ему не хватает простора площади. Внутрь Палау можно попасть двояким способом: либо купить экскурсию, либо купить билет на концерт. На концерт нам попасть не удалось, но на экскурсии там мы побывали.

Сначала тебя четверть часа маринуют в тёмном зале на просмотре фильма об истории Палау, чередуя короткометражку восхищенными вставками из интервью всяких мировых оперно-джазовых звёзд, потом наконец приводят в знаменитый концертный зал – сначала в партер, а потом и на балкон, после чего демострируют фойе на втором этаже и вежливо выгоняют. С момента, когда ты переступаешь порог Палау де ла музыка, фотографировать внутри категорически запрещено. За этим следят очень бдительно. Это единственный снимок внутри Палау, который мне удалось сделать: в ожидании экскурсии мы пили кофе в баре фойе и я отщёлкнул чисто пристрелочный кадр, наведя фотоаппарат на ближайшую колонну – ко мне тут же подошёл охранник...

http://photos.streamphoto.ru/a/8/5/b2b318dc42ce48a0e1ccb64fff26458a.jpg

Я спокойно отношусь к запретам на фотосъёмку в картинных галереях, где фотовспышка может вредить краскам полотен, но в Лувре, Прадо, Уффици я фотографировал совершенно открыто на глазах смотрителей. Замечательный Музей каталонского искусства в Барселоне просит своих посетителей не пользоваться фотовспышкой, не запрещая самих съёмок. Палау де ла музыка, где внутри нет, кажется, ни одной картины, ввёл тотальный запрет на фотосъёмку. В том нет никакого смысла: керамике и камню фотовспышка не вредит. Понимаю: открыточки, альбомчики и протчая сувенирка. Но если честно, я просто не помню,  есть ли в фойе Палау нечто вроде сувенирного бутичка – кажется, его там нет. Альбом про Палау я купил во ФНАКе. Могли бы в конце-концов торговать правом на фотосъемку – как это кое-где практикуется. Так что никаких фото внутренностей Палау у меня нет – всё взято либо из инета, либо с того самого альбомчика. Нет даже толковых наружных фотографий: всё, что выше первого этажа, снимать толком в узких створах прилегающих улочек практически невозможно. Так что проследуем на экскурсию по Палау вслед за тайными фотографами, рискующими быть выведенными под белы ручки с концерта...

0

108

Сказать, что концертный зал поражает – значит ничего не сказать. Это буйство фантазии, изощрённое декорирование ввергает в ступор.. Кажется, что здесь нет ни малейшего квадратного сантиметра, который был бы предоставлен сам себе. Это какой-то апофеоз украшательства. Однако это вовсе не украшательство ради украшательства, тут всё подчинено всё тем же идеологическим посылам современникам и потомкам.

http://photos.streamphoto.ru/9/6/5/4db6f7955e5c44f5c49cdb45a553e569.jpg

До непосредственного прихода в этот зал в памяти в первую очередь всплывал знаменитый плафон. Он действительно восхитителен. Я сидел прямо под ним и, задрав голову, смотрел прямо в пекло раскалённого солнечного светила. Обычно, изображая "небеса", художник изображает сонм ангелов. В плафоне Палау роль ангелов выполняют хористки "Каталонского Орфея" – чем не намёк на его богоугодность?

http://photos.streamphoto.ru/f/7/5/3ccb6f895d5d75690375907c91aac57f.jpg

Палау де ла музыка – это не театр, это концерный зал. Здесь нет сцены, занавеса. Роль своеобразного "занавеса" играет скульптурная часть просцениума, выполненная из белой мягкой и лёгкой пемзы, укреплённой скрытой металлической арматурой – вот и ответ, отчего вся эта чрезвычайно громоздкая "лепнина" не падает. Просцениум задаёт слишком много вопросов. Слева – массивный бюст Клаве (попробуйте погуглить на предмет кто это такой? )) Рунет глух и нем насчёт Хосепа Ансельма Клаве, в испано-каталонской части инета кое-что может и найтись.

http://photos.streamphoto.ru/9/6/b/6c472a8c6a6f763d06d6882371490b69.jpg

Клаве – музыкальная икона старой Каталонии, композитор, хорист, пропагандист народной музыки. "Каталонский Орфей" как раз и создавался для распространения его музыкальных идей в обществе. Бюст стоит под древом, с пьедестала сыпятся цветы, три девицы с блаженным выражением лиц прикорнули у подножия бюста: одна сплетает цветы в гирлянду, другая заплетает собственные волосы, третья любовно няньчит какую-то зверушку, напоминающую то ли собачку, то ли овечку. Всё вместе – это хит Клаве "Майские цветы".

Вот этой благостной народной пасторали противостоит правая часть просцениума.  Две массивные дорические колонны подпирают небеса, с которых в сторону бедного Клаве и невинных девушек несутся оседлавшие пегасов грозные вагнеровские валькирии, потрясающие мечами, щитами и пугающе воющие. И что самое интересное: меж двух колонн примостился бюст Баха. Ну, примостился и примостился... Бах – это музыка, почему бы ему и не быть во Дворце Музыки? Вот только его голова отчего-то заметно меньше головы каталунской звезды Клаве, а сам бюст Клаве поднят резко выше бюста Баха. Настолько выше, что каталонец высокомерно, сурово и чуть насмешливо взирает сверху вниз на того, кто олицетворяет в этом зале мировую музыку – испуганный Бах прячет глаза, уткнув взор вниз. Утверждают, что проект просцениума принадлежал самому Доменеку-и-Монтанеру. Чем не пестня каталонскому шовинизму?

Наконец, посмотрим на потолок, обрамляющую световой плафон – Доменек-и-Монтанер буквально утыкал его массивными розами, действительно сильно напоминающими розочки от приторно сладкого кремового торта, ну а я всё опять про политику: красная роза – национальный цветок Каталонии. Государственный цветок. Его дарят в местный государственный праздник.

http://photos.streamphoto.ru/e/1/4/1ad1bd1f836d8e27ad71f31ecae2d41e.jpg

И эти розы повсюду – на потолке концертного зала, на потолке парадного вестибюля, в арках колонн, в капителях. Конечно, в декоре Палау масса и других цветочкоф, но более всего тут именно пунцовых каталонских роз.

http://photos.streamphoto.ru/7/f/0/186c8b292709a1751d4ee3911e87c0f7.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/6/d/8a366ed21b2a98cbe4af125b0fa93d6c.jpg

Не говоря уж о каталонском гербе, коим украшены витражи окон и дверей.

http://photos.streamphoto.ru/d/6/4/b9c3efca4fcf75c1c8ffc13ea928946d.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/c/3/c6715abaf8ec768fac0b60c8dd2fd3cc.jpg

Пишут, что на торжественном открытии 9 февраля 1908 года сам архиепископ благословил Палау, хор исполнил патриотические хиты Клаве и Миллета, а политики произносили взволнованные речи. Все пели аллилуйю любви Доменеку-и-Монтанеру, но его в зале не было – он не пришёл, демонстрируя недовольство задержкой гонорара со стороны "Каталонского Орфея" – а ведь архитектор-патриот и так умерил свои запросы на четверть против первоначально оговорённого. На следующее утро барселонская пресса билась в истерике. В истории города ещё не было случая, чтобы творение барселонского архитектора было принято сразу, безоговорочно восторженно и на ура. Ажунтамент города присудил Доменеку-и-Монтанеру премию за лучшее новое здание за 1908 год...

Но не прошло и десяти лет, как Палау де ла музыка стали называть в Барселоне не иначе как "дворцом каталонского барахла", все жаловались на его ужасающую акустику, а новая волна барселонских архитекторов – представьте себе, и вовсе требовала его снести – как "воплощение умершего стиля, который никогда не воскреснет"... А сегодня, спустя всего лишь столетие, все снова в восторге и Палау де ла музыка – общепризнанная классика, последнее великое произведение великого каталонского модернизма, наконец,  это просто очень красивое здание. Что думают каталонцы, приходящие сюда на концерты – если они сюда, конечно, приходят, доподлинно неизвестно. О чём они думают, сидя под тяжёлыми гипсовыми розами? Фиг его знает. Но известно, что 10 июля с.г. – к счастью, в это время мы были уже в Андалусии, в Барселоне прошла полуторамиллионная антимадридская демонстрация. Для 5-миллионой (вместе с пригородами) Барселоны 1,5 млн демонстрантов – это "практически все". Дело Монтанера-и-Доменека живёт и процветает а мы всё – ахх, охх! ))

___________________________________________________________________________
Все фото в посте из путеводителя по Дворцу каталонской музыки

0

109

Arial написал(а):

Что думают каталонцы, приходящие сюда на концерты – если они сюда, конечно, приходят, доподлинно неизвестно.
О чём они думают, сидя под тяжёлыми гипсовыми розами?

Доподлинно известно, что десятки европейцев едут сюда на 1-2 дня, на определённый концерт. Не Вена и не Зальцбург конечно, но место бойкое.

Доподлинно известно, как решили подобную гипсовую проблему лужковские - в Большом не будет гипса. Повсеместная замена гипса на папье-маше, якобы, удешивит работы, улучшит аккустику театра и снизит нагрузку на подземные помещения. Гаражи и тут победили. Того, "старого" Большого, больше нет и не будет.
Нам бы сюда сотни три каталанцев...

Отредактировано alckon (2010-07-25 11:43:00)

0

110

..."хорошо излагает, собака. Учитесь Киса"....

Да. Очень хорошо.
И я полностью согласен с оценкой творчества Монтанера... Кадафальк меня немного меньше зацепил, но я и видел в 3 раза меньше вашего... О дворце Каталонской музыки смотрел только фильм... и тот меня поразил... Очень жаль, что не видел собственными глазами, да еще с такими деталями... А доведется ли еще попасть в Барселону...........................

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Барселона: первый блин...