Поехала в Италию в четвертый раз. Третий раз в апреле – это мое любимое время – все цветет, достаточно тепло, туристов еще не так много. А в этот раз моя поездка совпала с “Культурной неделей”!
Посетила кроме Флоренции и Рима Сиену, Орвието, Витербо и Браччано.
С самой своей первой поездки в Рим я старалась следовать советам Стендаля. Это было и есть, конечно, трудно, так как классик не наезжал в Рим на неделю раз в год, а просто селился там, на долгие месяцы. Тем не менее, стремление посетить все места, им отмеченные, в путевых записках остается. Наиболее доступный в наше время путь – побывать в базиликах и церквях, чего нельзя сказать о палаццо, во многие из которых простым смертным нету доступа (заняты посольствами, госучреждениями и т.д.)
Итак, Стендаль считал обязательными для посещения 24 самые замечательные церкви Рима:
1. Собор Святого Петра
2. Пантеон
3. Санта-Мария Маджоре
4. Сан-Джованни-ин-Латерано
5. Сант-Андреа-делла-Валле
6. Санта-Мария-дельи-Анджели
7. Санта-Мария-ин-Арачели
8. Сан-Паоло-фуори-ле-мура
9. Санти-Апостоли
10. Сант-Агостино
11. Мадонна-делла-Паче
12. Церковь Капуцинов
13. Сан-Карло Катинари
14. Сан-Клементе
15. Сан-Стефано-Ротондо
16. Сан-Грегорио на Целийском холме
17. Иль-Джезу
18. Сант-Игнацио
19. Санта-Мария-делла-Навичелла
20. Санта-Мария-дель-Пополо
21 Сант-Онофрио
22. Сан-Пьетро-ин-винколи
23. Санта-Прасседе
24.Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура
В пяти церквях из этого списка еще не была.
В Риме каждый раз открываешь для себя много нового и часто заходишь в места, которые вовсе не планировались, просто так складываются обстоятельства.
Немного расскажу о некоторых церквях из вышеупомянутого списка, самых известных и посещаемых не буду касаться.
Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура (San Lorenzo fuori le Mura) находится вдали от туристических троп, но она стОит того, чтобы поехать туда специально. Это - одна из семи паломнических церквей Рима, построенная в 580-е гг. на месте захоронения святого Лаврентия. В 13 веке к древней церкви был пристроен более масштабный романский храм. Во время 2-й мировой войны фасад был разрушен и восстановили его в 1949 году.
В нижней церкви (то, что осталось от древней) бесподобные мозаики. Но, к сожалению, их не удалось сфотографировать. А когда уже вернулась, прочла в журнале “Итоги”, что:
“В многолюдном римском квартале Тибуртино в непосредственной близости от кладбища Кампо Верано, что в нескольких минутах ходьбы от станции метро Policlinico, затерялась католическая базилика Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура. Уже на протяжении нескольких столетий, подчиняясь заведенному распорядку, смотритель храма ровно в 7.30 утра распахивает двери. Паломники со всего мира рассматривают в деталях ее убранство. Особое их внимание привлекает базальтовая плита, на которой якобы запечатлены отпечатки ступней Спасителя. Наверное, поэтому мало кто замечал странную деталь - барельеф чаши, притаившийся на стене ниши, что находится в небольшой комнатке со сводчатым потолком. Внутри ниши покоятся человеческие останки. Над этим погребальным ложем как раз и изображена загадочная чаша. По мнению Альфредо Барбагалло, это прямое указание на то, что в подземельях церкви и находится священный Грааль. "Собирательный образ искомой реликвии, который я составил по историческим материалам, абсолютно совпадал с рисунком, нанесенным на стену", - рассказал исследователь "Итогам". Аргументируя свою позицию, он сослался вдобавок на проведенную им в течение двух лет работу по изучению иконографии внутри базилики, нескольких мозаичных полотен и фресок с изображением чаши. К тому же, по словам энтузиаста, в некоторых письменных источниках, где упоминается Грааль, описывается система катакомб, в которых могла быть спрятана реликвия, и профессор считает, что церковь Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура точно подходит под эти описания.”
Церковь Санта Прасседе (Santa Prassede) – одна из самых любимых. В этот раз попала туда на концерт органной музыки. Зашла накануне и увидела объявление. Играл органист Винченцо де Григорио. Была большая программа. Особенно понравились вещи Листа и Мендельсона. Атмосфера и интерьер церкви способствовали тому, что как я сама определяю, музыка проникала сразу в кровь и текла по жилам наполняя все мое существо. Это было великолепно! Кстати, концерт бесплатный.
Церковь Санта-Мария Аракоэлли (Santa Maria in Aracoeli). Захожу сюда, чтобы оставить записку младенцу Иисусу (Bambino Gesu) и полюбоваться Пинтуриккьо и Помаранчо.
Теперь о нескольких церквях вне списка. Церковь Святых Козьмы и Демьяна (S-S Cosma e Domiano). Кроме чудесного дворика здесь есть не менее замечательное презеппио. Сколько раз сюда раньше заходила и не замечала указателя во дворе, а на сей раз увидела! Это презеппио не такое как делают во всех церквях перед рождеством, а постоянно действующее и по масштабу эдакая “диорама Бородинского сражения”. За стеклом в нише размером примерно 3м х 5 м располагается макет города Вифлием со всеми жителями. Я, наверное, минут 40 рассматривала все эти фигурки ремесленников, просто горожан, женщин, детей и т.д. и по-особенному освещенное место собственно яслей с новорожденным Христом.
Еще одно постоянно действующее презеппио было обнаружено мной в церкви Санта-Мария-ин виа недалеко от фонтана Треви. Внутри есть указатель: Preseppio Napolitano
в 4-й капелле слева. Эта работа менее масштабная, чем та, о которой писала выше, но тем не менее, тоже очень интересна и датируется 1700 годом.
Там же, рядом с фонтаном Треви, если стоять к нему лицом, то слева, церковь Санта-Мария-ин-Треви. Обритите внимание на потолок – работа генуэзского мастера Бартоломео Мерелли, 17-й век!