«Вижу домик освещенный, что перелетает через море; то – дом Мадонны, молитесь, сестры», - так описала свое видение монахиня XIV века, увидевшая как дом Марии из Назарета, окутанный облаком, сначала опустился на скалу близ церкви, а затем снова поднялся в воздух, чтобы уже окончательно приземлиться на холме Лорето.
Но вот однажды декабрьской ночью 1295 года домик опять перемещается и на этот раз оседает прямо на дороге, ведущей из Реканати в Порто Реканати. Магистрат Реканати вынужден был устраивать дорогу в объезд домика. А в домике устраивают часовню. А еще формируется очередная комиссия из шестнадцати благородных дворян для проверки подлинности дома . Они отправляются за море в Трсат. За морем граф Франгипани пишет для посланной комиссии документ, в котором значится, что «Святой дом Девы Марии из Назарета появился в Трсате 10 мая 1291 года и исчез оттуда 10 декабря 1294 года».
Кстати, в Трсате еще во время присутствия там домика, была пристроена рядом церковь. И запись в память о нахождении там Святого Дома из Назарета, все еще существует в начале лестницы, ведущей в храм Богоматери грации.
Те же 16 человек затем отправляются дальше в Галилею с целью подтверждения либо опровержения результатов первой комиссии. Там они узнают, что и размеры домика, и внешний вид и камни , из которых он построен, идентичны тому дому, который в данный момент находится в Италии. Еще констатируется тот факт, что “дата исчезновения Дома из Назарета совпадает с датой его появления на холме Трсат.
Еще одним косвенным подтверждением стало видение в 1296 году некоему отшельнику – брату Паоло делла Сельва (возможно, это прозвище – «брат Паоло из чащи») –, в котором ему раскрывалась тайна существования и подлинности Дома, и о котором он и сообщил церковным властям.
Об этом событии есть упоминание в «Докладе» («Relazione») Блаженного Иоанна Саньоли, кармелита, который опубликовал его в 1479 году. На табличке, судя по всему, установленной в Святом Доме в 1329 году епископом Мачераты монсиньором Молуцио – описана история перемещения домика и утверждается, что сама Богоматерь в 1296 году явилась святому отшельнику и объявила ему, что сей скромный дом является ничем иным, как жилищем Святого Семейства.
Об этом же говорится и в хронике 1465 года, созданной Пьер Джорджо ди Толомеи по прозвищу Терамано (то есть – уроженец Терамо), который в свою очередь ссылается на старинную истершуюся «табличку», восходящую к 1300 году (видимо, это та самая табличка епископа Мачераты). В этой хронике говорится о некоторых важных моментах, которые затем стали передаваться в устной традиции, постепенно «обогащаясь» со временем: «Святая церковь святой Марии в Лорето была комнатой дома блаженнейшей Матери Господа нашего Иисуса Христа... Дом этот находился в городе Галилейском, звавшемся Назарет. И в упомянутом доме родилась Дева Мария, здесь она выросла и затем здесь ей явился Архангел Гавриил; и наконец в этой же комнате вскормила она Иисуса Христа, сына своего... Затем апостолы и ученики освятили эту комнату, превратив ее в церковь, и там же служа божественные мистерии...
Но после того, как народ тот из Галилеи и Назарета отринул веру Христа и принял веру Магомета, Ангелы подняли со своего места упомянутую церковь и перенесли ее в Скьявонию, установив ее близ замка под названием Фьюме (Трсат) (1291).
Но не почитали ее там, как подобало Пресвятой Деве... Посему и из этого места снова перенесли ее Ангелы, и перенесли ее через море на территорию Реканати (в 1294 году) и установили ее в лесной чаще, принадлежавшей знатной даме по имени Лорета; отсюда и название церкви – «Святая Мария Лоретская...».
( Jakob Philipp Hackert, 1776г, Ландшафт близ Санктурия Лорето ди Анкона)
Стоял домик Марии на высокой горе, служил часовней, был почитаем, но не имел вокруг себя ни монастыря, ни большого поселения. Ему достроили торцовую стену, которой у него не было, так как в Назарете он примыкал к гроту в скале, надстроили и как-то перекрыли (подлинные стены из песчаника со следами обработки в набатейской технике сохранились только до высоты трех метров), но ничем капитальным, по крайней мере, не защитили.
После 1453 года паломничество в Святую землю стало слишком опасным предприятием, и взоры верующих обратились к более легко достижимым святыням. Как раз тогда и приобрел огромное значение домик, скромно стоявший двести лет – подлинная частица Святой земли, реликвия, равноценная тем, что остались во власти мусульман. В 1468 году епископ Николо делле Асте начинает в Лорето строительство огромной паломнической базилики. Однако епископы Реканати потеряли инициативу – Лорето попал в сферу интересов Римских Пап. Делле Асте умирает в 1469-м, и при новом епископе работы возобновляются под патронажем папы Павла II. Отныне Лорето становится объектом общехристианского и государственного значения, и туда будут посылаться лучшие, столичные папские мастера. Архитектурные поиски нового христианского святилища на рубеже XV-XVI веков ведутся в Лорето, таким образом, параллельно с Римом, и зачастую теми же мастерами.
Внутри Лоретанского Храма, на мраморных плитах, украшающих Святой Дом, выбито обращение Папы Климента VIII: «Гость-христианин, пришедший сюда из веры или по обету, поклонись Святому Дому Лауретанскому, почитаемому во всем мире за божественные тайны и чудеса. Здесь родилась Мария, Святейшая Матерь Господа, здесь явился ей Ангел, здесь обрело плоть вечное Слово Господа. Ангелы перенесли ее из Палестины сначала в Далмацию, в Терсатто, в году 1291 при папе Николае IV. Три года спустя, в начале папства Бонифация VIII, все тем же чудом ангельским была она перенесена в чащу близ города Реканати, где, в течение года сменив место три раза, избрала наконец 300 лет тому назад место сие окончательным своим местоположением. С того момента, взволновав соседские народы сей изумительной новостью, а затем – широко распространившейся славой, благодаря чудесам, стал почитаться всеми народами Святой Дом, чьи стены без фундамента по прошествии стольких веков остаются крепкими и сохранными. Климентом VII в году 1534 был он опоясан резным мрамором. В году 1595 Климент VIII приказал, дабы на мраморе сем написана была краткая история чудесного Перенесения.
Под руководством Антонио М. Галло, Кардинала, Епископа Озимо и Хранителя Св. Дома была она [история в мраморе] выполнена.
Ты, о набожный паломник, почти с религиозным рвением Царицу Ангелов и Матерь благодати, с тем чтобы за заслуги твои и молитвы Сын нежнейший, создатель жизни испросил для тебя прощения твоих прегрешений, святости телесной и радостей вечности».
Продолжение следует