И снова у нас был выезд по местам боевой славы крестоносцев.
На фоне почти шести тысяч лет истории Святой земли, 200 лет отчаянных попыток западного христианства утвердиться на ней кажутся таким незначительным сроком... Тем более, что закончились эти попытки довольно печально- не то, что господства, но даже мирного существования с мусульманами не произошло. Несмотря на то, что крестоносцы считали себя продолжателями дела византийцев, чьи права на Святую землю были отобраны воинами Магомета, удача сопутствовала им совсем недолго.
К моменту возникновения движения крестоносцев прошло уже около 400 лет, в течении которых последователи Мухаммеда ,расселившись на захваченных территориях, планомерно разрушали крепости предыдущих правителей и превращая церкви и синагоги в мечети. Уже нескольким поколениям мусульман внушалась, что всякое место,куда ступала его нога, становится вечной неотъемлимой территорией ислама, на которой нет места неверным. Но момент для начала крестовых походов был выбран достаточно удачно.
К концу XI Империя туркменов-сельджуков распадалась на отдельные феодальные части: султанаты, эмираты.Внутри религиозные разногласия, в частности, восстания шиитов ассасинов, подорвали мощь турков.Но и главный противник турцкой империи- Египет, тоже был разрываем внутренними проблемами- экономика была на грани краха из-за безводия, неурожаев, эпидемий. На этот момент не было среди мусульман сильного лидера, который сплотив разрозненные племена, смог бы одним щелчком вышвырнуть франков с этих земель.
Но так продолжалось недолго. И хотя нельзя сказать, что проживающие на этой земле наследники идей исламского пророка стали единомышленниками ( кстати,единомышления нет у них и до сегодняшних дней), но перед лицом иноверцев они забыли о племенных распрях, когда каждый клан пытался натянуть на себя одеяло власти не только над соплеменниками, но и над другими племенами,и сплотились против пришельцев с запада.
Так что, остается удивляться, как удалось столь малому количеству освободителей и защитников Гроба Господня удержатся здесь около 200 лет. Кроме малочисленности сказалось то, что идеологи крестовых походов с потерей Иерусалима не смогли воодушевить рыцарей на активные действия и они практически свели свою жизнь в этих местах к отсиживанию в обороне. В результате и без того не бесконечные средства были брошены на строительство колоссальных укреплений. Строительство приграничных и внутренних замков какое-то время активно велось. Все населенные пункты были связаны системой визуальной связи.Так, например, из замка в Цфате были видны сигнальные огни из Ципори, Тавора, Тверии ,Шастеле -то есть с четырех сторон света. Соответственно, в Таворе видели сигнал из Цфата, который далее передавался на Бельвуар (Кохав-Ха-Ярден), дальше в Бейт-Шеан и так до самых границ.
При строительстве крепостей франки следовали римской традиции возведения оборонительных укреплений под названием "лимес".Это система оградительных стен, башен, рвов,которая во времена Римской империи в этих местах начиналась у Средиземного моря, пересекала пустыню Негев и доходила до Мертвого моря и предназначалась для защиты от набегов кочевников. Материал для крепостей добывался в многочисленных местных каменоломнях и применялся связующий состав из песка, извести, молотого ракушечника и пепла. Между двумя рядами тесаного камня оставлялось пустое пространство, которое заполнялось осколками от обработки породы, смешанными с "цементом". Даже при разрушении внешней стены, внутренний материал, превративщийся в монолит, оставался целым. Несмотря на то, что мусульмане не только не использовали такие укрепления, но даже наоборот, старались их разрушить, прочные постройки частично сохранились и были использованы крестоносцами .Уже показанный мной Монфор, замки Атлит, Бейт-Гуврин, Ибелин и Бельвуар были построены на фундаментах римских крепостей.
Достаточно быстро цель крестоносцев -защита святых мест постепенно выродилась в абсолютно меркантильную цель охраны торговых путей и защиты интересов итальянский купцов, освоившихся на Левантийском побережье.
В это время мусульмане, опомнившись от удивления, вызванного первоначальными успехами быстрого вторжения иноверцев, начали потихоньку выдавливать их с этих земель. Они изучили тактику рыцарей и стали использовать подвижность своих сил и свою способность вести бой на расстоянии с помощью лучников . Будучи более малочисленными , рыцари пытались до последнего оттянуть бой, заманить врага в глубь территории, переиграть в маневренности.
И вот в один совсем не прекрасный для крестоносцев день в 1187 году Салах-ад-Дин навязал свои правила "игры", заманил противника в неудобную для них местность и...положил начало концу движения крестоносцев на Святой земле, разгромив Первое Иерусалимское королевство. Окончательную победу над крестоносцами одержал Бейбарс (в 1260-е годы) уничтожив Второе Иерусалимское королевство. Грустный конец, последствия которго до сих пор сказываются на политической обстановке в этих местах.
Одним из немых свидетелей тех событий является замок ,который называют многими именами. Крестоносцы называли замок - "Коке" от фр. Coquet (очаровательный), а также Belvoir и Belvader ("Красивый" на старофранцузском и латинском), отсюда и осталось название Бельвуар. Нa иврите замок назван не менее красиво Кохав-ха-Ярден ( Kohav-ha-Yarden)-Звезда Иордана .
Расположена крепость крестоносцев Бельвуар на холме на плато Нафтали (Naphtali), в 20 км к югу от Галилейского моря(Тиверийское озеро, нынешний Кинерет )и на высоте 500 м. над Иорданской долиной.
Технические характеристики замка:
Внешнее укрепление имело размеры 110 на 110 метров. По всем углам внешнего укрепления находились мощные башни, с дополнительными башенками посередине.На верхних этажах башен были бойницы для лучников. Расположение башен было таково, что позволяло прикрывать все подходы к замку перекрестным огнем.
На восточной стороне была построена самая высокая башня, которая позволяла контролировать "мертвую зону" на склоне холма. Попадали в замок через внешние ворота в юго-восточном углу замка.Пройдя ворота, поднимались по мощенному пандусу до уровня второго этажа башни а затем снова спускались вниз на уровень земли. Вход запирался деревянной дверью, покрытой металлом и закрытой изнутри большим деревянным брусом.
Второй вход в замок был на западе, через навесной мост, который мог быть легко убран при малейшей опасности.
Вокруг крепости был сооружен ров шириной 20 метров и высотой 14 метров, который защищал стены с трех сторон, в то время как с четвертой (восточной) находился крутой обрыв под защитой дополнительной пятой башни. Ров был сухим , основное его предназначение -создать препятствие для доставки под стены замка осадных машин .
У каждой башни были тайный проходы в ров , используемые гарнизоном для совершения вылазок или внезапного перехода в наступление. Сами проходы очень узкие, с неестественно высокими ступенями. Все это должно было максимально затруднить возможность проникновения врага в замок через эти проходы.
Между стенами внутреннего и внешнего укреплений были крытые помещения, в которых располагались конюшни, склады провианта, жилые комнаты.
Кроме внешних укреплений внутри крепости было построенно внутреннее, представляющее собой не менее укрепленную крепость
Она также была квадратной, 50 х 50 метров.Защитники Бельвуара могли противостоять врагу даже в тех случаях, когда он захватил внешние стены замка . Внутри малой крепости находился двухэтажный донжон. Донжон был на полэтажа выше, чем все остальные здания замка. Между донжоном и стенами находились сводчатые помещения, которые служили трапезной, кухней, залом собраний и жилыми комнатами. Верхний этаж донжона служил командным центром замка и включал в себя комнаты рыцарей, а также маленькую церковь со стенами из известняка и сводами в виде креста.
Внутренние были с западной стороны , причем смещены относительно ворот во внешней стене- это было сделано тоже специально, с целью затруднить продвижение неприятеля, которому надо было повернуть к этим воротам на 90 градусов.
Но как известно, иногда взять неприступные стены помогает не совсем стандартное решение.
К тому времени, когда рыцари Ордена Госпитальеров заинтересовались этим местом, оно было феодальным владением французского дворянина по имени Вело (фр. Velos), который жил в Тверии. Вело продал крепость Ордену Госпитальеров в 1168 году,который и построил на этом месте мощный концентрический замок. Замок вполне соответствовал тактике и стратегии рыцарей- из стен замка гарнизон мог легко контролировать три основных пути в Иерусалимское королевство:
- с юга Киннерета (Галилейское море)
- через слияние рек Иордан и Ярмук.
- с востока через Бейт Шеан .
Замок был настолько хорошо укреплен, что выдерживал даже многочисленные осады войск Салах-ад-Дина, начавшиеся в 1180 году.
В марте 1188 года Саладин взял осаду крепости под личное командование, но и он не преуспел и в мае увел свои войска.К зиме он повторил попытку. Зима в том году выдалась очень суровая : непривычно сильные снегопады и метели затрудняли действия осаждавших, которые и без того страдали из-за господствующего положения крепости. Тем не менее, Саладин нашел тот самый нестандартный способ захватить казавшуюся неприступной крепость: с восточной малодоступной стороны, был сделан подкоп к наиболее укрепленной башне, и 5 января 1189 года башня рухнула, открыв вход в крепость, после чего крестоносцы сдались.
Неизвестно, почему Саладин проявил столь несоответствующие ему великодушие и милосердие к побежденному противнику и разрешил всем защитникам крепости уйти в Тир. Можно предположить, что в знак уважения к стойкости рыцарей при защите крепости . Нельзя отказать Саладину и в рациональном использовании захваченного замка.Он приказал восстановить повреждения (за исключением башни) и разместил там свой гарнизон. До 1219 года в крепости находились мусульмане, но в связи с распространившимися слухами о новом крестовом походе и из опасения захвата крепости крестоносцами, было решено разрушить основные ее сооружения. В 1220 году правитель Дамаска Малик Иса , во владения которого перешел Бельвуар, приказал разрушить укрепление. Для этого вынимался нижний ряд кирпичей, вместо них вставлялись деревянные подпорки, и, когда вся стена оказывалась на деревянных стойках, они поджигались. Вот здесь и сыграла роль тройная укладка стен. Они оказались настолько прочными, что не разрушились, а просто сползли вниз. Пострадал только второй этаж. Так был разрушен верхний этаж донжона, однако части стен, заполнившие нижний этаж остались неповрежденными.
В 1240 году крестоносцы смогли на короткое время вернуться в свои владения- по соглашению земля, где находился замок Бельвуар, была снова передана им, однако недостаток денег не позволил восстановить крепость и покинули ее уже навсегда. С тех давних пор развалины использовались бездомными бедуинами и арабами, пока на этом месте в прошлом веке не возникла постоянная арабская деревня, жители которй черезчур активно сопротивлялись созданию еврейского государства В мае 1948 г. деревня была разрушена бригадой "Голани", уничтожившей засевший здесь арабский отряд.
Замок Бельвуар находился в руинах до тех пор пока в 1966 на его территории не провели обширные археологические исследования. Основания замка прекрасно сохранилось под обломками булыжника и, после окончания восстановительных работ, остатки замка были открыты для публики.
В 1994 году рядом с крепостью совместно с скульптором Игалем Тумаркиным (Yigal Tumarkin) был создан "парк статуй" из работ, созданных под влиянием замка. Увы, я не принадлежу к почитателям такого направления в искусстве, представителем которого является Тумаркин, поэтому кроме недоумения его работы у меня ничего не вызывают и я считаю, что без них окрестности замка ничего бы не потеряли.
Добраться до Бельвуара можно, путешествуя из Бейт Шеана в Тверию. Необходимо свернуть с дороги № 90 на дорогу № 717 и проехать около 15 км к северу от Бейт Шеана.
Замок открыт:
Апрель - Сентябрь: с 8.00 до 17.00
Октябрь - Май: с 8.00 до до 16.00
Тел.: 04- 6 581-766
Вход: взрослые 20 шекелей. Вход с собаками запрещен
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Отредактировано levinel (2010-03-08 22:30:25)