Стапхорст.
В представлении не слишком любопытного туриста, ограниченного маршрутом кофе-шоп – квартал красных фонарей, Голландия – некий «Содом», свобода, граничащая с вседозволенностью. Человек, который видит в Голландии только легальную проституцию и незапрещённые наркотики, просто мало информирован.
Голландия – страна контрастов и парадоксов. Чтобы почувствовать это нужно всего лишь отъехать сотню километров от либерального Амстердама и очутиться в пуританском Стапхорсте.
Городок Стапхорст – форпост ортодоксального кальвинизма. Здесь женщины до сих пор ходят в национальной одежде, запрещено ругаться и поминать имя Господа всуе, большинство населения не имеет телевизоров и выступает против абортов, эвтаназии и однополых браков. По воскресеньям в городе всё закрыто, не ходит общественный транспорт, и даже машины не ездят. Мужчины в двубортных старомодных костюмах и женщины в длинных тёмных платьях дважды в воскресенье приходят в церковь, чтобы послушать полуторачасовую проповедь пастора.
Стапхорст находится в так называемом Bijbelbelt «библейском поясе» Нидерландов, пересекающем страну от провинции Зеландия на юго-западе до провинции Оверейссел на северо-востоке. «Библейский пояс» берет свое начало в длившейся 80 лет войне голландцев против испанского владычества и лежит там, где проходила «линия фронта» между правительственными (голландскими) и испанскими войсками». Тогдашние власти Нидерландов способствовали росту ортодоксального протестантизма в этом регионе, создавая барьер, защищавший от испанского католического влияния с юга. И в настоящие время жители королевства любят делиться на северян-протестантов, где проповедовался кальвинизм, и южан, которые долгое время оставались под властью испанских завоевателей и унаследовали католический (или как говорят голландцы, бургундский) менталитет.
Воскресное утро началось с выпуска новостей по местному телевизионному каналу о сильном снегопаде, накрывшем Фрисландию. Показывали страшные картинки с засыпанными по самую крышу автомобилями, занесёнными дорогами и множественными авариями (зимой многие голландцы ездят на летней резине!). В конце репортажа диктор дал совет без особой необходимости не выезжать из дома. Хорошенькое дело! Мы не хотели терять ни одного дня из девяти, отведённых на знакомство с Голландией. Мартайн понял наше настроение без слов и заверил: «Нормально, они, как всегда, преувеличивают. Едем!».
И мы поехали. Но почти сразу упёрлись в пробку (первая увиденная нами пробка в Голландии). Очень скоро стало ясно, чем она вызвана. Метрах в 300-х впереди клином шли снегоуборочные машины, а за ними по чистому и сухому шоссе со скоростью 30 км/час ползли легковушки. Никто не гудел, не обгонял по обочине, все понимали, что уборщики делают свою работу, и терпеливо плелись следом. Таким медленным образом, мы плелись километров 20, и в результате прибыли в Стапхорст примерно в 13.45. Мы знали, что в воскресенье все жители городка дважды идут в местную церковь. Мы только не предполагали, в какое время это происходит. Нам повезло, благодаря задержке в дороге мы приехали как раз к 14-и часовой проповеди. Со всех концов деревни жители торопились в церковь, и мы получили возможность увидеть нечто необычное.
Вообще, туристам и просто любопытным настоятельно не рекомендуют приезжать в Стапхорст в воскресенье. Кроме того, около церкви есть табличка с надписью, предупреждающей, что нельзя фотографировать местных жителей без их на то согласия. «Нужно спросить», - сказала я. Мартайн ответил: «Не стоит, они никогда не соглашаются». И предложил действовать методами папарацци, завернув фотоаппарат в шарфик, фотографировать, не выходя из автомобиля. Так и сделали. Папарацци из нас не получились, и фотографии не получились. Выкладываю, что есть.
Чтобы понять, что Стапхорст – очень своеобразное место, достаточно взглянуть, как одеваются местные жители. Особенно интересен женский наряд. Кстати, жительниц городка можно увидеть на улицах только, когда они идут в церковь. В остальное время религия предписывает женщине находиться дома и заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей.
Традиционный фризский женский наряд состоит из черной плиссированной юбки до щиколоток, фартука, шали, капора и черных башмаков на деревянной подошве. Главная деталь женского туалета — связанные вручную чулки до середины бедра на эластичной подвязке. В Нидерландах жителей «библейского пояса» часто так и называют — zwarte kousen («черные чулки»).
Головной убор женщины состоит из чёрного чепчика, поверх которого надевают каску из двух полукруглых золотых пластинок, соединённых обручем. Сверху эту конструкцию венчает кружевной чепец. Височные и нагрудные украшения женщин из золота и серебра передаются, как и головной убор, по наследству. Обычно первую серебряную каску надевают девочкам по достижении восьми лет. Когда ей исполняется 14 лет, ювелир приваривает к серебряному обручу пару золотых локонов. Женщины должны носить каску-диадему всю жизнь.
Стапхорст живёт по строго заведённому распорядку. Если воскресный день посвящён церкви, то четверг здесь считается базарным днём. Рынок находится в соседнем городке Meppel. Здесь запасаются продуктами на всю неделю, общаются с соседями и… заключают помолвки.
Наблюдательный человек, увидев девушку в металлической диадеме, заметит, что она не столько рассматривает товар, сколько даёт рассмотреть себя. В руках у девушки белая вышитая сумочка, которая служит символическим знаком того, что она готова к знакомству.
Как возьму да в шлем упрячу я девичию косу,
Как возьму, да наудачу кому голову снесу. (Йовин)
Внимание для мужчин! Если Вы случайно коснётесь этой белой сумочки, то можете распрощаться со своей головой. Одно неверное движение и Вы помолвлены. И попробуйте только сказать, что, мол, не знали, что Вас не предупреждали. На её стороне будет вся кальвинистская Голландия. Если девушка не отняла сумочку, - она дала согласие на брак, и помолвка состоялась.
А теперь хорошая новость для мужчин. Не спешите заказывать лимузин и составлять список гостей. Потому что по местным обычаям после помолвки следует первая брачная ночь. А свадьба будет позже (если вообще будет).
Новоиспечённый жених с нетерпением ждёт пятницы. В пятницу вечером – и только в этот день, не пропустите! – девушка, которая накануне позволила подойти к себе на меппельской ярмарке, занимает позицию у окна. Она ждёт возлюбленного, который пробирается к ней огородами.
На некоторых домах в Стапхорсте можно увидеть медные сердечки. Это знак того, что в доме есть помолвленная девушка. Родители обязаны выделить ей op kamertje -отдельную комнату с выходом в огород. А выставленный на подоконнике цветок служит тайным знаком «я жду тебя».
И вот, в десять часов вечера наш влюблённый, который ещё ни разу не разговаривал со своей суженой, мало того и разглядеть-то её как следует не успел, пробирается огородами на тайное свидание. Жених уйдёт утром так же тихо и незаметно, как пришёл. Но, если вдруг в сумерках он споткнется обо что-то и загремит, отец девушки не станет хвататься за ружьё. Все понимают происходящее и чтут традиции.
Vrijersavond – дословно «милая вечером» (или милка на вечерок ) – так называется эта тайная свадьба. Вы спросите, а как же настоящая?! Она обязательно состоится, но несколько позднее, когда невеста сделается беременной.
Меня очень заинтересовал этот странный и на первый взгляд безнравственный свадебный ритуал. Особенно удивительно такая свобода нравов выглядит в условиях пуританского Стапхорста.
Конечно, этому есть историческое и религиозное объяснение. Как вы думаете, какое? Чем объяснить, что жених берёт в жёны только беременную невесту?
Информация для Анонима: гуглу нет!
Отредактировано CosMary (2010-02-12 00:05:21)