1. Маршрут «по тропам» Средневековья...
2. В главной роли - Рига (в работе)
3. Экскурсия по нескучному модерну, или рижский Гауди Михаил Эйзенштейн
4. Прогулка по забавным памятникам Риги
5. Взятие рижских высот, или Пролетая над городом
6. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы, или рижские флюгеры
7. В узких улочках Риги (в работе)
8. По следам латышских стрелков и другие памятники боевого прошлого и настоящего
9. Путешествие по Риге вместе с детьми
10. Рига за 1 день (в работе)
11. Юрмала (в работе)
Гуляя по Риге, нельзя остаться в стороне от ее истории, как новой (революция и Гражданская война), так и от новейшей – событий, произошедших здесь после отделения Латвии от СССР. Тема эта для многих болезненная и для меня, как автора, непростая, поэтому постараюсь описать эту прогулку максимально нейтрально.
Мы уже несколько раз проходили мимо высокой стелы, на вершине которой стоит женщина, тянущая руки вверх. Это памятник Свободы, выполненный скульптором Карлисом Зале в 1935 г. на народные пожертвования. Женская фигура изображает героиню латышского фольклора Милду, а три звездочки символизируют три культурно-исторические части Латвии: Курземе, Видземе, Латгале (правда, некоторые местные жители рассказывают, что мастер ваял символ латвийской свободы с самой известной в то время рижской ветреницы по имени Милда, а три звездочки шутливо называли «памятник коньяку»).
Памятник хотели снести дважды: сначала немцы во время оккупации Риги, затем – уже после войны, когда на месте Свободы было предложено поставить памятник Сталину. Спасла монумент Вера Мухина, автор «Рабочего и колхозницы», родившаяся в Риге и учившаяся у Карлиса Зале. Памятник, как имеющий художественную ценность, оставили, но он был предан забвению. Через 100 метров на другой стороне бульвара строго спиной к "Свободе" и лицом на восток был воздвигнут памятник Ленину.
Памятник Свободы стоит на пьедестале другого памятника – царю Петру I. Старый фундамент можно увидеть. Войдя в заднюю дверь постамента памятника Свободы. Памятник русскому царю был открыт в 1910 г., но уже через пять лет статую сняли и отправили пароходом в Петроград. Судно было торпедировано немецким катером и затонуло возле Ревеля.
Памятник имеет пятиярусную композицию. Первый ярус выложен розовым гранитом, здесь имеется два два барельефа - Праздник песни и Шествие воинов. Следующий ярус образуют скульптуры из розового гранита – фигуры крестьянина, рабочего и рыбака символизируют труд; с другой стороны стоят фигуры пистаеля, ученого и жреца, символизирующие науку и образование. Фигуры сыновей возле статуи матери символизируют семью и домашний очаг.
В этот ярус входят еще два барельефа, повествующие о событиях 1905 и 1919 гг. Третий ярус выполнен в сером граните и изображает Мать Латвию, ее дочь и сына. Со стороны террасы имеется динамичная композиция «Разрывающие оковы».
После 1991 года памятник Свободы стал главным местом митингов протеста и всяческих демонстраций. Широкую известность памятник получил благодаря печально знаменитым маршам ветеранов латвийского легиона СС в 90-х годах, которые завершались возложением цветов к его подножью (в последние два года под различными предлогами власти Риги не допускают проведения этих маршей).
На территориии Эспланады лицом к бульвару Свободы стоит величественный православный Рождественский собор (Kristus Piedzimsanas pareiztic. Katedr.). Независимого в нем мало (но не можем же мы пройти мимо!), зато есть оригинальная архитектурная составляющая – два здания церкви соединены прозрачным переходом. С правой стороны собора в сквере стоит памятник великому рижанину – полководцу князю Барклаю-де-Толли.
Михаил Богданович Барклай-де-Толли происходил из древнего и известного графского шотландского рода. Предки его поселились в Риге еще в ХVII веке и верой и правдой служили России. На долю генерала-фельдмаршала выпала нелегкая доля организовывать отступление русской армии перед превосходящими силами Наполеона. С военной точки зрения тактика, избранная Барклаем-де-Толли, была абсолютно верна, маневрировал он, сохраняя армию, весьма искусно. Но в окружении Александра I абсолютно безграмотные в военных делах «штабные» требовали дать отпор французам, объявляя отступление чуть ли не предательством генерала-фельдмаршала. Не остались в стороне и потомки: Толстой в «Войне и мире» описывает полкододца сухо и безразлично. Царь. Однако, в 1815 г. пожаловал Барклаю-де-Толли титул князя, а в 1912 г., когда праздновалось столетие Отечественной войны, в Риге было решено увековечить память князя (похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище). Первый памятник был построен в 1913 году, в 1915 году (в информации на памятнике, видимо, ошибка, там написано, что в 1815 году), во время Первой мировой войны, он был вывезен вглубь страны и затерялся, затем он был восстановлен. Это один из десяти памятников Барклаю де Толли, установленных в Европе.
В парке вдоль канала, текущего от монумента Свободы, можно увидеть гранитные спилы, напоминающие пеньки огромных деревьев – это около десятка памятных знаков, поставленных на месте гибели рижских операторов, пытавшихся снять события 1991 года. Рассказывают, что на крышах высотных зданий близ Бастионной горки сидели снайперы, которые стреляли в любого с фото- или видеокамерой.
По улице Калькю (Kalku iela) от монумента Свободы можно за 10 минут дойти до Ратушной площади (Ratslaukums). В мрачном черном прямоугольном здании расположен Музей оккупации Латвии (Latvijas Okupacijas muzejs, бывший, к слову сказать, музей Латышских стрелков). Открыли его в 1993 г. и до сих пор отношение к нему как самих латышей, так и русских – неоднозначное. Экспозиция музея оккупации освещает период истории Латвии c 1940 по 1991 гг., который, в свою очередь, разделен на три этапа: первый год советской оккупации с 1940 по 1941 гг., оккупация нацистской Германией с 1941 по 1944 гг., плюс специальный отдел посвящен Холокосту на территории Латвии, и последний этап - послевоенная советская оккупация с 1944 по 1991 гг.
Вход в музей бесплатный, хотя пожертвования приветствуются. Как мне показалось, больше негатива вложено именно в стенды, освещающие немецкий период оккупации. Про советское время начиная с 1960-х годов здесь практически ничего нет. Тем не менее, у большинства даже самых политкорректных россиян (к числу которых я отношу и себя) отношение к подобным музеям, да еще с непременным словом «оккупация», вызывает стойкую негативную ответную реакцию. Известно, что после того, как из Риги выбили немцев, из 80 тысяч рижских евреев в живых осталось 162 человека! Но оккупантами все равно именуют русских... В одной из комнат музея даже сооружен макет барака в сталинском лагере в натуральную величину. Посетить музей однозначно стоит – хотя бы ради того, чтобы потом перечитать несколько книг по новой истории. Кстати, я знаю причину, по которой здание Музея оккупации не снесут (что бы там ни говорили латыши о том, что они более политкорректны, чем эстонцы) – оно, собственно, одно из крайне немногих сохранившихся в Европе зданий в стиле конструктивизма и представляет чисто архитектурную ценность.
Очевидцы рассказывают, какой шок испытал Евгений Евтушенко, увидев при очередном посещении Риги этот мрачный музей. Он долго дискутировал со старушками-смотрительницами о том, что такое оккупация, а затем стремительно исписал мелким почерком две страницы в книге гостей. Говорят, эти две страницы потом кто-то вырвал.
Музей оккупации
Основан в Риге в 1993 году, на месте бывшего музея Красных Латышских стрелков. Его цель: "свидетельстовать о том, что происходило с Латвией и латышским народом за время господства оккупационных властей в 1940-1991 гг."
Цены: бесплатно.
Адрес : Strelnieku lauk. 1
Телефон: 721 27 15
Время работы: 11:00 - 17:00, с 1 окт по 1 мая закрыт по Пн.
Сайты музея:
http://gulagmuseum.org/museums/museum_21/kartochka.htm
http://www.omf.lv/
Обстоятельное и очень познавательное описание музея:
часть 1 - http://periskop.livejournal.com/476923.html
часть 2 - http://periskop.livejournal.com/489254.html#cutid1
Чуть ниже Музея оккупации, ближе к реке, высятся три мрачные фигуры – памятник латышским стрелкам (Latviešu strēlnieki).
Латышские стрелки — личный состав стрелковых частей, сформированных в 1915 году во время Первой мировой войны из жителей Лифляндской, Курляндской и Витебской губерний. В 1916 году развёрнуты в Латышскую стрелковую дивизию. После Октябрьской революции перешли на сторону большевиков. Являлись самым крупным национальным военным образованием на службе в Красной Армии. Использовались как исключительно боеспособная сила на службе революции. Общая численность 80 тысяч человек, средний возраст стрелков составлял 23 года. Дивизии латышских стрелков широко применялись по всему фронту Гражданской войны. Части латышских стрелков отличались железной дисциплиной, использовались для выполнения военных задач и в карательных операциях против многочисленных банд. Многие командиры латышских стрелков, впоследствии уже после расформирования частей смогли достигнуть больших карьерных высот и стали занимать значительные должности в Красной Армии.
Напомню о малоизвестной странице в истории Гражданской войны. В октябре 1919 года Юденич наступал на Петроград, имея около 18 тысяч штыков и сабель. Юденич сообщал в свой тыл: «Петроград будет взят через несколько дней». Руководивший обороной города Троцкий смирился с поражением, но под Петроград был переброшен 5й латышский стрелковый полк, принявший на себя удар войск Юденича. Реввоенсовет Западного фронта направил бойцам телеграмму: «На вас смотрит вся Советская Россия, от вас зависит судьба Красного Петрограда». Красные стрелки немедленно начали наступление, заняли город Павловск, отбили танковую (!) контратаку противника и продолжили преследование подразделений Юденича. Вскоре его армия перестала существовать.
Несмотря на заслуги в деле революции, памятник латышским стрелкам был открыт только в 1971 г., через год после открытия музея, также посвященного стрелкам. На постаменте памятника была высечена надпись «Красным латышским стрелкам». В 1991 г., после выхода Латвии из состава СССР, экспозиции музея были частью уничтожены и частично переданы на хранение в другие музеи, а вместо Музея красным латышским стрелкам в 1993 г. был открыт Музей оккупации. После восстановления независимости Латвии надпись «потеряла» слово «красным», а сейчас и вовсе исчезла. Говорят, что имеется план реконструкции Музея оккупации и этой части Ратушной площади, который предусматривает снос памятника вообще (возможно, где-то под Ригой будет создан музей советских памятников, как, например, под Будапештом), поэтому поспешите его увидеть.
О латышских красных стрелках официальные латышские СМИ и историки сегодня вспоминают редко или вообще не говорят, обозначая их как «подручные большевиков» и т.п. В книге «История Латвии. ХХ век», изданной в 2005 году, красные латышские стрелки вообще не упоминаются. История всех рассудит...
Наконец, нельзя считать, что мы посмотрели все знаковые для рижской независимости места, без осмотра здания Латвийского сейма. От памятника латышским стрелкам нужно подняться в верхнюю часть Ратушной площади и пройти по улице Краму (Kramu iela) – она проходит с правой стороны Ратуши (если стоять к ней лицом) к Домской площади (Doma Laukums), откуда идти по улице Екаба (Jekaba iela) до пересечения с Монастырской улицей (Klostera iela) с левой стороны. Здание латвийского парламента выстроено в стиле флорентийского возрождения (прямо скажем – пытались скопировать его с палаццо Медичи-Рикарди) в 1867 г. Именно здесь в 1991 г. было объявлено о независимости Латвии. У входа в сейм стоит гранитная пирамидка – памятник в честь погибших при защите здания парламента в 1991 г.
В завершение этой не очень веселой прогулки хочу сказать, что сейчас тема независимости Латвии и ее отношения с Россией – тема очень болезененная. Но я уверена, что пройдут годы, и наши потомки смогут оценить все произошедшие в прошлом веке события объективно и сами сделают все выводы...