Экскурсия по нескучному модерну, или рижский Гауди Сергей Эйзенштейн
Прогулка по забавным памятникам Риги
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы, или рижские флюгеры
Маршрут «по тропам» Средневековья, или в поисках приключений, рыцарей и романтики
«Это был странный мир. Неустойчивый, но по-своему гармоничный. Здесь жили литовцы, летты, самогиты, эсты, русские, литва, ливы, ятвяги, семигалы... некоторые давно исчезли, другие живут здесь и поныне. Русские князья по Даугаве – Западной Двине – собирали дань с окрестных племен, воевали с ними, часто роднились с литовцами и ливами... И неизвестно, как бы сложилась дальше судьба Прибалтики, если бы здесь, в устье Даугавы, не высадились немецкие миссионеры, за которыми пришли рыцари. В 1201 году энергичный епископ Альберт основал город Ригу, возник орден святой Марии, или Меченосцев, который планомерно покорял племена и народы, крестил язычников – кто не хотел креститься, погибал, кто соглашался – становился рабом. А города, где правили русские князья – Кукернойс, Герсике, Замошье, потом Юрьев – один за другим были взяты немцами. Они не смогли объединиться...»
Кир Булычев, «Похищение чародея»
Рига – город загадочный и странный, и в то же время узнаваемый на каждом шагу. Гуляя по узким улочкам и глядя на яркие фасады средневековых домиков, ты то и дело вспоминаешь любимые фильмы (маршрутом «В главной роли – Рига, или По местам боевой славы штандартенфюрера Штирлица» мы с вами пройдем всего через несколько дней). Старый город Риги (Вецрига) невелик по сравнению с такими любимыми туристами городами, как Прага или Париж, но те, кто побывал тут один раз, обычно возвращаются. Что тому виной: знаменитый ли рижский бальзам, средневековые ли улочки, окутанные туманом, или легенды, которыми овеян каждый уголок – мы и попытаемся вместе разобраться...
Наше знакомство с городом я предлагаю начать с экскурсии по следам полузабытых средневековых зодчих и благородных рыцарей. Хотя, возможно, их благородство - такой же миф, как полуночные стоны влюбленных, замурованных в стенах Шведских ворот. Об этом нам и предстоит узнать в самое ближайшее время!
Начать прогулку по городу удобнее всего от железнодорожного вокзала Риги. Во-первых, это символично: большинство приезжих именно здесь впервые вступили на рижскую землю (поезд от Москвы до Риги ночной – таким образом, вы не тратите драгоценное дневное время). Во-вторых, из этой точки довольно легко добраться до Старого города, куда мы и держим путь. Итак, выйдя на перрон, вы идете до здания вокзала, с левой стороны которого имеется подземный переход, он-то и приведет нас к Старому городу (он начинается буквально через оживленную дорогу от вокзала и большого магазина «Стокманн»). Далее идете прямо, ориентируясь на высоченные острые шпили церквей Святого Петра и Домского собора, доминирующие над невысокими домишками. Если слегка заплутаете на узеньких рижских улочках, не волнуйтесь: местное население в массе своей говорит по-русски и вам всегда помогут найти правильную дорогу (якобы враждебность латышей по отношению к россиянам – миф, не более).
На Ратушной площади (Ratslaukums) с левой стороны, в красивом красном здании, украшенном статуями, на первом этаже расположено турбюро, где можно бесплатно взять карту и несколько буклетов по городу. Теперь можно и по сторонам оглядеться... После окончания Второй мировой войны Ратушная площадь представляла собой руины, причем обе армии (советская и немецкая) свою роль в деле разрушения активно отрицали. Собственно, теперь это уже и не важно, ибо в советское время площадь окружили довольно безликими зданиями, некоторые из которых сохранились по сей день. Реставрировать площадь стали только в 1996 году, когда горожане приступили к подготовке к празднованию 800-летия Риги.
Музей оккупации в мрачном черном прямоугольном здании делит площадь на две части: та, что ближе к реке, с монументальным памятником латышским стрелкам в центре, представляет собой «наследие советского режима» - мрачноватые здания, та, что ближе к церкви Святого Петра – восстановленный облик средневековой Риги.
В средневековой части площади центр ее украшает статуя Роланда с мечом и щитом. Говорят, такая некогда украшала практически каждый ганзейский город. Это копия, оригинал находится в музее истории Риги. Летом, во время праздника урожая, его наряжают в фартучек и венок из осенних цветов и фруктов.
Перед Роландом стоит восстановленное в конце прошлого столетия здание Ратуши (Ratsnams). Именно в здании Ратуши, в Зале совета собирался магистрат, принимавший важные для города решения, здесь же стояли эталоны мер и весов, здесь же судили нечистых на руку торговцев или ремесленников. У входа в Ратушу стоял позорный столб, куда приковывали провинившихся, во время казней в центре площади ставили помост, где рубили головы. Во время праздников на Ратушной площади проводили шумные ярмарки. У памятника Роланду был расположен колодец, откуда горожане брали воду. С балкона над входом трубачи зачитывали постановления отцов города, а во время торжеств здесь ставили кресла для членов магистрата. Увы – средневековый облик Ратуша не сохранила, сейчас она выглядит так, как в XVIII веке, но смотрится она симпатично, как и стоящий сбоку от нее ультрасовременный дом из стекла, где расположено несколько модных магазинов – ему придана форма средневекового готического дома.
Безусловно, украшение площади – Дом Черноголовых (Melngalvju names, Rātslaukums, 6), внутри которого расположено городское турбюро, а снаружи такая красота, что захватывает дух: потрясающая кирпичная кладка, статуи на крыше и стенах, затейливая резьба... Еще более интересно смотреть на это здание в ночной подсветке, советую выделить для этого время как-нибудь вечерком.
Черноголовыми в Риге называли молодых холостых купцов, выбравших своим покровителем христианского мученика (и бывшего римского легионера) Святого Маврикия, как несложно догадаться, мавра (его скульптурное изображение легко найти на фасаде дома). Здесь заключали сделки, проводили приемы, здесь хранили эталонные меры (длины, весов и проч.). Женившись, Черноголовые купцы переходили уже в Большую гильдию (О Большой и Малой гильдиях читайте в маршруте «Экскурсия по забавным памятникам, или Воспринимайте Ригу с юмором»).
Дом, построенный в стиле голландского ренессанса в 1334 году, считался самым красивым зданием Риги, и, на мой взгляд, и поныне им является. Рассказывают, что празднества, устраиваемые в Доме Черноголовых, не гнушались посещать даже русские цари, и многие вельможи Европы (в книге гостей имеются подписи германского канцлера Бисмарка, императрицы Екатерины, царя Александра I, и по мелочи – немецкие и русские герцоги, графы, бароны), Екатерина Великая даже подарила веселым и хлебосольным купцам свой портрет - в знак особого расположения. В особой комнате на втором этаже в Средние века была расположена знаменитая коллекция серебра, а также подарки гильдии и всякие диковины, вроде китовых ребер или кости динозавра, а также небольшая библиотека, где кроме книг хранились карты. Куда все это делось после войны – точно неизвестно, проследить удалось только серебро – его в 1939 г. вывезли в Германию. После бомбежек во время Второй мировой Дом Черноголовых был полностью разрушен, и восстановили его только в 2001 году, к 800-летию Риги.
Для любителей охаять советский строй и его якобы небрежное отношение к латвийскому, в частности, культурному наследию, сообщу, что, к примеру, в той же Германии имеется масса городов, где средневековый центр стоял в руинах вплоть до 90-х годов прошлого века. Не в строе дело, а в бюджете страны или города – очень долгие годы на масштабное восстановление просто не было денег. Зато не стану отрицать, что столицы бывших союзных республик явно «залучшели» после того, как стали столицами самостоятельных государств.
За Домом Черноголовых начинается печальный полузаброшенный квартал: многие дома ремонтируются, а от многих остались только средневековые фасады, внутри же – ямы со строительным мусором. Напротив одного из таких зданий – синагога, возле которой отчего-то дежурит полицейский в патрульной машине. Весь район вокруг синагоги до войны был еврейским, а во время войны немцы согнали все население района в эту самую синагогу и сожгли заживо. Зато именно советские войска были потом названы оккупантами… В этом же районе мы увидели забавный дом: выбитые окна в нем заменяли детские рисунки.
Если пройти от Дома Черноголовых влево (если стоять лицом ко входу) к церкви Святого Петра, и, не переходя дорогу, бросить взгляд направо, то на углу улиц Грециниеку (Grecinieku iela) и Кунгу (Kungu iela) вы увидите еще одну местную достопримечательность - дом купца Менцендорфа (Mencendorfa nams), построенный в 1695 году. Два с лишним столетия здесь была старейшая в городе аптека. Когда-то внутри был большой торговый зал, где на многочисленных полках стояли пузырьки, баночки и колбы. В них хранились не только снадобья от различных хворей, но и специи, которые купцы привозили из экзотических стран, косметика, мыло, свечи, порох, и даже чернила. Под аптекой сохранились обширные винные погреба, где аптекари хранили вино и спирт, применяемые для приготовления лекарств и косметических средств.
Именно в этом здании в 1762 г. рижский аптекарь Абрахам Кунце изобрел легендарный Рижский бальзам (про который местные жители и по сей день говорят, что это лекарство, а не напиток, и потребляют его с черносмородиновым соком). По мнению автора бальзама, он помогал от двух десятков недомоганий, в том числе от обморожений, зубной боли, мигрени, укусах насекомых и змей, и даже от вывихов, растяжений и переломов, а опасные раны бальзам излечивал за какие-то 6 дней. Неизвестно, насколько быстро лечил переломы этот бальзам, а вот сувениром он стал очень успешным – до сих пор это самый популярный латвийский бренд, делящий пальму первенства разве только с косметикой «Дзинтарс». Свое нынешнее название дом получил по имени последующего владельца, купца Августа Менцендорфа (1884). После войны дом долгое время стоял заброшенным, и только во время реставрации 1982 г. на его стенах и сводах обнаружили средневековые фрески, которые можно увидеть, посетив музей Менцендорфа, открытый в этом здании.
Сайт музея в здании аптеки http://www.mencendorfanams.com/index-lv.php
Расписание выставок и концертов уточняйте на сайте музея.
17 и 18 мая вход свободный.
Входной билет стоит 1 лат, каждая экспозиция – еще 0,5 лат.
Продолжение воспоследует...