Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Прочая Европа » Польша: соляные копи в Величке (79 фото!)


Польша: соляные копи в Величке (79 фото!)

Сообщений 1 страница 10 из 13

1

http://wieliczka.krakow.ru/img/mapa_swiatr.gif

Рейтинг: 5 из 5, даже несмотря на то, что я против вылазок под землю:)

Как добраться:
1. на специальном поезде от центрального жд вокзала Кракова. Поезд отправляется каждые полчаса, время в пути - около 20 минут. Билет стоит 2,50 злотых (25 рублей) на 1 человека в 1 сторону. Если на обратном пути касса в Величке закрыта (как это оказалось в нашем случае), то можно приобрести билеты прямо в поезде у контролера, это будет стоить столько же. Мы, войдя в поезд, сразу подошли к контролеру и спросили, у него ли брать билеты, он ответил утвердительно и тут же нас обилетил. Судя по тому, что спрашивать кинулись и все остальные, на польских жд действует правило, согласно которому, если вы не купили билет в кассе по какой-то причине, можете купить его по той же цене прямо в поезде, но для этого надо сразу известить контролера о своей готовности оплатить проезд, а не ждать, пока вас поймают как зайца.

Железные дороги Польши

2. на маршрутке, которые отправляются с автовокзала поблизости (насколько я поняла, время в пути и цена билета аналогичны).

От жд станции по указателю вправо, далее по дороге около 3-4 минут пешком. Ориентир - вот это здание.
http://photos.streamphoto.ru/f/4/0/d3bdc401d49bdd04824a768cbb09104f.jpg

Полезная информация
http://wieliczka.krakow.ru/
http://www.krakow.ru/tour/wieliczka.htm
http://www.kopalnia.pl/home.php?action= … uage=&
иллюстрированная экскурсия http://www.krakow.ru/tour/wieliczka/index.htm (текст ниже взят отсюда, потому что полнее, кажется, написать нельзя))

http://photos.streamphoto.ru/6/d/c/b49c6fcc3c74de43143a9aa85fd72cd6.jpg

В кассах принимают карты (вам - в кассы для инд. туристов с надписью "Tutisci indiwidualny (Individual Tourists)").
Осмотр проводится только с экскурсоводом. Экскурсии на русском тоже есть, но они несколько дороже, чем на польском, плюс еще и не очень часто проводятся, поэтому если в ближайшее время на русском группы не собралось, то смело берите билет в польскую группу. Как показала наша практика, текст, приведенный ниже, идентичен тому, что на польском говорит гид.

http://photos.streamphoto.ru/c/8/b/077014b984e852b742b4672349f42b8c.jpg

Продолжительность осмотра составляет 1 час 50 минут. За это время вы пройдёте 2 километра. Температура внутри шахт около 15 градусов тепла.

Так выглядят копи с дороги
http://photos.streamphoto.ru/6/1/9/f8bb6702ffa3f30b6ac850f74d0b5916.jpg

Рассольный колодец во дворе, что находится у въезда на стоянку экскурсионных автобусов - это деревянный колодезный сруб, выдолбленный на месте соляного источника. По археологическим данным он выкопан в XII-XIII веке.
http://photos.streamphoto.ru/e/5/2/7bd7f26ff8e3ce376c3536265639b25e.jpg

Спускаемся вниз пешком (лифт-подъемник только на обратном пути)
http://photos.streamphoto.ru/7/b/f/6b5bb22c7fd3425c466800a453a93fb7.jpg

http://photos.streamphoto.ru/e/a/d/3c327922e750348d1d9daf34784bedae.jpg

Для себя выработали следующий механизм осмотра: шли позади всех, снимая полностью пустые коридоры и камеры. Текст читали с наладонника.

Камера Николая Коперника (Komora Mikoіaja Kopernika)

Эта камера возникла к 1785 году, в результате выработки глыбы зелёной соли. В первой половине XIX века здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (его следы ещё остались на перекрытиях) для транспортировки соли в шахте Александровице с нижних уровней на первый (самый высокий).

тут мы еще с группой
http://photos.streamphoto.ru/b/0/b/5f9a7c710e69a7f3f20e214959ba9b0b.jpg

Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома.

http://photos.streamphoto.ru/6/b/5/7c4038904000c4407533d918460445b6.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/a/8/b633420dfba311f2edb8520b2fa338aa.jpg

"Кашт" или "костёр" - это шахтное крепление, поленица, сложенная из деревянных брёвен, которая служит для поддержки кровли выработанной камеры, опускающейся под давлением горных пород. Дерево, используемое в соляных копиях, прежде всего в строительных целях, является незаменимым материалом; соль пропитывает его и не даёт гнить.

Часовня Св. Антония (Kaplica Sw. Antoniego)

Часовня Св. Антония создана в конце XVII века. Это старейшая из сохранившихся подземных часовен, куда шахтёры приходили на церковную службу перед началом работы. Первая служба прошла здесь в 1698 году. Часовня выдолблена в глыбе зелёной соли. Она сохранила форму святыни в стиле барокко. В алтарной части, нефе и притворе расположены соляные скульптуры и алтарь, почти разрушенные под воздействием влажного воздуха. В нише главного алтаря находятся фигуры Распятого Христа, Божьей Матери с младенцем и Св. Антония. В боковых нишах - фигуры Св. Станислава из Щчепанова и Св. Клементия. В алтарной части - скульптуры Августа II Саксонца, Распятого Христа, Богоматери, Св. Марии Магдалены, Св. Яна. В нефе - два боковых алтаря: Св. Петра из Алькантры и Св. Казимира. Притвор отделён от нефа порталом и балюстрадой. В нём находятся фигуры святых Франциска, Доминика, Петра и Павла, а также вырезанный из соли амвон.

http://photos.streamphoto.ru/c/e/d/1821a3f70b41e968444730454ab62dec.jpg

Камера Яновице (Komora Janowice)

Камера выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом событии присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль.

http://photos.streamphoto.ru/d/f/0/b5f020d2dc70e995b78f9f85b83440fd.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/8/7/e9c3d6361c973f666cd3b6e19117178b.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/7/b/d9ab2d9a102851b680d4766d2ed50b7f.jpg

Соль была найдена в Величке в первой половине XIII века, во времена правления краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого и его жены Кинги. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем как выйти замуж, бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо чудесным образом, вместе с залежами соли, принеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.

Сгоревшая камера (Komora Spalona)

Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа. Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива. Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорает без взрыва.

В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры "кающихся грешников" вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек.

http://photos.streamphoto.ru/d/2/f/efac72218d98126d90c966ec9ace9f2d.jpg

Камера Селец (Komora Sielec)

Камера выдолблена в складке пластовой спизовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня. В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли - "болванки" - они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше - перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами". В начале XVII столетия в копиях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки. Значительно облегчили доставку к шурфам проложенные в 80-х годах XVII века деревянные откаточные полозья (уложенные попарно толстые буковые доски). По таким полозьям откатывались наполненные солью деревянные ящики или тележки, называемые "псами". "Псы" применялись для перевозки болванок, бочек и больших глыб соли, кроме того, в ящиках транспортировалась мелкая соль.

http://photos.streamphoto.ru/7/6/b/9bf0c6db59d71c18ffc01600d1134b67.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/1/b/0ef8907a58887b0906356886db995b1c.jpg

http://photos.streamphoto.ru/6/2/1/d3eba7538de8a69cdef99ac94813e126.jpg

Макет деревни эпохи неолита

Макет представляет солеварню эпохи неолита на фоне культурного пейзажа того времени.
Открытие этой солеварни - попытка ответить на вопросы, задаваемые туристами осматривающими шахту, о начале солеварения. Попытка показать, как люди производили соль в течение тысячелетий до открытия залежей каменной соли.
Археологические исследования установили, что начало добычи соли относится к эпохе неолита. Её производством занимались племена лендзельской культуры ещё за 3,5 тысяч лет до нашей эры, используя соляные источники, находящиеся в околицах Велички. Процесс солеварения начинался с выдалбливания в земле прямоугольных отстойников рассола. Оттуда им наполняли большие глиняные посудины. Затем рассол нагревали, ставя посудину на огонь. Выпаренный тягучий рассол заливался в небольшие чашеобразные посудины - "брикетары", в которых соль кристаллизовалась.
Экспозиция составлена на основе экспериментальных исследований под руководством и благодаря консультациям доктора Павла Вальде-Новака из Института археологии и этнологии Польской академии наук.

http://photos.streamphoto.ru/e/9/e/609851fb11db783701be4a59a763ee9e.jpg

Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego)

Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого - выдающегося польского короля, который дал Краковским копям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копей составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством. В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, вырезанный в соли скульптором Владиславом Хапкой.

http://photos.streamphoto.ru/d/8/b/49cec9e336733880a2d889f3c42d0b8d.jpg

Конный привод саксонского типа (XVIII века) является подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние. Механизм приводили в движение четыре лошади, запряжённые в тягловые рычаги. Конный привод снабжён вертикальным валом с расположенным сверху барабаном, на который наматывались конопляные канаты. Неотъемлемой частью привода было специальное устройство - "куншт"; расположенное в надшахтной части оно служило для изменения направления троса (с горизонтального на вертикальное). Органную крепь в камере составляют установленные друг возле друга деревянные стояки, предохраняющие бока и кровлю от разрушительного воздействия горного массива. В боковой выемке штрека Кунегунда остались следы от буров.

http://photos.streamphoto.ru/e/5/3/06e2acefc725257ab1cf98649f82435e.jpg

http://photos.streamphoto.ru/9/8/f/3b95fd7065b0c4c3c401f926952b1f89.jpg

Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skaіa)

Это одна из прекраснейших камер соляных копей в Величке; выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины - результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры - давняя лестница, выдолбленная в соли. По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние. В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест - старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли. В камере видны следы современных методов обеспечения безопасности выработанных пустот. Для поддержки опадающих стен в горный массив вводятся многометровые прутья (анкера) сделанные из стали или из синтетических волокон. Закрепляемые смоляным клеем или цементным раствором они надёжно закрепляют стены и кровлю выработки.

http://photos.streamphoto.ru/f/8/7/8ff2e04a7abcede60e49875174c7678f.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/a/9/465eccfadf807f2a6135336838f509a7.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/9/3/53603b95833254fb802a7a4bc8c20397.jpg

Продольный штрек Кунегунда (Poprzecznia Kunegunda) на II верхнем уровне (Братьев Марковских) на глубине 90 метров

Самой большой опасностью для соляных копей на протяжении столетий были престные поверхностные воды и воды стекающие со скал окружающих месторождение. Попадая в копи, они растворяли и выщелачивали соль. Крупнейшие катастрофы, связанные с действием воды, произошли во второй половине XIX века в поперечном штреке Клёски и в штреке Коллоредо. В 1992 году в горизонтали Мина на IV уровне (на глубине около 175 метров) случилась катастрофическая для копий и всего города протечка воды. Вода прибывала со скоростью до 20 000 литров в минуту. Оригинальные деревянные желоба служили для отвода подземных протечек в специальные резервуары (зумпфы), откуда воду направляли в специальные ёмкости на околоствольных дворах. Затем воду поднимали на поверхность в кожаных мешках (бульгах), либо в деревянных бадьях. В камере стоят также два гнома, вырезанные в соли Юзефом Марковским в начале XX века.

http://photos.streamphoto.ru/6/7/a/702dc3cb25c492fca74f8c16aa4fba76.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/f/e/bf3bc25022e2aaf49f45e89cdbbddefb.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/0/1/7ccc67c6b438f9df1fad35e6e129510a.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/3/c/b3fc91244120d925c8e48d41cea3dc3f.jpg

Часовня Св. Креста (Kaplica Sw. Krzyza)

Часовня находится в выработке XIX века, где ещё сохранились следы ручной добычи соли. Ручная работа заключалась в выдалбливании расположенного в стене соляного блока параллелепипедной формы ("клапца"), и последующим отслаивании его от стены при помощи деревянных или стальных клиньев. В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: распятие и Матерь Божья Победительница. У алтаря - фигуры двух коленопреклонённых монахов; сегодня их силуэты едва различимы. Распятие находится в престольной нише, обшитой древесиной. Предметы, находящиеся здесь, были принесены из другой часовни на I уровне.

http://photos.streamphoto.ru/a/5/a/23fa82e86b46b2a8f522d9fd04255a5a.jpg

Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi)

Часовня Святой Кинги возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Её размеры просто впечатляют: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров; а сама камера расположена на глубине 101 метр.

http://photos.streamphoto.ru/b/e/5/65283ae4ba24e5ef5023bc9d326bb5eb.jpg

Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса - покровителя прихода в Величке. Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса. В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил младший брат Юзефа - шахтёр Томаш Марковский. Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев, и трёх образов Марии в часовне Воскрешения. В 1927-1963 горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус обучающийся в храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий.

http://photos.streamphoto.ru/f/3/e/824fc7e90b667f76a2329f166d71de3f.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/5/f/7f6b8107a3cde4f5c8dd2db6038b7f5c.jpg

http://photos.streamphoto.ru/8/1/7/35122d4a7da98af91b90fefa0d461718.jpg

http://photos.streamphoto.ru/8/e/2/ef8563fa312886926580958761c2b2e8.jpg

http://photos.streamphoto.ru/8/f/8/aac7d5880222e9966029288ca4b578f8.jpg

Образ часовни дополняют люстры из соляных кристаллов, и пол, выполненный из цельного куска соли.
Эта часовня действующая: в главном алтаре в 1994 году установлены реликвии Св. Кинги. Здесь проводятся литургии в дни именин Св. Кинги (14 июля) и Св. Барбары (4 декабря), а также литургии по случаю знаменательных событий.

Камера Эразма Баронча (Komora Erazma Baracza)

Эта камера интересна с точки зрения строения, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Камера носит имя Эразма Баронча - директора соляных копей в 1917-1918 годах. Естественным способом обеспечения безопасности выработок была установка пристенных или отдельностоящих (центральны) соляных колонн.

В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом (водным раствором соли) с концентрацией около 320 г соли на литр воды. В настоящее время для производства соли используется рассол (вытекающий из шахт) из которого в процессе вываривания добывается пищевая соль. В Величке кроме пищевой соли производятся также соли для ванн, специальные (для фармакологической промышленности) и лечебные соли; небольшое количество каменной соли используется также для производства сувениров. Под самым потолком по периметру камеры проходит галерея, служащая для контроля технического состояния откосов и кровли.

http://photos.streamphoto.ru/c/2/e/4dffc4a6f75e473b8b123b2844347e2c.jpg

Камера Дроздовице (Komora Drozdowice)

http://photos.streamphoto.ru/f/5/6/d1a8ff87d091dffc411cef81d688f65f.jpg

После 10-летнего перерыва камера Дроздовице была включена в туристический маршрут. Эксплуатация этой выработки велась на рубеже XVII и XVIII столетий. На её откосах остались многочисленные следы ручной добычи соли со стен и с пола при помощи клиньев. Сооружённая в начале XX века двухъярусная деревянная конструкция, соединяемая площадками и галереями, не только обеспечивает безопасность камеры, но и украшает её. Безопасность обеспечивают также соляные колоны и укрепления из брёвен ("костры"). На одном из таких костров установлены таблички с текстами старинных шахтёрских песен.

http://photos.streamphoto.ru/6/d/7/0e012d456c60dff80ddc79d517bcb7d6.jpg

А на стене находится мраморная мемориальная доска в честь 500-летней годовщины реставрации Ягеллонского Университета.Она напоминает о связях этого учебного заведения и соляных копей, ибо академия содержалась на доходы от производства соли. "В этой камере, - писал Альфонс Длугош, - шахтёры Велички давали в 1912 году банкет для профессоров Ягеллонского Университета по случаю 550-летия со дня основания старейшего польского учебного заведения. Это было возданием почестей польской науке".

В центральной части камеры стоит памятник горным плотникам, вырезанный из соли Антонием Выродком.
http://photos.streamphoto.ru/e/e/c/33671747bde88abb3b724206c5013cee.jpg

Камера Веймар (Komora Weimar)

Выработка начала XX века является примером механического метода разработки месторождения. Видимое под самыми сводами отверстие является фрагментом вентиляционной тяги. В 60-х годах XX столетия дно камеры было залито соляным раствором образующим подземное озеро. Климат выработок соляной шахты оказывает крайне благоприятное воздействие на организм человека, т.к. не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности. Поэтому соляная шахта работает также как санаторий. На V уровне действует аллергологический санаторий. Вдыхая воздух богатый хлоридами натрия, кальция и магния, курортники лечат заболевания верхних дыхательных путей.

http://photos.streamphoto.ru/7/3/4/8e6c0506f39b04c40faf4db06a584437.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/5/9/5cae5f62dc9ffbe12cbe9a789fd10957.jpg

Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego)

Камера возникла в начале XIX столетия; она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века. Камера носит имя легендарного польского полководца Юзефа Пилсудского, создателя Легионов, Начальника Государства, Маршала Польши. Памятник изваял из соли Станислав Аниол в 1997 году. На берегу озера в XIX века установлена фигура Св. Яна Непомука, покровителя тонущих.

http://photos.streamphoto.ru/d/f/b/7ad47e06400392be3b40d7fd19b11bfd.jpg

http://photos.streamphoto.ru/9/2/4/1b51721f35e3c5e40749ae3d43723429.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/2/4/961821c9e4e89982c1f320f32d9a8427.jpg

Камера Станислава Сташица (Komora Stanisіawa Staszica)

Здесь добывалась соль на рубеже XIX-XX столетий. Это самая высокая камера на туристическом маршруте (первоначально её высота составляла 50 м, а после засыпки нижней части - 36 м). Впечатляют правильные формы камеры; на стенах можно увидеть чёткие следы старинных горных технологий (ручной работы при помощи клиньев, и отметки, сделанные красным цветом).

В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов. На подземном военном заводе работали поляки еврейского происхождения, собранные во временном концлагере, располагавшимся в парке Кинги. Незадолго до наступления советских войск фабрика была демонтирована, а обитателей концлагеря гитлеровцы уничтожили, в том числе в концлагере в Белжеце.

http://photos.streamphoto.ru/8/1/8/6642d0efbe66277d14c5ae04cbd4a818.jpg

Хранитель сокровища (Skarbnik)

На образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский месте, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Ансамбль соляных скульптур изваяли шахтёры Мечислав Клюзек и Пётр Холева. Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копей. Таким духом был хранитель - он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.

http://photos.streamphoto.ru/c/4/f/ae3bc28d0866b9816ac7a1847a521f4c.jpg

Камера Витольда Будрыка (Komora Witolda Budryka)

Камера названа в честь Витольда Будрыка (1891-1958), профессора Горно-металлургической академии в Кракове, специалиста в области вентиляции и противопожарной безопасности соляных копей. Она возникла во времена, когда эта часть Польши была в руках австрийцев. Камера вырублена в пластовой спизовой соли методом ручного вруба и взрыва. Укреплена деревянной костровой и "органной" крепью. В камере находится ресторан. Рядом находится почтовое отделение, откуда можно послать письмо с памятным штемпелем, подтверждающим пребывание в соляной шахте, и пункт продажи печатных изданий.

http://photos.streamphoto.ru/6/2/b/8bf03e26e2d26405ad687a9823198b26.jpg

Камера Висла (Komora Wisla)

Камера возникла в результате расширения в 1959-66 годах продольного штрека Висла. Вырезанные на стенах прохода даты - 1819, 1820 - время её возникновения и этапы шахтёрских работ. Камера выдолблена в пласте спизовой соли. С 60-х годов XX века она становится местом отдыха для туристов. Здесь находится киоск, в котором можно купить сувениры и продукты.

http://photos.streamphoto.ru/7/f/2/91b6d12b151c4e4238f7f3a2956022f7.jpg

Камера Варшава (Komora Warszawa)

Выдолблена в XIX веке в пласте спизовой соли. На стенах сохранились вырезанные в соли даты: 1818 и 1821 - время возникновения камеры. Это достаточно большая выработка (длина - 54 м, ширина - 17 м, высота - 9 м), из которой было добыто около 20 тысяч тонн соли. Благодаря своим размерам камера используется как зрелищно-спортивный зал.

В камере располагается концертная площадка (её украшает вырезанная в соли эмблема соляных копий) с эстрадой и антресолью. Здесь проводятся шахтёрские торжества, спортивные и туристические мероприятия, концерты, балы. К услугам туристов - подземный кинозал, в котором демонстрируется фильм "Солённый вкус шахты".

http://photos.streamphoto.ru/a/b/6/f144c56adb5e336e9a78b1434b39e6ba.jpg

Околоствольный двор Даниловича (Podszybie Szybu Danilowicza)
на III уровне (Юлиуша Словацкого) на глубине 135 метров

Это последняя выработка на туристическом маршруте соляной шахты. Отсюда туристы поднимаются на поверхность в четырёхэтажном лифте (в каждой кабине помещается 9 человек). Скорость подъёма лифта - 4 метра в секунду.

http://photos.streamphoto.ru/a/8/6/53213e6bd4fc6c24719d66050f18868a.jpg

Околоствольный двор украшает современная, написанная маслом картина, изображающая Святую Кингу, художника Пётра Москаля. Шахтёры помещали образы святых в околоствольных дворах - здесь они молились перед началом и после окончания работы. Эти образы (как и часовни) являются свидетельством набожности велицких шахтёров, как и их приветствие "Szczesc Boze" ("Бог в помощь"), которое звучало в лифте при спуске в шахту, при каждой встречи и прощании.
http://photos.streamphoto.ru/9/e/4/ec804d227a6697db4d4c6ba34103d4e9.jpg

Просто коридоры

http://photos.streamphoto.ru/7/a/8/d85d766e06f8f1a11c58bd42b68fc8a7.jpg

http://photos.streamphoto.ru/e/3/d/76f457287e451cc5fa97dc8623653d3e.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/1/9/987cf13577b234db13123ecadbfa291f.jpg

http://photos.streamphoto.ru/6/e/c/a3c9d117ffe90469287484817a7eace6.jpg

http://photos.streamphoto.ru/8/6/e/18ee212eb45947cbab93df226085fe68.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/1/e/d86c4e4db91985d7b2d425374b550e1f.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/c/8/eedc649e3d40edde95b8515665dc78cb.jpg

http://photos.streamphoto.ru/9/5/6/1c1c3d2feeb8ef9df59d17a62a2cd659.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/2/7/04decddb96c446b1b5661ee35ac98727.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/b/8/f0e5e10cc1eee42ecefce7cb55fff8ba.jpg

Такие же копи есть в Зальцбурге - Соляная шайта в Hallein

Кроме копей

http://photos.streamphoto.ru/7/5/9/8a80480ed3c9dd4067fb250221be1957.jpg

    - Шахтный замок - напротив железнодорожного вокзала. Первый замок возник на этом месте в XIII в. и был окружен глубоким рвом. Новый большой замок построил король Казимир Великий во второй половине XIV века. В районе защитных стен замка обнаружен шахтный ствол XIII века.

http://photos.streamphoto.ru/b/0/e/5c59b3f5639aac5c025061ce85412e0b.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/7/8/e3fde600c4bd5e5306f58fdcc64fb87a.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/7/e/e41cd5399c54c7963d38146a362a4e7a.jpg

http://photos.streamphoto.ru/e/f/1/1fbdf84f39b9f78a28a4f6f61f7ab1fe.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/5/d/84e344e5a045f77da0c347c13f253d5f.jpg

http://photos.streamphoto.ru/8/d/9/0943ea7aab635446a2c5eb6a8cd3b9d8.jpg

    - Приходский костел Клеменса, считающегося покровителем горнорабочих. Первый костел был построен в готическом стиле, но разрушен землетрясением в 1782 . Сегодняшнее здание костела построено в XIX-XX веках. Сохранилась древняя часовня Морштынов (второй половины XVII в) украшенная искусственным мрамором, колокольня в стиле барокко, построенная в 1685 г. Одной из ценностей, хранившихся в соборной сокровищнице, является готическая дароносица 1490 г.

http://photos.streamphoto.ru/8/0/a/4c63438b7af66d50a5b149f4854afa08.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/b/b/c2556757f6fedfafac6a69433b078bbc.jpg

    - Шахтный ствол "Регис", рядом с костелом - самый старый, выдолблен еще в начале XIV в. Настоящее подшахтное строение относится к половине XIX в. После окончания эксплуатации шахты оно было перестроено и теперь используется как спортивный зал.

http://photos.streamphoto.ru/8/9/1/7c4b1eb4b6953e84642e1624e57bd198.jpg

    - Памятник Адаму Мицкевичу выполненный Т. Блотницким и установленный в 1903 году.

http://photos.streamphoto.ru/c/f/9/8b1e7c570d7b5fbdb62f92a44888b9fc.jpg

    - Горный Рынок, расположенный выше шахтного замка и приходского костела.

http://photos.streamphoto.ru/8/e/b/a588dc619f6dc2328c7319c0b04c3be8.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/0/4/c1b196a4e8d526495f6e0b80b4155407.jpg

    - Монастырь Реформатов - на северном городском холме, за железной дорогой. Расположенный здесь костел Францишка из Асыжа (это автор так называет на польский манер Франциска Ассизского - прим. мое) в стиле барокко построен в 1721 г. на месте сгоревшего деревянного. Во дворе находится кладбище для монахов.
   
http://photos.streamphoto.ru/b/d/2/2e296af711bff0d205d7d577fd4672db.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/9/c/c2de6093bf0f391e0118c5cd4bc09c9b.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/7/b/cb357132540160191006e229547b7b77.jpg

Все фото сделаны почти в полной темноте, с руки (т.е. без штатива).

0

2

Антураж судя по фоткам гораздо интересней и обширней чем в Зальцбурге :)

для сравнения Соляная шахта в Hallein

Отредактировано Jerri Mouse (2009-02-09 18:06:32)

0

3

давай еще ссылку на свой рассказ сюда, пусть связанные будут))))
раз тематика схожая)

0

4

Уже :)

0

5

уря! а в рассказе своем?:)

0

6

talusha написал(а):

а в рассказе своем?

хочеш шоб я добавил в тело ? или добавиш внешним постом ?

0

7

я и так, и сяк прописала везде)))

0

8

Величка сильно впечатлила. Хоть названий часовен уже и не помню, но щас глянула на фото часовни Святой Кинги и сразу вспомнилось, как я там ходила как зачарованная. Жалко, что воздух в этой шахте не передать никакими снимками.

Отредактировано Ёлка (2010-10-29 09:23:15)

0

9

Помнишь там такой санаторий наверху стоит, симпатичный? я даже подумала, что надо подлечиться, подышать)))

0

10

Я тоже недавно была в Величке:))) Море впечатлений даже не описать словами:)))))))))))))))))))))))

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Прочая Европа » Польша: соляные копи в Величке (79 фото!)