И напоследок оставалось напряженная программа.
Азе-ле-ридо, воспетый Бальзаком как «многогранный бриллиант на берегу Эндра» – перекликается с Шенонсо, отражение в спокойных водах озера вокруг замка добавляет ему очарования, очень изящные внешние формы замка, центральная лестница с прямыми пролетами – один из новаторских приемов неизвестного архитектора. Внутри ничего особенного, но мы почему-то интерьеры всех замков осматривали с одинаковым интересом. Вокруг небольшой английский парк с шикарными кедрами, кипарисами и секвойями, позволяющий любоваться замком со всех сторон.
Юссе – затейливый снаружи и внутри. В чердачных помещениях целая галерея комнат, в которых запечатлены сценки из сказок. Мы не дети, но было забавно.
После Юссе решили незапланированно заскочить в Ланже и неожиданно там задержались. Мрачноватый с виду, «тяжелый» замок, не облагороженный перестройкой в более поздние века. Как обычно рядом небольшой парк на холме, с которого открывается вид на Луару и собственно на замок.
Вилландри. Удивительное место. Знаменитые парки действительно хороши. Парк делится на три части – декоративный сад, водный сад и сад-огород. Особенно запомнились клумбы в «Декоративном саду» выстрижены в определенных формах, означающих «нежную любовь» - кусты самшита в форме сердец, разделенных по углам огнями любовного пламени (посередине фото справа), «страстную любовь» - сердца, запутанные в лабиринт танца (первые справа), «непостоянную любовь» - веера по углам, символизирующие легкость чувств, рога измены, и записки ветреных женщин (первые слева), и «трагическую любовь» - лезвия кинжалов и мечей дуэлянтов (посередине слева).
Огородная часть смотрится также необычайно гармонично
до "стрижки"
и после
В замке довольно современные интерьеры, в которых жил Иоахим Карвалло – блестящий ученый, отказавшийся от научной карьеры и посвятивший жизнь Вилландри (мне почему-то сразу вспомнился некий римский император, решивший, что выращивать кукурузу намного интереснее, чем править миром ). Он в начале ХХ века спас замок от разрушения и создал сады именно в таком виде, в котором мы видим их сейчас. Красота необычайная, но некоторые цифры заставляют задуматься о вложенных трудах – например, протяженность кустов самшита, который пропалывается вручную, составляет 52 км, ежегодно пересаживается около 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Уезжали мы оттуда под большим впечатлением и Вилландри стал «последним аккордом» в нашей замковой эпопее.
Впереди ждала Бретань…