И вот фонтаны: ярче и эффектнее у одного водоёма...
... и попроще у другого:
А на видео, чтобы не "плодить" ролики, я их объединил:
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Аланья, Конья и крепость Мамуре
И вот фонтаны: ярче и эффектнее у одного водоёма...
... и попроще у другого:
А на видео, чтобы не "плодить" ролики, я их объединил:
..........
В последний вечер в Аланье я пошёл "на огоньки" в место, которое стало моим любимым в любое время суток - к порту, Красной башне и прилегающим к ней укреплениям.
Я боялся (и даже был уверен в этом), что "дальние" панорамные фотографии с "Портовой" улицы (Искеле) не получатся, но, к моему удивлению и нескрываемой радости, вышли они неплохо:)
Выяснилось, что вечером башню почему-то завесили большим флагом и плакатом с изображением какого-то эфенди (почему, зачем - не знаю, да и пытаться узнавать не стал: никакого значения это уже не имело). Так что я порадовался, что днём успел увидеть её "как есть", в натурально-аутентичном виде:)
В любом случае, в наступившей темноте Кызыл Куле уже не имела столь большого "видового" значения, а на первый план вышли крепостные стены на фоне слегка плещущейся под ними воды, в которой они же и отражались:
Здесь вообще было здорово, в любом месте:
Дальше уже стало потемнее, и я повернул назад...
Естественно, я заглянул и в порт, но там оказалось не так интересно, как почему-то представлялось...
А вот на стене, подпирающей спускающуюся к гавани улицу Искеле, обнаружился, вроде бы, простой, но довольно эффектный - да ещё и подсвеченный! - фонтан в виде скалы с падающим каскадом воды, который я пропустил днём:
* * * * * * * * * *
И вот здесь, у шумящего (пусть и искусственного) водопада я заканчиваю рассказ об Аланье и её достопримечательностях. Как видите, посмотреть здесь есть что и есть на что, но ехать сюда надолго, если не быть фанатом пляжного формата "от рассвета до заката", мне кажется, смысла нет: я уже на неполный 3-й день "запарился" ходить по одним и тем же улицам, очень похожим друг на друга. И, повторюсь, за исключением показанных мной мест, в целом в городе никакой особой аутентичности в смысле исторической атмосферы нет, равно как и приятных глазу природно-пейзажных уголков, и в этом она сильно проигрывает даже своей "соседке" Анталье.
А потому - пора ехать дальше!
<<< --------------- Конья --------------- >>>
.
Конья - древний греческий Иконион (Иконий) - город с длинной и насыщенной историей: здесь пребывал (причём "довольно времени") апостол Павел, здесь родились святые Фёкла и Параскева Пятница, её брал во время Третьего крестового похода император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, здесь жили Омар Хайам и Джалаледдин Руми. А в течение 250 лет (четверти тысячелетия, как-никак!) Конья была главным городом самого известного из сельджукских государств - столицей Конийского (Румского) султаната.
Но больше всего Конья известна как неформальная столица кружащихся дервишей, один из главных мировых центров суфизма и, пожалуй, самый религиозный город (по крайней мере, из больших) Турции. Но обо всём об этом я подробнее расскажу позже, а начну, как обычно, с логистики.
..........
Впрочем, с логистикой как раз всё очень просто: со средиземноморского побережья (из Антальи или Аланьи), за отсутствием там железной дороги (в самой-то Конье она есть) ехать в Конью нужно на автобусе. Единственный "интеллектуальный" момент здесь - выбрать автобусную компанию, поскольку между городами А и В в Турции, как правило, работает несколько таковых: в одних регионах одни, в других - другие, но в каждом конкретном случае вы наверняка увидите в расписании в среднем 5-8 "лэйблов". И вот тут, по своему опыту, могу сказать: выбором среди них некоей "правильной" можно не заморачиваться, поскольку проблемы (я не имею в виду опоздание в 20-30 минут - это не проблема, а данность, к которой надо быть готовыми) могут случиться с каждой. С любой, даже самой "раскрученной". Поэтому просто выбирайте рейс по удобному времени и цене (вот она-то может отличаться, порой заметно), ну и по плановому времени в пути: оно частенько тоже разнится, хотя, как я уже сказал, ничего не гарантирует.
Нужно ли покупать билет на междугородние автобусы заранее? Утверждать не буду, но скажу так: я ни разу не ездил на автобусе, заполненном больше, чем наполовину (от силы, и то крайне редко и только на отдельных отрезках - на 2/3), поэтому и билет на них можно было приобрести тут же, на автостанции (но не в общем окошке, которого нет, а в офисе конкретной компании), хоть за минуту до отправления. Так что если у вас нет работающей за рубежом карты или друзей с такой картой, проблем на 99% не возникнет, и вы нормально уедете, как и планировали. Тем не менее, если вы жёстко завязаны на определённый график и хотите гарантированно уехать именно этим автобусом в такое-то время, да ещё выбрать место (например, в одиночном ряду, если вы один, или, наоборот, рядышком, если вдвоём, а то и просто с не солнечной по ходу движения стороны), лучше всё-таки побеспокоиться заранее: искать сайт конкретной компании не обязательно, в Турции есть несколько агрегаторов (я традиционно использую wwwenuygun.com, но не потому, что он чем-то лучше, а просто "так повелось"), цены на которых везде одинаковые и, кстати, не отличаются от цен на "прямых" сайтах автобусных компаний (скидок за предварительную покупку и всякие "туда и обратно" нет). Именно так я, как человек беспокойный, любящий порядок и предсказуемость и строящий маршруты с высокой степенью временной привязки, и поступил, купив всё заранее, но, повторюсь, жизнь показала, что реальной необходимости в этом не было (тем не менее, в следующий раз я снова поступлю так же - не люблю сюрпризы).
Цены на автобусы в Турции нынче не такие уж дешёвые: например, маршрут Аланья-Конья стоит 350-400 лир, что в переводе на наши соответствует 1200-1300 рублям (по реальным деньгам с учётом всех курсовых конвертаций). Ну, то есть, в переложении на километраж получается примерно так же, как и в России: на днях я покупал билет из Питера до Приозёрска - он стоил 400 рублей при расстоянии 135 километров, что вполне сопоставимо.
Из Аланьи (как и из Антальи) до Коньи автобус едет 4.5-5 часов (в расписании "моего" автобуса значилось 4, но всё равно вышло 4.5). Почему так долго, ведь ехать всего 300 километров? Во-первых, по пути он заезжает в Манавгат, что хоть небольшой, но крюк, да ещё там на автостанции сколько-то времени, да стоит. Во-вторых, значительная часть дороги проходит по горам, где она, понятное дело, порой виляет, кружится и "серпантинится" - не "забалуешь" и не разгонишься. А в-третьих, уже незадолго до Коньи, в Сейдишехире, автобус делает аж получасовую остановку, предназначенную, как я понял, регламентом для отдыха и перекуса водителю. Ну и для "справления естественных надобностей" всеми желающими. Есть и ещё один нюанс: автобус могут тормознуть (происходит это выборочно, как повезёт) на посту жандармерии для проверки документов у пассажиров. Выходить никуда не надо, всё делается прямо "на борту", но всё равно - пока автобус отъедет в "карман", пока проверяющий зайдёт, пока у всех посмотрит местные "ID", пробивая их на планшете (русские паспорта просто пролистывают) - всё равно "лишние" минут 15 набегают... Так что документы с собой надо иметь обязательно, даже если вы едете просто "туда и обратно" одним днём (сразу скажу, что ответа на вопрос "что будет, если их не будет" у меня нет, но я никому не советую пытаться узнать его на личном примере).
Кстати, о туалетах: когда я только начинал самостоятельные путешествия, то читал много хвалебных отзывов о "дальних" турецких автобусах: дескать, они и комфортабельные, и удобные, и с вайфаем, и ездят по графику, и попить-поесть предлагают... То есть почти как самолёт, только лучше:) Но на практике я эти времена не застал, а когда стал активно ездить по Турции, всё было уже "так, да не так". Да, автобусы действительно в меру удобные и комфортные, в них не морозят общим кондиционером, что немаловажно, дают воду в маленьких мягких коробочках, разливают кипяток-чай-кофе, иногда - но не всегда! - выдают какую-нибудь маленькую печенюшку (как вариант - крошечный пакетик чипсов или орешков). Но туалетов уже нет, точнее, они есть, но "по назначению" не работают, а вайфай либо отсутствует в принципе, либо имеется, но ... без доступа в интернет, а на ... мне такой вайфай нужен?!
...
Но, понятное дело, в автобусе главное всё же - ехать (с этим тоже бывают проблемы, но валить всё в одну кучу я не стану, тем более что как раз в Конью - единственный раз из четырёх поездок! - я доехал относительно нормально, не считая "маленького" получасового опоздания), и мы сейчас поедем:) Отмечу только, что автостанция в Аланье, в отличие от многих других турецких городов, находится не в "in the middle of nowhere", а в пешей доступности - всего-то минут 20, если ваш отель расположен в западной части "крепостного полуострова" где-то в районе пляжа Клеопатры. Что, конечно, большой плюс и сильно упрощает общую логистику поездки.
Большинство междугородних автобусов в Турции устроены с рассадкой "2+1" (то есть справа по ходу - 2 кресла рядом, а слева - одно), хотя бывают и исключения в виде "2+2". Предварительно купить билет можно куда угодно, даже если вы один, но при этом помечается ваш пол, чтобы тот (или та), кто будет покупать место рядом, знал(а), на что идёт и имел(а) возможность выбора.
Любопытно, что билеты в автобусах не проверяют. Вы можете совершенно свободно зайти внутрь, сесть на своё место ... и всё Перед отправлением "стюард" ("экипаж" автобуса обычно состоит из водителя, стюарда, который раздаёт воду, "курирует" размещение и выемку багажа в багажном отсеке и вообще осуществляет прямой "интерфейс" с пассажирами, а - иногда - сменного водителя) пройдёт по салону, сверит рассадку со своими данными, и если все проданные места заняты, а все непроданные свободны - значит, все сидящие являются законными пассажирами.
Отредактировано savl (2024-05-17 11:57:48)
..........
Конья находится на километр выше Аланьи, поэтому и климат там в целом отличается от приморского: и температурой, в среднем более низкой, и давлением, типовой фон которого колеблется примерно в пределах 670-680 мм рт. ст. И хотя сама она расположена на равнине, которая так и называется - Конья-Караманская и является частью Анатолийского плоскогорья, от побережья Средиземного моря её отделяют Таврские горы, не слишком высокие в этой части (они протянулись от Антальи на западе до верховий Евфрата на востоке), но всё равно достаточно гористые, и именно по ним проходит трасса, ведущая от Аланьи к Конье.
Эта часть пути занимает примерно половину всего дорожного времени (более двух часов) и является очень красивой: горные вершины, хребты, ущелья, перевалы: глядя в окно, заскучать невозможно, и о дремоте можно сразу забыть. Сама дорога, естественно, "прыгающая" и извилистая, хотя "чистых" серпантинов на ней не так много, поэтому за свой вестибулярный аппарат можно не беспокоиться. Мне, конечно, очень хотелось запечатлеть как можно больше "заоконных" пейзажей, тем более что они - один живописнее другого, но на скорости это получалось плоховато, да к тому же ещё и окно с моей стороны бликовало. Тем не менее, изрядно отбраковав сделанные в движении фотографии, я всё же отобрал несколько, которые позволят составить хотя бы самое общее представление об этой действительно радующей глаз и прогоняющей сон трассе:
Отредактировано savl (2024-05-14 20:46:57)
Несмотря на такой дорожный профиль, манера водителя больше напоминала стиль вождения легковушки, нежели хоть и не самого большого, но автобуса: я поймал себя на мысли, что сам ехал бы примерно так же: на грани надёжности, но ни на секунду, ни на сантиметр не переходя её. Если он догонял машину, то не тянулся за ней "паровозиком", а при первой же возможности обходил её. Сплошная слева? Да фигня, дорога-то широкая - а она на самом деле широкая: хотя разметка обозначала 2 полосы (по одной в каждую сторону), то реально можно было легко уместиться втроём, поэтому вопрос встречных машин при обгоне не стоял: те вполне уверенно и с приличным запасом проезжали мимо по своей полосе, даже не выезжая на обочину. Но, конечно, на крутых "слепых" виражах водитель так не поступал, и в целом любой его манёвр, на мой взгляд, был просчитан, оправдан и, как я написал выше, оставался в "зоне надёжности". В общем, по Таврским горам мы отнюдь не тащились Я жалел только об одном: что не было возможности, как если бы я сам был за рулём, останавливаться в наиболее живописных местах для съёмок - а таковых здесь ооочень много, так что тем, кто поедет здесь на своей машине я, с одной стороны, завидую, а с другой - понимаю, насколько затянется их путь из-за частых остановок, а если ещё свернуть к паре промелькнувших справа озёр разных размеров... Правда, специальных "обзорных" "карманов" здесь не так много, как на европейских пейзажных трассах, но возможностей "приткнуться" всё равно немало.
..........
Глянув на часы и прикинув оставшийся путь, я было обрадовался, что мы приедем в Конью даже раньше графика, но автобус, выехав на равнину, свернул с трассы в городок Сейдишехир. И всё бы ничего, но уже на автостанции выяснилось, что стоять здесь будем целых полчаса! И это, как я понял потом, не блажь водителя, а плановый регламент: на дальних маршрутах (а этот в Конье не заканчивался, а продолжался до Анкары) длительные остановки для отдыха водителя необходимы, и происходят они не в больших городах, а вот на таких "полустаночках". Кто-то пошёл перекусывать, кто-то пить чай-кофе, а мне не хотелось ни того, ни другого, поэтому перспективка слоняться полчаса вокруг автобуса выглядела так себе... Ожидание немного скрасил интерес к чему-то продаваемому здесь в больших глиняных горшках; при ближайшем рассмотрении оказалось, что это нут, а точнее, блюдо из него - так называемое леблеби (leblebi): семена нута, сначала высушенные, а затем поджаренные на медленном огне в специальных печа без жира, после чего они становятся хрустящими. Впервые леблеби появилось в провинции Чорум (в северной части Турции восточнее Анкары); но потом распространилось по всей стране. Тем не менее, до сих пор существуют отдельные провинции и регионы, где леблеби считаются особым специалитетом, и одним из таковых является Сейдишехир, чей продукт зарегистрирован в Ведомстве по патентам и товарным знакам Турции и получил защищённое географическое указание (по аналогии с контролируемым происхождением у вин).
Судя по рекламному плакату, традиции изготовления леблеби здесь существуют уже 700 лет:) (надписи ниже: lezzet - вкусный, taptaze - свежий).
Полученный таким образом продукт не является окончательным, хотя его уже можно есть, и его активно продают в "цельном виде" - получается нечто вроде поп-корна, только намного плотнее и твёрже (я попробовал - ничего особенного, и есть надо только с хорошими зубами!). А в основном из него делают муку, которую потом используют для приготовления других блюд, в первую очередь - печенья и прочих сладостей.
Здесь его тоже готовят, но в небольших количествах и по упрощённой технологии (и тут же продают в бумажных пакетиках, пакетах и пакетищах):
А это уже - просто для "полноты картины" - стандартный "турецкий" ассортимент, который можно увидеть везде:
* * * * * * * * * *
Рассказ о самой Конье я начну несколько неожиданно: не с её главных (или тех, что считаются таковыми) исторических достопримечательностей, а с небольшого современного музея под названием "Панорама Коньи" (Konya Panorama Müzesi). Во-первых, это будет символично, поскольку она (собственно панорама) иллюстрирует Конью времён сельджукского периода 13 века, когда в ней жил Джалаледдин Руми, которого считают духовным основателем суфийского ордена Мевлеви, а посвящённый ему Музей Мевляны является основным "местом притяжения" в Конье и её "визитной карточкой" как с религиозной, так и с исторической (да и туристической) точек зрения. Во-вторых, экспозиции музея создадут - надеюсь! - должную атмосферу для последующего рассказа о Конье и станут - опять же, надеюсь! - достойным "прологом" для него, а в-третьих, забегая вперёд, именно "Панорама", как ни странно это сейчас прозвучит, оставила у меня самые сильные впечатления от этой поездки, сопоставимые с Судоверфью в Аланье и крепостью Мамуре.
"Панорама Коньи" была открыта в 2017 году в специально построенном для неё здании и стала вторым панорамным музеем в Турции после стамбульской "Панорамы 1453 года" (аналогичные музеи в Бурсе и Самсуне появились годом позже). Атмосферу создаёт уже само здание с фасадом в сельджукском стиле:
Посещение музея платное, но, что не характерно для нынешней Турции, цена билета является не просто низкой, а буквально копеечной: 15 лир, то есть всего полтинник в нашем "исчислении". Но даже если бы она была выше (не заоблачной, конечно), "Панорама Коньи" стоила бы того:)
Музей состоит из трёх основных частей: открытого двора с макетами зданий-резиденций ордена Мевлеви, построенных в разное время в разных странах (именно на них я, будучи любителем такого формата, и "клюнул" изначально), крытой галереи вокруг него с очень по-восточному атмосферными картинами и самой круговой панорамы, расположенной для лучшего обзора на втором ярусе (точнее, на втором ярусе устроена смотровая площадка, а панорамы находятся чуть ниже, немного под ней).
Вживую (чего, к сожалению, не сказать о фотографиях и видео) панорама очень выразительно передаёт быт и атмосферу Коньи середины 13 века, где, как говорили, смешались учёные и суфии, художники и поэты, писатели и священники, люди разных рас и вероисповеданий. Здесь мирно уживались мусульмане и христиане и находили приют бежавшие от монгольского нашествия жители Персии; Конья была процветающим торговым городом и считалась безопасной для купцов: сельджукские султаны строили много постоялых дворов и караван-сараев, чтобы торговцы могли комфортно отдохнуть, не опасаясь за свою жизнь и сохранность товаров. Особое внимание устроители панорамы уделили тому, чтобы подчеркнуть бытовавший в средневековой Конье принцип толерантности, сохранявшийся на протяжении многих столетий, начиная с раннехристианских времён.
Панорамные сцены не в последней степени "оживают" благодаря очень реалистичным - по позам, застывшей динамике, выражению лиц - человеческим фигурам. А звучащая "вполголоса" суфийская музыка делает "картинку" ещё более атмосферной.
Изображения и сцены из жизни суфиев вообще и самого Мавляны, как прозвали Джалаладдина Руми, можно увидеть и по периметру первого яруса (лестница на второй находится в его центре):
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Аланья, Конья и крепость Мамуре