<<< --------------- Крепость Мамуре --------------- >>>
Совсем недавно (2.5 года пролетело, как миг... ) во время путешествия по греческому Пелопоннесу меня так впечатлила венецианская крепость в Метони, что я на эмоциях чуть было не поставил её выше сирийского Крака-де-Шевалье, но потом всё же нашёл в себе силы проявить "объективность" и оставить неподражаемый Крак на верхней "ступеньке" "призового пьедестала" в номинации "крепости всех времён и народов".
И вот теперь ситуация почти повторилась. "Почти" - потому что до "Крака Великолепного" крепость Мамуре всё же не дотянула (а кто дотянет?!), но вот за условное 2 место она с Метони всё же поборолась всерьёз и, пожалуй, её обставила. Так что сельджуки оказались круче венецианцев:)
Но до крепости ещё надо было доехать, причём в буквальном смысле... Нет, чисто логистически добраться к ней из Аланьи проблем никаких нет: достаточно просто сесть в любой междугородний автобус в восточном направлении, купив билет либо до Анамура, либо, что даже лучше, до следующей остановки - Бозьязы (цена билета при этом одинаковая). Разница лишь в том, что в первом варианте нужно договориться со стюардом автобуса (все "оргвопросы", как правило, решает он, а не водитель), чтобы проехать ещё немного - около 5-6 километров - до крепости, а во втором договариваться уже не надо, поскольку вы едете совершенно "легально", но всё равно внеплановую остановку (формально рядом с крепостью её нет) надо согласовать - чисто номинально, потому что я, много насмотревшись в этом плане, искренне не представляю ситуации, при которой вам бы в Турции отказали в этой услуге (путь назад немного сложнее и многовариантнее, но об этом я скажу дальше).
От Аланьи до Анамура сравнительно недалеко - примерно 125 километров, но заявленные в расписании 2.5 часа абсолютно "честные" и удивлять не должны: дело в том, что первая половина пути - до Газипаши и немного дальше - проходит по ровной и почти прямой дороге, и автобус проезжает её меньше, чем за час. А вот дальше начинается "неторопливая" извилистая дорога по прибрежным горам, местами переходящая в "серпантин" - и скорость резко падает, порой до 30-40 км/час.
Так что быстрее "двух с полтиной" доехать никак не получится. А вот медленнее...
До Газипаши мы буквально домчались (на этот раз везла фирма "Акдениз") - случившиеся накануне автобусные приключения (точнее, злоключения) меня не насторожили, а даже, напротив, успокоили - знаете ж, "в одну воронку..." и всё такое (аггггааа...). Поэтому я сидел абсолютно расслабленный и прикидывал, как потратить явный избыток времени в Анамуре (обратный билет я взял на 17.30, то есть почти через 5 часов после прибытия "туда") и стоит ли там обедать или потерпеть до отельного "всё включено" - в общем, сплошные праздные мысли безмятежного туриста:) Поэтому когда мы "вдруг" ни с того ни с сего остановились у дороги, я не придал этому значения - ну, мало ли что, тем более что минут через 10-15 мы двинулись дальше. И даже когда через пару километров завернули на заправку, я лишь удивился: чудны дела твои, господи, неужели нельзя это было сделать в Аланье?
Но автобус почему-то встал не у самих колонок, а сбоку, на краю "парковочной" зоны. И, к своему ужасу, я понял, что его начинают ... чинить! То есть полностью повторяется вчерашняя ситуация, причём даже в худшем варианте - там-то нужно было просто "присобачить" (а именно так и было сделано после того как водила его окончательно доломал) зеркало, а тут явно было что-то более серьёзное - сразу вспомнилось, что незадолго до остановки в салоне появился лёгкий запах жжёного сцепления (автомобилисты поймут), на которое я не то чтобы не обратил внимания, а просто, видимо, очень не хотелось видеть в этом что-то плохое, слишком уж в памяти ещё были свежи вчерашние "пертурбации"...
Дальше всё было похоже на страшный сон : по всей видимости, по телефону вызвали какого-то ремонтника, "вскрыли" все возможные доступы к радиатору (включая напольный люк в салоне), начали отвинчивать крепления заднего колеса (почему - не могу сказать)... Потом ремонтник с большим трудом (из-за плохой доступности) отвинтил "тосольную" (или что-то подобное ей) изогнутую трубку - как я понял, она пропускала, и начал пытаться откручивать с неё гайку, но она "залипла", тогда он стал её отбивать - и отбил, но ... гайка отпрыгнула непонятно куда - по всей видимости, заскочила внутрь колёсного обода через одно из его боковых отверстий, её начали высматривать "телефонными" фонариками - всё это было бы смешно, если б не было так печально... Вот тут-то я и понял, что "резерву" моего времени "нашлось применение" и думать, на что его потратить, больше не придётся... И дай-то бог вообще успеть и хоть как-то доехать, а там уж не до жиру...
Ремонт занял примерно 1.5 часа, а вся дорога - около 4-х... С самого начала уже договорился со стюардом доехать до крепости (у меня был билет только до Анамура, это я сейчас уже такой умный) и даже хотел дать ему в качестве благодарности каких-то символических денег, но теперь уже о деньгах речи не шло - согласитесь, в такой ситуации уже пассажирам надо доплачивать или, в крайнем случае, потакать любым их капризам...
Оставшаяся дорога была безнадёжно испорчена: теперь я "дул на воду" и напрягался всякий раз, когда автобус притормаживал там, где, по идее, это не требовалось или останавливался, чтоб подобрать попутчика (с моего места не было видно, есть кто-то снаружи или нет). Но всё когда-то кончается, и вот мы уже в Анамуре и даже заруливаем на автостанцию, возле которой стоит большая красивая мечеть - я сфотографировал её из окна автобуса:
...
Крепость Мамуре (Mamure Kalesi) находится аккурат на узкой полоске между морем и проложенной вдоль него трассой Анталья-Мерсин, причём шоссе проходит буквально в 30 метрах от крепостной стены так что если вы проезжаете мимо, не заметить и пропустить её невозможно:
Тем не менее, "на всякий случай" (видимо, положено "по протоколу") возле дороги установлен указатель, который едва ли ни упирается в саму крепость:)
Кстати, на другой стороне трассы, напротив крепости, можно увидеть вполне колоритный полуразвалившийся, но сохранивший все "нужные" для этого самого колорита формы и очертания хамам:
..........
Уже от первых видов крепости аж дух захватывает - всё оказывается так, как на фотографиях, только гораздо более эффектно и грандиозно:
А какой немножко горбатый мостик - даром что забетонированный - перед входом!
Впрочем, снаружи я обойду крепость - вместе с мостами - потом, вдумчиво и созерцательно, а сейчас - внутрь! Касса находится тут же, билет стоит несчастные 105 лир, то есть "сущие копейки" на фоне нынешних турецких цен на достопримечательности, а с учётом того, что вы здесь увидите (я немного забегаю вперёд, но это не "секрет Полишинеля"), это и вовсе будет самое выгодное вложение в турецкие впечатления!
Крепость была возведена во времена Римской империи (но судя по найденным древним фундаментам, какие-то укрепления здесь существовали ещё раньше и служили для обороны древнего города Анемуриума) для защиты от морских пиратов и охраны торговых путей; при византийцах, крестоносцах и сельджуках она расширялась и укреплялась, и, наконец, в 14 веке захватившие власть в центральной Анатолии после распада Конийского султаната караманиды - тюркские правители бейлика (эмирата) Караман, объявившие себя единственными наследниками и приемниками сельджукидов - вновь перестроили крепость, после чего она "в общем и целом" обрела свой нынешний облик (и тогда же получила имя Мамуре, что по-арабски значит "Процветающая"), который в основном "донесла" до наших дней и сейчас считается одной из наиболее хорошо сохранившихся средневековых крепостей в Европе и на Ближнем Востоке.
В период Османской империи военно-оборонительное значение крепости постепенно уменьшалось, а со временем и вовсе утратилось, и с 18 века её стали использовать в качестве ... караван-сарая.
Крепость Мамуре стоит на берегу моря (что когда-то укрепляло её обороноспособность, а сегодня несказанно повышает живописность), а с других сторон окружена наполненным водой рвом 6-метровой ширины. Структурно она состоит из трёх частей: выходящего к морю внутреннего двора (своего рода посада), отделённой от него мощной высокой стеной внешней крепости и построенной на скале относительно небольшой внутренней крепости (Ичкале), или Цитадели.
Изначально главные крепостные ворота находились с северной стороны, но сейчас вход расположен в восточной прямоугольной башне и ведёт в огромный внутренний двор:
Отредактировано savl (2024-06-23 16:43:29)