Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Сколь же живописности добавляют любой "воде" (реке, озеру, морю) лодки на берегу! И неважно, какие они - причудливые и "глазастые" на мальтийских пирсах или самые простые, как здесь, на волжском берегу:)
Оживляют речной пейзаж и самые разнообразные мостки и причалы, а если ещё и с чайками на них...
В самой дальней (в пределах города, а так ещё можно идти и идти) части набережной расположена группа "арт-объектов": скульптура "Дачница", в которой некоторые углядывают черты "плёсской музы" Левитана Софьи Кувшинниковой...
... а также ставшая уже традиционной во многих "художественных" местах пустая рамка, через которую можно увидеть "картинный" пейзаж:
И "палитра", на которой выбиты, как я понимаю, имена художников, в разное время работавших в Плёсе (и первой, естественно - фамилия И. Левитана):
Кстати, здесь есть целый Музей пейзажа ( https://ples-museum.ru/museums/muzey-peyzazha/), расположенный в старинном купеческом особняке 18 века, который называют Домом Подгорновых-Грошевых (естественно, в нём выставлены не сами "пейзажи", а картины художников-пейзажистов, в том числе - А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и В. Д. Поленова):
Здесь, на бывшей Волжской набережной (ныне улица Советская), расположены самые интересные и для своего времени "крутые" особняки, некоторые из которых я покажу отдельно.
Дом купца Новожилова с центральным стрельчатым фронтоном, построенный в 1907 году - единственное в Плёсе здание в стиле модерн. Его причудливый облик дополняет боковая деревянная веранда с резным декором с легким намёком на неоготические мотивы (в отличие от самого дома, она была почти полностью реконструирована в советскую эпоху).
Усадебный особняк дворян Моисеевых в стиле классицизм, известный как Дом с колоннами, сооружён в 1820-х годах:
Среди прочих строений усадьбы купцов Подгорновых выделяется двухэтажный Лабаз в стиле эклектики, служивший в качестве караульни и склада:
Когда-то Волжская набережная считалась главной улицей Плёса, поэтому на ней было престижно не только селиться, но и держать лавки и магазины, трактиры и рестораны. Эта традиция сохраняется и сегодня:
От набережной отходит короткая Калашная улица, которую называют самой старой торговой улицей Плёса (она известна с середины 18 века):
В здании бывшего гастрономического магазина купцов Бакакиных, где раньше располагались казённая винная лавка и чайное общество трезвости, сейчас находятся кофейня и ресторан Софьи Петровны Кувшинниковой:
Напротив можно увидеть несколько сохранившихся дебаркадеров - плавучих пристаней, в которых, помимо своего прямого назначения, работали рестораны:
Волжская набережная "разбивается" большой Торговой площадью, расположенной в широком устье замощённого Глинного оврага:
По понятным причинам значительная доля продаваемой здесь продукции исторически отводилась рыбе - как волжской вообще, так и местной в частности. И сегодня здесь можно встретить много самых разных рыбных лотков и магазинов, правда, подозреваю, уже почти полностью рассчитанных на "пришлых" (то есть на туристов) - с соответствующими ценами.
Длинное панно показывает, как выглядела Торговая площадь в базарные дни в начале 20 века, причём для пущей наглядности использованы картины художника А. В. Маковского "В Плёсе-Костромском" (до 1918 года Плёс относился к Костромской губернии) и "В базарный день около Воскресенской церкви Плёса", написанные в 1918 году:
Архитектурной доминантой Торговой площади является Воскресенская церковь с колокольней, возведённая на месте двух старых деревянных храмов в 1817 году в память о победе в Отечественной войне. Ровных мест здесь практически нет, поэтому её пришлось "вписывать" в холмистый рельеф, и церковь стоит на крутом спуске одной из вливающихся в площадь улиц (ныне - Ленина).
Через дорогу от церкви, тоже на небольшой холме, расположена деревянная часовня Михаила Архангела, сооружённая в 1825 году в деревне Антоново (там она имела статус церкви) и привезённая в Плёс в 1980-х годах:
На другой стороне Торговой площади находится двухэтажный кирпичный дом - бывшее здание пожарной части, построенное в 1885 году. На его первом этаже располагалось пожарное депо, а на втором - полицейский участок и арестантские камеры.
* * * * * * * * * *
Именно по Глинному оврагу (в конце которого, напомню, расположена Торговая площадь), огибающему Соборную гору, проходит единственная крупная автомобильная дорога, ведущая в нижнюю (она же центральная) часть Плёса, и по ней мы возвращаемся - приходится идти на подъём - назад к автостанции:
Уже почти внизу остаются купола Воскресенской церкви:
* * * * * * * * * *
Конечно, по Плёсу можно ходить ещё больше и дальше: и по Волжской набережной в обе стороны "до упора", и по "параллельной" ей улице Ленина, и в глубине "заречных" кварталов (бывшей Рыбной слободы) - и везде можно увидеть живописные пейзажи и панорамы, деревянные дома и резные наличники. Но чтобы эти впечатления не приелись и не смешались "в кучу" и всегда отличались свежестью восприятия, лучше приехать сюда хотя бы на пару-тройку дней. А так, в рамках однодневного радиального выезда, нам вполне хватило эмоций, мы увидели то главное, что хотели, и всё это, как я уже писал в начале, в корне изменило моё мнение о Плёсе - разумеется, в лучшую сторону. Более того, я задумался, а есть ли в центральной России другой город, который можно на равных поставить рядом с ним в этой нише? Суздаль - это понятно. Гороховец - нууу, не знаааю... Если только Переславль-Залесский, хотя "аналогии" здесь тоже не совсем прямые. А больше даже и в голову ничего не приходит...
. Большой кайф: после долгого (или не очень) переезда во время путешествия "осесть" где-то и чувствовать, что ты, наконец, обрёл "точку опоры", "дом", пусть и временный, где можно перевести дух, зная, что тебе есть, куда возвращаться, и это "куда" - не что-то неизвестное, а уже хорошо знакомое.
И, как бы ты ни "присиделся" на этом месте, большой кайф - опять двинуться в путь и снова оказаться в дороге, ловя драйв и кураж от вокзалов, аэропортов и автостанций и осознавания самого себя как "вечного странника" (что, в общем, на "макроуровне" так и есть).
К чему это я? А к тому, что мы покидаем неинтересное, но в целом гостеприимное Иваново и отправляемся на вокзал - теперь уже не в очередную "радиалку", а, что называется, "с вещами". Мы едем в Шую.
И это всё равно переезд - пусть даже ехать меньше часа, а на скоростной "Ласточке" и вовсе 25 минут, но она нам не подходит по расписанию, да к тому же и стоит не адекватно: в 10 раз дороже обычной (да-да я не оговорился, сейчас специально посмотрел актуальные цены - 921 рубль против 90, и это при том, что до билет Москвы стоит 1700...).
Электричка, конечно, одно название: всего 2 вагона, включая моторные в обе стороны Впервые я увидел такую, когда 15 лет назад ехал из Мадрида в Авилу, и тогда это выглядело очень экзотично. Правда, с тех пор я как-то ездил и вовсе на "одновагонной" (сейчас уже не помню, когда и куда)...
Первые минут 15-20 поезд ехал со скоростью ... не улитки, конечно, но, скажем так, чуть быстрее никуда не спешащего пешехода, и это не только раздражало, но и немного напрягало: а должно так быть, всё ли исправно и дотянем ли мы сегодня до Шуи? Но где-то на трети пути машинист, видимо, оторвался от мобильника, включился в процесс и "дал газу" (разумеется, первую часть этого предложения надлежит понимать исключительно как шутку, но я на самом деле никогда не ездил на поездах в столь медленном режиме; даже слышный на ролике звук мотора очень не похож на "привычный")
К моему удивлению, до Шуи мы доехали вовремя, чётко по расписанию
Как и в Иваново, приезжающим в Шую на поезде долго искать первую достопримечательность не надо: таковой является уже сам железнодорожный вокзал. Но если в Иваново интерес, да и то нишевый, в основном представляют интерьеры, то вокзал Шуи является полновесным "маст си", причём везде: и снаружи, и внутри. Он был открыт в 1868 году, а свой нынешний вид в псевдорусском стиле принял в самом конце столетия, в 1896 году, и с того времени не перестраивался; разве что только к 1990-м годам изрядно "подустал" и находился буквально в шаге от того, чтобы окончательно обветшать со всеми вытекающими из этого последствиями, но, к счастью, сделать этот шаг ему не дали и вовремя "удержали" на самом "краю": после недавней реставрации вокзалу не только вернули "молодецкую свежесть", но и полностью - включая детали - сохранили и даже подчеркнули изначальный аутентичный облик.
Краснокирпичная центральная часть с рельефным декором, деревянные крылья с узорчатой резьбой, ажурные наличники и карнизные подзоры, башенка-"домик" со шпилем и часами - и это только по самым-самым "верхам". Плюс "старинные" фонарные столбы на перронах, надписи в дореволюционной стилистике, настоящий станционный колокол, позвонить в который может каждый желающий, и ещё много других приятных и радующих глаз мелочей и деталек...
С "внешней" (выходящей на Вокзальную площадь) стороны:
Не столько эффектная, сколько историческая достопримечательность Шуйского вокзала - водонапорная башня, единственная сохранившаяся на Шуйско-ивановской линии, являющейся старейшим участком Северной железной дороги. Несколько лет назад её попытались снести как, во-первых, не включённую в перечень объектов культурного наследия и памятников архитектуры, а во-вторых, мешающую - так утверждали в РЖД - построить на станции дополнительные железнодорожные пути, и даже уже разобрали крышу. Но после широкого освещения этой проблемы и своевременного вмешательства "авторитетных людей" башню всё же решили сохранить. Правда, уродливо побелив её (но это как раз преходяще).
...
Внутри вокзал тоже привели в исторический вид: убрали всю позднюю советскую отделку и восстановили старинные интерьеры 19 века. А зал ожидания "по совместительству" превратили в выставочный, разместив в нём экспозиции, связанные с созданием самого вокзала и Шуйско-ивановской линии. Сейчас вокзал Шуи является одним из железнодорожных музеев России в категории "Станции - музейные комплексы" ( https://company.rzd.ru/ru/11509).