Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена ещё в 15 веке и, скорее всего, не раз перестраивалась (точных сведений на этот счёт история не сохранила), а в 1695 году сгорела, и спустя 4 года вместо неё был возведён каменный храм (шатровая колокольня появилась столетием позже). В начале 19 века недалеко от него построили большую пятиглавую Казанскую церковь, разрушенную при советской власти - её можно увидеть на фотографии С. М. Прокудина-Горского и на картинах И. Левитана "Тихая обитель" и "Вечерний звон".
А вот Успенский собор уцелел, причём он закрывался всего на несколько лет (с 1936 по 1944 годы), после чего долгое время был единственным действующим храмом в Плёсе.
Сохранилось и расположенное недалеко от собора здание Присутственных мест последней четверти 18 века (точнее, один из двух корпусов - северный, в котором в разное время располагались Городская управа, Городской общественный банк, Высшее начальное мужское училище, а в подвалах даже хранили вино), а также стоящий перед ним памятник Великому князю московскому и владимирскому Василию I, основавшему "вторую" Плёсскую крепость.
Памятник в виде бюста, установленного на постаменте-колонне из чёрного мрамора, был сооружён в 1910 году, когда в Плёсе торжественно отмечалось 500-летие строительства крепости - эта дата долгое время считалась годом основания Плёса, пока не выяснилось, что город значительно старше. Поскольку никаких изображений Василия I до нас не дошло, в бюсте воплощён некий "собирательный образ" русского князя тех времён, естественно, с бородой и в шапке:)
Большевикам князь не понравился (видимо, как "чуждый элемент"), поэтому они бюст сняли, после чего он долгое время считался утерянным, и только в 1950-х годах, когда памятник решили восстановить, случайно обнаружился в музее Балахны, где он хранился "под именем" Ивана Грозного, причём опознал его сам автор, которому тогда уже было за 70... В конце концов, уже в нашем веке бюст для надёжности отправили в музей, а на постаменте установили копию.
(Касательно достоверности истории памятника я доверился передаче "Городское путешествие с Павлом Любимцевым", хотя и признаю, что у любимого мной Павла Евгеньевича случаются фактические неточности - надеюсь, не в этом случае)
Что касается здания Присутственных мест, то в нём сейчас работает музей, который так и называется: Музейно-выставочный комплекс "Присутственные места".
С двух сторон Успенский собор обнесён низкой оградой конца 19 века с решётчатыми воротами между двух каменных пилонов, с которыми связана любопытная история (о ней тоже рассказал в "плёсской" передаче Павел Любимцев). Их "автором" в каком-то смысле является Исаак Ильич Левитан, изобразивший их на картине "Вечерний звон", но вся "изюминка" ситуации заключается в том, что ворота тогда были не такими (и вообще деревянными), а на картину художник "перенёс" совсем другие, которые либо выдумал, либо, что вероятнее, видел где-то ещё - то есть получился этакий "авторский вымысел", который "пошёл в жизнь": когда впоследствии собор реставрировали, ворота поставили именно "те", что написал Левитан:)
Перед воротами установлена большая карта Плёса, на которой главные достопримечательности изображены "как есть", в виде рисунков, чтобы сразу было понятно, что есть что: