Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 3. Хива.


Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 3. Хива.

Сообщений 51 страница 60 из 128

51

В Шахрисабз не поехали, потому что не посчитали столь уж интересным и у нас на него не было лишнего дня. А обмен мнениями - так это нормально, ты своё видение озвучила, я своё. Тебе гиды не нужны, а мы были ими очень довольны, ничуть не пожалели.
Для меня Узбекистан это далеко, это не в Питер смотаться.

0

52

Лена ГМ написал(а):

Изделия из верблюжей шерсти

Я их даже подходила тискала, теплые, но шерсть кусачая

0

53

Лена ГМ написал(а):

обмен мнениями - так это нормально, ты своё видение озвучила, я своё

Главное, чтобы не сложилось впечатление у тех, кто ещё поедет, что только с билетом в город пускают. И тогда раз билет купил, то надо все посетить. Из четырех ворот только на двух есть турникеты, где вокзал и там, где автостоянка большая. Поэтому если есть желание просто гулять, то просто достаточно пройти в другие ворота, в главные ворота справа (буквально 50 м) или жить внутри стен (мы, кстати, жили внутри), но у нас ни разу билеты не спросили, вот досада.

Лена ГМ написал(а):

Для меня Узбекистан это далеко, это не в Питер смотаться.

По нынешним временам пять часов это фигня, в Минводы он вроде столько же летит?
Кстати, заметила, что в последние годы как границу РФ пересекаем, летя обратно, так сразу спокойнее))))

0

54

talusha написал(а):

Главное, чтобы не сложилось впечатление у тех, кто ещё поедет, что только с билетом в город пускают.

Я нигде про это не говорила. Вход в город бесплатный. А вот внутренний осмотр почти всего платный.  В городе сделаны 14 экспозиций (если не больше) и  они все в исторических объектах , так что если хочется увидеть не только снаружи, но и внутри,  то придется купить билет. Все 14 мы не обошли, по времени не успевали.  Но раз 10 билеты потребовались.

Вышли на улицу Махмуда Пахлавана и следующим  у нас на пути было медресе Медресе Кази-Калян, воздвигнутое в 1905 году при правлении Мухаммада Рахим-хана II на средства главного судьи (кази-калян) Хорезма Мухаммада Салима Ахунда.
Сын основателя медресе Бабаахун Салимов был первым назиром (министром) юстиции Хорезмской народной советской республики.

https://i.postimg.cc/667n56Pj/00-Kazi-Kalyan-Madrassa.jpg

https://i.postimg.cc/vHfnfqb5/01-IMG-20230418-112335.jpg

По периметру дворика находятся одно- или двухкомнатные худжры, перекрытые сводами особой конструкции, называемой балхи. В этом медресе когда-то учили музыке, акая древняя консерватория, в  сейчас здесь находится Музей истории музыки Хорезма, так что вход также платный.

https://i.postimg.cc/vZv6S41B/02-IMG-20230418-112542.jpg

https://i.postimg.cc/vmqxbCtw/03-IMG-20230418-112936.jpg

https://i.postimg.cc/hjXzjM2z/04-IMG-20230418-112751.jpg

https://i.postimg.cc/9Ms4qTkx/05-IMG-20230418-112850.jpg

Ниши в стенах келий использовались для светильников или как полки для книг.

https://i.postimg.cc/y8KZPm8t/12-IMG-20230418-112440.jpg

А сюда ставили жаровни для обогрева. Зимой тут бывает холодно.

https://i.postimg.cc/43NhCXt1/13-IMG-20230418-112900.jpg

0

55

Музей Хорезмской музыки начал свою работу в этом медресе с 1993 года . Экспозиция музея включает период с первого века нашей эры до наших дней.
Показана жизнь и работа учителей медресе Кази Калян, история  Хорезмского народного театра, Хорезмского народного кукольного театра, история жизни и творчества музыкальных коллективов и  танцевальных ансамблей Хорезмской области.
На фоне хорезмского ковра и  похожего на него  вышитого сюзане сидят фигуры хорезмийцев в традиционных костюмах и с традиционными музыкальными инструментами.

https://i.postimg.cc/y6LJ9DJX/06-IMG-20230418-112359-IMG-20230418-112401.jpg

На этом фото слева  дойра ("узбекский бубен"), за ним фигура держит дутар (двухструнный щипковый инструмент) .
Дойра это бубен с деревянным ободом, на который натянута кожа, а внутри прикреплены 40 металических колец.
При изготовлении дутара древесину тутовника размачивают в горячей воде, а потом гнут на коленях, затем подгоняя пластины одну к другой так, чтобы не оставалось щелей, а "ребра" инструмента "дышали" бы, как грудная клетка, достигая чистого звука.

https://i.postimg.cc/9FzDBcZ3/10-IMG-20230418-112421.jpg

В центре мы видим  канун — струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры, с трапециевидным корпусом. Похож на гусли. Справа от него  танбур или  тамбур — струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни, с декой грушевидной формы и длинным грифом, распространённый в арабских странах, Иране, Средней Азии.

https://i.postimg.cc/FHL12GTD/07-IMG-20230418-112415.jpg

А тут ближе всего к нам Ближе всего сидит музыкант с гиджаком... под одной из легенд к созданию гиджака приложил руку великий Абу Сина, ученый, врач и изобретатель...

https://i.postimg.cc/PqbJqJsD/09-IMG-20230418-112410.jpg

Предметы быта -тут и вышеупомянутая жаровня для углей.

https://i.postimg.cc/5tWj1vG1/11-IMG-20230418-112434.jpg

На картине  пир во дворе хорезмского шаха.

https://i.postimg.cc/85tChYCP/14-IMG-20230418-112719.jpg

Рассматривали экспозицию и оценивали размер келий.

https://i.postimg.cc/sxLDLZSk/16-IMG-20230418-112812.jpg https://i.postimg.cc/G3g2t6NX/17-IMG-20230418-112839.jpg

На картине женщина-музыкант, она была слепой

https://i.postimg.cc/GttmzjBP/18-IMG-20230418-112823.jpg

0

56

Джума мечеть

Джума мечеть не похожа ни на какие другие , виденные в Узбекистане, больше всего она напомнила мечеть в Кордобе. Но все по порядку.
Джума - это пятничная (соборная) мечеть Хивы, то есть та, где проходит главная пятничная молитва. Джума-мечеть - это мусульманский аналог кафедрального собора. В Самарканде таковая самая высокая (Биби-ханум), в Бухаре - самая большая по двору (Пои-Калян)
Согласно сведениям арабского географа аль-Мукаддасий, мечеть Джума датируется X в. Но в первоначальном виде мечеть не дошла до наших дней. В средние века она была частично разрушена. По данным историка Муниса, в конце XVIII в. мечеть была перестроена на деньги, пожертвованные ханом, под руководством одного из высших чиновников ханства Абдурахмана Мехтара. На входных дверях ее сохранилась датировка строительства: 1778-1782 гг.
Это оригинальное одноэтажное здание, без порталов, арок, куполов и каких-либо украшений, с тремя входами.
Дверь главного входа, а ей более 700 лет.

https://i.postimg.cc/05dfmKV1/01.jpg

Мечеть  представляет собой огромный зал размером 55x46 м с плоской кровлей с тремя световыми колодцами .
Своеобразна композиция мечети: глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания. Здесь могли молиться одновременно 5000 человек.

https://i.postimg.cc/TPgm6BSv/01-IMG-20230418-113319.jpg

Свод поддерживают 212 резных деревянных колонн, из них 25 колонн   очень древние (X-XVI вв.) и имеют в своем строении несколько стилевых образцов.

https://i.postimg.cc/9MB74ZCx/02-IMG-20230418-114959.jpg

Среди этих 25 особенно ценны 4 колонны X-XI вв., различить их помог нам гид. Они были доставлены сюда с других более  древних построек. По легенде, наиболее древние из этих колонн могли быть взяты из погибшей в водах Амударьи средневековой столицы Хорезма - города Кята. Кят -столицы Афригидов (самая долгая династия Средней Азии, правившая фактически распавшимся на Двенадцать тысяч замков Хорезмом в 305-995 годах), где стоял их замок аль-Фир - всё это уже в 11 веке смыла Амударья, и возможно с эвакуации Джума-мечети Кята и началась Джума-мечеть Хивы. Толстые, как ноги слона, древние колонны не спутаешь ни с чем - в эпоху Хивинского ханства уже и деревьев-то таких не оставалось...

https://i.postimg.cc/W3VZbXLF/06.jpg

Эти четыре колонны X-XI вв. установлены, как свидетельствуют вырезанные на них куфические письмена, по приказанию факиха Абул Фадла ал-Мухаммада Ляйси. Судя по письменам, это был щедрый благотворительный дар мечети.

https://i.postimg.cc/cC48fCJd/15-IMG-20230418-114617.jpg

17 колонн XI-XII веков имеют относительно неглубокую резьбу, их геометрические узоры стилизованы, наполнены набатейскими формами, надписи выполнены куфическим письмом (не очень хорошо сохранились).
Архитектурная форма этих 25 ранних колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества — базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.

https://i.postimg.cc/kM12kn4t/07-IMG-20230418-114911.jpg

А большинство других колонн вырезано из древесных стволов в XVIII-XIX вв. Поздние колонны хорошо узнаваемы по цветочно-растительному узору хивинского типа.

https://i.postimg.cc/MpRXMVYy/36-IMG-20230418-114540.jpg https://i.postimg.cc/kXLBgfWJ/37-IMG-20230418-115017.jpg

0

57

Удивительно, что сохранились такие древние колонны!!!!

0

58

Ксения написал(а):

Удивительно, что сохранились такие древние колонны!!!!

Полный набор колонн всех веков !

Есть колонны, привезённые из Индии.   По легенде, их привез знаменитый богатырь и поэт Пахлаван Махмуд, имя которого носит главная улицы  Хивы и про которого я обязательно расскажу в дальнейшем. Так эти индийские колонны не хотели устанавливать, т.к. обнаружили в резных узорах, покрывающих колонну, изображение людей и животных, что не допускает ислам. Вот одна из таких колонн

https://i.postimg.cc/fyP46MgZ/27-IMG-20230418-115236.jpg

и весьма приближенное изображение девушки

https://i.postimg.cc/v82d1v8j/28-IMG-20230418-115205.jpg

В резьбе некоторых колонн можно разглядеть символы, относящиеся к периоду зороастризма.

https://i.postimg.cc/PJ9cS2P5/12-IMG-20230418-114446.jpg https://i.postimg.cc/pX53mb6h/13-IMG-20230418-114021.jpg

https://i.postimg.cc/NFmVPRT8/10-IMG-20230418-114017.jpg

Мечеть можно назвать музеем резьбы по дереву. Ведь если рассматривать все колонны в целом, то сделаны в разное время, в разных местах и из разного дерева.

https://i.postimg.cc/Hs0Rw4Td/14-IMG-20230418-114452.jpg https://i.postimg.cc/8PGnzJM3/16-IMG-20230418-114908.jpg

Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Именно они, различные по размерам, форме и отделке, представляют высокую художественную ценность мечети.
Все колонны очень гармонично сочетаются друг с другом, несмотря на то что у каждой из них своя история. Так, некоторые колонны попросту достались по наследству, другие были перенесены сюда из старинных зданий, а несколько колонн стали частью военной добычи.

https://i.postimg.cc/HkxzrQxS/17-IMG-20230418-114605.jpg https://i.postimg.cc/MpFDVvfz/18-IMG-20230418-114928.jpg

Поскольку колонны имеют разную высоту, варьирующуюся от 4 до 5 метров , то вывод их на одну высоту обеспечивается разновысотными каменными подушками и базами.  Гид обратил наше внимание на то, что основания многих колонн - не резной камень, а спрессованный за века до состояния цемента войлок. Эти войлочные прокладки были необходимы для амортизации на случай землетрясения.

https://i.postimg.cc/5NtLgfVy/07.jpg

При  строительстве мечети ,каждый вносил свою лепту: один предлагал рабочую силу, другой приносил строительный материал, а состоятельные могли позволить изготовление и установку за свой счет резной деревянной колонны. В течение столетий многие колонны, в силу естественных причин, приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания...
Вот колонна, которую стянули металлическими обручами

https://i.postimg.cc/yx8gLy2t/29-MG-20230418-115214.jpg https://i.postimg.cc/pX7hB8Cc/30-IMG-20230418-115152.jpg

0

59

Да, удивительная сохранность деревянных элементов. Вот что значит подходящий климат.

0

60

Среди леса колонн  есть домик для омовения

https://i.postimg.cc/vmcbvymn/22-IMG-20230418-114623.jpg https://i.postimg.cc/sXWztJ7D/23-IMG-20230418-114553.jpg

Справа видна ниша михраба

https://i.postimg.cc/QxmDGC95/06-IMG-20230418-114525.jpg

Потолки имеют разные вид в разных частях мечети

https://i.postimg.cc/8znVcYbz/03-IMG-20230418-115003.jpg  https://i.postimg.cc/x8QwBV9t/04-IMG-20230418-114405.jpg

Потолок Джума-мечети, укрепленный деревянными конструкциями, тоже несет особые послания. Одна из конструкций напоминает мандалу - особый символ буддизма, в котором схематически изображена Вселенная и место человека в ней. Классическая мандала состоит из внешнего круга, квадрата, вписанного в него и внутреннего круга, вписанного в квадрат. В мандале Джума-мечети квадрат, развернутый наподобие ромба, интерпретирует круги. Внешний круг символизирует Вселенную, внутренний - место обитания божеств, будд, бодхисатв. Квадрат ориентирован по сторонам света, а его стороны - это ворота во Вселенную. Изображение мандалы в Джума-мечети более чем символическое, но оно тоже относится к иной культуре, к представлениям о мироздании, принятым в буддизме.

https://i.postimg.cc/43DkbhqC/05-IMG-20230418-114407.jpg

Если смотреть на потолок Джума-мечети более широко, то можно заметить, что он укреплен параллельно уложенными балками, собранными в секции вокруг колонн, так, что колонна опирается в центр квадрата, разделенного на четыре квадрата, и балки в них повернуты относительно друг друга на девяносто градусов, что создает эффект вращения. Колонна является мировым древом, осью мироздания, а область из квадратов с балками - Вселенной, вращающейся вокруг него. Просто и наглядно!

https://i.postimg.cc/1tDxW318/08-IMG-20230418-114853.jpg

https://i.postimg.cc/3NZsTfR7/09-IMG-20230418-114513.jpg

https://i.postimg.cc/260dN4DM/19-IMG-20230418-114922-23072325422812.jpg

К зороастризму относится и своеобразный алтарь огня, вырезанный в нижней части другой колонны. Сверху алтарь охвачен языками пламени. Такая колонна единственная в Джума-мечети. Все другие вытесаны без сквозных отверстий.

https://i.postimg.cc/Gt9FLH32/29-IMG-20230418-115034.jpg

https://i.postimg.cc/4dy7tqD2/25-IMG-20230418-WA0029.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 3. Хива.