В Шахрисабз не поехали, потому что не посчитали столь уж интересным и у нас на него не было лишнего дня. А обмен мнениями - так это нормально, ты своё видение озвучила, я своё. Тебе гиды не нужны, а мы были ими очень довольны, ничуть не пожалели.
Для меня Узбекистан это далеко, это не в Питер смотаться.
Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 3. Хива.
Сообщений 51 страница 60 из 128
Поделиться512024-02-10 22:09:32
Поделиться522024-02-10 22:58:32
Изделия из верблюжей шерсти
Я их даже подходила тискала, теплые, но шерсть кусачая
Поделиться532024-02-10 23:02:09
обмен мнениями - так это нормально, ты своё видение озвучила, я своё
Главное, чтобы не сложилось впечатление у тех, кто ещё поедет, что только с билетом в город пускают. И тогда раз билет купил, то надо все посетить. Из четырех ворот только на двух есть турникеты, где вокзал и там, где автостоянка большая. Поэтому если есть желание просто гулять, то просто достаточно пройти в другие ворота, в главные ворота справа (буквально 50 м) или жить внутри стен (мы, кстати, жили внутри), но у нас ни разу билеты не спросили, вот досада.
Для меня Узбекистан это далеко, это не в Питер смотаться.
По нынешним временам пять часов это фигня, в Минводы он вроде столько же летит?
Кстати, заметила, что в последние годы как границу РФ пересекаем, летя обратно, так сразу спокойнее))))
Поделиться542024-02-11 08:35:44
Главное, чтобы не сложилось впечатление у тех, кто ещё поедет, что только с билетом в город пускают.
Я нигде про это не говорила. Вход в город бесплатный. А вот внутренний осмотр почти всего платный. В городе сделаны 14 экспозиций (если не больше) и они все в исторических объектах , так что если хочется увидеть не только снаружи, но и внутри, то придется купить билет. Все 14 мы не обошли, по времени не успевали. Но раз 10 билеты потребовались.
Вышли на улицу Махмуда Пахлавана и следующим у нас на пути было медресе Медресе Кази-Калян, воздвигнутое в 1905 году при правлении Мухаммада Рахим-хана II на средства главного судьи (кази-калян) Хорезма Мухаммада Салима Ахунда.
Сын основателя медресе Бабаахун Салимов был первым назиром (министром) юстиции Хорезмской народной советской республики.
По периметру дворика находятся одно- или двухкомнатные худжры, перекрытые сводами особой конструкции, называемой балхи. В этом медресе когда-то учили музыке, акая древняя консерватория, в сейчас здесь находится Музей истории музыки Хорезма, так что вход также платный.
Ниши в стенах келий использовались для светильников или как полки для книг.
А сюда ставили жаровни для обогрева. Зимой тут бывает холодно.
Поделиться552024-02-11 09:27:33
Музей Хорезмской музыки начал свою работу в этом медресе с 1993 года . Экспозиция музея включает период с первого века нашей эры до наших дней.
Показана жизнь и работа учителей медресе Кази Калян, история Хорезмского народного театра, Хорезмского народного кукольного театра, история жизни и творчества музыкальных коллективов и танцевальных ансамблей Хорезмской области.
На фоне хорезмского ковра и похожего на него вышитого сюзане сидят фигуры хорезмийцев в традиционных костюмах и с традиционными музыкальными инструментами.
На этом фото слева дойра ("узбекский бубен"), за ним фигура держит дутар (двухструнный щипковый инструмент) .
Дойра это бубен с деревянным ободом, на который натянута кожа, а внутри прикреплены 40 металических колец.
При изготовлении дутара древесину тутовника размачивают в горячей воде, а потом гнут на коленях, затем подгоняя пластины одну к другой так, чтобы не оставалось щелей, а "ребра" инструмента "дышали" бы, как грудная клетка, достигая чистого звука.
В центре мы видим канун — струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры, с трапециевидным корпусом. Похож на гусли. Справа от него танбур или тамбур — струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни, с декой грушевидной формы и длинным грифом, распространённый в арабских странах, Иране, Средней Азии.
А тут ближе всего к нам Ближе всего сидит музыкант с гиджаком... под одной из легенд к созданию гиджака приложил руку великий Абу Сина, ученый, врач и изобретатель...
Предметы быта -тут и вышеупомянутая жаровня для углей.
На картине пир во дворе хорезмского шаха.
Рассматривали экспозицию и оценивали размер келий.
На картине женщина-музыкант, она была слепой
Поделиться562024-02-22 18:13:12
Джума мечеть
Джума мечеть не похожа ни на какие другие , виденные в Узбекистане, больше всего она напомнила мечеть в Кордобе. Но все по порядку.
Джума - это пятничная (соборная) мечеть Хивы, то есть та, где проходит главная пятничная молитва. Джума-мечеть - это мусульманский аналог кафедрального собора. В Самарканде таковая самая высокая (Биби-ханум), в Бухаре - самая большая по двору (Пои-Калян)
Согласно сведениям арабского географа аль-Мукаддасий, мечеть Джума датируется X в. Но в первоначальном виде мечеть не дошла до наших дней. В средние века она была частично разрушена. По данным историка Муниса, в конце XVIII в. мечеть была перестроена на деньги, пожертвованные ханом, под руководством одного из высших чиновников ханства Абдурахмана Мехтара. На входных дверях ее сохранилась датировка строительства: 1778-1782 гг.
Это оригинальное одноэтажное здание, без порталов, арок, куполов и каких-либо украшений, с тремя входами.
Дверь главного входа, а ей более 700 лет.
Мечеть представляет собой огромный зал размером 55x46 м с плоской кровлей с тремя световыми колодцами .
Своеобразна композиция мечети: глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания. Здесь могли молиться одновременно 5000 человек.
Свод поддерживают 212 резных деревянных колонн, из них 25 колонн очень древние (X-XVI вв.) и имеют в своем строении несколько стилевых образцов.
Среди этих 25 особенно ценны 4 колонны X-XI вв., различить их помог нам гид. Они были доставлены сюда с других более древних построек. По легенде, наиболее древние из этих колонн могли быть взяты из погибшей в водах Амударьи средневековой столицы Хорезма - города Кята. Кят -столицы Афригидов (самая долгая династия Средней Азии, правившая фактически распавшимся на Двенадцать тысяч замков Хорезмом в 305-995 годах), где стоял их замок аль-Фир - всё это уже в 11 веке смыла Амударья, и возможно с эвакуации Джума-мечети Кята и началась Джума-мечеть Хивы. Толстые, как ноги слона, древние колонны не спутаешь ни с чем - в эпоху Хивинского ханства уже и деревьев-то таких не оставалось...
Эти четыре колонны X-XI вв. установлены, как свидетельствуют вырезанные на них куфические письмена, по приказанию факиха Абул Фадла ал-Мухаммада Ляйси. Судя по письменам, это был щедрый благотворительный дар мечети.
17 колонн XI-XII веков имеют относительно неглубокую резьбу, их геометрические узоры стилизованы, наполнены набатейскими формами, надписи выполнены куфическим письмом (не очень хорошо сохранились).
Архитектурная форма этих 25 ранних колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества — базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.
А большинство других колонн вырезано из древесных стволов в XVIII-XIX вв. Поздние колонны хорошо узнаваемы по цветочно-растительному узору хивинского типа.
Поделиться572024-02-22 22:04:09
Удивительно, что сохранились такие древние колонны!!!!
Поделиться582024-02-23 18:43:07
Удивительно, что сохранились такие древние колонны!!!!
Полный набор колонн всех веков !
Есть колонны, привезённые из Индии. По легенде, их привез знаменитый богатырь и поэт Пахлаван Махмуд, имя которого носит главная улицы Хивы и про которого я обязательно расскажу в дальнейшем. Так эти индийские колонны не хотели устанавливать, т.к. обнаружили в резных узорах, покрывающих колонну, изображение людей и животных, что не допускает ислам. Вот одна из таких колонн
и весьма приближенное изображение девушки
В резьбе некоторых колонн можно разглядеть символы, относящиеся к периоду зороастризма.
Мечеть можно назвать музеем резьбы по дереву. Ведь если рассматривать все колонны в целом, то сделаны в разное время, в разных местах и из разного дерева.
Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Именно они, различные по размерам, форме и отделке, представляют высокую художественную ценность мечети.
Все колонны очень гармонично сочетаются друг с другом, несмотря на то что у каждой из них своя история. Так, некоторые колонны попросту достались по наследству, другие были перенесены сюда из старинных зданий, а несколько колонн стали частью военной добычи.
Поскольку колонны имеют разную высоту, варьирующуюся от 4 до 5 метров , то вывод их на одну высоту обеспечивается разновысотными каменными подушками и базами. Гид обратил наше внимание на то, что основания многих колонн - не резной камень, а спрессованный за века до состояния цемента войлок. Эти войлочные прокладки были необходимы для амортизации на случай землетрясения.
При строительстве мечети ,каждый вносил свою лепту: один предлагал рабочую силу, другой приносил строительный материал, а состоятельные могли позволить изготовление и установку за свой счет резной деревянной колонны. В течение столетий многие колонны, в силу естественных причин, приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания...
Вот колонна, которую стянули металлическими обручами
Поделиться592024-02-26 09:25:32
Да, удивительная сохранность деревянных элементов. Вот что значит подходящий климат.
Поделиться602024-02-26 15:35:43
Среди леса колонн есть домик для омовения
Справа видна ниша михраба
Потолки имеют разные вид в разных частях мечети
Потолок Джума-мечети, укрепленный деревянными конструкциями, тоже несет особые послания. Одна из конструкций напоминает мандалу - особый символ буддизма, в котором схематически изображена Вселенная и место человека в ней. Классическая мандала состоит из внешнего круга, квадрата, вписанного в него и внутреннего круга, вписанного в квадрат. В мандале Джума-мечети квадрат, развернутый наподобие ромба, интерпретирует круги. Внешний круг символизирует Вселенную, внутренний - место обитания божеств, будд, бодхисатв. Квадрат ориентирован по сторонам света, а его стороны - это ворота во Вселенную. Изображение мандалы в Джума-мечети более чем символическое, но оно тоже относится к иной культуре, к представлениям о мироздании, принятым в буддизме.
Если смотреть на потолок Джума-мечети более широко, то можно заметить, что он укреплен параллельно уложенными балками, собранными в секции вокруг колонн, так, что колонна опирается в центр квадрата, разделенного на четыре квадрата, и балки в них повернуты относительно друг друга на девяносто градусов, что создает эффект вращения. Колонна является мировым древом, осью мироздания, а область из квадратов с балками - Вселенной, вращающейся вокруг него. Просто и наглядно!
К зороастризму относится и своеобразный алтарь огня, вырезанный в нижней части другой колонны. Сверху алтарь охвачен языками пламени. Такая колонна единственная в Джума-мечети. Все другие вытесаны без сквозных отверстий.