Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 3. Хива.


Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 3. Хива.

Сообщений 41 страница 50 из 91

41

Ксения написал(а):

Создалось впечатление, что узоры пештаков в Хиве здорово отличатся от бухарских  и самаркандских... Узор более мелкий...

Главное,  что их много и все красивые.

Выйдя из медресе, мы не покинули эту площадь , а зашли в еще одно здание на этой площади, а именно бывший торговый дом  Palvan Kori . Построен он в 1905 году, хивинским купцом Палван Кари. Сначала комплекс специализировался на продаже парфюмерии и тканей из России – Астрахани, Оренбурга и Нижнего Новгорода. А к 1913 году, в Палван-Кари" стали торговать швейными машинами и ремонтировать их.

https://i.postimg.cc/htWcVgzy/01.jpg

Сейчас в этом здании с одной стороны туристический инфоцентр, а с другой -Музей меннонитов. И он оказался для нас неожиданностью,  потому что мы ничего не знали про меннонитов, а это очень интересная история.

https://i.postimg.cc/vmXyRVPk/01.jpg

Начать надо с того, кто же такие «немцы-меннониты» ?

Меннонитами называли последователей Менно Сименса (1496-1561) вождя Анабаптистского движения в Нидерландах.

https://i.postimg.cc/yN7KrPT0/02.jpg

Менно был католическим священником, который стал радикальным Анабаптистским реформатором. Он утверждал, что библия была авторитарной для христиан, что верующие должны быть баптистами в борьбе за веру, и что христиане не должны убивать других людей. Меннониты роповедуют смирение, отказ от насилия, верят во «второе пришествие» Христа.

   Гравюра с изображением Менно Сименса в музее

https://i.postimg.cc/pTTHPL4T/03-IMG-20230418-110930.jpg

Вначале меннониты появились в Нидерландах, а затем в Швейцарии. Считается, что до 20 века почти все меннониты были германо-швейцарского или немецко-датского происхождения.
Однако, действующая церковь не признавала Менно и его взгляды, и в конце концов, он и многие его последователи были казнены, а оставшиеся бежали в Северную Германию и Пруссию.
Во второй половине XVIII века меннониты начали переселяться из Германии в Россию по приглашению Екатерины II, заинтересованной в заселении окраин России.

https://i.postimg.cc/wvGdMdYk/04-IMG-20230418-110854.jpg

Во времена царствования императора Александра II (1855-1881), принятая им реформа имела тенденцию к упразднению привилегий немцев-меннонитов в России, к примеру, они должны были нести службу в армии наравне со всеми.
Кроме этого, все предметы в школах кроме религии, немецкого языка и церковной музыки стали вестись на русском языке. Эта реформа вызвала недовольства меннонитов, и они стали переселяться в Америку и в Среднюю Азию.
В 1881 меннониты появились в Зирабулаке, что на границе Бухары. Жители поселка Зирабулак гостеприимно приютили беженцев-меннонитов. Мало того им было предложено использовать мавзолей Кук Ота для воскресных христианских богослужений.
И совсем редкий исторической факт – именно здесь были обвенчаны две меннонитские пары, а 21 человек из числа переселенцев приняли меноннитскую веру. Яркий пример толерантного отношения одной веры к другой.
Весной 1882 года они двинулись в Хорезм по приглашению хана Хивы Мухаммад Рахимхана II. Благодаря его решению и поддержке в 1884 году в 15 км. от Хивы была основана колония молочанских немцев (немцы, ранее проживавшие на реке Молочная Таврической губернии, ныне Запорожская область Украины) — 40 семей.
Молочанские немцы с позиций национальных черт, традиций и национальных ценностей выступают как типичные представители немецкого народа, но, тем не менее, весьма существенно отличались от других групп немцев. Это, прежде всего, специфический «молочанский» диалект немецкого языка.

Хан велел отвести чужестранцам участок земли площадью около 50 га в селении Ак-мечеть, во владениях своего брата Атаджантюри.
Позднее к ним присоединились единоверцы из Киргизии, Поволжья, Украины.

На картинке немцы -меннониты покидают село Лаузан (или Клаузан) из Поволжья

https://i.postimg.cc/Mp5ZwNH9/07-IMG-20230418-111103.jpg

Про Мухаммад Рахимхана II, его просвещенного правителя Хорезма я рассказала в предыдщих постах.  Было бы наивным полагать, что Мухаммад Рахимхан II не понимал, что представляет собой меннонитская община. Определяющей целью разрешения немцам поселиться в ханстве явилась необходимость обогащения местного населения новыми знаниями и технологиями в различных сферах производства, которые несли с собой немцы-колонисты. Это был очень важный фактор, безусловно повлиявший на решение хивинского правителя. Дело в том, что в этот период технологии производства в немецких колониях значительно опережали аналогичные процессы даже в русских поселениях.

Первые четыре года община освобождалась от всяких повинностей. В дальнейшем она стала отдавать часть своих доходов в ханскую казну и Атаджантюре.
Постепенно состав колонии разросся до 62 хозяйств, а его территория увеличилась до 60 га. «Немецкий островок» был оформлен в виде небольшой крепостцы с одними запирающимися на ночь воротами. Обносить кишлак глинобитной стеной в целях безопасности — местная народная традиция того времени.

              Макет колонии в Ак-Мечети

https://i.postimg.cc/PNGsbzxp/05-IMG-20230418-111045.jpg

https://i.postimg.cc/wMRYsb6Y/06-IMG-20230418-111052.jpg

0

42

Получив землю, меннониты начали заниматься своим излюбленным занятием — земледелием и животноводством. На первых порах большим подспорьем в хозяйстве являлось рыболовство (рядом находилось озеро Ширкуль). Постепенно научились на засоленной почве с использованием искусственного орошения выращивать непривычные для этого региона овощи — картофель, баклажаны, помидоры, огурцы, капусту и пряности. Кроме того, каждая семья, держала несколько голов крупного рогатого скота местной хивинской породы, баранов и коз. Постепенно занялись мясомолочным животноводством, коневодством, сыроварением, ремеслами.
Семья меннонитов (Увы, почти все в музее за стеклом и  в витринах)

https://i.postimg.cc/fbFNTNNf/09-IMG-20230418-111129.jpg

https://i.postimg.cc/NF8q42rd/10-IMG-20230418-111135.jpg https://i.postimg.cc/rs22xNzd/11-IMG-20230418-111140.jpg

По воскресеньям торговали избытками мясомолочных продуктов, сырами, вином, первоначально только в поселке, затем по просьбе населения стали заниматься этим промыслом более широко и вывозить свою продукцию на базары Хивы, Ургенча, Ташауза и другие города. Их продукция отличалась высоким качеством, красивой упаковкой, а главное, дольше сохранялась от порчи.

            Меннониты на базаре

https://i.postimg.cc/rwZ6QkK2/22-IMG-20230418-111420.jpg

Весы чашечные и рычажные

https://i.postimg.cc/9fD6kn7R/23-IMG-20230418-111428.jpg

Жители Хорезма перенимали полезные навыки «гостей» по возделыванию новых видов огородных растений, опыт по уходу за скотом.
Меньшая часть колонистов занималась традиционными ремеслами — сапожным, столярным, кузнечным, ремонтом нехитрого сельскохозяйственного инвентаря и другими. В зимние дни женщины коротали время за вязанием и шитьем.

https://i.postimg.cc/nzvPbbcz/13-1552384958-00-135.jpg

Меннониты  очень скоро приобрели токарные и другие станки, стали снабжать фургонами, приспособлениями к местным арбам, мебелью и прочим Хиву и другие города. Освоив кузнечное дело, они занялись починкой сельхозинвентаря и машин по очистке хлопка.

             Меннонит за токарным станком

https://i.postimg.cc/J4TdWQmb/12-IMG-20230418-111620.jpg

Посуда конца 19-начала 20в. , предметы быта, которыми могли пользоваться меннониты.

https://i.postimg.cc/SxJ1QzNH/14-IMG-20230418-110949.jpg

https://i.postimg.cc/mDN8pY81/15-IMG-20230418-110952.jpg

0

43

https://i.postimg.cc/MT89YPb8/17-IMG-20230418-111115.jpg https://i.postimg.cc/HkRZrsrn/18-IMG-20230418-111117.jpg

https://i.postimg.cc/0jkZTzBW/19-IMG-20230418-111143.jpg

Немцы славились своим мастерством изготовления изделий из дерева. Их предметы мебели- столы, стулья, табуретки, шкафы, оконные рамы, двери и другие предметы домашнего обихода, стали входить в быт зажиточных хорезмийцев.
Когда Мухаммад Рахимхан II посетил Санкт – Петербург на похоронах царя Александра II в 1881года, он увидел многоцветный полированный деревянный паркетный пол. В 1884 году он попросил меннонитов построить такой же пол для дворца Нуруллабая.
Архитектура дворца сочетала традиционный исламский и западный стили. Хан попросил меннонитов построить деревянные двери и оконные рамы для дворца. Превосходная работа мастеров помогла зарекомендовать их как хороших рабочих, а паркетный пол сохранился до сих пор, приобретя художественно-историческую ценность, впрочем, как окна и двери этого дворца.

https://i.postimg.cc/brwH6KZ4/25-IMG-20230418-111503.jpg

Для перевозки грузов немцы строили так называемые немецкие фургоны и брички. Цену за свою работу немцы назначали сами по окончании работы и с ними хивинцы не торговались. Благодаря этому работа немцев, в общем, была дорога и простой немецкий фургон, который из России можно было выписать за 80-120 рублей здесь можно было заказать только за 100-150 рублей.

Меннониты имели свою школу, где детей обучали чтению, письму и арифметике и своей религиозной доктрине на немецком языке. Мухаммад Рахимхан II предложил меннонитам статус охраняемого общества. Им было позволено контролировать свою школу и назначать своих учителей.

https://i.postimg.cc/DZ2qZtPm/20-IMG-20230418-111201.jpg

Парта

https://i.postimg.cc/TwCnWCt0/21-IMG-20230418-111225.jpg

Меннониты получали удовольствие от пения, когда собирались на богослужении. У них был свой юношеский хор, который выступал на публике. Выступал он и перед Мухаммад Рахимханом II.

Лидер меннонитов в Ак-мечети Эмил Рейсен, бегло говорил на местном, русском и немецком языках. Мухаммад Рахимхан II пригласил его служить в качестве переводчика и советника по экономическим вопросам. Есть мнение, что Рейсен принимал участие в преобразованиях Хивы в таких областях как – современный почтовый сервис, телеграфная система и электричестве. При содействии немцев-меннонитов была сооружена первая электростанция в Хиве.
Рейсен имел контакты с бизнесменами в Германии и Швейцарии. Он сопровождал наследного принца Исфандияра в его поездках в Ташкент и Россию.

Среди колонистов были люди разных специальностей. Один из школьных учителей Вильгельм Пеннер имел камеру и занимался фотографией. Он дружил с Худайберган Девановым и обучил его фоторемеслу, который в последствие стал первым фотографом и оператором Средней Азии.

                Вильгельм Пеннер

https://i.postimg.cc/0NvSWL3Z/31.jpg

Проживая в Хивинском ханстве, члены общины почти 20 лет продолжали оставаться подданными Российской Империи. Однако возникали недоразумения, связанные с воинской повинностью и уплатой налогов (налоги они вынуждены были платить в ханстве и по местам выбытия в России, так как считались российскими подданными). По их просьбе, после многолетней переписки, переселившиеся в Хиву из Самарской и Таврической губернии меннониты, в 1904 году были навсегда «уволены из подданства России» и приняты в Хивинское подданство.

Почти все хивинские немцы свободно изъяснялись на узбекском языке Численность жителей меннонитов в Ак-Мечети была относительно не¬большой и практически не увеличивалась, хотя во многих семьях рождались дети. В декабре 1906г. в общине числилось 135, в январе 1911 г.- 137, в январе 1913 г. - 143 человека. Помимо естественной убыли не прекращалась и миграция. Ряд членов общины, не выдержав трудностей местной жизни, продолжили свое передвижение. Некоторые из них вернулись на территорию Российской империи, некоторые переселились в Канаду и США.
Такая трудолюбивая самобытная община, за пятидесятилетний период своего пребывания в Хорезме смогла заметно вписать себя в её историю и так достойно в самых непростых условиях отстаивать свои духовные ценности.

С приходом советской власти акмечетские меннониты продолжали держаться по-прежнему обособленно, не сливаясь ни с местным, ни с русскоязычным населением. После принятия Конституции СССР в 1936 году меннонитская община не захотела подчиняться отдельным ее законам, по-прежнему не согласна была отдавать излишки доходов от ведения колхозного хозяйства в пользу государства. Меннониты категорически отказывались учиться по учебникам советского типа.  В результате вся община 27 апреля 1935 года была депортирована и направлена в спецпоселки Вахшстроя Таджикистана. Некоторые семьи переселилась в Киргизию и Казахстан.

https://i.postimg.cc/2SQbZ06W/27-IMG-20230418-111602.jpg

Здесь необходимо указать на то, что в Узбекистане, после депортации хивинских меннонитов, осталось совсем незначительная часть меннонитов, которые жили разрозненно и общин не создавали. Более того, в годы второй мировой войны меннониты, рассматриваемые правительством как лица немецкой национальности и подозреваемые в пособничестве Германии, находились под особым надзором, что отразилось и на их жизни. В связи с этим, та, небольшая часть меннонитов, остававшихся в Узбекистане, примкнула к баптистам, имеющим ряд сходных элементов веры, и до сих пор проживает в Узбекистане.

В местах где селились немцы, всегда преобладали порядок, чистота и аккуратность, а местные жители перенимали у немцев много хорошего и полезного, как в житейских и бытовых делах, так и в сельском хозяйстве.
Своим толерантным отношением к коренному населению, меннониты  снискали доброжелательное и уважительное отношение к себе, которое хорезмийцы высоко ценят и сегодня. Хорезмийцы до сих пор говорят о меннонитах только хорошее и отдают дань доброму имени и светлой памяти, которые оставили «Ак-Мечетские» меннониты после себя. Местные жители хотят огородить место кладбища меннонитов (само кладбище не сохранилось, только место), поставить там памятник и создать музей.

Наверное именно поэтому на территории селения Ак-мечети, где проживали «немцы меннониты» принято решение создать реконструкцию периода их жизни, построить здания и другие сооружения того времени и разработать проекты о превращении села в туристический объект.
Организаторами экспозиции меннонитов в Хиве  стали директор музея-заповедника Ичан-Кала Шоназар Матякубов и главный хранитель фонда – Азад Каримов, их поддержало министерство культуры республики.

«Идея создания музея появилось еще в 2008 году, когда Хиву посетила делегация немцев-меннонитов (потомки тех немцев, которые жили в селе Ак-мечеть с 1883 по 1997 годы). Но скорее по политическим причинам, эта идея реализована не была. Однако изменения, происходящие в обществе и политике страны, позволили вернуться к этой идее».

Музеи меннонитов-переселенцев открыты и пользуются большой популярностью в Голландии, Польше, Германии, Канаде, Украине – землях, на которых преследуемые за свою веру меннониты находили пристанище.

Самая известная «узбекская» меннонитка — Анна Герман. Она родилась в 1936 года в Ургенче. Ее мать Ирма происходила из меннонитов . Преподавала немецкий язык. В семье Ирмы говорили на типичном для меннонитов немецко-платском диалекте . Отец  Евгений Фридрихович Герман был  бухгалтером на хлебозаводе в Ургенча он тоже сын  потомка меннинотов. В 1937 году по доносу соседей отец Анны  был арестован по обвинению в шпионаже, осуждён на «десять лет без права переписки», расстрелян в Ташкенте. Посмертно реабилитирован в 1957 году.
Дядя Вильмар Мартенс (брат матери), погиб в 1940-е годы в сталинских лагерях в Сибири.
В музее есть стенд, посвященный Анне Герман

https://i.postimg.cc/GpbBJv85/29-IMG-20230418-111253.jpg

Вот такая доселе неизвестная мне страница истории.

0

44

Лена ГМ написал(а):

мы ничего не знали про меннонитов, а это очень интересная история.

Действительно интересная! Лена, я так много узнаю из твоих рассказов, спасибо! :flag:

0

45

Лена ГМ написал(а):

Музей меннонитов

Очень неожиданно! Интересно!

0

46

Лена ГМ написал(а):

Наш знакомство с Ичак-Кала началось с западных ворот Ата-Дарваза. Здесь мы купили единый билет на вход во все музеи и дворцы Ичак-Кала. По ним можно было входить в них сколько угодно раз в течении дня.

тут дополню для планирующих поездку, что билет, на мой взгляд, можно не покупать (он, кстати недешевый), внутрь крепостных стен можно войти справа от этих  ворот (ориентир - городской туалет) и ходить сколько хочешь, хитрые узбеки сделали частью "музея", куда продают билет, кучу мелких помещений, куда насовали мебель, посуду, картинки-карты, вещи и пр., на мой взгляд, из той двадцатки помещений реально стоит посетить только дворец с изразцами и мечеть с деревянными столбами (в нее мы вообще внаглую вперлись бесплатно), а в некоторые мечети города даже при наличии билета все равно пускают только за деньги, поэтому смысла в нем особого нет

В городе четверо ворот в крепостной стене, турникеты стоят там, где водят туристов - со стороны вокзала и противоположной, где остановка автобусов, двое других ворот не то что турникетов нет, там вообще никого нет, поэтому если хотите просто погулять, а не отбить билет, то войти можно с любой стороны, со стороны вокзала тоже не спрашивали билеты, мы там раз несколько прошли. А если вы живёте внутри стен, так вообще туда-сюда ходить будете.

и если есть время и желание, то на Хиву надо два дня, ночная Хива совсем другая

Неслучайные гости написал(а):

на фото поражает отсутствие зелени

так пустыня же, то есть абсолютно

как прекрасно Хива снята сверху!

учитывая, что в Ургенч отдельно летают самолеты из Москвы, мы тоже чуть позже вернемся! а из Ташкента можно съездить еще и в Ферганскую долину

0

47

talusha написал(а):

можно не покупать (он, кстати недешевый),

Не согласна ни разу. Все,  что по билету посетили - все интересно. И стоит недорого. И вообще к чему такая экономия на билетах и гидах ?! Не так часто теперь путешествую, а тут другая страна, прилететь в такую даль и на чем -то экономить ?
Мы в  два объекта даже два раза сходили.

0

48

Вышли из музея меннонитов и увидели верблюда. За ним видна  главная улица имени Махмуда Пахлавана, вдоль нее сплошные торговые ряды и обратите внимание, полно деревьев, это к вопросу о зелени. Она есть.

https://i.postimg.cc/9XYJfCJT/01-IMG-20230418-111721.jpg

Двугорбый верблюд, или бактриан  - шерстистый красавец с пушистой челкой

https://i.postimg.cc/zGVjpW5S/02-IMG-20230418-111731.jpg

https://i.postimg.cc/cL2czHLq/03-IMG-20230418-111733.jpg

Картинно стоял на фоне стен и башенки-гульдасты. Утром стоял и вечером тоже

https://i.postimg.cc/8PkwJ90Y/04-IMG-20230418-111754.jpg https://i.postimg.cc/fLhfwrdB/05-IMG-20230418-111938.jpg

https://i.postimg.cc/85BBsmBD/06-IMG-20230418-162352.jpg

Улица Махмуда Пахлавана. Обратите внимание -как чисто !

https://i.postimg.cc/SRSL9YD9/07-IMG-20230418-112205-22031085842115.jpg

Изделия из верблюжей шерсти

https://i.postimg.cc/02tnpZgy/09-IMG-20230418-113210.jpg

Виден минарет Джума-мечети

https://i.postimg.cc/GpDjnC44/10-IMG-20230418-112328.jpg

0

49

Лена ГМ написал(а):

Музей меннонитов. И он оказался для нас неожиданностью,  потому что мы ничего не знали про меннонитов, а это очень интересная история.

Лена, удивительнвй музей, интересный рассказ о меннонитах. Даже не слышала...Спасибо!!!

Лена ГМ написал(а):

Картинно стоял на фоне стен и башенки-гульдасты. Утром стоял и вечером тоже

Смотрится эффектно. Работа бывает разная...

0

50

Лена ГМ написал(а):

вообще к чему такая экономия на билетах и гидах ?! Не так часто теперь путешествую, а тут другая страна, прилететь в такую даль и на чем -то экономить ?

Такая это какая? Мне казалось, мы тут свободно мнением обмениваемся, что стоит, что не стоит делать/смотреть/тратить.
Гиды вообще потеря времени и денег, но это лично мое мнение. Если кто-то считает иначе, таки имеет право на свое мнение.
Не вижу связи между дальностью перелета и расходами, если честно. И какая же Узбекистан даль?)) И чего тогда в Шахризабс не поехала, если такая даль?

Напомнила историю с Сардинии. Стоим,.покупаем билеты в очередной нураг, киоск картонный, тепло же.
Я вокруг него хожу, виды смотрю, девушка в киоске: вы откуда? Денис: Россия!
Она: ой, это так далеко! И мой голос из-за стенки: далеко это остров Пасхи, а Италия это как на дачу съездить
Девушка аж подпрыгнула

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Узбекистан-восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 3. Хива.