Создалось впечатление, что узоры пештаков в Хиве здорово отличатся от бухарских и самаркандских... Узор более мелкий...
Главное, что их много и все красивые.
Выйдя из медресе, мы не покинули эту площадь , а зашли в еще одно здание на этой площади, а именно бывший торговый дом Palvan Kori . Построен он в 1905 году, хивинским купцом Палван Кари. Сначала комплекс специализировался на продаже парфюмерии и тканей из России – Астрахани, Оренбурга и Нижнего Новгорода. А к 1913 году, в Палван-Кари" стали торговать швейными машинами и ремонтировать их.
Сейчас в этом здании с одной стороны туристический инфоцентр, а с другой -Музей меннонитов. И он оказался для нас неожиданностью, потому что мы ничего не знали про меннонитов, а это очень интересная история.
Начать надо с того, кто же такие «немцы-меннониты» ?
Меннонитами называли последователей Менно Сименса (1496-1561) вождя Анабаптистского движения в Нидерландах.
Менно был католическим священником, который стал радикальным Анабаптистским реформатором. Он утверждал, что библия была авторитарной для христиан, что верующие должны быть баптистами в борьбе за веру, и что христиане не должны убивать других людей. Меннониты роповедуют смирение, отказ от насилия, верят во «второе пришествие» Христа.
Гравюра с изображением Менно Сименса в музее
Вначале меннониты появились в Нидерландах, а затем в Швейцарии. Считается, что до 20 века почти все меннониты были германо-швейцарского или немецко-датского происхождения.
Однако, действующая церковь не признавала Менно и его взгляды, и в конце концов, он и многие его последователи были казнены, а оставшиеся бежали в Северную Германию и Пруссию.
Во второй половине XVIII века меннониты начали переселяться из Германии в Россию по приглашению Екатерины II, заинтересованной в заселении окраин России.
Во времена царствования императора Александра II (1855-1881), принятая им реформа имела тенденцию к упразднению привилегий немцев-меннонитов в России, к примеру, они должны были нести службу в армии наравне со всеми.
Кроме этого, все предметы в школах кроме религии, немецкого языка и церковной музыки стали вестись на русском языке. Эта реформа вызвала недовольства меннонитов, и они стали переселяться в Америку и в Среднюю Азию.
В 1881 меннониты появились в Зирабулаке, что на границе Бухары. Жители поселка Зирабулак гостеприимно приютили беженцев-меннонитов. Мало того им было предложено использовать мавзолей Кук Ота для воскресных христианских богослужений.
И совсем редкий исторической факт – именно здесь были обвенчаны две меннонитские пары, а 21 человек из числа переселенцев приняли меноннитскую веру. Яркий пример толерантного отношения одной веры к другой.
Весной 1882 года они двинулись в Хорезм по приглашению хана Хивы Мухаммад Рахимхана II. Благодаря его решению и поддержке в 1884 году в 15 км. от Хивы была основана колония молочанских немцев (немцы, ранее проживавшие на реке Молочная Таврической губернии, ныне Запорожская область Украины) — 40 семей.
Молочанские немцы с позиций национальных черт, традиций и национальных ценностей выступают как типичные представители немецкого народа, но, тем не менее, весьма существенно отличались от других групп немцев. Это, прежде всего, специфический «молочанский» диалект немецкого языка.
Хан велел отвести чужестранцам участок земли площадью около 50 га в селении Ак-мечеть, во владениях своего брата Атаджантюри.
Позднее к ним присоединились единоверцы из Киргизии, Поволжья, Украины.
На картинке немцы -меннониты покидают село Лаузан (или Клаузан) из Поволжья
Про Мухаммад Рахимхана II, его просвещенного правителя Хорезма я рассказала в предыдщих постах. Было бы наивным полагать, что Мухаммад Рахимхан II не понимал, что представляет собой меннонитская община. Определяющей целью разрешения немцам поселиться в ханстве явилась необходимость обогащения местного населения новыми знаниями и технологиями в различных сферах производства, которые несли с собой немцы-колонисты. Это был очень важный фактор, безусловно повлиявший на решение хивинского правителя. Дело в том, что в этот период технологии производства в немецких колониях значительно опережали аналогичные процессы даже в русских поселениях.
Первые четыре года община освобождалась от всяких повинностей. В дальнейшем она стала отдавать часть своих доходов в ханскую казну и Атаджантюре.
Постепенно состав колонии разросся до 62 хозяйств, а его территория увеличилась до 60 га. «Немецкий островок» был оформлен в виде небольшой крепостцы с одними запирающимися на ночь воротами. Обносить кишлак глинобитной стеной в целях безопасности — местная народная традиция того времени.
Макет колонии в Ак-Мечети