* * * * * * * * * *
Отель, в котором я останавливался, называется "Славия": он оказался единственной нормальной гостиницей (не хостелом, не апартаментами, а полноценной гостиницей) по нормальной цене, расположенной в историческом центре (причём не в обобщённом смысле, а в самом прямом: рядом с Благовещенским костёлом и в 5 минутах - опять же, буквально, а не образно - от главного гродненского костёла, посвящённого святому Франциску Ксаверию).
Здание гостиницы современное, само по себе интереса не вызывает, поэтому я и фотографировать его не стал. А вот "картина" на моём этаже очень даже заинтересовала:
Что это зубр, он же Европейский бизон - самое символическое для Беларуси животное, думаю, понятно. Но здесь, в Гродно, он символичен вдвойне, поскольку изображён на гербе Гродненской области, принятом в 1878 году (в Беларуси его также можно увидеть на гербе Брестской области). А вот надпись в правой нижней части отсылает к написанной ровно 500 лет назад (возможно, "картину" и приурочили к этой дате) поэме "Песне о зубре" (полное название на латинском языке - Carmen de statura feritate ac venatione bisontis, что переводится как "Песнь о мощи, дикости зубра и охоте на него"). Её автором был литовско-польский поэт эпохи раннего Возрождения Николай Гусовский, писавший на латыни: будучи сыном охотника, он со знанием дела и во всех подробностях описал внешний вид, привычки и поведение бизона (зубра), а также процесс охоты на него.
"
Зубр - ратоборец, и брать его надобно силой -
Грудью на грудь, врукопашную, но не обманом,
Будь то стрелой с расстояния или с мушкета.
Верят издревле в народе: он пущу покинет,
Если с ним в схватке боролась не сила, а хитрость.
"
- это, естественно, лишь маленький фрагмент поэмы.
...
Ну а теперь (в отеле устроились, с зубром познакомились) - за главными достопримечательностями Гродно!
Первая из них находится совсем рядом - это Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии при монастыре бригиток, главный фасад которого красиво освещается послеполуденным солнцем:
А задняя (апсидная) часть в солнечную погоду наиболее фотогенична утром:
Монастырь был основан в 1635 году надворным маршалоком (если коротко - помощником руководителя двора великого князя литовского) Кшиштофом Веселовским и его женой Александрой Марианой в память об их умершей приёмной дочери Гризельде. Для этого супруги пригласили в Гродно монахинь ордена Святой Бригитты и выделили им земельный участок в центре города. Первый костёл был деревянным, но уже в 1642 года было возведено новое каменное здание в преобладающем стиле барокко с лёгкими "нотками" готики и ренессанса, которым мы любуемся сейчас.
Обратим внимание на фриз с растительным орнаментом в технике сграффито, свойственной эпохе Ренессанса, который "охватывает" всё здание костёла.
Любопытно, что главный алтарь (так и хочется на испанский манер назвать его ретабло) - деревянный (по крайней мере, так пишут, хотя, честно говоря, в это трудно поверить, так что желающие усомниться имеют на то полное право; я сам усомнился ):
Во дворе монастыря за костёлом находится самый известный, самый большой и самый древний из сохранившихся в Беларуси лямус, который был сооружён либо сразу после основания монастыря и приезда в Гродно первых сестёр-бригиток в 1634 году, либо чуть позже - в 1679-м (мнения историков расходятся, но в любом случае это 17 век!). В нём хранили припасы и всякую утварь, а на втором этаже жил духовник (такие не редко были в женских монастырях, что католических, что православных, не заменяя собой настоятельницу, а выполняя, так сказать, "духовный надсмотр" и исповедуя монахинь, если настоятельница не имела для этого полномочий). Удивительно, что эта деревянная постройка уцелела во всех городских пожарах и в войнах!
Уникальность здешнего лямуса в том, что он был построен без единого гвоздя. Правда, в дальнейшем, когда лямус перестал выполнять чисто хозяйственные функции и начал использоваться в качестве жилья, его обитатели приспосабливали помещения под свои нужды, возводили перегородки, прорезали двери, устанавливали печки, и во время последней реставрации из стен лямуса было изъято около 12 килограммов гвоздей!
К сожалению, сейчас лямус недоступен для открытого посещения: его восстановление ещё продолжается; иногда сюда приводят организованные группы (для чисто внешнего осмотра), а просто зайти "с улицы" не получится. Как вы видели выше, большая часть монастыря огорожена высоким глухим забором, но если пройти по маленькой улочке вдоль задней (относительно расположения костёла) части комплекса, можно увидеть "кусочек" самого красивого - с резными галереями - фасада лямуса:
Дальше обзор становится лучше, но, к сожалению, ракурс уже поменялся, и мы видим лишь те стены "амбара", которые особого интереса не представляет:
Так и хочется сказать: "лямус-лямус, пожалуйста, всего на минутку, обратись ко мне передом, к костёлу задом, ну что тебе, жалко?!" Но... ничего не ответил старый лямус...
Тем же, кто приедет в Гродно лет через 5, повезёт больше: рядом с лямусом планируется разбить парк с декоративным освещением, лавочками и ландшафтным дизайном, а в нём самом устроить музей Гродненской римско–католической епархии.
...
Сейчас мы вернёмся к Благовещенскому костёлу и от него свернём на ведущую к главной городской площади - Советской - улицу Карла Маркса (вот с чем в Беларуси плохо - это с "обратными" переименованиями улиц и площадей на их исторически манер), которая за свою историю как только ни называлась: Озёрская, Бригитская, Скидельская, Купеческая, Кутузовская, снова Бригитская, и, наконец, с января 1940 года (за исключением 3-летнего периода немецкой оккупации) - Карла Маркса.
Здесь сохранилось достаточно много исторической застройки, но она не слишком выразительная - тем большим контрастом являются высящиеся впереди лазоревые купола костёла Франциска Ксаверия:
Отредактировано savl (2023-07-30 10:20:08)