* * * * * * * * * *
Через весь центр Тюмени параллельно друг другу проходят две главные улицы: Ленина и Республики, составлявшие основу самой первой городской планировки: недаром обе они берут начало (и тут же расходятся) на нынешней Исторической площади, где, напомню, был заложен Тюменский острог. Честно говоря, я не могу назвать их особо интересными: хотя здесь и находятся многие городские достопримечательности, "роль" этих улиц в формировании исторического облика сегодняшнего города весьма "эпизодична", но для общего представления о Тюмени я их всё же покажу, хотя и очень "тезисно".
Улица Ленина до 1922 года называлась Спасской - поскольку, как нетрудно догадаться, на ней располагалась одноимённая - то есть Спасская - церковь. А вообще её впору было назвать "улицей четырёх конфессий", поскольку здесь также находились католический костёл, синагога и мечеть. Той исторической мечети уже давно нет, а вот костёл и синагога сохранились, и с них мы и начнём прогулку по улице Ленина.
Польская колония в Тюмени возникла после того, как сюда сослали участников Польского восстания 1863-1864 годов. Сначала своего храма у ссыльных католиков не было, но когда в 1905 году вышел указ Николая II "Об укреплении начал веротерпимости", утверждавший толерантность к иным - помимо православия - вероисповеданиям, был возведён сравнительно небольшой костёл в честь Иосифа Обручника, бывшего, согласно Новому Завету, мужем Пресвятой Богородицы.
Напротив него находится довольно простое деревянное здание Николаевского городского училища начала 20 века:
А рядом - хотя формально уже не на улице Ленина - один из красивейших деревянных особняков Тюмени - двухэтажный дом владельца винокуренного завода и совладельца пароходства "Дружба" Виктора Ивановича Перевалова постройки 1913 года (хотя по некоторым краеведческим источникам, он был сооружён раньше, а Переваловы лишь купили дом у его первого хозяина - купца Плеханова):
Дом В. И. Перевалова хорош не столько декором - например, резьбы на его фасаде очень мало, сколько формами: это не "обычный" жилой дом, а аристократический особняк "дворцового типа", сложенный из толстых сосновых брёвен, с центральным "парадным" балконом на втором этаже, двумя треугольными фронтонами по бокам и фигурным аттиком посередине.
История самих Переваловых - типичный пример людей, "сделавших себя сами", собственными усилиями, умом и хваткой прошедших путь от низшего сословия до уважаемых "сливок общества". Основателем династии стал простой ямщик Григорий из деревни Переваловой близ Тюмени, который открыл лавку и начал торговать разной мелочью (злые языки поговаривали, что "стартовый капитал" Григорий накопил грабежами на Великом Сибирском тракте, по ведь "не пойман - не вор", правда?!), а позднее основал в деревне кожевенный завод. Его дело продолжили сыновья Иван и Пётр, которые возили строевой лес и соль, имели магазины в Тобольске, Тюмени, Ирбите, Кяхте и даже в знаменитом своей ярмаркой Макарьеве под Нижним Новгородом, открыли винокуренный и салотопенный заводы. Впоследствии многие семейные "активы" перешли к сыну Ивана Виктору, который избирался гласным Городской Думы Тюмени и стал владельцем деревянного "дворца", о котором мы сейчас говорим.
В квартале от костёла возвышается церковь Михаила Архангела - одна из старейших в Тюмени. Впервые она упоминается ещё в 1616 году, правда, тогда она, конечно, была ещё деревянной. В конце 17 века церковь сгорела и была возведена заново - снова из дерева, но спустя столетие и она обветшала, и тогда на её месте началось строительство нового храма с тем же именем, но на этот раз каменного. Сначала предполагалось, что он будет одноэтажным, но, как известно, "аппетит приходит во время еды", и уже в процессе строительства было решено возвести 2-этажное здание с размещением на нижнем этаже тёплой (то есть отапливаемой) церкви Архистратига Михаила, а на верхнем – холодной во имя Иоанна Крестителя. Примерно в таком виде (с поправкой на повреждения советского периода и последующего восстановления в историческом облике) видим мы его и сегодня. Правда, в летний сезон цельно-панорамному обзору мешают кроны высоких деревьев, окружающих территорию храма со всех сторон:
Но если пожертвовать перспективой, подойти поближе и снять "снизу вверх", то охватить его всё же можно:
Или так, фрагментами: