..........
Ещё С. У. Ремезов в 1701 году отметил на плане Тобольска целых 11 речек. Самой длинной из них является сохранившая своё старинное имя Курдюмка, которая подходит к городу с северо-востока, огибает Троицкий мыс, течёт по нижнему посаду и, наконец, впадает в Иртыш - то есть, сколь бы незначительной она ни была, это всё же целый приток Иртыша - пятой по длине реки России! Правда, тот же Ремезов описал её довольно неласково, хотя и очень разносторонне: "Уже по ничтожности расстояния между истоком и устьем видно, что речка не может быть особенно значительной; между тем она все же приводит в движение одну мельницу. Вода в Курдюмке считается нездоровой, так как в ней имеется ржавчина. Она непригодна также и для стирки, поскольку мыло в ней не пенится".
Южнее Кремля Курдюмка пересекает Никольский Взвоз и протекает недалеко от костёла, где через неё переброшен один из многих в Тобольске пешеходных мостиков, а на его ограде сидит Литературный Ангел, этакий "собиратель" книжных упоминаний о городе.
А собирать есть что, и это, конечно, далеко не один "Тобол" Алексея Иванов (который просто попался на язык, а сам по себе, как и одноимённый фильм, не заслуживает столь многократного упоминания, как получилось - без особых намерений с моей стороны - в этом рассказе), но и куда менее очевидные источники. Например, известный всем Робинзон Крузо во второй книге Даниеля Дефо ("Дальнейшие приключения Робинзона Крузо") возвращается после нового и тоже не совсем удачного путешествие из Китая в Европу через Россию и, в частности, на целых 8 месяцев "зависает" в Тобольске, да ещё зимой, где узнаёт много нового, и его представления о бренной жизни значительно расширяются:
"Я решил перезимовать в Тобольске, рассчитывая найти в этом городе, расположенном под 60 градусом сев. широты, обильную провизию, теплое помещение и хорошее общество. Здешный климат был совсем не похож на климат моего милого острова ... чтобы выйти на улицу, нужно было закутываться с головы до ног в тяжелую шубу. Печь в моем доме была совсем не похожа на английские открытые камины, которые дают тепло, только пока топятся. Моя печь была посреди комнат и нагревала их все равномерно; огня в ней не было видно, как в тех печах, которые устраиваются в английских банях.
Всего замечательнее было то, что я нашел хорошее общество в этом городе, расположенном в варварской стране, невдалеке от Ледовитого океана, лишь на несколько градусов южнее Новой Земли. Неудивительно: Тобольск служит местом ссылки государственных преступников; он весь полон знати, князей, дворян, военных и придворных. Тут находился знаменитый князь Голицын, старый воевода Робостиский и другие видные лица, а также несколько дам. Через своего спутника, шотландского купца, с которым я здесь расстался, я познакомился с несколькими аристократами и не без приятности проводил с ними долгие зимние вечера.
Я прожил в Тобольске восемь месяцев, в течение мрачной и суровой зимы. Морозы были так сильны, что на улицу нельзя было показаться, не закутавшись в шубу и не покрыв лица меховой маской или вернее башлыком с тремя только отверстиями: для глаз и для дыхания. В течение трех месяцев тусклые дни продолжались всего пять или шесть часов, но погода стояла ясная, и снег, устилавший всю землю, был так бел, что ночи никогда не были очень темными. Наши лошади стояли в подземельях, чуть не околевая от голода; слуги же, которых мы наняли здесь для ухода за нами и за лошадьми, то и дело отмораживали себе руки и ноги, так что нам приходилось отогревать их.
Правда, в комнатах было тепло, так как двери в тамошних домах закрываются плотно, стены толстые, окна маленькие с двойными рамами. Пища наша состояла, главным образом, из вяленого оленьего мяса, довольно хорошего хлеба, разной вяленой рыбы и изредка свежей баранины и мяса буйволов, довольно приятного на вкус. Вся провизия для зимы заготовляется летом. Пили мы воду, смешанную с водкой, а в торжественных случаях мед вместо вина — напиток, который там готовят прекрасно. Охотники, выходившие на промысел во всякую погоду, часто приносили нам прекрасную свежую оленину и медвежатину, но последняя нам не очень нравилась; у нас был большой запас чаю, которым мы угощали наших русских друзей. В общем, жили мы очень весело и хорошо".
Тобольск (вот уж чудны дела твои, господи!) упоминается даже ... в романе Брэма Стокера "Дракула": "После этого Квинси Моррис прибавил ... "Помнишь, Арт, как нас преследовала стая волков под Тобольском? Дорого бы мы дали тогда за карабин для каждого!".
Жаль, что Александр Дюма, путешествуя по России, не доехал до Сибири - тогда бы он точно посетил Тобольск и обязательно написал бы о нём что-нибудь интересное
За мостом (точнее, мостиком) расположена скульптурная композиция, посвящённая основателю Тобольска Даниле Чулкову. Она была установлена в 2022 году в ознаменование 435-летия города и изображает плывущих на ладье Чулкова "со товарищи":
Не знаю, как смотрелся бы памятник в другом месте, например, на городской лице или площади, но здесь он явно "попал в струю": очень уж "открыточные" виды Кремля, костёла и Кремля вместе с костёлом открываются отсюда, и добавить к ним в кадр монумент и сотворить ещё одну "открытку" напрашивается само собой
Да и вообще это место - одно из самых панорамных в Тобольске. И что примечательно, оно "всесезонно" и "всепогодно", то есть в любое время дня почти все ракурсы получаются "по свету".