Итак, первая выставка «Закружились эпохи».
Она представляет творчество современных мастеров декоративного искусства Татьяны Шихиревой и Николая Конончука. В экспозиции представлено более 50 работ в технике горячего батика и темперной живописи авторства Татьяны Шихиревой, деревянная скульптура и художественная резьба Николая Конончука.
Творчество Татьяны Сергеевны Шихиревой – заслуженного художника Российской Федерации, члена Союза художников России, академика Российской Академии художеств – поражает цельностью художественного видения. Избранные художником «герои» живут в мире театра, фантазии и сказки. Автор их нежно любит, наслаждается процессом их создания и одушевления, сотворения того особого художественного мира, в котором эти персонажи существуют.
Из контекста мировой истории и культуры Татьяна Шихирева избирает эпохи, сюжеты и персонажи, которые находят эмоциональный отклик в ее душе. Диапазон предпочтений автора широк. Это и петровское время в России с его придворным этикетом и увеселительными балами, и средневековый мир с культом Прекрасной Дамы и красочностью рыцарских турниров, и тема итальянской народной комедии масок дель Арте.
Татьяна Шихирева часто прибегает к многочастной форме триптиха и полиптиха, представляя «многоактный спектакль». Перед зрителем развертывается повествование сюжета – перемещение действующих персонажей, которые переходят, перелетают из одного изобразительного поля в другое.
Начало нового этапа в творчестве Татьяны Шихиревой положила идея соединения художественной росписи и резьбы, что было поддержано ее супругом – художником-живописцем и мастером по дереву Николаем Степановичем Конончуком. Обращаясь к русской теме, традиционной и при этом сложной для современного автора, художники создали уникальные по форме и по духу трехмерные композиции. За период с 2011 по 2019 годы этими мастерами были созданы многочисленные произведения на исторические и сказочные сюжеты, несущие особый «фольклорный» колорит.
О достоинствах художественной резьбы, требующей определенного уровня мастерства, следует сказать особо. Это целый мир, населенный сказочными птицами и рыбами, сиринами и львами с процветшими хвостами. Это орнаментальное узорочье из сложного сплетения цветов и трав. Соединение декоративной росписи Татьяны Шихиревой и деревянной скульптуры Николая Конончука явило в итоге создание феерических в своей необычности художественных произведений.
На выставке «Закружились эпохи» представлен цельный ансамбль с внутренним пространством и атмосферой. Подобные произведения уводят зрителя от обыденного, повседневного, вызывают улыбку, дают возможность почувствовать радость бытия, в котором нет места тяготам и испытаниям цивилизованного мира. В этом и заключается светлое гуманистическое начало творчества Татьяны Шихиревой и Николая Конончука, создавших уникальный мир чудес, представлений и «закружившихся эпох».
Мне повезло - на выставке была автор , Татьяна Сергеевна Шихирева . Очень приятная дама, она рассказывала про сюжеты картин, про их идеи.
В Википедии про Татьяну Сергеевну есть статья.
Татьяна Сергеевна Шихирева (род. 1949) — советский и российский художник в области декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников СССР (1986) и Творческого союза художников России (2014). Академик РАХ (2021; член-корреспондент с 2012). Заслуженный художник Российской Федерации (2006).
Родилась 26 января 1949 года в городе Баку, Азербайджанской ССР.
С 1966 по 1971 год обучалась на факультете художественного оформления и моделирования изделий текстильной и лёгкой промышленности Московского технологического института лёгкой промышленности. Работала художником оформителем на различных московских предприятиях лёгкой промышленности. В дальнейшем Т. С. Шихирева являлась председателем подсекции текстиля, выставочной комиссии секции декоративного искусства и членом Правления Московского Союза художников, членом Государственной аттестационной комиссии МГХПА имени С. Г. Строганова.
Наиболее известные художественные произведения Т. С. Шихиревой в области декоративно-прикладного искусства в технике горячего батика: «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет», «Въезд в Иерусалим», «Прогулка верхом», «Прогулка с Петром», «Святой Георгий Победоносец», «Эпоха и время», «На соборной площади», «Библейские мотивы», «Запуск корабля», «Полёты наяву» и «Запуск воздушного корабля» — из серии «Пётр I». Т. С. Шихирева являлась участницей около 100 всероссийских, международных и персональных выставок, в том числе: в 1986 году — в художественном центре ЮНЕСКО в Париже, в 1989 год — Дели, в 1990 год — Норвегия, с 1992 по 1993 год — Германия, 1997 год — Индонезия.
Персональные выставки проходили в том числе: 2014 год — Российская академия художеств, 2015 год — Республиканский музей изобразительных искусств и Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. Художественные произведения Т. С. Шихиревой находятся в частных зарубежных коллекциях в том числе в Италии, Дании, Венгрии, Швеции, Испании и Германии.
22 сентября 2006 года Указом Президента России «За заслуги в области искусства» Т. С. Шихиревой было присвоено почётное звание Заслуженный художник Российской Федерации.
На мониторе идет фильм про авторов -Татьяну Шихиреву и ее супруга, резчика по дереву, художника Николая Конончука. К сожалению, в марте 2020г. Николай Конончук умер. До последних дней он был полон творческих планов, идей совместного выставочного и творческого дуэта со своей супругой.
Работы этих авторов переносят нас в мир сказки, истории, карнавала, маскарада. При этом во всем присутствует ирония, порой наивность, любовь. А также интересная техника, выверенная цветовая гамма, соединение мастерства художника и резчика.
Как говорилось выше, Татьяна Шихарева часто делает триптихи, диптихи и даже полиптихи..
Начну с полиптиха "Запуск воздушного корабля". 2000г. Татьяна Сергеевна сказала, что очень любит тему воздухоплавания на старинных или фантазийных шарах, дирижаблях и т.п.
И сразу хочу обратить внимание на один прием- на разрезанные фигуры на рамах картин, которые как бы соединяют отдельные части в единое целое.
И обязательно буду показывать части таки "сборных" работ.
Центральная часть. Здесь также верх и низ"соединяют" изображения ангелов на рамах.