С 08 февраля по 12 марта во Всероссийском музее декоративного искусства проходит выставка "Пасхальные традиции".
Выставка посвящена творчеству одного из самых известных и выдающихся в истории России ювелиров – Карлу Густавовичу Фаберже. Талантливый предприниматель, знаток искусства, глава династии мастеров-ювелиров, поставщик Двора Его Императорского Величества Николая II.
Он родился в Санкт-Петербурге в 1846 году. Российский немец по происхождению, Фаберже получил художественное образование, он учился у мастеров Италии, Англии, Франции. В возрасте 24 лет Карл Фаберже возглавил ювелирную мастерскую отца, в скором времени превратившуюся в большое предприятие, получившую широкую известность среди русских ювелирных фирм конца XIX – начала XX века.
Изделия фирмы поражали виртуозностью исполнения и оригинальностью замысла. Как правило, мастера работали на уровне, близком к совершенству. Карл Фаберже принимал непосредственное участие в создании ювелирных произведений, часто сам делал эскизы и наблюдал за процессом работы. С огромным успехом выступала фирма на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. О высоких художественных достоинствах компании Фаберже свидетельствует и большой интерес к ним современных зрителей.
Открытие выставки приурочено к празднованию одного из главных православных праздников – Пасхе. Поэтому неслучайно звучит на ней пасхальная тема. Ведь лучшим подарком на Пасху всегда считалось искусно украшенное яйцо. Фирма Фаберже ежегодно получала заказы на изготовление «пасхальных сюрпризов-подарков» для Императорского двора. Многие из них широко известны своей неповторимостью, оригинальностью и безупречностью. Наряду с уникальными изделиями Фаберже делал и демократичные. Но все они были выполнены с тщательностью, изяществом и художественным вкусом.
В экспозиции выставки представлены пасхальные яйца, созданные современными мастерами и ювелирными производствами, продолжающими традиции искусства прошлого. Среди них: ювелирный дом ArgentoV, ювелирный завод RODIS, творческое объединение Новаль (Noval Art), «Джеймс Бутик», ювелирный дом MOISEIKIN, мануфактура «Константин Чайкин», а также мастера-ювелиры Валерий Воронков, Михаил Милютин, Сергей Коломийцев, Олег Шапкин, Олег Тарутин, Леонид Шашков, Ольга и Людмила Мироновы, Александр и Алла Козловы. Также посетители увидят работы в технике флорентийской мозаики авторства таких мастеров камнерезного искусства как Варда Павлова, Дамир Девятов и Любовь Чебан.
Выставка небольшая, но очень красивая.
Леонид Федорович Шашков родился в 1947 году. С 1977 года стал профессионально заниматься ювелирным делом, приобретая необходимое мастерство и уникальный творческий опыт. Уже с 1980-го года работает ведущим ювелиром-модельером завода «Гранит», а также выполняет многочисленные индивидуальные заказы частных ювелирных фирм. На счету этого удивительного мастера множество наград международных выставок ювелирной промышленности, а также звание лауреата ВДНХ. Коллеги оценили, его профессиональные заслуги избрав в 1997 году председателем подсекции секции ДПИ МОСХа.
Ведущие художественные вузы Москвы неоднократно приглашали Леонида Федоровича к участию в преподавательской деятельности, отдавая должное профессиональному мастерству и творческой незаурядности этого ювелира. Однако в последнее время мастер все больше занят только творчеством, требующим гораздо больше времени и сил. Являясь достойным продолжателем высочайших художественных традиций отечественной ювелирной школы, мастер создает уникальные художественные произведения, пытаясь вернуть российским ювелирам, признание и славу которыми по сей день, заслуженно пользуются изделия ювелирного дома Фаберже.
Оригинальные произведения этого мастера в силу особой камерности и элитарности этого вида искусства нелегко увидеть широкому кругу зрителей и почитателей. География их довольно обширна, а судьбу отдельных произведений не всегда можно с точностью проследить. Среди обладателей авторских вещей Леонида Шашкова много наших именитых соотечественников и коллекционеров. Клиентами мастера являются также ценители ювелирного искусства далеко за пределами нашего государства.
Великолепная техника, незаурядная фантазия в осуществлении самых сложных замыслов, удивительное чувство пропорций и материала отличают ювелирные произведения Леонида Федоровича.
Художник наполняет красотой и изяществом мир привычных вещей и предметов. Он по праву является гордостью отечественного ювелирного искусства. Художественные произведения этого мастера стали подлинными украшениями частных коллекций и настоящими семейными реликвиями, которые с гордостью будут передаваться в наследство будущим поколениям.
Основатель ювелирного дома ArgentoV Ярослав Аргентов сам не является ювелиром. Да и до 1995 года никак не был связан с ювелирным бизнесом. Но это не помешало ему создать один из самых успешных и самобытных русских ювелирных домов, который возрождает ремесло античных мастеров.
В 1992 году Ярослав Аргентов окончил Военно-инженерный космический институт и даже не думал о другой карьере, кроме как военного инженера. Но волею судьбы к 1995 году Аргентов стал совладельцем ювелирного магазина. В то время бизнес вести было особенно непросто, пришлось на ходу осваивать и предпринимательские азы, и основы ювелирного искусства.
Изначально ювелирная компания занималась продажей изделий для массового потребления, что позволило создать стартовый капитал, который Ярослав Аргентов решил вложить в развитие более узкого сегмента ювелирного искусства.
В 1998 году он открывает собственное мелкосерийное производство. Под его чутким руководством мастера начинают изготавливать изделия, не похожие на большую часть из того, что на тот момент представлено на рынке. По словам Аргентова, рынок был перенасыщенным однообразной продукцией и именно такое направление было наиболее интересно покупателям.
В 2002 году у компании ArgentoV появляется премиум-салон в самом центре Москвы. Там были представлены ювелирные изделия из разных ценовых сегментов, но все они относились к категории, так сказать, штучного товара.
Мастера ArgentoV работают, так сказать, по-старинке. Основой изделия является камень, отталкиваясь от которого создаётся концепция и вручную отрисовывается эскиз. Далее следует этап взаимодействия художника и ювелира, которые уже сообща доводят проект украшения до логического завершения.
Потом следует ковка металла, придание ему формы, обработка, нанесение орнамента, выпиловка, подрезка и закрепка камней. Процесс длительный и кропотливый, таким способом, на сегодняшний день, ювелирные изделия создают единицы. И, разумеется, при таком подходе не может идти речи о массовом производстве.
По словам Ярослава Аргентова, его ювелирный дом и дальше планирует двигаться в направлении исключительно ручного производства и поддерживать восстановление практически утраченного мастерства глиптики (искусство резьбы на цветных полудрагоценных камнях).
Отредактировано Loconte (2023-02-28 19:08:05)