А уж желание Сергея вернуться - это вообще из ряда вон...
Ну вот, Вы меня уже хорошо знаете Единицы таких мест за 15 лет только самостоятельных путешествий... И это не Рим, не Париж, не Питер...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Смоленск и Вязьма
А уж желание Сергея вернуться - это вообще из ряда вон...
Ну вот, Вы меня уже хорошо знаете Единицы таких мест за 15 лет только самостоятельных путешествий... И это не Рим, не Париж, не Питер...
Ну вот, Вы меня уже хорошо знаете
ну так не первый год замужем... ))
Мне очень идея с памятником Глинке понравилась. Пожалуй я бы хотел не дважды в день, а скажем каждые 3 часа мелодии слышать...
..........
Ещё одним известным - правда, не в широких кругах - уроженцем Смоленской губернии является скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков, которого, как пишет "Википедия", до революции называли "русским Роденом". Ещё при его жизни, в 1973 году, в Смоленске был открыт Музей скульптуры С. Т. Конёнкова, которому автор подарил 40 своих работ, а впоследствии музейная коллекция выросла вдвое.
Сам же Конёнков выбрал и место для музея - двухэтажный особняк конца 19 века с богатым лепным декором на фасаде, где до революции находилось Кредитное общество, расположенный за Филармонией (Домом дворянского собрания) на небольшой - длиной в 1 квартал - улице Маяковского (она как раз "стыкуется" с улицей Конёнкова, по которой, если помните, мы пришли сюда от Вознесенского монастыря):
Вот такие красивые таблички (к сожалению, только в центре города) напоминают о прежних - исторических! - названиях улиц. Прочитал - и сразу другими глазами посмотрел на "окружающую среду": одно дело - ты на Маяковской или Коммунистической, и совсем другое - на Малой Дворянской или Кадетской
Отредактировано savl (2023-03-14 13:19:55)
..........
На углу улиц Маяковского и Коммунистической стоит, пожалуй, самое красивое светское (то есть не церковь и не собор) здание Смоленска - возведённый в конце 19 века Дом купца и мецената Петра Андреевича Будникова, выходца из Витебской губернии, где его отец владел керамическим заводом. В 1870-х годах Пётр Андреевич со своей семьёй (женой и дочерью) переехал в Смоленск и основал здесь уже собственное керамическое производство - изразцово-кафельный завод, на котором производили облицовочный и огнеупорный кирпич, кафель, керамические вазы, переносные печи, камины, изразцы и майолику, а также впервые в крае стали изготавливать особый отделочный глазурованный облицовочный кирпич, который даже экспортировался за границу.
Любопытно, что дом "своего имени" Будников построил не для себя, а для военного (Офицерского) Собрания Смоленского гарнизона, а для его отделки пожертвовал продукцию собственного завода, в частности, многоцветные изразцы самых разных размеров и форм.
Во время русско-японской войны расквартированные в Смоленске дивизии были переброшены на Дальний Восток, и надобность в Офицерском собрании отпала. После этого в "Доме Будникова" размещались общественный клуб, Смоленское общество коммерческих служащих, а после революции - советские и военные учреждения, потом Дом пионеров, а уже в наше время - Дворец творчества детей и молодёжи.
Что же касается завода Будникова, то после революции он был национализирован и переименован в Смоленский керамический завод имени Октябрьской революции, во время Великой Отечественной войны разрушен и больше не восстанавливался.
Отредактировано savl (2023-03-14 13:03:58)
..........
От Сада Блонье мимо "Смоленской башни" отходит пешеходный отрезок улицы Ленина (до 1924 года - Пушкинской). До революции это была самая благоустроенная улица города, вымощенная крупным булыжником и усаженная деревьями, на ней находились самые дорогие и престижные магазины. После Великой Отечественной войны была восстановлена её старинная застройка и снова высажены деревья, и, хотя особо красивых домов тут нет, сегодня улица Ленина - по крайней мере, в этой части - наверняка является одной из самый "прогулочных" в Смоленске.
А вот фотографировать дома здесь очень проблематично: почти все они заслонены пышными зелёными кронами (зимой, конечно, всё по-другому, но, думаю, и удовольствия в таких прогулках меньше):
В редком "просвете" между сплошной застройкой в глубине квартала вдруг открывается вид на небольшое сооружение с неоготическим декором, напоминающее кирху. А это она и есть - лютеранская кирха, возведённая в 1860 году после того, как Николай I подарил ранее принадлежавший Инженерному дому участок смоленскому Евангелическому обществу, да впридачу ещё и 3 тысячи рублей "сверху" "положил" на строительство.
Кстати, после этого улица Блонная (нынешняя, напомню, Ленина), в старину называвшаяся так из-за близости к Саду Блонье, была переименована в Кирочную. А Пушкинской она стала уже в 1899 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского поэта.
После революции кирха была закрыта, в ней поочерёдно располагались кинотеатр, редакция, дом пионеров, кукольный театр, а с 1977 года и по сей день - шахматный клуб, о чём напоминает красивая металлическая "табличка" перед входом:
Если пройти "глубже" (за кирху), можно увидеть жилой дом конца 19 века:
А также ещё одну любопытную постройку:
Этот небольшой каменный "сарайчик" - старейшее из сохранившихся гражданских зданий Смоленска, построенное ещё в первой половине 17 столетия. Во времена польского владычества он использовался для хранения городского архива (так называемого "польской архивы"), а в 18 веке был приспособлен под кузницу Инженерного дома, который, в отличие от кузницы, не сохранился. В 1982 года здесь открылся музей кузнечного ремесла под названием "Городская кузница XVII века".
Недалеко от Дома Будникова на улице Глинки выделяется пышный двухэтажный особняк, построенный в 1879 году для смоленского Городского главы Александра Платоновича Энгельгардта, потомка старинного дворянского рода, корни которого уходят в Швейцарию 13-14 столетий. Однако, несмотря на столь "импортную" родословную, Александр Платонович для Смоленска был совершенно своим, что называется, "плоть от плоти": он родился в Смоленской губернии, окончил смоленскую гимназию, а после обучения на юридическом факультете Московского университета вернулся в Смоленск, где служил следователем палаты уголовного и гражданского суда, мировым судьёй, секретарём дворянского собрания, уездным и губернским гласным, членом земской управы, а в 1877 году был избран смоленским Городским головой. На посту "мэра" Энгельгардт сделал много хорошего и полезного: при нём в Смоленске появился водопровод, были построены здание городской думы и завод красок, открыты 3 новые начальные школы, 3 училища, Смоленская мариинская женская гимназия и Историко-археологический музей, введено бесплатное пользование губернской земской больницей и именно при нём в Саду Блонье был установлен памятник М. И. Глинке. Так что свой роскошный дом Александр Платонович заслужил поболе многих своих "коллег" и прочих "сильных мира сего"...
Вдоль улицы особняк ограждён каменным забором, украшенным вазами, картушами и прочим барочным декором.
После революции в особняке Энгельгардта был устроен "Гигиенический музей", а после него - Областной дом Санпросвета. Во время войны дом получил сильные повреждения, практически был разрушен, но в 1951 году восстановлен с сохранением прежнего архитектурного облика. Долгое время в нём размещалась городская больница, а с 1986-го - Дворец бракосочетаний.
Что касается самого Александра Платоновича, то Смоленск стал лишь "стартовой площадкой" в его успешной и достойной карьере. В 1890 году он был назначен казанским вице-губернатором, затем - архангельским губернатором, а потом - саратовским, дослужился до чина тайного советника; в начале 1903 года был назначен товарищем (заместителем) министра земледелия и государственных имуществ. Правда, пробыл на этом посту недолго: в том же году из-за болезни он уехал на лечение на "родину предков" в Швейцарию, где вскоре и умер, а похоронен был "дома", в Смоленске, на кладбище Вознесенского монастыря, которое, вместе с могилой Энгельгардта было уничтожено большевиками и безвозвратно утрачено...
Ещё в Архангельске Александр Платонович начал активно заниматься учёной и исследовательской деятельностью. О её глубине и разносторонности говорит вызывающий уважение перечень его научных работ, приведённый в "Википедии". Переписывать их здесь я не буду, но отмечу, что одна из них - под названием "Русский Север: Путевые записки архангельского губернатора" - широко тиражируется в инете и при желании её можно легко отыскать и прочитать (например, здесь: http://az.lib.ru/e/engelxgardt_a_p/text_0010.shtml ).
Чуть дальше в скверике по той же улице Глинки находится чудесный памятник Александру Твардовскому и Василию Тёркину. Я вообще не большой любитель военных монументов, но он мне очень понравился своей человечностью - это точно не самарский дядя Стёпа:)
Привлёк меня не столько Тёркин - он изображён, если не стереотипно, то довольно предсказуемо: в конце концов, персонаж есть персонаж. А вот Твардовского (кстати, ещё один выходец из Смоленской губернии) я увидел не того, что писал "Путь к социализму" и "Страну Муравию", а того умудрённого человека, много понявшего в этой жизни, кто своим "Новым миром" проложил путь новому свету, ненадолго осветившему нам жизнь в конце 80-х...
И ещё: благодаря впечатлению от смоленского памятника я наконец-то прочитал "Тёркина на том свете" и удивился, что за этот потрясающий шедевр Александра Трифоновича всего лишь сняли с поста главного редактора "Нового мира", а не послали вслед за его героем...
Тридцати неполных лет —
Любо ли не любо —
Прибыл Теркин
На тот свет,
А на этом убыл.
Убыл-прибыл в поздний час
Ночи новогодней.
Осмотрелся в первый раз
Теркин в преисподней…
Ну и т.д.......
..........
Если Сад Блонье является центральным (с картографической точки зрения), то самым большим и самым посещаемым парком Смоленска можно смело назвать Лопатинский сад, расположенный на западной окраине исторического центра города. Впрочем, от Сада Блонье до его главного входа - всего каких-то 200 метров по бульвару, проходящему между улицами Ленина и Карла Маркса. В самом начале "марксистской" улицы (кстати, в прошлой носящей гордое имя Королевской, а почему - я скажу дальше) возвышается ещё одна сталинская "Смоленская башня", построенная 1954 году, "примкнувшая" к зданию Музыкальной школы начала 20 века:
За ней находится целый квартал восстановленных после войны дореволюционных зданий, среди которых выделяется "дом. Просто дом" - в смысле, "обычный" жилой дом, построенный в начале прошлого столетия (третий этаж появился уже "при советах").
Главная его "изюминка" - центральный фронтон со стрельчатым верхом в духе древнерусского зодчества, переработанного в стиле модерн:
Среди богатой лепнины выделяются два одинаковых барельефа-маскарона по бокам главного фасада, изображающие неких бородатых мужчин и оставляющие богатый простор для предположений "кто этот мощный старик" Нептун? Или ... неужто брать выше?
Не удивительно, что столь красивый дом, да ещё в таком месте меж двух парков, облюбовался "новыми хозяйвами жизни": первыми секретарями всяких "..комов" КПСС и лицами, приближёнными к ним. А с 1922 по 1925 года в нём жил М. Н. Тухачевский (кстати, ещё один уроженец Смоленской губернии), когда занимал пост командующего Западным фронтом.
Отредактировано savl (2023-03-16 13:11:07)
..........
После того как армия польского короля Сигизмунда III не смогла "с налёту" взять Смоленск штурмом, началась осада города. И одновременно - незаметная со стороны, но оттого не менее ожесточённая подземная война: "Поляки раз за разом пытались, прорыв подкопы, подобраться к стене, чтобы подорвать ее возле основания. Осадные люди те подкопы обнаруживали, закладывали свои петарды и взрывали подземные тоннели вместе с теми, кто их рыл" ("Стена").
И всё же полякам иногда удавалось осуществить подрыв в нужном месте. В результате одного из таких была разрушена часть западной стены Смоленской крепости, но защитники города, не имея возможности полноценно "залатать" стену, сделали в месте пролома высокую земляную насыпь. Когда же поляки всё-таки овладели Смоленском, то превратили насыпь в часть мощной земляной цитадели в классической для того времени форме пятиугольной "звезды" с угловыми бастионами, получившей название Королевского, или Сигизмундова бастиона или Королевской крепости. По периметру она была окружена наполненным водой искусственным рвом, через который с восточной стороны перекинули подъёмный мост. Внутри цитадели были устроены погреба для пороховых складов, оружейные арсеналы, казармы, а также казематы для заключенных (кстати, теперь становится понятно, почему ведшая к земляной крепости улица - которая ныне Карла Маркса - получила имя Королевской).
В августе 1812 года, когда Наполеон атаковал Смоленск, Королевский бастион послужил оплотом уже русской армии и даже отразил один из первых ударов, что, впрочем, не повлияло на итог того сражения: французы, как известно, Смоленск взяли, правда, ненадолго.
Во второй половине 19 века Королевский бастион пришел в запустение, стены осыпались, сооружения разрушались, территория зарастала. Конец этому был положен в 1874 году, когда по приказу смоленского губернатора Александра Григорьевича Лопатина на месте бывшей земляной крепости был устроен сад с цветниками, беседками, вазонами, гротами и статуями, впоследствии названный его именем.
Прямо напротив входа в Лопатинский сад (уже со стороны парка) в 2015 году "благодарные потомки" установили памятник его создателю:
Сегодня Лопатинский сад и разнообразен, и "многофункционален": здесь есть и чисто "парковая" зона с аллеями между деревьев, и большой пруд с лодками и катамаранами, и воинские мемориалы, и фрагменты Смоленской крепостной стены, и остатки Королевского бастиона, и прочие "осколки" исторического прошлого, и современные аттракционы...
"Глобус Смоленска" с Успенским собором на "полюсе":
А контуры бывшей Королевской крепости проглядывают в парке и сегодня, особенно если посмотреть на карту:
Как видите, и сейчас угадывается её пятиугольная форма и места двух угловых бастионов, а большой пруд, напоминающий скобку, с "петербургским" мостиком посередине - это ни что иное как остаток бывшего рва, вырытого перед оборонительными земляными валами в 17 веке!
Вдоль "рва" проложена небольшая, но почти настоящая "набережная", на которой "играет" "оркестр" декоративных фонарей причудливого вида:
А для желающих послушать эту беззвучную, но выразительную симфонию столь же причудливые фонари услужливо подготовили скамеечку:
В разрыве между валами в северной части Королевского бастиона находится так называемый "Мостик вздохов". Иногда говорят, что он являлся частью старинных ворот земляной цитадели, но поскольку вход в Королевскую крепость был только один и находился он с восточной стороны, то верить, думаю, следует тем источникам, который пишут, что сооружён он был уже при обустройстве Лопатинского сада.
А на торцах насыпей в том месте, где действительно находились главные (и единственные!) ворота польского Королевского бастиона, устроены гроты с фонтанчиками, над которыми на вершине валов восседают скульптуры "кошечек" - льва с одной стороны и львицы с другой:
Вид "от львицы" вниз:
Иногда пишут, впрочем, не очень явно, что за гротами находятся входы, ведшие в устроенные в толще валов крепостные помещения: казематы, тюрьму, продовольственные и оружейные склады. Подземелья там действительно были, но вот касательно входов вызывает сомнение их близость к воротам: ведь получается так, что, случись неприятелю прорваться в цитадель, у него появляется возможность сразу же проникнуть и "внутрь", а это, учитывая запасы хранившегося там пороха, могло оказаться чреватым для защитников крепости... Впрочем, ни одно, ни другое утверждать не буду.
Перед мостом через пруд можно увидеть огромные гранитные вазы, изготовленные знаменитым - без малейшего преувеличения, ибо, как минимум, две его работы: памятник Богдану Хмельницкому в Киеве и монумент "Тысячелетие России" в Великом Новгороде знают, даже если не видели "живьём", по-моему, все - скульптором Михаилом Осиповичем Микешиным.
Вазы были созданы во второй половине 19 века для парка поместья Вонлярово Смоленского уезда. После революции их перевезли в Смоленск и "разделили": одну поставили возле кинотеатра "Октябрь", а другую - в сквере напротив городской администрации. Но в конце концов вазы вновь "соединили" и установили около "горбатого" моста в Лопатинском саду.
На другой стороне пруда возвышается Памятник защитникам Смоленска 1812 года (полное официальное название - Памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года) - это был первый из 7 обелисков, установленных по велению Николая I на местах важнейших сражений Отечественной войны (совсем недавно я показывал подобный в Малоярославце). Он имеет вид сильно вытянутой вверх и увенчанной маленькой главой-куполом с крестом многогранной пирамиды, вокруг которой размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами.
В 1856 году при закладке фундамента под здание мужской гимназии в земле были обнаружены две французские пушки: чуть позже их поставили рядом с памятником на специально отлитых на Брянском арсенале лафетах.
Ещё один военный памятник - Софийскому полку - находится на западном выступе земляного вала. Он был открыт в 1912 году в присутствии императора Николая II на том месте, где полк держал оборону Королевского бастиона во время штурма Смоленска французами в августе 1812 года. Интересно, что автором монумента стал бывший рядовой Софийского полка Борис Николаевич Цапенко.
Современная беседка поблизости...
... от которой открывается вид на Смоленскую крепостную стену:
..........
Всего в Лопатинском саду сохранилось 2 фрагмента крепостной стены. Один, совсем небольшой - в северной части:
"Променад" вдоль него тоже украшен декоративными фонарями, перекликающимися с "оркестром" на "набережной":
А второй, уже длинный и с башнями, "обрамляет" сад с юго-востока:
Вот вдоль него мы сейчас и прогуляемся.
"Променад" вдоль него тоже украшен декоративными фонарями, перекликающимися с "оркестром" на "набережной":
Отредактировано savl (2023-03-18 16:59:01)
Смоленск, Талашкино, Катынь, "Беренхалле" + Вязьма и Хмелита | Рассказы: Россия | 2023-09-14 |
Вязьма, Смоленск и по пути | Рассказы: Россия | 2016-10-21 |
Полоцк-Витебск-Смоленск | Россия и экс-СССР | 2022-10-12 |
В прямом эфире из Смоленска | Россия и экс-СССР | 2023-05-31 |
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Смоленск и Вязьма