Смоленск и Вязьма
.
13-14 августа 2022 г.
.
Здравствуйте, друзья! Как я уже отметил в "минском" рассказе (что, впрочем, и без меня очевидно), Москва, Вязьма, Смоленск и Минск столь прельстительно находятся на одной железнодорожной ветке, что так и тянет, отправляясь в один из них, побывать в каком-то другом. Тем более что между ними, кроме обычных поездов и электричек, курсирует удобная и относительно дешёвая "Ласточка". "Купился" (в хорошем смысле) на это и я и, задумав поездку в Минск, быстренько "пририсовал" к ней и Смоленск с Вязьмой.
Причём если в Вязьму я собирался давно, но всё как-то руки не доходили, особенно при довольно богатом "ассортименте" прочих альтернативных вариантов, то Смоленск стал для меня самого откровенной неожиданностью: ещё каких-то полгода назад (относительно этого путешествия) его в моих туристических планах и близко не было. Нет, я пару раз "типа как" приглядывался к нему, но, наверное, время тогда ещё не настало, раз я видел только то, что ожидал увидеть: городскую стену 17 столетия, отчасти дошедшую до нашего времени, отчасти нет, отчасти дошедшую, но не в самом "товарном" виде, пару церквей, не слишком привлекших меня и... пожалуй, что и всё. Да и чего ещё можно было ожидать, если город был практически разрушен во время Великой Отечественной войны? Но когда, уже спланировав путешествие в Беларусь, я начал изучать его вновь, то был удивлён, поражён, восхищён, и уже через пару часов передо мной лежала карта Смоленска, на которой значилось более полсотни мест, определённых для посещения и осмотра, а время, требуемое для всего этого, выросло от изначальных нескольких часов до полноценных суток с ночёвкой (а для меня это очень много: в России число городов, где мне нужно было больше времени, совсем наперечёт).
Впрочем, о Смоленске я ещё скажу много, в том числе и много хорошего, а сейчас мы "по волнам моей памяти" (вот прицепилась эта фраза в последнее время) отправимся на Белорусский вокзал, с которого ранним утром - на "Ласточке", конечно - отбудем в Вязьму.
Когда поезд только отъехал от платформы и ещё не набрал скорость, я сделал пару дежурных снимков без всякой цели потом где-то их разместить. Но сейчас, разбирая фотографии, обнаружил на одном из них интересную и красивую башню в неоготическом стиле:
"Кто такой, почему не знаю?" Оказалось, что это - дореволюционная водонапорная башня в депо имени Ильича, построенная в начале 1910-х годов для охлаждения дизелей электростанций. Помимо само собой разумеющихся ёмкости для воды и насосов, в башне находилась квартира, где проживал обслуживающий её персонал. Для интереса (люблю я башни всякие-разные) я пробил в инете, какие ещё подобные башни сохранились в Москве с тех времён, и оказалось, что эта, на Белорусской, самая красивая:) На следующем снимке она получилась немного лучше, давайте попробуем её хоть как-то разглядеть (когда фотографировал, "в упор" её не видел, честно!):
Меня всегда удивляет, с какой выдумкой и, можно сказать, любовью подходили до революции к постройке, казалось бы, чисто утилитарных сооружений, в частности, таких, как пожарные каланчи и водонапорные башни, и теперь изучая перед посещением новый для себя город, я всегда стараюсь заранее отыскать и оценить их, чтобы не пропустить очередной возможный шедевр (в советские годы их уже делали чисто функционально в виде знакомого всем "бачка на трубе").
"Мы едем-едем-едем"...
И - приехали!