Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Смоленск и Вязьма


Смоленск и Вязьма

Сообщений 21 страница 30 из 98

21

Сам дом довольно стандартный, но вот дымоходы у него, да ещё увенчанные флюгерами (?) в виде герба города, очень даже "зачётные":

:cool:  не заметил...

savl написал(а):

Вот никогда бы не подумал, что это полный новодел...

и я... Спасибо за исторические подробности.

0

22

..........

   После того как Смоленск был взят польской армией Сигизмунда III и присоединён к Речи Посполитой, Вязьма оказалась самым западным форпостом Русского государства и нуждалась в укреплении. Поэтому в 1630-1632 годах по указу царя Михаила Фёдоровича она была обнесена каменной стеной с 6 квадратными башнями - так образовался Большой нижний город, названный Вяземской крепостью, или Вяземским кремлём, а территория вокруг собора, тоже окружённая стеной, но деревянной, после этого стала именоваться Верхним малым городом.

   К сожалению, после войны 1812 года от мощных сооружений Вяземской крепости осталась лишь одна-единственная северо-восточная Спасская башня, названная так из-за соседства со стоявшим неподалёку храмом Спаса Всемилостивого. В конце 17 века она имела 4 боевых яруса и была самой высокой в крепости: 18.6 метров только до кровли, а сверху ещё и 7-метровая деревянная крыша, но в 1730-х годах верхний ярус разобрали, и башня стала ниже почти на 4 метра.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24769.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24766.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24765.jpg

   Отсюда, с вершины холма, башня кажется не такой уж и высокой, но стоит зайти с другой стороны...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24774.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24767.jpg

   Кстати, возможно, вы уже заметили, что у каждой здешней достопримечательности стоит информационный стенд, рассказывающий об истории этого места и показывающий, как оно выглядело раньше. И это здорово!

   Любопытно, что и после Отечественной войны судьба Спасской башни дважды висела на волоске. Сначала в 1836 году игуменья располагавшегося на территории бывшей крепости Аркадьевского монастыря обратилась с прошением срыть башню "как смежную с монастырским строением", на что Николай I начертал такую резолюцию "Отнюдь не трогать, но, можно, исправив, отдать монастырю". Царское слово - закон, и башня действительно была "исправлена" (то есть отремонтирована) городским головой И. П. Нероновым за свой счёт и передана монастырю для устройства в её подвале житницы. Второй раз -  уже в 1943 году - немцы пытались взорвать башню, но пострадали лишь сводчатые перекрытия и винтовая лестница, а сама она уцелела.

   От старинных построек Аркадьевского монастыря сохранилась Спасо-Аркадиевская (или просто Спасская) церковь, возведённая в камне то ли в 17, то ли в 18 веке и значительно перестроенная в 19 столетии, когда были поставлены и ведущие с улицы к монастырю ворота:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24762.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24763.jpg

   Рядом сохранился жилой дом начала 19 века с красивым арочным портиком на четырёх высоких колоннах:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24761.jpg

   Вблизи церкви разбит сквер Доблестных предков, в котором установлен ещё один мемориал памяти участников боёв за Вязьму в 1812 году, открытый к 100-летию победы в Отечественной войне. На обелиске из серого финского гранита, увенчанном двуглавым орлом с распростёртыми крыльями, изображён герб Вязьмы и увеличенные бронзовые копии лицевой и оборотной сторон медали в память Отечественной войны 1812 года с изображением Всевидящего ока и отрывком библейского (из 113 псалма) текста: "Не нам. Не нам. А имени Твоему".

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24770.jpg

0

23

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24771.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24760.jpg

   Изначально монумент стоял на Никитинской площади, но в 1920 году был разобран и лишь в 1962 году, когда отмечалось 150-летие Бородинской битвы, восстановлен, но уже в другом месте – здесь, около Спасской церкви.

..........

   Памятник "сталинской" Вязьмы - кинотеатр "Победа", построенный в начале 1950-х годов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24773.jpg

   А это "микст" разных времён:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24764.jpg

..........

   По большому счёту, мне осталось посмотреть в Вязьме две очень красивые церкви, и первая из них - Преображения Господня - находится чуть восточнее исторического центра:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24768.jpg

   Преображенский храм на Старой Смоленской дороге существовал ещё в 15 веке, а нынешнюю каменную церковь возвели в 1736 году на средства местного купца Ивана Григорьевича Вязнева и прихожан. Во второй половине того же (18-го) столетия к ней пристроили трапезную с крыльцом, а несколькими годами позднее поставили четырёхъярусную колокольню - примерно в таком обличье мы видим Преображенскую церковь и сейчас:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24772.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24777.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24775.jpg

   Второй храм расположен недалеко, можно сказать, на следующей улице, но чтобы две церкви не слились в одну, я "разобью" их моими прочими (а в соответствии с хронологией прогулки - уже последними) впечатлениями от Вязьмы.

   Выше я уже писал, что люблю старые водонапорные башни, многие из которых являются если не архитектурными "жемчужинами", то, как минимум, просто заслуживают внимания. Ту, что встретилась мне на улице Просвещения, шедевром, конечно, не назвать, но ... что-то в ней есть:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24783.jpg

   В 2012 году в небольшом сквере у здания городского почтамта был открыт памятник Анатолию Папанову, который родился в Вязьме в октябре 1922 года и прожил здесь 8 лет до переезда в Москву.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24787.jpg

   Мемориальная композиция подчёркивает, что А. Д. Папанов был артистом и театра, и кино: спинка скамейки, на которой он сидит, выполнена в виде киноплёнки, а рядом с актёром изображены театральные символы - маски. Эту же идею продолжают установленные рядом бронзовый "киноэкран" и "театральная скамеечка":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24789.jpg

0

24

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24790.jpg

..........

   Двухэтажная Введенская (Введения во храм Пресвятой Богородицы) церковь - одна из самых старых и самых красивых в городе. Её возвели в середине 18 столетия на месте стоявших здесь двух деревянных храмов - зимнего Введенского и летнего Богоявленского, упоминавшихся ещё  в "Писцовых книгах" 1627 года, поэтому престол на первом этаже новой церкви был освящён во имя Введения Богородицы во храм, а на втором - во имя Богоявления Господня. А спустя 15 лет над церковью поднялась четырёхъярусная колокольня, завершившая формирование того ансамбля, что мы видим сегодня (во время Великой Отечественной войны он почти не пострадал). Правда, за единственным исключением: к середине девятнадцатого века храм по праздничным дням уже не вмещал всех прихожан, поэтому в 1862 году к нему пристроили тоже двухэтажный и тоже двухпрестольный придел.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24776.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24780.jpg

   Стиль храма определяют как "нарышкинское барокко" - прежде всего, благодаря нарядному декору его окон, карнизов и междуэтажных поясов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24786.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24788.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24785.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24778.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24779.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24781.jpg

   Да и сама территория возле храма под стать ему: ухоженная и озеленённая:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24622/h-24784.jpg

* * * * * * * * * *

   Что ж, друзья вот я и посмотрел в Вязьме всё, что хотел. До поезда оставалось ещё чуть более часа, поэтому перед дорогой я тут же и пообедал - в кафе, выбранном не только как удобно расположенное в центре, но и по отзывам и рейтингу, но не впечатлился, поэтому про "имена, пароли и явки" умолчу. Поиски Вяземского пряника тоже, как я уже писал, успехом не увенчались, так что теперь остаётся лишь прямая дорога на вокзал, а точнее - в "камеру хранения", где я оставил свой "походный" рюкзак. На самом-то деле "официальных" камер хранения в Вязьме нет - ни на вокзале, ни, тем более, на автостанции (помните этот "сарайчик"?), но они есть ... правильно, в супермаркетах! И тут я открою маленький "секрет Полишинеля": если кто оказался здесь проездом "из точки А в точку В" (то есть не приехал налегке из дома одним днём) и не хочет таскать по всему городу свои пусть даже столь не богатые, как у меня, пожитки, может, если не испугается, оставить их в обычной закрывающейся на ключ ячейке одного из ближайших к вокзалу "Магнитов", благо те работают без перерыва. От себя отмечу только, что тот, что ближе к станции (справа по отходящей от вокзала улице), имеет снаружи немного страшненький вид, зато и ячейки в нём побольше, и камеры расположены не на виду кассиров, то есть ничьё внимание вы не привлечёте. А тот, что подальше на той же улице на другой стороне ближайшей пересекающей путь дороги, намного более цивильный, но ячейки там маленькие, а где-то рядом стоит охранник, и ненужное внимание к себе вы наверняка привлечёте тем, что зашли с явно дорожной сумкой, а уходите пустыми. Но это уже пусть каждый решает для себя, а меня ждёт новая "Ласточка", которая отвезёт меня в Смоленск. И эта часть рассказа будет намного интереснее, потому что Смоленск действительно оказался прекрасным во всех отношениях городом :)

+2

25

<<< --------------- Смоленск --------------- >>>

   "Смоленск - в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей - расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием, наконец, потому что именно здесь пролегла пресловутая черта оседлости. История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок. Здесь победители роднились с побежденными, а пленные находили утешение у вдов; здесь вчерашние господа превращались в сегодняшних слуг, чтобы завтра дружно и упорно отбиваться от общего врага; здесь искали убежища еретики всех религий, и сюда же стремились бедовые москвичи, тверяки и ярославцы, дабы избежать гнева сильных мира сего. И каждый тащил свои пожитки, если под пожитками понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки".

..... Борис Васильев, "Летят мои кони"

   Я очень жалею, что, с детства бесконечно обожая всем известные повести великого, не побоюсь этого слова, писателя Бориса Львовича Васильева, которого именно сейчас нам очень не хватает, я узнал Васильева-смолянина лишь уже после этой поездки. Борис Львович не просто родился в Смоленске: в своих произведениях он так показал "социально-этнографический" срез жизни города разных времён (в основном - первой половины 20 века), что, как мне кажется, я сам знал всех этих людей. Оказалось, что "тёти Сони" и "дяди Яши" были не только в Одессе: короткими, но яркими "штрихами" писатель как будто оживляет персонажей своего детства: бабушка Хана, Моня Мойшес, пани Ковальска, дядя Карл, доктор Янсен...

   А сколь атмосферные сцены тамошнего и тогдашнего "коммунального" бытия передают одни только фразы: "Эля, это чудо! Я устроилась билетершей в пятнадцатую синагогу!": "В Преображенской церкви дают керосин. Где наш бидон?" - ... "А где бидон?" - "Бидон? Какой бидон? Ах, с керосином? Я отдала его мадам Костантиади: представляешь, она уже месяц живет без света и примуса". Или вот: "- Эй, ребятишки, донесите-ка бабушке кошелку до дома! - Так мог сказать любой прохожий любым ребятам, игравшим на горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть русским или эстонцем, поляком или татарином, цыганом или греком, а старушка - тем более: это было нормой. Помощь была нормой, ибо жизнь была неласкова". Или вот уже и вовсе шедевр: "Чтобы я отвязался, она нарушает один из основополагающих законов нашего дома: ничего не есть на улице. Покупается мороженое в круглых вафлях, я собираюсь заняться мороженым, бабушка - наконец-то вцепиться в роман. Я уже высовываю язык, слизывая растаявшую капельку с колючего ободка вафли, как вдруг рядом оказывается маленькая оборванная девочка. Черные глазки-бусинки с наивным восторгом не отрываются от мороженого. Я ревниво хмурюсь… - Какая прелесть! - громко объявляет бабушка, оставив роман. - Так женщины смотрят на бриллианты. А как грациозно она стоит! Боже, боже, и ты еще чего-то ждешь, Боря? Немедленно отдай этой прекрасной незнакомке мороженое, если ты - настоящий мужчина!"

   Конечно, с точки зрения моих целей, задач и интересов эти "картинки из жизни" мне в Смоленске мало помогли бы: с тех пор многое (почти всё!) изменилось, да и не описывал Б. Васильев "уличных картинок" на туристическом уровне, ограничиваясь общими, но от того не менее колоритными "мазками". Но, думаю, атмосфера прогулок всё равно была бы совершенно иной, как когда-то после прочтения книг Карлоса Руиса Сафона совсем иной предстала передо мной Барселона...

............

   Насколько однобоко я был знаком с творчеством Бориса Васильева, настолько же стереотипично до недавних пор было и моё представление о Смоленске: я даже не подозревал, сколь огромные, разносторонние, интересные и просто красивые "пласты" таит в себе этот город. Конечно, о знаменитой Смоленской крепости я знал, хотя тоже очень поверхностно: впервые интерес к ней по-настоящему проявился несколько лет назад после прочтения книги "Стена". Я не знаю степень документальности описанных там событий, да и к автору можно относиться по-разному, но чего у неё точно нельзя отнять - "духа", которым она пропитана: сцены быта и сражений представлены так, что хочется сесть в первый попавшийся поезд или автобус и поскорее оказаться "на месте", чтобы увидеть и хотя бы отдалённо попытаться прочувствовать то, о чём только что прочитал. В общем, как бы то ни было, саму книгу я искренне рекомендую:)

   Однако "поскорее" не получилось: вмешались и другие, более "плановые" планы, и возникшие "обстоятельства непреодолимой силы" (известно, какие), "и прочая, и прочая, и прочая". В общем, лишь спустя 3 года я всерьёз задумался о Смоленске - и то в контексте с неожиданно "нарисовавшимся" в желаниях Минском. "Таак, и что там у нас? Стена" - "Ну, стена" - "Ой, а тут что? Хочу!" - "а тут? Хочу-хочу!" - "Ой, а там что виднеется? Хочу-хочу-хочу!" Вот так, "хочушка за хочушкой", я открывал - пока ещё по карте - для себя Смоленск, и удивлялся, и восхищался, и недоумевал: дескать, как же всё это дотоле проходило мимо меня?

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24801.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24796.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24794.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24793.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24797.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24798.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24799.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24803.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24795.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24800.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24802.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24792.jpg

0

26

Хорошо, что вы смотрели Вязьму перед Смоленском: в обратном порядке Вязьма разочаровала.... Правда, на Ваших фото город выглядит более ухоженным.
А пряники вяземские мы купили- попробовали... Это не пряник в классическом понимании...Чем-то очень отдаленно по консистенции напоминает пирожное "Картошка", но без шоколада....Представили? :crazyfun:
Так что нас этот пряник разочаровал...
П.С. Но самое большое разочарование - это все-таки "Белый" воронежский квас... :crazyfun:

0

27

savl написал(а):

Насколько однобоко я был знаком с творчеством Бориса Васильева,

Ох, Сергей! Опять совпадение. Мне казалось что в молодости всего Васильева прочитали... А оказывается...  :dontknow:
Приведенные отрывки настолько хороши, что хоть прямо сейчас берись за книги!
Ну а о Смоленске у меня и вовсе представления нет (кроме куска упомянутой стены), так что будем знакомиться...

0

28

Ксения написал(а):

Хорошо, что вы смотрели Вязьму перед Смоленском: в обратном порядке Вязьма разочаровала....

Ну всё-таки надо понимать, что я не столько ехал смотреть Вязьму, сколько увидеть Одигитриевскую церковь. Без неё я Вязьму отбросил бы с 3-й фотографии в инете и никогда больше о ней не вспоминал бы. Так что от оценки Вязьмы как города я воздержусь.
К примеру, кто помнит, что есть в индийской Агре? Думаю, один из 1000, потому что все едут туда ради Тадж-Махала. Вот и тут примерно так :)

Ксения написал(а):

.Чем-то очень отдаленно по консистенции напоминает пирожное "Картошка", но без шоколада....Представили?

Честно говоря, не очень, ну да ладно :) Всё равно уже "проехали"...

Ксения написал(а):

Так что нас этот пряник разочаровал...

Меня бы он вряд ли разочаровал, потому что и "видов" на него никаких не было. Исключительно интереса ради... :suspicious:

vicont-m написал(а):

Сергей! Опять совпадение. Мне казалось что в молодости всего Васильева прочитали... А оказывается...

Думаю, не одни мы с Вами такие... А потом - тогда ж ещё книгу надо было найти... Это сейчас вбил в Яндексе "такое-то скачать" - и отбирай, где полная версия (правда, иногда это становится непростой задачей).

vicont-m написал(а):

Приведенные отрывки настолько хороши, что хоть прямо сейчас берись за книги!

Классно, правда? :)

vicont-m написал(а):

о Смоленске у меня и вовсе представления нет (кроме куска упомянутой стены), так что будем знакомиться...

Давайте вместе, я сам уже половину забыл :sceptic:

0

29

* * * * * * * * * * *

   Особенностью главного вокзала Смоленска ("Смоленск-Центральный") является то, что он, как и в Перми, является островным (то есть расположен между как бы "обтекающими" его железнодорожными путями) , а потому его главный фасад и прилегающая к нему Привокзальная площадь расположены в торцовой части здания, а не с привычной противоположной относительно путей стороны. Внешне его - по крайней мере, частично - легко можно принять за исторический, но это впечатление обманчиво: оба старых вокзала, стоявшие рядом друг с другом (кстати, обалденно красивые, если верить дореволюционным снимкам), были разрушены во время Великой Отечественной войны, а новое здание построили уже в 1951 году.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24806.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24804.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24823.jpg

   Да-да, уезжал я вот в такую погоду: еле добежал до вокзала, каждую минуту посматривая на приближающуюся со скоростью той же "Ласточки" (как казалось!) тучу размером в полнеба...

   Фух, успел до дождя, который действительно был неслабым, но к моменту посадки уже закончился:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24824.jpg

   По стать "Центральному" выполнен и совсем современный (начала нашего столетия) маленький Пригородный вокзал:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24809.jpg

..........

   С пешеходного моста через железнодорожные пути открывается символическая панорама на ... историю Смоленска:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24821.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24807.jpg

   В левой части на заднем плане виден главный символ города - легендарный Успенский собор, основанный ещё Владимиром Мономахом, перестроенный в конце 17 столетия и переживший в целости и сохранности все последующие войны (как и почему так случилось, я расскажу дальше). В центре - одно из древнейших сохранившихся сооружений Смоленска - Петропавловская церковь 12 века, справа от неё - здание, построенное во время польской оккупации в качестве резиденции униатского архиепископа, рядом с которым высится возведённая после освобождения смоленских земель шатровая колокольня храма святой Варвары. В общем, пусть штрихами и прерывистым пунктиром, но здесь мы видим не просто здания, а символы, олицетворяющие почти все знаковые вехи в истории города...

   Церковь Петра и Павла на Городянке - один из трёх дошедших до нас (и двух, сохранивших свой аутентичный облик) памятников древнерусского зодчества Смоленска. Сегодня она является частью "храмового комплекса", о котором я сейчас расскажу подробнее.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24805.jpg

   Храм был возведён на правом берегу Днепра (ныне Заднепровский район) в 1146 году при смоленском князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха, в качестве домовой для его загородной резиденции. Тем не менее, в церковь допускались и обитавшие в слободке неподалёку княжеские охотники, и даже иноземные купцы, проплывавшие по Днепру. Храм не пострадал, как и сам Смоленск, при монгольском нашествии, уцелел при поляках и в 1812 году (тогда лишь сгорели интерьеры), а вот во время Великой Отечественной войны получил разрушения, потребовавшие серьёзного восстановления.

    Так уж устроен мир, что создатели остаются в истории, а те, кто потом спасает их творения от времени и людей, остаются в тени. Думаю, большинство даже не слишком увлечённых "застывшей в камне музыкой" людей наверняка знают, пусть и просто "на слух", хотя бы несколько имён знаменитых архитекторов. Но даже те, кто интересуется архитектурой (не на уровне профессии, конечно), вряд ли знают имя хотя бы одного реставратора. Не являюсь исключением и я, но вот одно имя встречалось и встречается мне так часто, что поневоле "уважать себя заставило". Это Пётр Дмитриевич Барановский, "доктор-реставратор", как прозвали его коллеги, который посвятил свою жизнь спасению архитектурных памятников (да за одно только Крутицкое подворье - самый антуражный в Москве уголок формата "наша древняя столица" ему самому надо поставить памятник!). И одним из таковых и стала смоленская церковь Петра и Павла на Городянке, восстановленная в 1962-1963 годах. Причём не абы как: для исторической достоверности Барановский настоял, чтобы в ещё не до конца оправившемся после войны Смоленске один из цехов местного кирпичного завода был переориентирован на выпуск специального кирпича-плинфы, характерного для древнерусского домонгольского зодчества, из которого изначально был сложен Петропавловский храм.

   Церковь Петра и Павла имеет минимум украшений и декора и может показаться излишне аскетичной. Её красота в другом: в гармонии пропорций и форм, ритме высоких окон, как будто повторяющих округлости апсид закомарах на боковых фасадах, массивном, но в то же время изящном 12-гранном барабане под шлемовидной главой, выразительных аркатурных поясах...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24814.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24816.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24829.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24810.jpg

0

30

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24813.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24811.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24822.jpg

   Справедливости ради отметим, что уже после реставрации учёные установили (то есть это никоим образом не вина Барановского), что воссозданный облик Петропавловской церкви всё же получился не вполне правильным, поскольку в древности она с трёх сторон была окружена галереей, которая, в частности, использовалась для захоронений.

   Интерьерам храма пока повезло меньше - они лишь ожидают своей очереди. Исследования показали, что когда-то изнутри стены церкви были расписаны фресками, от которых сохранились лишь отдельные незначительные фрагменты. Будут ли когда-нибудь восстановлены и они - знамо одному Господу, а пока внутреннее убранство представлено только самым необходимым минимализмом:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24827.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24828.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24825.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24826.jpg

   Поляки, взяв Смоленск в 1611 году, превратили Петропавловскую церковь в костёл, а рядом пристроили к ней архиепископский дворец. Правда, длилось это недолго, в 1654 году Смоленск был отвоёван, и всё "вернулось на круги своя", а в середине 18 века, когда храм перестал вмещать всех желающих, бывший дворец надстроили и разместили на его 3 этаже церковь во имя святой Варвары; рядом же возвели шатровую колокольню и два крыльца "на отлёте" со сходящимися у входа лестницами.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24820.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24817.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24818.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24808.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24819.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24815.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/24791/h-24812.jpg

   Во время "реставрации Барановского" 1960-х годов Варваринская церковь снова была отделена от храма Петра и Павла, вернув тому исторический облик, а её верхний этаж разобран. И сегодня мы видим перед собой уникальный "вневременной" ансамбль, состоящий из древнего домонгольского храма, католического дворца и православной церкви в переходном от барокко к классицизму стиле...

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Смоленск и Вязьма