* * * * * * * * * *
От Предтеченского монастыря уже совсем рукой подать (ну почти! ) до исторического центра, поэтому тут можно и пешком пройти, тем более что "время терпит": я всё равно привязан ко времени "смоленского" поезда, а до него ещё прилично. Правда, и интересного по пути ничего нет, попадаются отдельные явно дореволюционные одно-двухэтажные домики, но такие, что ради них даже фотоаппарат вытаскивать неохота. Вот только один привлёк внимание, конца 19 века, недавно отреставрированный:
Старая Смоленская дорога, по которой я сейчас иду (конкретно здесь этот участок называется Смоленской улицей) - одна из самых известных исторических дорог России. Вот сколько ей подобных знает некий среднестатистический человек (да хоть бы я сам), не будучи историком? Из явного, пожалуй, только Владимирский тракт, ну, может, кто-то ещё вспомнит про тракт Сибирский или Старую Калужскую дорогу (не исключаю, что сибиряки назовут "свои" Чуйский, Вилюйский и прочие тракты, но это уже чисто "местнические" привязки)... А про Старую Смоленскую слышали все или почти все: по ней отступали русские войска в начале войны 1812 года, и по ней же спустя всего несколько месяцев бежали остатки наполеоновской армии после поражения под Вязьмой. Когда именно она возникла - уже и неведомо, но согласно разным источникам разной степени достоверности, Старая Смоленская дорога, или Смоленский тракт, как тогда она называлась, существовала уже в 14-15 столетиях и являлась кратчайшим путём, соединяющим Европейские государства с Московскими землями (потому её порой даже называли Посольским трактом). Однако после строительства в середине 19 века Варшавского шоссе дорога стала терять своё значение, использоваться в основном для локальных сообщений и постепенно приходить в упадок. До нашего времени она сохранилась фрагментами, некоторые из которых сегодня являются составными частями современных автодорог, в частности, Можайского шоссе.
Смоленская улица приводит к одноимённому (то есть тоже Смоленскому) мосту через речку Вязьму, давшую название самому городу. А её имя, согласно самой распространённой версии, происходит от слова ... ну да, "вязкая", то есть многоилистая. Исторических корней этот мост, как бы ни хотелось обратного, не имеет: он был сооружён в 1962 году и до недавнего времени находился в очень плохом состоянии, о чём "били в колокола" все местные издания - и этот "звон" в конце концов дошёл до ушей местных властей, после чего мост был отремонтирован и украшен новой ажурной оградой с городскими гербами.
Как видите, берега здесь вполне живописные, так что не грех сделать пару-тройку "лишних" фото с разными ракурсами:
Буквально через 5 метров панорама открывается по-новому:
На другой стороне видна бывшая церковь Рождества Богородицы, к ней мы обязательно подойдём, но сначала минуем, как и положено честным людям при входе в город, Таможенную заставу, впервые организованную в 17 столетии по Государеву указу:
Кирпичное здание таможни, построенное в начале 20 века, украшено большой схемой Старой Смоленской дороги и цветным рельефным изображением вяземского князя Семёна (Симеона) Мстиславича и его супруги княгиня Иулиании. Их история стара, как мир: зависть, коварство и... "в общем, все умерли": смоленский князь, увидев Иулианию, возжелал её и однажды, пригласив княжескую чету на пир, убил Симеона, а потом, получив отказ Иулиании, зарубил и её (подробности расправы опускаю).
Обратите внимание, что под схемой дороги помещена репродукция картины Петера фон Гесса "Сражение под Вязьмой", о которой я уже говорил.
Рядом с Таможней можно увидеть верстовой столб, указывающий расстояние в верстах до Москвы и Смоленска по старой Смоленской дороге:
Здесь действительно "по-деревенски" красиво и душевно, и даже я, совсем не любитель "сельско-дачного" антуража, не могу не признать этого: