Теперь немного про прошедший аукцион.
На торги было выставлено 47 икон из XVI-XIX веков из так называемой «Нарядной» коллекции рок-музыканта Александра Липницкого .
Александр Давидович Липницкий (1952 — 25 марта 2021, Николина Гора) — советский и российский культуролог, режиссёр, телеведущий, журналист. Деятель русского рока, музыкант группы «Звуки Му» («Липа»).
Погиб 25 марта 2021 года — пересекая на лыжах замёрзшую Москву-реку у посёлка Николина Гора, Липницкий провалился под лёд и утонул; предположительно, в момент гибели спасал свою собаку Тирекса, провалившуюся в воду. Свидетелей у этой трагедии не было, поэтому что произошло достоверно никто сказать не может. Липницкому было 68 лет.
Александр Липницкий, основавший в начале 1980-х андеграунд-группу «Звуки музыки», был одним из ярких представителей ленинградского рок-клуба той эпохи. Музыкант поддерживал дружеские отношения с Виктором Цоем, Майком Науменко, Сергеем Курёхиным и Борисом Гребенщиковым. С последним Липницкий долгие годы разделял общую страсть к коллекционированию иконописи.
Липницкий был известным коллекционером, куратором собрания русских икон при фонде Андрея Первозванного, организатором экспозиций в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Собирать иконы Липницкий начал еще в 1970-е годы.
«В 1970-1980-х годы, когда формировалось ядро коллекции, главной целью собирателей иконописи были древние иконы, созданные в крупных художественных центрах. Липницкий посчитал, что достойной конкуренции владельцам уже существовавших таких собраний древностей он составить не сможет. Кроме того, ему хотелось, чтобы коллекция сразу обрела собственное лицо», — комментирует Степан Вишневский.
Страсть к древнерусскому искусству зрела в нем постепенно. Его бабушка и дедушка собирали живопись, хотя и иконы у них тоже были в коллекции. Для Александра коллекционирование сначала было не столько увлечением, сколько способом заработка. Зная в толк в искусстве, он умел находить иконы и перепродавать, а деньги тратил на записи альбомов. Первую свою коллекцию он целиком продал, и все эти деньги пошли на рок-музыку. Но потом погрузился в собирательство, толчком к этому послужила вот такая история, случившаяся в начале 1990-х.
Однажды к Липницким пришел человек весьма бандитской наружности – по совету знакомого дилера, который сегодня – очень известный галерист. По этому человеку было видно, что и убить может. Купил у них икону Спас Нерукотворный 17в. . Через несколько дней звонит и говорит, мол, вы мне какое-то фуфло продали. Хотя икона прекрасная. Но, видимо, у него были какие-то консультанты, которые убедили его в обратном. Липницкий ответил – без проблем и вернул деньги. Александр тогда сказал, что это знак – раз она к нему вернулась, надо заново собирать коллекцию.
Коллекция Липницкого впервые предстала перед публикой только в 2004 году, когда иконы вошли в состав экспозиции юбилейной выставки Музея имени Андрея Рублева. Тогда же владелец придумал название для коллекции: "моя нарядная".
В арт-сообществе Александра Липницкого знали как профессионала высокого уровня и крупного мецената. Значительную часть своих находок он передавал в дар музеям по всей России.
После его гибели наследники решили продать часть коллекции и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики взялся за проведение торгов. Представители Аукционного дома также отмечают, что, по сути, это самая крупная в стране коллекция памятников иконописи северного происхождения XVII-XIX вв.
Это тот редкий случай, когда на арт-рынок вышла не единичная вещь, а музейное собрание.
Предварительная оценка всех выставленных на первый аукцион 17 декабря икон составляла 18 миллионов рублей. Вся остальная часть коллекции Липницкого будет продаваться по частям, его полная стоимость держится в тайне.
Покажу самые топовые лоты, которые изначально были оценены очень высоко.
Это образ «Великомученицы Параскевы Пятницы», покровительницы торговли и ремесел.
Древнюю икону, написанную в середине – второй половине XVI века среднерусским мастером, венчает редкий серебряный оклад, датированный первой третью XVIII века, с венцом, выполненным в конце того же столетия. Этот образ святой Параскевы, скорее всего, использовался для домашнего моления, о чём говорит небольшой аналойный размер.
Примечательно, что икону великомученицы Параскевы Александр Липницкий выкупил одной из последних у наследников знаменитого собирателя Михаила Де Буара, значительная часть коллекции которого перешла со смертью владельца в фонды Пушкинского музея, Царицыно и Музея русской иконы.
Мы увидели ее вот так, в окладе
А это без оклада
Стоимость на старте была 1,2 млн руб. Продали ее на аукционе за 2 млн .руб.
Следующим топовым лотом была икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX века. Павлово-на-Оке.
Троица Ветхозаветная (Сопрестолие) — старообрядческая икона, прекрасный пример сложной иконографии, в Новое время бытовавшей, в основном, в среде староверов. Она написана на рубеже XVIII-XIX веков в крупном старообрядческом центре нижегородских земель – Павлово-на-Оке, произведения которого отличаются подчеркнутой нарядностью и ярким колоритом. Средник окружен богато орнаментированными полями с барочным узором. Представленная икона — бесспорно эталонный памятник этого художественного центра.
При стартовой цене 900 тыс. руб была продана за 1, 4 млн.руб
И еще одним фаворитом торгов был образ «Преподобного Алексия человека Божия», выполненный на высоком художественном уровне в последней трети XVIII века мастерами поонежской артели Ивана Богданова-Карбатовского.
В этой иконе примечательны три вещи. Во-первых, сам сюжет с преподобным Алексием встречается достаточно редко. Во-вторых, большие размеры иконы — 92 х 60 см — говорят о том, что её написали на заказ для церкви — приходской или монастырской. Скорее всего, образ был храмовым, то есть выполнял роль главной иконый храма или придела, освящённого в честь святого Алексия человека Божия. В этом случае икона находилась в местном ряду ико¬ностаса справа от Царских врат и образа Спасителя. Либо же некий человек с именем Алексей мог заказать такую икону, чтобы почтить своего небесного покровителя. И, в-третьих, следует отметить высокий уровень мастерства, на котором исполнено представленное произ¬ведение, его изумительное тонкое колористическое решение.
Эта икона была куплен по стартовой цене — 1, 6 млн. рублей
По словам представителей аукционного дома Клуба коллекционеров графики, участники торгов приобрели около 80% лотов. Притом каждая вторая купленная икона ушла дороже стартовой цены, а суммарная стоимость продажи достигла 15 млн руб.
Покажу еще несколько икон
Вот здесь интересно, что в центре наложена самостоятельная икона в окладе.
Успение Богородицы. 18в. Такая насыщенная тревожная колористика ! Интересно, что эта икона еще и двухсторонняя. На обороте написана еще одна совсем другая икона.
Всевидящее око Божие.
Все, больше не буду мучить вас иконами. Отправляемся в музей Тропинина !