Перова:
«Есть в музее и пикантно-любопытная комната под названием «Секретный кабинет». Еще в 1819 сицилийский король Франциск I имел неосторожность пожаловать на раскопки в Помпеях с женой и дочерью. Когда монарх был потрясен увиденным, он повелел запереть непотребства в Секретном кабинете, двери в который с 1849 даже заложили кирпичом. Но ненадолго — все же доступ в него был открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации». Здесь собраны скульптуры, живописные произведения и предметы декоративно-прикладного искусства, объединенные любовной тематикой эротического или даже порнографического содержания, по морально-этическим причинам запрещенные для обозрения юными посетителями.»
Сейчас строго на возраст не смотрят, своих 12-ти летних взяла с собой, боялась их оставить одних, чтобы музей не разнесли
Секретный кабинет был открыт к посещению без всяких разрешений только в 1976 году, но вскоре закрыт на реставрацию. Окончательно открылся в 2000.
Дальше переводила из путеводителя, купленном в музее.
В Помпеях и Геркулануме секс явно был важным элементом повседневной жизни, демонстрировали его не только без ложной скромности, но и с откровенностью и естественностью.
Сад в римском доме был местом, где декоративно-прикладному искусству была предоставлена полная свобода действий, и, поскольку природа была превыше всего, неудивительно, что сексуальность в значительной степени фигурировала в украшениях.
Как место, созданное человеческой культурой для воспроизведения природного мира, сад был также домом для таинственных божеств, населявших леса: сатиров, нимф, менад, пана.
Так, сад Вилла Папирусов в Геркулануме была украшена знаменитой мраморной статуей «Пана и козы», которую описывали в 18-м веке как «весьма похотливую, но прекрасную».
Несомненно скабрезное воздействие этой эротической темы несколько смягчается юмористической манерой, в которой томная коза и миниатюрный Пан обмениваются понимающими взглядами.
Украшения в будуарах и публичных домах.
Со времен древней Греции комнаты, посвященные плотским удовольствиям, были украшены картинами, иллюстрирующими различные позиции занятий любовью, предположительно для обучения и стимулирования партнеров.
Немногие жители Помпеи могли позволить себе устроить любовное гнездышко в собственном доме: комнаты, украшенные сносно выполненными фресками, были найдены только в нескольких богатых домах.
Большинство мужчин часто посещали cellae meretriciae, которые открывались при тавернах или общественных банях.
Помимо борделей, существовали cellae meretriciae, однокомнатные структуры, в которых работала одна проститутка (или, возможно, более одной посменно).
Все эти залы были украшены такими же картинами, как и в борделях побогаче, но более низкого качества и нередко украшены граффити, восхваляющими любовные излишества.
Одно необычное украшение - мраморный барельеф, найденный в таверне в Помпеях, который переносит типичный для живописи сюжет в мрамор.
Эротика на банкетах.
В римском мире, как, впрочем, и у греков, эротика нашла свое самое полное выражение в пиршествах, будь то полномасштабные, на которых присутствовали состоятельные люди в частном доме, или более скромные в арендованных помещениях, причем пьянка или «симпозиум» в таверне был самой скромной формой такого собрания.
Поскольку эрос был неотъемлемым компонентом роскоши, неудивительно, что можно найти множество эротических тем, украшающих посуду, диваны и мебель.
Сервировочная посуда, которая была ценным украшением столовой одного из дома в Помпеях, была сделана в виде гротескных бронзовых статуэток разносчиков хлеба с огромными фаллосами, свисающими между колен, как забавные фигурки.
Или такой вот трипод с молодыми сатирами.
Секс как талисман.
В римском мире мужской половой орган считался талисманом плодородия и процветания, который также может защищать от злых влияний.
Другим сильным оберегом был шум (у младенцев и животных часто на шее висели колокольчики), что объясняет частое появление в Помпеях бронзовых колокольчиков, поддерживаемых фаллосами.
Владельцы магазинов защищались от недоброжелательности и зависти, вывешивая предметы или картины.
Карикатурная настенная живопись с Гермесом - вывеска пекарни: