3 дня в Неаполе – непростительно мало, я не успела влюбиться.
Но я беру прекрасное любыми порциями.
Муратов:
«Едва ли следует искать в Неаполе впечатлений искусства и истории, похожих на те, которые встречают путешественника в городах верхней и средней Италии. Неаполь далеко не беден искусством…Во всяком другом городе этого было бы достаточно, чтобы надолго удержать внимание путешественника на впечатлениях искусства и старины. В Неаполе эти впечатления держатся недолго. Они быстро уступают место неудержимому натиску неаполитанской жизни.
В Неаполе музей и церковь, с их прохладой, тишиной и бесстрастной атмосферой созерцания, кажутся островами, затерянными среди стихии неаполитанской улицы. Видеть только их – не значит еще видеть Неаполь..»
«Мы только привыкли говорить о бьющей ключом уличной жизни больших европейских городов. Но, в сущности, нет ничего более монотонного и механического, чем оживление толпы на парижских больших бульварах…Парижской толпой всегда управляет какая-то скрытая необходимость, и в самой напряженности уличного движения там всегда чувствуется что-то застывшее, одинаковое, таящее огромную усталость и, может быть, даже отвращение к жизни. Чтобы видеть толпу, действительно переполненную безотчетной, нерассуждающей и суеверной радостью существования, надо пройтись по главной улице Неаполя, знаменитой via Toledo. Ее тесные и грязные тротуары с утра и до позднего вечера запружены народом, умеющим быть счастливым от простого сознания своего бытия. Все эти люди никуда не спешат, но вместе с тем они и не убивают времени до отчаяния равнодушно. Неаполитанец живет только тогда, когда испытывает удовольствие. Он умеет наслаждаться своей ленивой и легкой походкой, своим ярким галстуком, сияющим небом над головой, ощущением на лице морского ветра, шумом колес, хлопаньем бичей, пестрыми нарядами встречных женщин и запахом съестного, вырывающимся из широко открытых дверей ресторана. На Толедо собрано все, что он любит в мире. И никакое другое человеческое существо не любит мир такой крепкой, упорной, животной любовью.»
Безусловно, Неаполь сегодня отличается от того, каким его видел Муратов. Но и сейчас я почувствовала, что жизнь в Неаполе – это главное, а достопримечательности – острова. Я бы хотела пожить в Неаполе, чтобы действительно распробовать жизнь, за 3 дня только чуть нюхнула. Меня не оставляет ощущение, что мы разучились наслаждаться жизнью или и не умели?.. Я бы поучилась у неаполитанцев.
Мы жили в самом центре – в переулке, соединяющим площадь Данте с виа Трибунали. Выходя из парадной, сразу окунались в атмосферу праздника. Толпа гудела, пила-ела, шлялась, потом опять ела-пила. Незнакомые люди пускались вместе в пляс…
Видео это лучше передает, чем слова или фотографии.
Неаполь, каким увидела его я. Гремучая смесь трущоб и золота. И все это усиленно заедается и запивается.