Следующий раздел рассказывает о некоторых аспектах истории государства Цинь.
На фото и в витрине показаны фигурки тигров.
При помощи таких фигурок тигров правители различных государств древнего Китая направляли приказы своим военачальникам.
Посланник, которому поручалось доставить приказ монарха, имел при себе правую половинку такой инкрустированной бронзовой фигурки тигра в качестве подтвержденных полномочий. Внутри половинки имелись треугольные выступы, которые точно соответствовали углублениям в левой половинке. Ею владел полевой командир, обязанный выполнять приказы, приходившие из столицы государства.
Согласно китайской традиции тигр был символом доблести, поэтому фигурка в форме тигра олицетворяла собой императорский приказ, который должен быть выполнен быстро и мужественно.
Первые фигурки тигра были сделаны из нефрита, впоследствии их стали делать из бронзы.
Великая Китайская стена
На территории империи одновременно шло строительство нескольких грандиозных объектов, среди них – возведение Великой Китайской стены. На границах некоторых царств еще до империи существовали стеновые оборонительные сооружения. Однако Император приказал снести участки, которые находились на границах царств, ставших отныне частью империи, и укрепить участки стен, опоясывавших рубежи нового государства. Это было сделано не только для закрепления границ и консолидации империи, но и с целью защиты от постоянных набегов кочевых племен.
В строительстве стены были задействованы порядка 300 000 человек, среди которых было множество отбывающих наказание преступников.
В результате в Китае образовалась единая стена, получившая название Чанчэн - в буквальном смысле «длинная стена». Первая версия стены состояла в основном из валов, созданных из утрамбованной земли и каменных насыпей. Строительство Великой Китайской стены продолжалось другими династиями еще сотни лет.
И вот тут нас знакомят с личностью императора Цинь Шихуанди, для захоронения которого и была сделана Терракотовая армия.
Цинь Шихуанди – Первый император Китая
Первый китайский историограф Сыма Цянь (145-86 до н.э.) так описывает Императора Цинь Шихуанди:
«На двадцать шестом году [правления] властитель-император открыл эру [своих] свершений.
Он выправил и упорядочил законы и меры и те устои, которым следует все сущее.
Этим он сделал понятными дела людей и установил согласие между отцами и детьми.
Умом и мудростью, человеколюбием и справедливостью [он] ясно открыл [истинный] путь управления.
Заслуги [нашего] властителя-императора [проистекают от] его усердия и усилий в [поощрении] основных занятий.
Под всем огромным небом [он] овладел сердцами людей и объединил их помыслы.
Все [ритуальные] инструменты и оружие сделаны [теперь] по единой мере, в письме установлено единое начертание [иероглифов].
И все, что освещают лучи солнца и луны, все, что перевозится на лодках и повозках, до конца выполняет свое назначение, и нет того, что бы ни отвечало устремлениям [императора].
Действовать в нужное время — так [поступает наш] властитель-император.
[Он] исправил и устроил разные обычаи, отрегулировал реки и разграничил земли.
[Император] искоренил сомнительные [законы княжеств] и утвердил [единые] законоположения, и все знают, чего следует избегать.
Среди местных управителей [он] разделил обязанности, и управление упорядочено и облегчено.
Все действия совершаются как надо, и нет ничего, что бы не шло по намеченному.
Прозорливость [нашего] властителя-императора достигает четырех стран света и проникает [всюду].
Ныне благородный и подлый, знатный и низкий не преступают [установленного] порядка в действиях.
Коварство и порок не имеют места [среди людей], все действуют прямодушно и честно.
В больших и малых делах [люди] напрягают силы, никто не смеет лениться и быть нерадивым.
Далеко ли, близко ли, в глухих и уединенных [местах] [его слуги] усердно трудятся, [проявляя] строгость и требовательность.
Сдержанность и прямота, искренность и верность стали правилом во всех начинаниях.
Добродетели [нашего] властителя-императора сохранили и утвердили четыре предела [нашей земли].
[Он] казнил бунтовщиков и устранил [все] бедствия [военных лет], он поднял то, что приносит пользу, и дал народу счастье.
[Он] регулирует занятия в соответствии с сезонами, и все [на земле] рождается в изобилии.
Шесть степеней родственников взаимно отвечают друг за друга, и совсем не стало грабителей и разбойников.
Смиренно и радостно [люди] принимают наставления; полностью понимают законы и правила.
Все, что находится в шести направлениях [во вселенной], это земли властителя-императора.
И везде, куда достиг след ноги человека, нет таких, кто не был бы подданным [нашего повелителя].
Заслуги [императора] затмевают заслуги пяти императоров [древности], милость его распространяется и на быков, и на лошадей.
Нет [в Поднебесной] таких, кто бы не был облагодетельствован им, и каждый спокойно живет под своей крышей.»
Императорский дворец Эпангун
Город Сяньян, будучи столицей царства Цинь с 350 г. до н.э., стал также столицей первой китайской империи. Император приказал переселяться в нее всем аристократам и влиятельным сановникам. В итоге было переселено свыше 120 000 семей.
В 212 г. до н.э. началось строительство императорского дворца, в котором должен был находиться тронный зал огромных размеров, самый большой в Древнем Китае.
В «Исторических записках» первого китайского историографа Сыма Цяня (145-86 до н.э.) говорится:
«Прежде всего построили передний зал дворца Эпан, с востока на запад [он был длиной] пятьсот бу (около 500 м), а с севера на юг — пятьдесят чжан (около 170 м), наверху могло поместиться десять тысяч человек, а внизу можно было водрузить знамена с древком длиною в пять чжан (около 17 м). Вокруг [дворца] шла крытая дорога, которая от дворца прямо вела к горе Наньшань. На вершине горы соорудили [памятные] ворота. Построили двойную дорогу от дворца Эпан через реку Вэйшуй вплоть до Сяньяна. [Эта дорога] напоминала созвездие Гэдао близ Полярной звезды, которое, пересекая Млечный Путь, тянется до созвездия Инши».
Строительство дворца так и не было завершено, в том числе и по причине смерти Первого императора. Сейчас на месте строительства можно обнаружить насыпи, служившие фундаментом дворца, вошедшего в историю под названием Эпангун. На месте дворца, сгоревшего дотла в конце правления династии Цинь, остались сотни фрагментов черепицы и бронзовых архитектурных элементов.
Можно и себя представить где-то во дворце императора