Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка"Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая" на ВДНХ


Выставка"Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая" на ВДНХ

Сообщений 1 страница 10 из 24

1

Выставка -реконструкция "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая" на ВДНХ

http://www.terracottaarmy.online

До 26 марта 2023г.

https://i.yapx.ru/UoTa7l.jpg

Выставка проходит в павильоне № 21,  это там, где летом был Бэнкси.

https://i.yapx.ru/UoTa9l.jpg

https://i.yapx.ru/UoTcAl.jpg

В марте 1974 года в полутора километрах к востоку от горы Лишань местные крестьяне, выкапывая колодец, обнаружили фрагменты нескольких терракотовых статуй – это была первая находка одного из важнейших археологических открытий ХХ века, впоследствии названного «Терракотовой армией».
В мае того же года из числа местных археологов был сформирован специальный археологический отряд, который провел первые научные раскопки.
Уже в 1976 г. начались интенсивные археологические изыскания, в результате которых было обнаружено четыре сектора подземных сооружений в виде прямоугольных камер, каждая из которых была глубиной до 5 метров. Пол был выложен кирпичом, несущие конструкции стен и потолка выполнены из дерева и покрыты слоем глины, чтобы предотвратить попадание воды во внутреннее помещение. Это в итоге обеспечило сравнительно хорошую сохранность многих скульптур.

https://i.yapx.ru/UoTcCl.jpg

Общее число изваяний оказалось близко к 8-ми тысячам: статуи воинов и лошадей, колесниц, большое количество оружия и различных предметов из глины. Реставрационные работы не прекращаются до сих пор. На сегодняшний день восстановлено 1225 изображений воинов и 88 лошадей.
Терракотовая армия является самой известной и впечатляющей частью мавзолея Цинь Шихуанди, Первого императора Китая.  При этом войско является всего лишь периферийным элементом грандиозного погребального комплекса, расположенного у северного подножия горы Лишань. Он находится  в 35 км к востоку от города Сиань – административного центра провинции Шэньси. Общая площадь комплекса – 56,25 кв. км. Он состоит из усыпальницы Императора и мавзолея с Терракотовой армией.

https://i.yapx.ru/UoTcQl.jpg

Цинь Шихуанди, будучи еще правителем Царства Цинь – его истинное имя Ин Чжэн, начал строительство своей гробницы через год после начала правления. Такова была традиция: начинать строительство усыпальницы правителя спустя год после начала царствования. В то время ему было 14 лет.

https://i.yapx.ru/UoTcRl.jpg

                    Цинь Шихуанди

В 221 г. до н.э. Царство Цинь завоевало все Сражающиеся Царства. Завоеванная территория Внутреннего Китая была объявлена Империей Цинь, а сам Цинь Шихуанди - Первым императором Цинь. Тогда в его распоряжении оказались огромные материальные и людские ресурсы объединенных земель, и строительство усыпальницы продолжилось с новой силой и масштабом. По данным древних текстов, на строительство грандиозного проекта Императора были брошены силы до 700 000 человек.
Работников доставляли из различных, в том числе и самых отдаленных, районов империи. Активно использовался труд осуждённых преступников.
Мавзолей Цинь Шихуанди находится недалеко от современного города Сиань и считается самой большой и роскошной среди всех усыпальниц императоров Китая.

Терракотовая армия - это лишь часть мавзолея - огромного погребального комплекса, имеющего размеры города.
В центре всего комплекса находится могильный курган высотой 76 метров с почти квадратным основанием, где каждая сторона имеет длину порядка 500 м. Именно внутри кургана захоронен сам Первый император объединенного Китая – великий Цинь Шихуанди.

Первый китайский историограф Сыма Цянь, живший на сто лет позже этих событий, оставил следующее описание усыпальницы:

«Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезённые и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причём ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром рыб в расчете, что огонь долго не потухнет. … когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают всё и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась, и всё было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы».

По каким-то причинам раскопки усыпальницы не проведены до настоящего времени. По всей видимости учёные до сих пор не уверены в том, что смогут обеспечить сохранность находок, которые могли бы разрушиться под воздействием воздуха.

Мавзолей Цинь Шихуанди представляет собой внушительный по размерам комплекс, состоящий из различных построек и захоронений, окружённый двумя рядами частично сохранившихся глиняных стен.
Существует мнение, что структура мавзолея копировала планировку древней столицы. Другие специалисты предполагают, что мавзолей воспроизводил дворцовый комплекс и символизировал собой всю страну или даже Вселенную.
Комплекс, ставший последним пристанищем и моделью загробного мира для покойного Императора, вместе с подсобными помещениями поражает своей площадью размером 7,5 км х 7,5 км.

В структуре мавзолея выделяют два «города» - внешний и внутренний, обнесенные земляными стенами, от которых сохранились только подземные фундаменты и, лишь частично, слои утрамбованной глины самих стен. По всем четырем сторонам внутренней и внешней стен имелись ворота: сохранились фундаменты и остатки черепичной кровли надвратных и угловых башен.

+1

2

На макете слева Усыпальница  Императора (I), а справа Мавзолей с терракотовой армией  (II ).

https://i.yapx.ru/UoTcYl.jpg

Общая схема комплекса и расшифровка обозначений

https://i.yapx.ru/UoTcZl.jpg https://i.yapx.ru/UoTcal.jpg

https://i.yapx.ru/UoTcel.jpg

Мавзолей Первого императора является величайшим памятником и ценным информационным источником, рассказывающим о культуре, социальной и религиозной жизни, о мифологических представлениях Древнего Китая.

После смерти Первого императора империю Цинь охватил кризис наследования. Власть монарха пошатнулась, группировки сановников и военачальников начали враждовать друг с другом. Отпрыски аристократических кланов и правящих династий шести государств предыдущей эпохи Сражающихся царств, поглощенных империей, объединились и начали против нее ожесточенную войну.

В 207 г. до н.э. империя Цинь пала. Вражеские армии захватили ее столицу Сяньян, проникли в мавзолей Первого императора и подожгли его.

Несмотря на то, что Армия была обнаружена только в наше время, собственно гробница Цинь Шихуанди с описанием ее месторасположения и внутренней роскоши упоминалась еще в древних исторических источниках. Она не канула в забвение ни после смерти Первого императора в 210 году до н.э., ни после распада империи Цинь, который произошел всего через три года после кончины Цинь Шихуанди.
Впоследствии гробница еще не раз подверглась разграблениям. В III веке н.э. грабители вскрыли гробницу и похитили часть погребального инвентаря. В X веке некий военачальник отдал приказ о разграблении усыпальницы для выплаты жалования своим войскам.
Факты грабежей в мавзолее позже подтвердились  археологическими раскопками.
Поэты империи Тан (618-907 гг.) упоминали гробницу Цинь Шихуанди и описывали в стихах окружавший ее пейзаж. В то время на поверхности погребального комплекса еще сохранялись остатки дворцовых сооружений. В начале XX века китайские проводники без затруднений указывали членам научной экспедиции месторасположение последнего упокоения Первого императора. Таким образом, память об усыпальнице бережно хранилась как в древних письменных памятниках, так и в историческом сознании китайского народа.

Однако археологическое изучение погребального комплекса началось только во второй половине XX веке. Этому предшествовали находки керамических фигур на территории мавзолея в 30х, 40х и 60х годах прошлого века. Подготовка к тщательному научному исследованию усыпальницы Императора началась с 1961 г., когда она была признана национальным памятником истории. С 1973 г. начались исследования надземных производственных помещений, обслуживавших в древности строительство гробницы.
Воины Терракотовой армии были изготовлены, раскрашены, снабжены оружием и расставлены в боевом порядке, чтобы сопровождать Императора в его загробной жизни.
Строители мавзолея пытались сделать все возможное, чтобы сохранить Терракотовую армию от возможного ее разрушения в будущем. Полы в коридорах приподняты к центру, чтобы влага стекала вдоль коридоров подальше от стоящих фигур. Чтобы максимально уберечь армию, были установлены толстые сосновые и кедровые столбы и соединены поверху горизонтальными брусьями, формируя балочные перекрытия и крышу.
Однако не все воины дошли до нас в идеальном состоянии. Большая часть фигур была раздавлена той самой тяжелой крышей, обрушившейся с течением времени.

https://i.yapx.ru/UoTcil.jpg

Прошло более 2 000 лет прежде чем были обнаружены погребальные камеры, окружавшие гробницу. В течение этого времени давление, оказываемое весом земли, а также регулярные наводнения подвергли фигуры суровому испытанию. В результате археологи и реставраторы были вынуждены собирать войско буквально по кусочкам. Некоторые экземпляры были раздроблены более чем на 200 фрагментов.

https://i.yapx.ru/UoTcjl.jpg

С самого начала раскопок реставраторам пришлось решать сложнейшую задачу по сохранению статуй: под воздействием воздуха лак на изваяниях растрескивался и осыпался вместе с краской.

https://i.yapx.ru/UoTckl.jpg

Используя современный научный подход, китайские исследователи продолжают разрабатывать всевозможные новые методы сохранения Терракотовой армии.
Реставрационные работы ведутся только в тех камерах, где исследователи имеют четкое понимание того, как сохранить хрупкие реликвии. Прочие места, такие как, собственно, усыпальница Императора, до сих пор не вскрывались, чтобы не подвергать содержимое риску необратимого разрушения.
Реставрация статуй Терракотовой армии будет еще много лет оставаться одним из самых впечатляющих археологических проектов в мировой истории.

0

3

Стороннему наблюдателю остается невидим тот огромный пласт тяжелой и кропотливой работы реставраторов по восстановлению древних глиняных фигур.
Условия работы в археологических раскопах при отсутствии естественного света и необходимого пространства  делают реконструкцию статуй крайне сложной. Риск поломок при перемещениях глиняных фрагментов даже на минимальные расстояния заставляет исследователей выделять в ямах место под реставрационные лаборатории.
Сначала все фрагменты нумеруются, затем фигуру собирают, начиная с самых крупных кусков. Некоторые фрагменты реставрируемых статуй соединяются между собой с помощью клеевых составов, некоторые - с помощью штифтов. В последнюю очередь крепятся кисти рук и головы. Однако даже самая тщательная реставрация не в состоянии вернуть статуе ее первоначальный вид, и зачастую остается незавершенная часть или какое-то пустое пространство, которое необходимо заполнить.
После реставрации с помощью лебедки статуи устанавливаются на то же место в ряду солдат, где они находились изначально.

В результате масштабных археологических раскопок на площади более 20 000 кв.м. после 22-х веков нахождения в земле миру была открыта грандиозная Терракотовая армия: почти 8 тысяч фигур воинов, всадников и лошадей, а также тысячи единиц оружия и других артефактов.
Было обнаружено четыре сектора подземных сооружений, каждое из которых представляет собой прямоугольную камеру.
Первый сектор, фрагмент которого представлен на выставке, самый большой – 230 м в длину и 62 м в ширину.

https://i.postimg.cc/RZv7W1kh/017-IMG-20221103-142706.jpg

Пехотинцы и воины с колесниц были построены в боевой порядок лицом на восток. Пехотинцы были размещены по периметру в передней и задней линиях в три ряда, в каждой линии по 68 лучников и арбалетчиков.

https://i.postimg.cc/Pqx14Xrk/018-IMG-20221103-142412.jpg

На флангах пехотинцы образуют две колоны. В девяти внутренних колоннах стояли воины, вооружённые клевцами, копьями и мечами.

https://i.postimg.cc/Z5jrpBmc/019-IMG-20221103-142501.jpg

Одни одеты в военные халаты, на других доспехи.

https://i.postimg.cc/7LW0tFfJ/020-IMG-20221103-142428.jpg

В большинстве колонн между шеренгами солдат было расположено по пять боевых колесниц. Каждую колесницу, запряжённую четырьмя лошадьми, обслуживали возница и два воина.

https://i.postimg.cc/xjKNLJyz/021-IMG-20221103-142555.jpg

https://i.postimg.cc/bwvGX6Xx/022-IMG-20221103-142440.jpg

https://i.postimg.cc/dVShJ8vz/023-IMG-20221103-142451.jpg

https://i.postimg.cc/kXq6sJfh/024-IMG-20221103-142524.jpg

В 1979 году погребальный комплекс приобрел статус Музея-мавзолея Императора Цинь Шихуанди, и все желающие получили возможность увидеть Терракотовую армию своими глазами.

https://i.postimg.cc/hPsJ3kY4/025-IMG-20221103-142623.jpg

0

4

Не сразу разобралась - это ж реконструкция! А то никак не могла поверить, что воинов куда-то привезли, над ними же вздохнуть лишний раз боятся.

0

5

Julia написал(а):

Не сразу разобралась - это ж реконструкция!

В этом и смысл подобных выставок  - если мы не можем куда-то попасть, то нам привозят копии.

Пехотинцы.
Терракотовые воины представляют собой пустотелые глиняные статуи. Вес каждой фигуры более 130 кг, высота  180-190 см.
Вылепленные в полной амуниции того времени с соблюдением деталей и знаков отличия, фигуры дают обстоятельное представление о том, как выглядела армия империи Цинь III века до н.э.
Легковооруженные воины с мечами, копьями и топорами составляют значительную часть Терракотовой армии. Это пешие воины без тяжелых доспехов, они выстроены рядами по четыре позади колесниц. Местами на них еще остались следы краски, указывающие на то, что когда-то их одеяния сверкали разными цветами: коричневые доспехи имели красные завязки, халаты и гетры были зелеными или пурпурными, а коричневые и белые головные уборы перевязывались красными или фиолетовыми кожаными лентами.

https://i.postimg.cc/fRTYFmL7/027-IMG-20221103-142955.jpg

Облачение солдат представляет собой некое подобие халата или плаща с запáхом длиной до колен. Такие плащи изготавливались из мягких материалов: кожи, толстой ткани, войлока; их простегивали шерстью, волосом или опилками, что придавало дополнительную прочность и обеспечивало защиту воина во время боевых действий.
Плащ фиксировался на теле с помощью пояса. Пояс делали из полоски кожи, он был украшен фигурной крючкообразной пряжкой.
Волосы воинов были уложены в узел и перевязаны лентой или ремешком – такой узел отличал воинов младших рангов. Обычай носить длинные волосы, уложенные в прическу, существовал на протяжении длительного времени. Воины рангом выше заплетали на затылке мелкие косички.

https://i.postimg.cc/VkGXcvrx/029-IMG-20221103-142912.jpg

Лучники

https://i.postimg.cc/TPKg2xnp/031-IMG-20221103-142839.jpg

В Китае стрельба из лука играла важную роль не только в боевых операциях, но и в ритуалах. Стрельба из лука считалась одним из обязательных навыков представителя благородных сословий Поднебесной.
Деревянные луки не сохранились после столь длительного периода времени нахождения в земле, однако их активное использование армией того времени очевидно. Об этом говорит как наличие в составе Терракотовой армии лучников в боевой стойке, так и найденные металлические наконечники стрел.
Важнейшими метательными снарядами того времени были стрелы для стрельбы из лука и арбалета. В результате раскопок было обнаружено более 40 000 наконечников для стрел. Они изготавливались из бронзы – сплава меди с оловом, при этом содержание олова в ударной части наконечника была выше, что делало эту часть значительно прочнее. Это лишний раз подтверждает высокий уровень профессионализма древних мастеров.

https://i.postimg.cc/cHY3Yc9W/032-IMG-20221103-142802.jpg

Арбалетчики
Самым грозным оружием династии Цинь был арбалет, получивший распространение в Китае начиная с VI веке до н.э. Это было важное технологическое новшество в ведении войны в эпоху Сражающихся царств. Выпущенный из арбалета снаряд мог пролететь до 800 м и легко пробить щит или доспехи того времени. Стрельба из арбалетов была особенно эффективна против крупных целей - всадников и колесниц.
Арбалетчики играли особую роль в армейских формированиях и назывались «ударными войсками». Солдаты, владеющие навыками стрельбы из этого оружия, находились на особом счету. Они должны были обладать не только изрядной меткостью, но и  физической силой.  При зарядке арбалета приходилось натягивать тугую тетиву рукой, при этом упираясь ногами в деревянную конструкцию арбалета, а в момент выстрела стрелку передавалась от тетивы арбалета такая сильная вибрация, что ему требовались огромные усилия для сохранения равновесия.

https://i.postimg.cc/mkyFpgW6/034-IMG-20221103-142737.jpg

Детали спускового механизма арбалета изготавливались из бронзы. Механизм был надежен и прост в использовании, так что при поломке во время боя воин мог его самостоятельно починить и продолжить стрельбу.
Доспехи арбалетчиков состояли из кожаных пластин, скрепленных заклепками и были длиной до середины бедра. При этом подол халата был коротким, чтобы не мешать арбалетчику во время перемещений и обеспечить ему полную свободу движений при стрельбе с колена. Волосы собирались в высокий тугой узел. На лице воина видна решимость и сосредоточенный взгляд вперед.

https://i.postimg.cc/mrKMtnSV/038-IMG-20221103-142828.jpg

Наконечники стрел
Во времена династии Цинь оружие преимущественно изготавливалось из бронзы. Основными видами древкового оружия были трезубец цзи, копьё мао, боевой шест шу на длинном древке, а также клевец гэ со сравнительно короткой рукоятью.
Значительная часть предметов вооружения из гробницы Цинь Шихуанди была изготовлена между 245 и 228 годами до н.э. и, несомненно, это оружие было предназначено для боевых условий.
Завоевывая соседние территории, армия Цинь брала на вооружение и активно использовала достижения местных оружейников.
Судя по надписям на бронзовом оружии, оно изготавливалось в разных местах. Скорее всего, трофейное оружие свозилось в правительственные арсеналы, а затем выдавалось солдатам в соответствии с их воинским назначением.
Оружие изготавливалось с использованием определенных стандартов.
Цинь Шихуанди вообще был сторонником жесткого единообразия в различных областях. После объединения Поднебесной он провел унификацию мер, весов, денег, письменности и даже размера дорожной колеи.
На некоторых образцах оружия учеными была обнаружена тонкая плёнка толщиной 10-15 микрон искусственного происхождения, предохранявшая бронзу от окисления. Ею были покрыты наконечники стрел, мечи, арбалетные спусковые механизмы. Процесс нанесения этого защитного слоя до сих пор не изучен.

Наконечник копья мао и клевец гэ
Клевец гэ являлся своего рода универсальным оружием и получил широкое распространение начиная с середины II тысячелетия до н.э. Он использовался и воинами на боевых колесницах, и против колесниц, и в рукопашной схватке пехотинцев.
Клевец гэ имел горизонтально расположенный клинок и крепился к древку с помощью ремешка или веревки, продеваемых сквозь отверстия.
Скрепленные вместе копье мао и клевец гэ превращались в многофункциональное оружие - трезубец цзи. Трезубец был эффективен в борьбе с боевыми колесницами - таким оружием можно было подсечь ноги коня или нанести удар по колесничему.

https://i.postimg.cc/NfhcpkdV/037-IMG-20221103-142756.jpg

0

6

Офицер среднего ранга
Статуя офицера среднего ранга была обнаружена одной из первых в 1974 году.

https://i.postimg.cc/Mp5JZ2z2/039-IMG-20221103-143217.jpg

Офицер одет в доспехи с нарукавными щитками поверх халата длиной до колен, на воине - свободного покроя штаны. Волосы заплетены в широкую косу и уложены на затылке. Головной убор воина представляет собой широкую кожаную ленту, которая фиксировалась с помощью тонких ленточек, завязанных под подбородком. По такому головному убору можно судить, что это офицер среднего ранга (5-й ранг по шкале от 1 до 8) в составе пехотных войск.
Тщательно уложенные усы, необычная трехконечная бородка, морщины на лбу, четко очерченные дуги бровей и характерная форма глаз  - все это выдает работу опытного высокопрофессионального скульптора.

https://i.postimg.cc/sDpR8G82/041-IMG-20221103-142932.jpg

https://i.postimg.cc/T3fXXYMJ/043-IMG-20221103-142925.jpg

Доспехи и шлем
Шлем и броня, найденные в 1988 году, выполнены из каменных пластин, которые накладывались друг на друга как рыбья чешуя. Непосредственно у данного панциря есть наплечники и длинный своего рода фартук спереди, максимально защищающий его владельца.

https://i.postimg.cc/nhPTG0k9/044-IMG-20221103-143233.jpg

Обнаруженные доспехи представляли собой слой из тысяч кусочков, разбросанных по поверхности, как гигантская игра домино, лишний раз доказывая всю сложность и нетривиальность задач, которые приходилось решать археологам и реставраторам. Правда, словно в помощь современным ученым, обратная сторона каждой пластины была пронумерована древними мастерами для удобства сборки брони.

https://i.postimg.cc/WzT71K2C/045-IMG-20221103-143252.jpg

Всего было найдено порядка 150 доспехов и свыше 50 шлемов, они были прототипами реальных панцирей, которые изготавливали из кожи и металла. Найденные каменные доспехи имели ритуальный характер и сделаны исключительно для погребального использования. Для реального ношения они были слишком хрупкими и тяжелыми - вес брони достигает 18 кг, а шлема - 3 кг.

https://i.postimg.cc/mDQwRRG7/046-IMG-20221103-143255.jpg https://i.postimg.cc/RFrRjh2M/047-IMG-20221103-143303.jpg

В эпоху Сражающихся Царств и Империи Цинь широкое распространение имел такой род войск, как пехота, для боевой защиты которой доспехи и шлемы играли важнейшую роль.

Офицер высшего ранга
Руки фигуры этого высшего военачальника первоначально лежали на рукояти бронзового меча, остатки которого были найдены поблизости. Считается, что поднятый палец указывает на подчиненный этому «генералу» отряд. Головной убор, кисточки на плечах и груди, замысловатые доспехи, дорогие шелковые шнурки и двухметровый рост фигуры говорят о высоком ранге этого военачальника.

https://i.postimg.cc/Rhpnxbqc/048-IMG-20221103-143350.jpg

Его волосы уложены в сложную прическу, лицо обрамлено бакенбардами и имеет четкий профиль, подчеркивающий губы и кошачий разрез глаз. Мастер полностью передал в этом изваянии спокойствие и решимость человека, осознающего опасность; военачальника, готового умереть с храбростью и бесстрашием воинов Императора, воспетых в древнекитайских текстах.
Замысловатый головной убор, представляющий собой сложенные особым образом кожаные ленты, называется фазанья шапка - по названию птицы, которая известна тем, что бьется до победного конца.

https://i.postimg.cc/N089j05G/050-IMG-20221103-143455.jpg

Банты на груди и спине, шелковые нити, которые соединяли между собой детали доспехов, были изначально ярких цветов, что позволяло офицерам заметно выделяться в отрядах, которыми они командовали. Тем не менее, это было также сопряжено с их узнаваемостью для противника, поэтому нужно было обладать достаточным мужеством, чтобы носить такие яркие доспехи во время боевых действий.
Фигуры «генералов» - офицеров самого высокого 8-го ранга, были обнаружены в 1976-78 гг.

0

7

Чиновник
Эти статуи выделяются своей непохожестью на прочие тысячи фигур Терракотовой армии. Они преисполнены достоинства, со скрещенными на животе руками, спрятанными в широкие рукава одежды, на них надет  небольшой головной убор из кожаной ленты, перевязанный бантом под подбородком.

https://i.postimg.cc/W1kqx8Vk/051-IMG-20221103-143445.jpg

Идентификация этих 12 фигур как чиновников возможна благодаря инструментам их ремесла, которые висят у них на поясе: короткий слегка изогнутый нож с ручкой в виде большого кольца  и точильный камень для его заточки.

https://i.postimg.cc/0N1KvS5H/053-IMG-20221103-143414.jpg

В дополнение к кистям и чернилам, этот тип ножа был одним из самых важных инструментов писарей, поскольку лезвие использовалось для разглаживания деревянных или бамбуковых табличек и стирания неудачно нарисованных  иероглифов.

Кавалерист и его конь
Согласно древнекитайским военным трактатам конница проводит разведку, преследует отступающего противника, отрезает его пути к запасам провианта и ресурсам.
Воины-кавалеристы носили одинаковую форму: короткий халат до колен, опоясанный кожаным ремнём с фигурной пряжкой и стоячим воротником. Рукава халата были ýже обычного, чтобы не мешали натягивать тетиву. Поверх халата такие воины носили кожаный пластинчатый доспех без подола и наплечников, защищающий грудь и спину. На ногах были брюки и кожаные туфли. На голове - кожаная шапочка (каскетка), подвязанная под подбородком, чтобы не слетала на скаку. Броня всадников была значительно легче, чем у пехотинцев или колесничих.

https://i.postimg.cc/GpS22sbC/054-IMG-20221103-143536.jpg

Во времена эпохи Цинь широко использовалась кавалерия, которая с успехом решала тактические и стратегические задачи в сражении. Это была лёгкая конница, в основном применявшая метательное оружие. На поле боя конница использовалась, в первую очередь, для оперативного перемещения войск, а затем кавалеристы спешивались и сражались как пехота. Причиной тому отсутствие в те времена стремени, оно еще не было изобретено, поэтому возможности конного сражения и маневра были ограничены.
Седла коней были сделаны из дерева и обиты кожей или тканью и закреплены подпругой.
Ни один из найденных солдат не находится в седле. Все они стоят «по стойке смирно», чуть впереди и слева от лошади, и держат повод в правой руке, тогда как в левой зажат лук или арбалет.

https://i.postimg.cc/6qC5YjnW/055-IMG-20221103-143333.jpg

Различные китайские источники предполагают, что лошадей для верховой езды, а не только для колесниц и повозок, стала использовать знать одного из царств в середине I тысячелетия до н.э.

https://i.postimg.cc/Qt9MWxMW/056-IMG-20221103-143336.jpg

В период Сражающихся царств почти все царства применяли в боях кавалерию.  Это привело к растущей потребности в лошадях, которых по большей части поставляли народы, занимавшиеся скотоводством и селившиеся на равнинах верхнего течения реки Хуанхэ. Однако до династии Цинь кавалерия имела лишь второстепенное значение, поскольку использовалась для поддержки пехоты или проведения засад и быстрых рейдов в тыл врага.

https://i.postimg.cc/8PBzvYTw/057-IMG-20221103-143528.jpg

0

8

Боевая колесница гао чэ
Боевая колесница - это двухколесная повозка, открытая с задней стороны, запряженная парой или четверкой лошадей, на которой находились двое и более воинов. Со временем колесницы постоянно совершенствовались, увеличивались их скорость и прочность конструкции.

https://i.postimg.cc/0yk20CQv/058-IMG-20221103-143601.jpg

В китайских военных трактатах сказано, что колесницы — это крылья армии; они ниспровергают крепкие позиции, поражают сильного противника, преграждают путь отступающим.
Боевые колесницы являлись ударной силой войска, находясь на переднем фланге. Пехота располагалась по сторонам.
В одном из китайских военных источников также приводятся рекомендации по отбору и подготовке воинов-колесничих: «Правило для отбора воинов на колесницы следующие: они должны быть до сорока лет, ростом не ниже 170 см, они должны уметь бежать так, чтобы преследовать бегущую лошадь, вскочить на неё, оседлать и скакать вперед и назад, налево и направо. Они должны уметь быстро свернуть знамена и флаги и обладать достаточной силой, чтобы натягивать тугой арбалет. Они должны совершенствоваться в стрельбе вперед и назад, вправо и влево, пока не достигнут высокого мастерства. Их называют «воинами боевых колесниц».

https://i.postimg.cc/DyKz8h38/059-IMG-20221103-143611.jpg

Колесничий, управлявший колесницей, был защищен доспехами без наплечных накладок, чтобы руки имели максимальную свободу движений, носил высокий головной убор. Колесничие отличались высоким военным мастерством, ибо ударная сила колесниц порой могла решить исход битвы.
В зависимости от их расположения воины на колесницах имели форму определенного цвета. Так, стоявший по левому борту воин под темно-красный пластинчатый доспех надевал халат зеленого цвета, а тот, что был справа – красного.

https://i.postimg.cc/sfWXjX8k/059-IMG-20221103-143703.jpg

Вблизи колесниц были найдены два бронзовых колокола весом по 3 кг каждый и остатки барабанов. Это позволило предположить назначение этих повозок – это и боевые единицы, и передвижной командный пункт.

https://i.postimg.cc/bJ7w0cGV/059-IMG-20221103-143716.jpg

Колокола и барабаны использовались для подачи сигналов отрядам войск. Сигнал подавался внешним ударом, как в гонг. Каждая команда соответствовала количеству ударов – остановиться, отступить или прекратить стрельбу.

0

9

Как создавалась Терракотовая армия

Воины и лошади Терракотовой армии были изготовлены не в натуральную величину, а несколько увеличены.
Этот прием, очевидно, был использован для усиления монументальности и ощущения мощи, которое вызывала армия, независимо от того, был ли неприятель из плоти и крови или принадлежал к миру духов.
Фигуры солдат и офицеров изготавливались по определенным шаблонам и с использованием определенных технологий. Голова, руки и туловище вылепливались отдельно, а затем соединялись полосками глины. Подставки, на которых стоят воины, тоже создавалась отдельно.
Туловище вылеплялось из глиняных полос шириной около 2 см. Об этом свидетельствуют следы пальцев мастеров на внутренней поверхности фигур. На эту основу наносился еще один слой глины - более тонкий, по нему уже скульпторы прорисовывали и моделировали детали внешности, одежды и доспехов. Сверху крепились мелкие детали: борода, усы, уши, заклепки и соединительные шнуры доспехов.

Все части фигуры соединялись и обжигались в огромных печах при температуре от 900 до 1°C. Далее фигура покрывалась в два слоя черным лаком и красками.
При проведении подробного анализа керамической составляющей фигур выяснилось, что глина для их изготовления использовалась со всей территории объединенного государства. Это значит, что в производстве фигур были задействованы мастера всей Империи. Об этом также свидетельствуют метки, оставленные на фигурах. Они обозначают как государственные ведомства, ответственные за изготовление фигур для императорского мавзолея, так и имена мастеров. Только лошади изготавливались непосредственно вблизи мавзолея - очевидно, при транспортировке на дальние расстояния фигур таких габаритов возникала опасность повреждения лошадей либо даже их разрушения.

При раскрашивании воинов использовались краски максимально реалистичных оттенков. Статуи буквально оживали: натуральный цвет кожи, яркие  одежды и  всевозможных цветов  доспехи.
Например, арбалетчики носили доспехи, окрашенные в темно-красный цвет, зеленый стеганый халат и синие штаны.

Арбалетчик
https://i.postimg.cc/FsMF2QD9/064-IMG-20221103-144009.jpg

Одним из вариантов облачения «генерала» был стеганый халат черного цвета. Под ним была одежда красного цвета, а поверх халата был доспех с красными пластинами.

https://i.postimg.cc/NjC9ynxS/063-IMG-20221103-143751.jpg

Вот так мог выглядеть офицер высшего ранга.

https://i.postimg.cc/VLYdKwG2/062-IMG-20221103-143740.jpg

а так пехотинец

https://i.postimg.cc/XqxNRZHm/065-IMG-20221103-143826.jpg https://i.postimg.cc/gcK0X5zs/067-IMG-20221103-143839.jpg

Однако в те времена краски применялись минеральные, и после длительного времени нахождения в земле они постепенно исчезали, в конечном итоге на воинах оставались лишь редкие следы былого  цветового великолепия.

https://i.postimg.cc/hPjKJt34/060-IMG-20221103-143621.jpg https://i.postimg.cc/QMLDnkNV/061-IMG-20221103-143652.jpg

Не выдержал проверку временем и лак, которым покрывали фигуры. От длительного нахождения во влажной среде, а также после контакта с воздухом во время начала раскопок, лак трескался и сходил вместе с остатками краски.

0

10

Каждая фигура это своего рода произведение искусства, что объясняется высоким уровнем мастерства и усердия древних скульпторов: большое разнообразие лиц с характерными чертами, причесок, усов, бород, придающие четкую внешнюю индивидуальность, а также невероятное разнообразие взглядов и выражений лиц, которые будто прячутся под завесой кажущегося единообразия.

Длинные волосы, равно как и растительность на лице,  в те времена относились к важным статусным характеристикам человека, обрить человека могли только насильственно за совершенные преступления. Самовольное лишение себя волос также каралось наказанием. У некоторых фигур растительности на лице немного - как свидетельствуют исторические источники, в те времена на военную службу могли призывать юношей 15-17 лет.

Пехотинец

https://i.postimg.cc/mkDLYLVs/068-IMG-20221103-143851.jpg

Офицер среднего ранга

https://i.postimg.cc/rFDyzpKG/070-IMG-20221103-143902.jpg

Офицер высшего ранга

https://i.postimg.cc/XNH7V577/072-IMG-20221103-143910.jpg

Кавалерист

https://i.postimg.cc/MKg6B8QC/074-IMG-20221103-143923.jpg

Воины различались между собой по типу головного убора, количеству и качеству защитного вооружения и даже по его окраске - чем выше ранг, тем больше цветов было использовано при оформлении доспеха.
С одной стороны, таким образом командный состав был узнаваем для своих войск, с другой - офицеры становились яркой мишенью для неприятеля.
Воины младшего ранга убирали волосы в пучок, более старшего - добавляли к пучку косички на затылке. Пучок мог быть прикрыт шапочкой.

https://i.postimg.cc/DyvsNLpv/076-IMG-20221103-143939.jpg

Толстые косы и головной убор из широкой кожаной ленты носили представители более высоких рангов.

https://i.postimg.cc/QdPTVP8C/077-IMG-20221103-144017.jpg

Кавалеристы отличались кожаными шапочками, застегивающимися под подбородком и крепко сидящими на голове.
Так называемая "фазанья шапка" - головной убор из кожаных лент, причудливо закручивающихся на макушке - носили военачальники самого высокого ранга – «генералы».

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка"Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая" на ВДНХ