Уже не вспомню в какой из комнат приставлена к стене работа Зинаиды Серебряковой. Это оригинал. (Напомню - Серебрякова редко писала цветы.)Эта работа -украшение музея-квартиры.
Чудо!!!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Петербург. Сентябрь 2022г. Часть 2.
Уже не вспомню в какой из комнат приставлена к стене работа Зинаиды Серебряковой. Это оригинал. (Напомню - Серебрякова редко писала цветы.)Эта работа -украшение музея-квартиры.
Чудо!!!
Чудо!!!
Да, Ксения, чудо, особенно когда понимаешь, что перед тобой работа любимой художницы Зинаиды Серебряковой.
Надо рассказ закончить, раз начала. Самое интересное припасла я на конец рассказа. Может, и неправильно.
О семье Леонтия Бенуа.
Мария Александровна Сапожникова и Леонтий Николаевич Бенуа поженились в 1880 году. Мария Александровна вышла замуж за своего учителя рисования: родители пригласили преподавать студента из Академии художеств. Мария Сапожникова происходила из рода астраханских купцов Сапожниковых. У Сапожниковых была очень богатая коллекция живописи, собранная несколькими поколениями рыбопромышленников, в которой в том числе имелись подлинные Рубенс и Леонардо да Винчи.
Мария Александровна получила из рук своего отца Александра Александровича Сапожникова в качестве свадебного подарка картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». Эта картина находилась в семье Сапожниковых почти сто лет, с 1820 года.
Семья Леонтия и Марии жила на съемных и на казенных квартирах в Академии художеств, где Леонтий Николаевич преподавал и дважды был ректором. Картина все время находилась у них. А в 1899 году, через девятнадцать лет после женитьбы, уже будучи известным и обеспеченным архитектором, Леонтий Бенуа строит этот дом, отведя для семьи целый этаж, опоясывающий большой внутренний двор, — новое родовое гнездо Бенуа. Понятно почему: у Леонтия Николаевича и Марии Александровны было пять дочерей и три сына.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-05-06 23:06:30)
Семья Леонтия и Марии жила на съемных и на казенных квартирах в Академии художеств, где Леонтий Николаевич преподавал и дважды был ректором. Картина все время находилась у них. А в 1899 году, через девятнадцать лет после женитьбы, уже будучи известным и обеспеченным архитектором, Леонтий Бенуа строит этот дом, отведя для семьи целый этаж, опоясывающий большой внутренний двор, — новое родовое гнездо Бенуа. Понятно почему: у Леонтия Николаевича и Марии Александровны было пять дочерей и три сына.
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.
Взято с сайта "Астраханский листок".
Немного о Сапожниковых.
Сапожниковы ведут свой род от Семена Ефимовича, старосты села Малыковка, в котором во время крестьянского восстания 1773–1775 годов останавливался его предводитель Емельян Пугачев. Сын этого старосты Петр Сапожников стал состоятельным астраханским купцом, а бизнес внуков Александра и Алексея был уже очень большим: они владели в Астрахани рыбными промыслами, соляными и винными откупами, мукомольными и кожевенными заводами, пароходством, торговали рыбой по всей России, продавали ее в Европу и Америку. Фирма «Братья Сапожниковы» даже стояла у истоков новой для того времени технологии заморозки рыбы и открыла морозильный склад в Москве.
Отсюда и миллионы астраханских купцов Сапожниковых.
О том как «Мадонна с цветком» да Винчи попала в коллекцию Сапожниковых существует красивая легенда, не имеющая ничего общего с правдой, — однако ее до сих пор можно слышать. Якобы однажды в Астрахань приехали итальянские циркачи, жившие в своих бедных кибитках, в одну из которых заглянул Петр Семенович Сапожников — он увидел картину, которая, по словам артистов, много столетий передавалась в их семье из поколения в поколение, и купил ее. Картина да Винчи находилась в семье Сапожниковых почти сто лет, с 1820 года.
В реальности полотно приобрел не Петр Сапожников, а его сын Александр Петрович — человек просвещенный, живший на широкую ногу в своем особняке на Английской набережной, 66, где в гостях у него бывали и Пушкин, и Александр Дюма — отец. Он купил работу Леонардо да Винчи за 5 тысяч рублей (это были тогда большие деньги) у сына знаменитого коллекционера генерала Алексея Корсакова.
Картина ранее принадлежала забытому ныне коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии, сенатору, знатоку и ценителю искусства. Свою коллекцию, которая считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет.
После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры Рафаэля, Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса, Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824 году. Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А. П. Сапожников.
Поскольку доска, на которой была написана картина, находилась в плачевном состоянии, реставратор Евграф Короткий в том же году мастерски перевел «Мадонну» с доски на холст.
Анастасия Олеговна:
"Картина находилась в петербургском доме Сапожниковых вплоть до замужества моей прапрабабушки Марии Александровны, которая получила ее из рук своего отца Александра Александровича в качестве свадебного подарка. Выйдя замуж, она стала Бенуа, так и «Мадонна с цветком» превратилась в «Мадонну Бенуа»
Отредактировано Неслучайные гости (2023-05-07 00:34:20)
В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон.
Прочла о нем, его работах и, главное, об оценке картины «Мадонна Бенуа», как «некрасивая». Но потом он все же констатировал: «Да, это Леонардо».
Рассказывает Анастасия Мурзина-Бенуа:
Когда началась Первая мировая война, Леонтий Николаевич и Мария Александровна, ожидая социальных потрясений, решили, что хранить знаменитую картину в частной коллекции небезопасно. Они продали её в наш Эрмитаж в рассрочку за 150 тысяч рублей. Иностранные музеи предлагали больше денег и сразу, но Леонтий Бенуа считал себя русским патриотом, хотя у него фактически не было ни капли русской крови. Он хотел, чтобы картина осталась в России, и она осталась. Сегодня мы можем пойти в Эрмитаж и увидеть её.
Из статьи Койфмана Валерия "Мадонна Бенуа. Судьба шедевра", 2015 г.:
Любопытно написано, можно прочесть по ссылке:
Ссылка
В январе 1914 года «Мадонна с цветком» поступила в Императорский Эрмитаж. Она выставлена в Двусветном зале Большого (Старого) Эрмитажа – главном зале невской анфилады. Декор зала создан архитектором Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы в духе Большого стиля Людовика XIV. Ныне это «Зал Леонардо да Винчи», где хранится и другая работа великого мастера - «Мадонна Литта», приобретенная когда-то в Милане.
И Анастасия Олеговна приходит в Эрмитаж к Мадонне Бенуа.
Любопытно написано, можно прочесть статью Койфмана по ссылке:
Ссылка
Оказывается, Велимир Хлебников называл картину Леонардо «астраханской Джокондой».
Отредактировано Неслучайные гости (2023-05-07 14:30:08)
Использовала материалы этой прекрасной статьи.
После 1917г. квартира Бенуа стала коммунальной. Почитать об этом можно в этой статье, по ссылке:
В 1917-ом грянула революция, в 1921-ом Леонтия Бенуа арестовали и на полгода заключили в тюрьму на Шпалерной.
Леонтий Николаевич умер в 1928 году, отпевали его в соборе на Ковенском переулке, который он же сам и построил.
Мария Сапожникова пережила мужа, умершего в Ленинграде в конце 20-х, жила в Берлине и скончалась за год до Второй мировой.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-05-07 14:30:39)
О работах архитектора Леонтия Бенуа пишут много. Я с удовольствием прочла тексты младшего брата Леонтия, Александра Бенуа, он был очень плодовитый, поэтому осталось много дневников и воспоминаний. Из прочитанного, становится понятен Леонтий Бенуа, как человек, личность.
О Леонтии после революции его младший брат Александр Бенуа писал в своей « Мои воспоминания. Том 1, чать 1».
Унаследованная от отца любовь к искусству:
Настоящее имя моего второго брата было Людовик, но так как это имя казалось слишком необычайным для русских людей (Лудвиг звучало слишком по-немецки, а Луи звучало как-то претенциозно), то наш Людовик был превращен в Леонтия — по примеру того переименования, которому уже подвергся, вступив на русскую почву наш дед. В детстве “Леонтия” звали Лулу , а в последующие времена взяло верх прозвище Левушка.
Трое из нас братьев унаследовали от отца художественное дарование и любовь к искусству: Альбер, Леонтий и я, но едва ли не самый даровитый из нас был именно Леонтий, который, однако, в качестве “чистого” художника менее всех из нас выдвинулся. Дело в том, что Леонтию при всей одаренности недоставало способности “задаваться темами” и выявлять в образах мысли и настроения.
У Леонтия же “ловкость руки” была чем-то “родовым” и “основным”, какой-то чертой его характера. Он не был в состоянии провести линию или нарисовать малейший завиток, не обнаружив эту виртуозность. Когда он доводил рисунок до законченности, то всегда получалось нечто блестящее, “аппетитное”, “вкусное” и искрящееся. Мне кажется, что именно эта “природная” виртуозность и предопределила художественное развитие Левушки и наметила то место, которое ему суждено было занять в русском искусстве — и именно в архитектуре.
Иногда Левушка работал и не в качестве архитектора, а в качестве как бы “случайного живописца”, и такие вещи в момент их возникновения приводили меня в восторг..
Он не был словоохотлив, он ненавидел пустое разглагольствование, у него была манера просто, спокойно делиться своими знаниями, не навязывая советов; свою же критику он высказывал до того искренне и просто, что это не могло ни обидеть, ни озлобить. В чисто художественных вопросах он опять-таки искренно интересовался всякими “поисками нового”, предлагаемыми современными теоретиками, и если не давал особенно убедительных ответов на эти вопросы, то умел в других возбудить к ним внимание. Наконец, покоряюще продолжала действовать и вся талантливость его натуры, все та же изумительная легкость карандаша, та же аппетитная сноровка “заливать акварелью и тушью”.
Леонтий Бенуа был добрым и разумным, революцию принял смиренно, хотя был арестован. В тюрьме он… рисовал свою камеру. Леонтий оставался в заточении месяцев шесть, и никакие хлопоты не могли освободить его, ни выяснить, на каком основании его, человека абсолютно далекого от всякой политики, арестовали. Когда же благодаря заступничеству первой жены Горького и Н. Д. Соколова он был освобожден, то на вопрос, в чем он провинился, следователь ему ответил: “Тут вышло недоразумение”.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-05-07 00:54:15)
Из оригинальной обстановки сохранилось в квартире очень многое: печи, камин, лепнина, живописные и графические работы, книги, документы.
Анастасия Олеговна после рассказа и общения, предоставила нам возможность ходить по всем комнатам и фотографировать что захочется. Это так демократично, пожалуй, такого нигде не встречала. Молодые люди уткнулись в старинные альбомы со множеством фотографий. Анастасия Олеговна в это время готовила зал к концерту, сама двигала стулья.
Я же фотографировала, размышляла, выглядывала в окна.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-05-11 18:33:25)
Так удивительно, придя в квартиру --музей, помимо семьи Бенуа, о которой так интересно рассказывали, еще увидеть и репродукцию автопортрета Зинаиды Серебряковой.
И фрагмент мозаики Леонтия Бенуа на рабочем столе.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Петербург. Сентябрь 2022г. Часть 2.