В Подвале" три зала, по двум пробежалась и сфотографировала, а третий - в нем шел спектакль.
Фантазеры-футуристы Бурлюк и Крученых.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-10 01:18:03)
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Петербург. Сентябрь 2022г. Часть 2.
В Подвале" три зала, по двум пробежалась и сфотографировала, а третий - в нем шел спектакль.
Фантазеры-футуристы Бурлюк и Крученых.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-10 01:18:03)
Основателем, владельцем и душой был Борис Пронин, энтузиаст-театроман, успевший поработать и в МХТ, и в театре Комиссаржевской.
Если говорить о главном тусовочном признаке, то для "собачников"( завсегдатаев), был артистический талант. Все они были талантливы. Но бедны. Много любопытного написано о Пронине, раньше ничего о нем не читала. Удивительный был человек, общительный и оптимистичный к тому же, компанейский. Если бы не его усилия по созданию этого заведения (как и организации" быта"), ничего бы, возможно, и не было.
Но все-таки нужны были деньги. Один «собачник» - Василий Каменский, редактор «Первого журнала русских футуристов» и сам поэт, - так описывает хлопоты Пронина:
- Дайте номер такой-то - говорит Пронин. - Маришка, ты? Давай привези! Две дюжины ножей и вилок. Сегодня футуристы! Скорей. Что за черт! Маришка, ты? Нет? А кто? Анна Ивановна? Кто вы такая? Ну, все равно. Есть у вас, Анна Ивановна, ножи и вилки? Давайте, везите в „Бродячую собаку“. Сегодня - футуристы! Что? Ничего не понимаете? Не надо. До свиданья, Анна Ивановна. Дайте номер… - говорит Пронин. - Кто? Валентина Ходасевич? Прекрасная женщина, приезжайте с супругом Андреем Романычем в „Собаку“ к футуристам. Да. Будут: Григорьевы, Судейкины, Цибульские, Прокофьевы, Шаляпины и вообще масса бурлюков. До свидания. Дайте номер….
Вряд ли еще у кого-либо другого, (речь о Пронине) хватило сил и энергии почти без средств организовать артистическое кафе и сделать его местом, куда среди ночи, со всех сторон тянулись «бездомные собаки»: артисты после спектакля, литераторы после публичных выступлений, признанные и непризнанные поэты.
И все, Пронин был типичный Обещалкин:
"Человек совершенно неработоспособный. Типичный продукт актёрско-студенческой богемы. <…> В делах, серьёзных делах, не выносим <…> Пока говорит — всё идёт как по маслу, как наступает момент реализации слов и проектов — Пронина нет. И потом какая-то мания создавать проекты. Это болезнь". (Мейерхольд)
Пронин был волшебный арт- директор. Он знал весь свет и весь свет знал его.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-10 00:58:22)
Фантазийные собаченции
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-10 13:05:45)
Публика, наполнявшая "Подвал" делилась на две части: первосортные артисты (и их друзья) - их пускали бесплатно и, с другой стороны, простые зрители, которые толпами повалили в кафе, должны были выложить три рубля. Их -то богема и назвала «фармацевтами»
Тонкий ручеек «фармацевтов» через полгода после открытия кабаре становится шире. Ужасно ведь интересно наблюдать артистическую богему в ее, так сказать, естественной среде. И хотя от стихов Маяковского дамы в буквальном смысле падают в обморок, «фармацевты» все равно валом валят в «Бродячую собаку», только пустите.
Пришедшие попадали в «главный зал», у входа в который лежала большая «Свиная книга» (её корешок был переплетён в свиную кожу). В этой книге известные посетители оставляли свои автографы и отзывы, поэты записывали тут же сочинённые стихи, художники делали зарисовки. В интернете есть информация, что после закрытия кафе, «Свиная книга» пропала - а сколько там было интересного, нам уже и не узнать.
Маскарады, арлекинады, вечера художественной пластики, чествования поэтов, драматургов, писателей, актеров — К. Бальмонта, Ф. Маринетти, Э. Верхарна, П. Фора, М. Линдера; "собачьи карусели", капустники, гала-концерты, вечера "великопостной магии", вечера песни и танца; поэтические вечера; разнообразные драматические постановки и пантомимы, лекции и диспуты на самые неожиданные, но, как правило, оказывавшиеся очень злободневными темы; художественные выставки картин русских и зарубежных художников, гравюр, офортов, миниатюр; недели и вечера кавказского искусства, вечера футуристов, Метерлинка и французского символизма, "Цеха поэтов", праздничные банкеты и застолья — все это шло непрерывной чередой, прерываясь лишь, с мая по август.
Эта бурная, кипящая художественная жизнь была только одной стороной жизни подвала. Другой, не менее, а, может быть, и более важной, было то раскрепощение личности, та духовная свобода, которая не могла не остаться в памяти у всех, кто когда-либо посещал "Бродячую собаку". Это колдовское чувство свободы... Здесь впервые зазвучал во всю силу голос Мандельштама. И голос Ахматовой. Здесь были впервые прочитаны — и написаны! — многие замечательнейшие строки М.А. Кузмина и Н.С. Гумилева, В. Хлебникова и И. Северянина.
В «Подвале» царила непринужденная обстановка. Балерина Тамара Карсавина, одна из постоянных посетительниц «Собаки», писала: «В клубе не было притворства, не было скучных штампов и натянутости, а главное – там не придавали никакого значения социальному положению гостя».
Но без стихов не обходилось ни вечера. Маяковский — тот, например, готов был декламировать в любое время. Однажды, вспоминала Ахматова, он вылез читать стихи в разгар ужина, под звон посуды и приборов. Подошел Мандельштам и сказал тихонько: «Маяковский, перестаньте читать стихи. Вы не румынский оркестр».
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-10 13:07:24)
На верхнем фото вдали на стене висит большая картина. В помещении я ее не стала рассматривать. Дома "насладилась" по полной... особенно, увидев на картине "Арт-кафе "Бродячая собака" А.С.Пушкина - растерялась. Правда, автор дает объяснение .
«АРТ- КАФЕ «БРОДЯЧАЯ СОБАКА», 2019г. Автор - Леонид Георгиевич Кипарисов.
Со слов Леонида Кипарисова, автора картины « Арт-кафе «Бродячая собака».
«Картина посвящена деятелям искусств «Серебряного века», посетителям и завсегдатаем легендарного петербургского кафе «Бродячая собака». Портретное сходство героев посетители могут определять как им нравится, но, если интересно, чем руководствовался художник, даю следующие объяснения.
На переднем плане: пара слева – А. Блок и его героиня «Незнакомка», пара справа - В. Лишневская – Пронина, жена директора «Бродячей собаки», и художник В.Добужинский; компания за центральным столом- поэт С.Есенин, спиной к нам – поэт М. Кузьмин, напротив него любительница поэзии, а в центре В.Маяковский, справа-писатель А. Толстой. Компания слева позади стола- поэт Н.Гумилев, поэтесса А.Ахматова, напротив них директор «Бродячей собаки» Б.Пронин и директор новой, возрожденной в 19в. «Бродячей собаки» В.Склярский (его присутствие на картине –анахронизм, но на взгляд художника, вполне уместный и даже необходимый). Пара справа тоже анахронизм – поэт А.С.Пушкин и его друг, владелец дома, в котором расположилась «Бродячая собака», граф М.Вильегорский; на заднем плане лева- певица и музыкант, в центре –поэт, композитор и исполнитель А. Вертинский и, напротив него, Евгения Борисовна, жена директора В.Склярского, справа группа музыкантов».
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-10 01:33:09)
Да, атмосфера там была удивительная, воспоминания дают ее понять. Знаковое место.
Да, атмосфера там была удивительная, воспоминания дают ее понять. Знаковое место.
можно было бы дать лишь фото Арт-кафе, но мне и хотелось показать атмосферу, которая была здесь раньше. (Для этого половину интернета "переписала"), сами впечатлилась и рада, Лена, что Вы это прочувствовали.
Чем дальше от нас исторические события, тем более значимыми и грандиозными они выглядят.
Тем и хорош Петербург, что здесь удивительным образом сохранились временные оттиски событий, и иногда можно не только представить КАК это было, но и увидеть воочию.
А собирался в кафе весть цвет творческой элиты Петербурга.
К тому времени, как открылась "Бродячая собака", Кузмин уже был фигурой легендарною и во многом одиозною. , в "Бродячей собаке" это был подлинно владеющий умами поэт-Мефистофель. Свои стихи он сам исполнял, аккомпанируя себе на гитаре или на рояле.
Говорят, очень впечатляло:
"Он улыбается, раскланивается и словно восковой, Коппелиусом оживленный автомат, садится за рояль. Какие у него длинные, бледные, острые пальцы. Приторно сладкая, порочная и дыхание спирающая истома нисходит на слушателей. В шутке слышится тоска, в смехе – слёзы..."
Нищета подстерегала и томного сатира Михаила Кузмина, властителя дум, воплощение поэтической аморальности. Он умер 23 года спустя - он умрет от воспаления легких в переполненной больничной палате в Ленинграде, забытый задолго до этого.
Часто бывала в «Собаке» Надежда Александровна Тэффи, всегда очень молчаливая, наотрез отказывавшаяся прочитать вслух какой-нибудь из своих юмористических рассказов.
— Я не могу победить свою застенчивость. Моё дело писать, а не читать.
Из Собрания Э.В. Гросса:
Бывали в «Бродячей собаке» маскарадные вечера, когда конфетти, как вуаль, ложилась на головы посетителей, укутывая всю фигуру цветным миражом; с подмостков звучали песни, а то и скрипка или гитара. И всё мешалось, и призрачными казались фигуры. Порой баритон Маяковского покрывал шум, нестройные голоса ‹...›. Рослый, широкоплечий, в своей знаменитой жёлтой кофте, он выделялся.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-03-14 18:44:11)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Петербург. Сентябрь 2022г. Часть 2.