Нашла фото в инстаграме
Лена, ну, Вы и находчивая!!!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Долгожданный Питер на пять дней.
Нашла фото в инстаграме
Лена, ну, Вы и находчивая!!!
Расскажу еще про пару домов, мимо которых проходили и в один даже заглянули. Это дома в самом начале Гороховой улицы на пути от нашей Большой Морской к Адмиралтейству.
В помощь мне , как всегда, сайт wwwcitywalls.ru
https://www.citywalls.ru/house3731.html
https://www.citywalls.ru/house3730.html
Сначала про дом по адресу Гороховая 6.
Это бывший Доходный дом страхового общества "Саламандра" - а ныне Городская поликлиника № 37 . Гемофильный центр. Институт красоты.
В 1785 г. в петербургской обывательской книге написано, кузнечного дела мастер Иван Шерлицкий получил участок от Главной полиции. Построенным им домом он владел около 30 лет. В 1825 г. дом принадлежал сапожному мастеру, затем купцу Х. Пелю, владевшему домом почти 30 лет. Следующим владельцем с 1860 г. стал прусский подданный Пратц.
В 1881 г. здание уже принадлежало Страховому обществу "Саламандра". Его перестраивает акад. арх. Андрей Карлович Кейзер (1830-1899), занимавший должность архитектора общества с 1861 г. Дом использовался как доходный.
Страховое общество "Саламандра" было основано в 1846 г. и страховало от пожаров. Считалось, что мифическое существо Саламандра не боится огня, т.к. способно потушить его холодом своего тела. Впоследствии к страхованию от огня добавилось страхование жизни, транспортных происшествий и несчастных случаев.
В 1900 г. здесь располагалось Правление СПб товарищества производства глухоозерского портландского цемента.
Современный вид здание получило в 1911 г., когда по проекту тогдашнего архитектора Общества "Саламандра" Н. Н. Веревкина была произведена капитальная перестройка здания и надстройка 4-го и 5-го этажей. При перестройке для страхового общества соответственно были оформлены интерьеры, но они не сохранились.
Фасад снять я не удосужилась, лень было переходить на другую сторону улицы, поэтому фото из инета
Не сильно интересный фасад.
Однородный серый мелкозернистый гранит из месторождения Ковантсари послужил для отделки здания. Нижняя часть здания украшена стилизованными маскаронами, высеченными из того же серого гранита. От "Саламандры" остались только полустёртые ящерицы на входных дверях в дом.
В советское время помещения не раз переделывались под нужды размещавшихся здесь учреждений.
После 1918 г. здание принадлежало ПЧк - ОГПУ - МВД. Здесь действовала школа МГБ СССР им. Дзержинского, где занимался оперативный состав Управления ОГПУ. О тех временах напоминает мемориальная доска, на ней написано, что этом доме, в Высшей школе МГБ СССР в 1949-1950 г.г. учился выдающийся государственный деятель, президент Азербайджанской республики Гейдар Алиевич Алиев.
В 1960-1970-х гг. в доме находился родильный дом и просуществовал он примерно до 1986 г.
Сейчас нижние этажи занимает отделение скорой медицинской помощи Поликлиники N 37 Центрального района. А на 4 и 5 этажах Санкт-Петербургский Государственный Институт Красоты , поэтому в подъезд можно ( и нужно) свободно войти.
К сожалению исторических интерьеров практически не сохранилось, но главная лестница при определенном воображение до сих пор производит впечатление. Мы зашли посмотреть на эту лестницу, надо было, конечно, дойти до самого верха, но ...но не пошли, опять поленились. А выше тоже есть на что посмотреть. Так что покажу что сняла снизу.
Лестница из белого с серыми прожилками мрамора, по края путти, красивые кованые ограждения с мраморными вставками, сохранился потолочный светильник в стиле модерн
На противоположной стороне внимание привлек дом под номером 5 с декором в стиле модерн.
Это доходный дом В. П. Орлова-Давыдова. Из его владельцев стоит отметить Владимира Григорьевича Орлова (1743-1831), это младший брат фаворита Екатерины II Григория Орлова. С 1766 г. он был директором Академии наук. Дочь Владимира Григорьевича Наталья (1782-1819) вышла замуж за Петра Львовича Давыдова (1782-1842). Их сын Владимир Петрович (1809-1882) в начале 1830-х гг. женился на Ольге Ивановне Барятинской (1814-1876). При Александре II Владимир Петрович получил разрешение на присоединение к фамилии отца фамилию и титул деда по матери.
Дом строился в начале 19 века и был трехэтажным. В 1834 г. 3-этажный дом был надстроен 4-ым этажом и во дворе построены новые флигели. В феврале 1842 г. сюда, в дом Орлова-Давыдова, переехал М. И. Глинка (1804-1857). Бельэтаж дома занимали мать и сестры композитора, а Михаил Иванович поселился в дворовом флигеле. Здесь Глинка заканчивал написание оперы "Руслан и Людмила". В июне 1844 г. Глинка покинул квартиру, он отправился в Париж.
В 1904 г. у дома появился 5-й этаж. Работы выполнил арх. А. А. Грубе. Тогда и была сделана такая отделка, которую мы видим сегодня.
На рубеже веков владельцем был младший сын В. П. Орлова-Давыдова Сергей Владимирович, а последним - его внук Алексей.
Сейчас в этом доме частично отель "Престиж" , а также квартиры.
А мы продолжаем двигаться по Гороховой и за домом 6 следует дом № 4 и он также являлся Доходным домом страхового общества "Саламандра". Дом был построен в 1907-1909 гг. по проекту все того же архитекторов Н. Н. Веревкина (1877-1920) и М. М. Перетятковича (1872-1916) Вот так дом выглядел после постройки.
Фасад пятиэтажного здания отличается лаконичность, которую создают гладкие стены, прорезанные разными по размеру окнами. 1-й этаж - высокий с большими витринами. Небольшой балкон на 4-м этаже. Нарядность фасаду придает облицовка. Для наружной отделки использовано несколько пород камня: красный гангутский гранит, красный радомский песчаник, белый мрамор. Стены снизу доверху облицованы гранитом, архитектурные детали - эркер, балкон, карниз, орнаменты - сделаны из песчаника. Песчаник имеет коричневатый оттенок по сравнению с гранитом.
Современный вид дома, фото из инета
Над порталом укреплен высеченный из красного песчаника овальный барельеф с изображением саламандры - символа страхового общества.
Два симметричных двухъярусных эркера украшают фасад здания. Фасад богато декорирован различными резными деталями - маскаронами, изображающими человеческие и звериные головы, рогами изобилия, гирляндами, венками. В простенках меду окнами верхнего этажа помещены плиты с женскими головками. Овальные медальоны с барельефами танцовщиц из белого мрамора дополняют декор фасада. Все эти украшения вырезаны из песчаника.
Когда здание было построено, то ряд помещений в нем заняла контора Торгового дома, специализировавшегося на производстве и продаже вино-водочной продукции. Основатель фирмы Эмиль-Людвиг Альбертович Тотин (Тотиен).
В 1918 г. дом был освобожден от жильцов и передан ЧК. В 1920-1930-е гг. дом занимало Управление делами Петроградской ЧК. Здесь находились кабинеты сотрудников и камеры заключения. После переезда органов ОГПУ в новое здание на Литейном дом был превращен в жилой и судя по тому, кто в нем жил, довольно элитным.
С 1937 по 1966 г. в доме жила народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, профессор консерватории Софья Петровна Преображенская.
С 1937 по 1951 гг. жила Агриппина Яковлевна Ваганова (1879-1951), профессор, крупнейший деятель русской хореографии.
В квартире на верхнем этаже жила балерина театра им. С. М. Кирова Ольга Генриховна Иордан (1907-1971).
С 1946 г. в кв. 6 жила балерина Фея Ивановна Балабина (1910-1982). В 1931-1956 она работала в театре им. С. М. Кирова.
Также здесь жила балерина театра им. С. М. Кирова Татьяна Михайловна Вечеслова (1910-1991).
С 1935 г. в кв. 33 проживали режиссер театра им. С. М. Кирова Сергей Николаевич Уланов и его дочь Галина Сергеевна Уланова (1910-1998), ведущая балерина театра.
В этом доме с 1931 по 1941 год жил великий русский певец, профессор Ленинградской консерватории, народный артист СССР Иван Васильевич Ершов.
В этом доме с 1936 года по 1941 год жил и работал выдающийся композитор Исаак Осипович Дунаевский.
С 2003 г. в доме начало работать Генеральное консульство Румынии.
Мне попалось объявление о продаже квартиры в этом доме Общая площадь 217 кв.м. ( !!!) Вот одно только фото этой квартиры, сплошной антиквариат, по центру виден светильник в стиле модерн.
Страховое общество "Саламандра" было основано в 1846 г. и страховало от пожаров.
В ресторане Савой, в Москве, перед портретом Михайлова, спрашиваю администратора: кто это? Симпатичная молодая женщина с трудом находит слова к обществу Саламандра, чей символ перед входом в ресторан и выдает "общество от огня"
Переспрашиваю: "Пожарники, что-ли?" Она так обрадовалась этому слову. И она не произнесла страховщики, и я ввел ее в заблуждение, но поразило, как трудно у молодого поколение со словарным запасом.
выдает "общество от огня"
Переспрашиваю: "Пожарники, что-ли?" Она так обрадовалась этому слову.
Фильм "Служебный роман" :
— Блайзер — клубный пиджак.
— Для «Дома культуры», что ли?
— Туда тоже можно.
Не сильно интересный фасад
Да, скучноват. Лестница внутри намного богаче выглядит.
Расскажу еще про пару домов, мимо которых проходили и в один даже заглянули.
Мне интересно. Питер -такой город, в котором хочется видеть не только фасады... Когда узнаешь, что есть потрясающие парадные, дворики - так хочется туда войти. Лена, в Питере Вам не пришлось открывать закрытые двери - много доступно для осмотра. Согласитесь, узнавать и рассказывать о домах, истории создания и их жильцах - это интереснейшее занятие.
Расскажу про еще одно примечательное здание, которое было от нас в одном квартале. Это мой любимый модерн и вообще красиво !
Торговый дом С. Эсдерс и К. Схейфальс - Швейная фабрика имени В. Володарского
Информация снова отсюда
https://www.citywalls.ru/house473.html
а также очень хорошая историческая справка на сайте самого магазина.
https://aupontrouge.ru/ru/history/
Сейчас здание - это ТЦ" У Красного моста", адрес Мойки наб., 73 / Гороховая ул., 15
Этот участок на берегу Мойки ведет историю с первой половине XVIII в.. В 1746 г. на этом месте Мойки уже находился каменный дом.
В середине XVIII в. владение принадлежало вице-президенту Юстиц- коллегии Фридриху фон Бремеру.
В 1778 г. Бремер продал участок придворному портному Христиану Фридриху Поппе. В 1783г. в уплату долгов Поппе его жена Авдотья Федоровна продала дом портному «здешнего портного цеха» Карлу Гейдеману. В 1800 г. Гейдеман еще владел домом. Следующим владельцем стал коммерции советник, городской голова Николай Дмитриевич Меншиков, от которого дом перешел к сыну, а затем внуку.
Дальше дом много раз перестраивался . С 1861 г. в доме находилось фотоателье Иоганна Абрагамсона , 1870 г. в доме находилась центральная гомеопатическая аптека. А в 1890-х гг. – гомеопатическая лечебница. Одну из квартир снимал врач-гомеопат А. Ф. Флеминг.
История здания универмага Au Pont Rouge («У Красного Моста») в его современном виде начинается с 1905 года, когда представители правления знаменитой бельгийско-голландской торговой фирмы «С.Эсдерс и К.Схейфальс», мирового поставщика готового женского и мужского платья, купили участок и угловой дом № 15 по Гороховой улице.
В том же году бельгийско-австрийский предприниматель Стефан Эсдерс (Stefan Esders) и его партнер и племянник Карл Схефальс (Karl/Charles Scheefhals) из Нидерландов подали прошение о позволении им постройки пятиэтажного с мансардой здания для современного торгового дома.
Здание было построено в 1906-1907 г. по проекту архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора.
Основу спроектированного в стиле модерн здания составлял массивный металлический каркас весом в 70 000 пудов (1 147 тонн), идею которого Рошефор позаимствовал у недавно открывшегося здания компании «Зингер» на Невском проспекте, оригинального примера сочетания парижского и нью-йоркского стилей.
Каркас изготовлен заводом Э.Тильманса. Однако здание на Мойке несколько скромнее дома "Зингер", все пышные детали убраны наверх.
Здание украшает обильный штукатурный декор. Огромные окна и узкие простенки создают четкую геометрию фасада. В трех нижних этажах окна прямоугольные,
в четвертом – с полукруглым завершением, в пятом – сдвоенные оконные проемы, в мансардном - окна подковообразной формы.
Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках – спускающиеся от медальонов гирлянды.
Фасад со стороны Гороховой улицы завершался невысоким аттиком с именами владельцев.
Срезанный угол создает плавный переход от улицы к набережной. Угол венчала башня с красивым куполом и шпилем.
После завершения работ приемочная авторитетная комиссия отметила, что здание торгового коммерческого предприятия на угловом участке № 73/15 правого берега Мойки и Гороховой улицы полностью соответствует современным требованиям крупного торгового центра.
В здании разместился универсальный магазин, получивший наименование «Au pont rouge» - «У Красного моста».
Своей планировкой и удобным размещением торговых и демонстрационных залов, складских и офисных помещений здание полностью соответствовало стандартам лучших европейских универсальных магазинов начала ХХ века.При этом здание стало первым в России многоэтажным магазином.
В течение десяти лет, до 1917 года Торговый дом на Мойке считался самым модным и богатым торговым предприятием, предлагавшим комфортные условия и широкий товарный ассортимент для состоятельных покупателей Петербурга. Это был шикарный, просторный, залитый светом grand magasin, где продавалось буквально все, от кружев и перчаток до манто и шляп.
Среди клиентов магазина были члены императорской семьи, включая императрицу Александру Федоровну, супругу Николая II.
Стоит отметить, что также компанией «Эсдерс и Схейфальс» были построены здания во Вроцлаве, Вене, Брюсселе и Париже, однако, сохранить удалось только Петербургское и Парижское, в котором сейчас находится универмаг С&A.
После Октябрьского переворота, покинутое владельцами здание пустовало полтора года, пока в июле 1919 года совет народного хозяйства Северного района Петрограда не вынес решение о передаче здания магазина Центральной швейной фабрике.
В 1922 г. ей присвоено имя комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского, начинавшего свою трудовую деятельность портным.
В сентябре 1928 года цех пошива дамской одежды фабрики им. В. Володарского был выделен в самостоятельную фабрику «Большевичка», ставшую один из самых известных советских предприятий легкой промышленности. В 1992 году предприятие преобразовано в ЗАО «Фабрика одежды Санкт-Петербург» (торговая марка FOSP).
В советское время зданию были нанесены два основных ущерба - в 1930-1934 гг. была снесена угловая башня со шпилем и где-то в 60-е годы разрушен и стеклянный неоренессансный купол над атриумом. Вот так здание выглядело после этих потерь.
Существует несколько версий, почему шпиль здания был уничтожен в 1930-х годах. По одной из них, многие здания эпохи модерна и эклектики в Ленинграде лишились своих шпилей, так как они мешали прохождению телевизионного сигнала. По другой версии причиной сноса стали регулярные протечки. Также существовала версия демонтажа шпиля для придания лучшего внешнего вида Гороховой улице и Адмиралтейству.
В 2009-2014 годах здание было отреставрировано компанией «БТК-Девелопмент». В том числе воссоздана башня со шпилем в виде кадуцея (жезла Меркурия, бога торговли), восстановлены золоченые надписи на русском (орфография сохранена в дореформенном, дореволюционном написании – например, «тужурки») и французском языках, а также аттик с именами владельцев.
Ни одного точного чертежа шпиля не сохранилось, поэтому он воссоздан по эскизам и фотографиям. Но размер у него точно такой же как был в оригинале – 29 метров в высоту.
Здание является памятником архитектуры федерального значения и находится в границах объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга».
...Помню, наш сокурсник пришел на занятия в новом костюме. "О! ФирМА!!!", - приветствовали мы его. "Не фирМА, а клеймо фабрики Володарского". - отвечал он нам...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Долгожданный Питер на пять дней.