Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова»


Выставка «Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова»

Сообщений 1 страница 10 из 32

1

Выставка «Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова» в краеведческом музее Сергиева Посада.

https://museum-sp.ru/exhibition/all/vys … ra-krylova

До 18 августа в  главном корпусе краеведческого музея Сергиева Посада можно увидеть  замечательную выставку работ петербургского художника, резчика  и реставратора Александра Михайловича Крылова.
Выставка произвела сильное впечатление и очень повезло, что пришли как раз к началу экскурсии. Без этого не узнали бы множества интересных фактов, нюансов и тп.

https://i.postimg.cc/zGQHzN8b/001-IMG-20240801-131755.jpg

+1

2

Источники информации
https://dzen.ru/a/ZI67is3DwBvMzvDV 
https://www.newkaliningrad.ru/special/krylov/
https://museum-sp.ru/exhibition/all/vys … ra-krylova  готовл
https://corolewa.com/blog/ooo-kaliningr … dozhnikom/
https://cathedral.ru/ru/exhibitions_amber
https://smotrim.ru/article/3925707
https://rg.ru/2024/04/25/reg-cfo/kamen- … eniia.html
https://www.kommersant.ru/doc/2404209
http://skurlov.blogspot.com/2014/10/blog-post_3.html
https://klg.aif.ru/society/sekret_solnc … _iz_kamnya
https://ru.wikipedia.org/wiki/Янтарь
https://ru.wikipedia.org/wiki/Янтарная_комната
mozgokratia.ru/2021/10/kak-vossozdavali-yantarnuyu-komnatu/
https://ria.ru/20100429/227384217.html

На выставке представлено 77 работ из личной коллекции Александра Крыдова и две работы из собрания музей "Исаакиевский собор".

Сначала надо вспомнить , что же такое янтарь.
Янта́рь (сукцинит; ископаемая смола) — минералоид, окаменевшая ископаемая древесная смола, затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев позднего мела и палеогена. В XVIII веке шведский естествоиспытатель Карл Линней и русский учёный Михаил Ломоносов научно доказали, что янтарь действительно происходит от смолы древних хвойных деревьев. Французское название янтаря (ambre) было заимствовано из арабского языка (anbar ). Арабы считали камень затвердевшей росой, упавшей с неба. После трансформации в amber слово вошло во многие современные романские и германские языки. В Германии янтарь назвали  Bernstein — от  Brennenstein (горючий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая при этом аромат.
Янтарь кристаллы не образует, это аморфный каркасный полимер. Горюч — загорается от пламени спички. На открытом воздухе активно окисляется (стареет), что со временем приводит к изменению химического состава, цвета, повышенной хрупкости.
Янтарь различают по числу хрупкости, по степени прозрачности, по цвету. Специалисты по янтарю насчитывают около 350 оттенков.
В России крупнейшее месторождение янтаря в Калининградской области не имеет себе равных не только по разведанным запасам (около 90 % от мировых), но и по концентрации самоцвета. Куски янтаря весом более 1 кг (по объёму это приблизительно равно 1 дм³) приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже.
В настоящее время существуют оригинальные технологии обработки для придания янтарю желаемых цвета и фактуры: осветление, каление, нагрев, химическая обработка, шлифовка, огранка, резьба по камню и другие. Также особо стоит отметить прессованный янтарь.
Янтарь — хрупкий материал, его обработка приводит к существенному уменьшению первичного размера и веса камней, что в свою очередь приводит к удорожанию ювелирного изделия.
После Второй мировой войны секреты мастерства создания крупных янтарных изделий в большинстве своём были утрачены. Возрождение этих традиций в прибалтийских странах пошло разными путями.
Янтарь издревле применялся для изготовления всевозможных украшений и предметов быта. Из янтаря делали не только носимые украшения, но и практичные предметы, такие как портсигары, пепельницы, шкатулки, ларцы и даже часы. Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната.

Над воссозданием Янтарной комнаты Александр Крылов ( в числе других мастеров) проработал 24 года, от начала и до конца, а потом он был ее хранителем. Но прежде чем рассказывать про Янтарную комнату, начну с начала, а именно с того, почему Крылова привлекли на эту работу, на воссоздание Янтарной комнаты.

Александр Крылов - Заслуженный художник РФ. Художник – реставратор высшей категории. Член Всемирного совета по янтарю.

https://i.postimg.cc/Y25tzZP1/002.jpg

                 А.М.Крылов

КРЫЛОВ Александр Михайлович  родился в сентябре  1953 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский инженерно – строительный институт по специальности «архитектура».
Когда он  был студентом, зарабатывал 120 рублей: 40 - стипендия, 40 - за научно-исследовательский сектор , 40 - подработка на овощебазе. Был богатым человеком. Потом  женился, и денег стало не хватать. Пробовал устраиваться сторожем, рисовальщиком, но с высшим образованием туда не брали. Какое-то время он  работал архитектором. Это было достаточно интересно, но результата приходилось ждать очень долго. В то же время у Александра  было хобби — дома, на кухне он стал работать с деревом, металлом, раковинами. Тут подоспела мода на камеи. Стал изучать эту тему. Ему предложили сделать несколько предметов для музея янтаря, который тогда открывался в Калининграде. Тема янтаря  так его завлекла, что Крылов понял: архитектура осталась в прошлом.
В процессе работы над янтарными предметами для Калининградского музея  Крылов познакомился с Александром Журавлевым. Александр Александрович Журавлев принял участие в создании экспозиции музея,  для которого изготавливались научные реконструкции изделий  XVII-XVIII веков из коллекций Оружейной палаты Кремля,  Екатерининского дворца  г. Пушкина и  Павловского дворца.  Это было время очень интенсивной работы, огромного энтузиазма и жажды продолжить творческую реставрационную деятельность.
Именно Журавлев возглавил коллектив по воссозданию Янтарной комнаты.

0

3

какая интересная тема!

0

4

talusha написал(а):

какая интересная тема!

Надеюсь, что дальше будет еще интересней.

Хотя про Янтарную комнату я писала Долгожданный Питер  на пять дней., но после выставки захотелось поподробней "копнуть" эту тему, а для наглядности воспользуюсь своими же фотографиями Янтарной комнаты. 

Янтарная комната (первоначально: Янтарный кабинет, «Янтарная камора») — шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны.
Создание Янтарной комнаты по планам Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте было начато в 1701 году датчанином Готтфридом Вольффрамом и закончено спустя десять лет данцигскими мастерами Эрнстом Шахтом и Готтфридом Турау по заказу прусского короля Фридриха I. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар.

Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Первое время (до возвращения Петра I из заграничного турне в октябре 1717 г.) разобранный на части Янтарный кабинет находился в Меншиковском дворце, где за ним присматривал губернатор С.Петербурга светлейший князь А. Д. Меншиков, а затем упакованные в ящиках янтарные панно сложили в нижнем зале в Людских палатах Летнего сада, где они пролежали четверть века.

https://i.postimg.cc/YqN2nLJM/110-IMG-20220824-103244.jpg

Вспомнили о них, когда на российский престол взошла дочь Петра I, Елизавета Петровна. В 1743 году она повелела установить «по наилучшему искусству» Янтарный кабинет «в Зимнем Ея императорского величества доме покоев» (третьем Зимнем дворце, стоявшем на месте нынешнего, четвёртого) и поручила это дело итальянскому мастеру Александру Мартелли, дав ему в помощники тогда ещё молодого архитектора Б. Ф. Растрелли. Всё было сделано в наилучшем виде. А когда в начале 1750-х гг. Елизавета Петровна задумала построить загородную резиденцию, не уступающую по размаху и роскоши лучшим парадным резиденциям Европы, она повелела уже обер-архитектору двора Растрелли построить парадный дворец и перенести туда Янтарный кабинет, существенно его «исправив». Растрелли его «исправил»: ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала-пилястры и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.

https://i.postimg.cc/g2YzfkWR/04-IMG-20240705-103412.jpg

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год, однако реализовать проект помешала Великая Отечественная война.
В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте (это по официальной версии, ведь впоследствии немцы демонтировали панно всего за двое суток). Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны, и оставили.
Как выяснилось уже в наши дни, «восьмое чудо света» оставили из-за того, что Янтарная комната не была включена в эвакуационный план 1936 года, составленный на случай войны, а утверждённый советским правительством расширенный эвакоплан 1938/39 годов загадочным образом исчез. Не имея санкции на эвакуацию столь значимого произведения искусства, музейные работники не стали его эвакуировать, да и не могли, потому что из-за сокращения штатов в июле 1941 года в штате Екатерининского дворца-музея осталось всего 5 человек, почти все женщины. Эвакуировать такую «махину» они физически не могли. А немцы, захватив 18 сентября 1941 года г. Пушкин и ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.

https://i.postimg.cc/Mpd6x26L/118-IMG-20220824-103809.jpg

Похищенное сокровище предназначалось для «музея фюрера» в Линце. Поэтому для его вывоза в начале октября 1941 г. в Пушкин  прибыли два офицера-искусствоведа, выполнявшие особые поручения Гитлера: граф в чине ротмистра Э.-O. Сольмс-Лаубах и капитан доктор Пенсген. Как установил спустя сорок лет подполковник разведки «Штази» Пауль Энке, занимавшийся в составе особой группы МГБ ГДР поисками Янтарной комнаты, названные посланцы фюрера в середине октября 1941 года демонтировали и вывезли Янтарную комнату, которая до конца войны должна была храниться в подвалах Рижского замка, откуда потом её надлежало отправить в Линц. Однако гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга, крупнейший специалист по янтарю, доктор Альфред Роде попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в Кёнигсбергском замке. Разрешение было получено, и в ноябре 1941 года сокровище отправилось в Кёнигсберг.

https://i.postimg.cc/yN2zY7wL/03-IMG-20240705-103407.jpg

С апреля 1942  по август 1944 года панели Янтарной комнаты были смонтированы в одном из музейных залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше Янтарной комнаты в Царскосельском дворце. C тех пор примерно треть «лишних» янтарных панно хранилась отдельно в подвалах замка или Имперского банка напротив. В ночь на 30 августа 1944 года в результате массированного налёта английской авиации в замке случился пожар, при котором шесть цокольных янтарных панелей оплавились, о чём 2 сентября доктор Роде сообщил своему начальству в Берлин. Однако остальные янтарные панели не пострадали. Их упаковали и сложили в Орденском зале замка, уцелевшем после бомбёжки. По приказу из Берлина в январе 1945 года ящики с янтарными панелями попытались вывезти в глубь Германии, но не смогли, так как советские танки перекрыли железную дорогу. Поэтому ящики с янтарными панно хранились в Орденском зале Кёнигсбергского замка вплоть до начала штурма города советскими войсками утром 6 апреля 1945 года. Поздно вечером 9 апреля 1945 года (сразу после капитуляции кёнигсбергского гарнизона) замок был занят советской воинской частью, а 11 апреля в разрушенном замке неожиданно начался пожар.

https://i.postimg.cc/kGm3KfM8/122-IMG-20220824-103814.jpg

Что же случилось с бОльшей частью панно, находившихся Орденском зале замка ?
Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой.
Есть несколько версий судьбы Янтарной комнаты, признанных классическими.
1. Пожар
Янтарная комната или её часть сгорела 11 апреля 1945 года в подвалах Кёнигсбергского замка. Версию выдвинул директор музея в замке Альфред Роде. Её же принял на веру профессор А. Я. Брюсов, входивший в состав комиссии Комитета по делам искусств и культурно-просветительских учреждений при Совмине РСФСР по поискам похищенных гитлеровцами культурных ценностей, которая работала в Восточной Пруссии летом 1945 года. Но эта версия была признала экспертами неверной, вот что написано было в заключении : «Приведённые обстоятельства позволяют с полным основанием отвергнуть сообщение Роде о гибели Янтарной комнаты в огне пожара в Орденском зале Кёнигсбергского замка, доверчиво принято за истину профессором Брюсовым. Янтарная комната была сохранена и укрыта в безопасном месте при участии Роде. Выдвинутая им версия… должна была отвлечь внимание комиссии от дальнейших поисков».
2. Пропажа
Янтарная комната была спрятана в неизвестном бункере в Кёнигсберге или его окрестностях. Среди версионных объектов называются гипотетический бункер на Розенштрассе («бункер Брюсова»), подвалы Штайндаммской кирхи, бывший гараж гестапо на совр. ул. Космической в Калининграде, подвалы пивоварни «Понарт», имение гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха , подвалы замка Лохштэдт и др. Версии подтверждаются многочисленными очевидцами, якобы видевшими процесс перевозки ящиков с янтарными панелями или даже самими в них участвовавшими.
3. Гибель при перевозке
Янтарная комната была вывезена в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года из Кёнигсберга (когда немецкие войска разорвали кольцо окружения вокруг города) и погибла при перевозке..
4. Тайник
Янтарная комната была вывезена в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года в западные или южные районы 3-го рейха и там спрятана в специально оборудованном тайнике
5. Совсем спорная. Не исключено, что американцы нашли Янтарную комнату, а  Сталин якобы списал им  Янтарную комнату  за долги по ленд-лизу.

https://i.postimg.cc/pTM16yNM/13-IMG-20240705-103510.jpg

0

5

Но напомню, что была еще одна часть янтарных панно, которая не поместилась в Орденский зал и хранившаяся отдельно.

Про судьбу этих «лишних» деталей Янтарной комнаты узнал знаменитый немецкий кладоискатель Георг Штайн, имевший связи с П. Энке, который по линии «Штази» установил, что в начале 1945 года янтарные панели были размещены в старинном тюрингенском замке Рейнхардсбрунн, а в начале апреля 1945-го вместе с другими культурными ценностями, награбленными гитлеровцами, спрятаны в саксонской соляной шахте Граслебен-1. В мае 1945 года сокровища этой шахты нашли американцы и вывезли через Антверпен в США, а информация об этой операции была строго засекречена. Узнав об этом, в августе 1987 г. Штайн решил дать по сему поводу пресс-конференцию, однако накануне её погиб. Труп Штайна нашли в густом лесу под Мюнхеном с восемью колото-резаными ранами в животе. А вскоре после этого скончался и 42-летний подполковник Энке.

Немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села и незаконно увёзший часть её на родину в качестве «сувенира» (это флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II), передал его на временное хранение некоему нотариусу. Впоследствии этот нотариус попытался эту мозаику продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, его самого судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на неё городу Бремену, который и передал её музею-заповеднику «Царское Село». 29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и. о. президента РФ В. В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

https://i.postimg.cc/505kd11Y/12-IMG-20240705-103507.jpg

Таким образом, это панно и комод -единственные подлинные предметы в нынешней Янтарной комнате.
Интересно, что к тому моменту, когда флорентийскую мозаику передали в Россию, мастера, работавшие над воссозданием Янтарной комнаты уже сами сделали это панно.  В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик   найденного оригинала и сделанной реставраторами копии   выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

https://i.postimg.cc/5yxKfGNP/09-IMG-20240705-103448.jpg

https://i.postimg.cc/2899f0pw/126-IMG-20220824-103338.jpg

В итоге Янтарная комната до сих пор не найдена.

Работы по восстановлению Царскосельского дворцового ансамбля, начатые сразу после Великой Отечественной войны, велись под руководством архитектора А.А. Кедринского. Однако о восстановлении Янтарной комнаты реставраторы не помышляли. Источники, на основании которых можно было бы вести эту работу, были крайне малочисленны. Главной же причиной было отсутствие в Советском Союзе школы янтарного дела.
Однако, в 1979 году Совет Министров СССР вынес постановление о воссоздании Янтарной комнаты. Через два года на базе Научно-производственного объединения «Реставратор» была создана Янтарная мастерская, а в 1983 году открылось финансирование проекта из государственного бюджета. На этот момент коллектив мастерской насчитывал всего 5 человек. Однако предстоящая работа требовала усилий гораздо большего количества профессионалов. Набор сотрудников осуществляли сами мастера, стоявшие у истоков проекта.
В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год работы проводились под руководством Александра Журавлёва).
С 1994 года «Царскосельскую янтарную мастерскую» возглавляет Б.П. Игдалов -- художник-реставратор высшей категории, художественный руководитель работ по воссозданию картин из цветных камней в технике флорентийской мозаики.
Таким образом, ведущими мастерами , работавшими над воссозданием Янтарной комнаты были Журавлев, Игдалов и Александр Крылов. Он был задействован с самого начала,  с 1979 года и единственный из этой троицы работал до самого конца, до открытия Янтарной комнаты в 2003г. Он же стал ее хранителем.

https://i.postimg.cc/KzbJ5VLZ/119-IMG-20220824-103440.jpg

Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. На этих работах было занято 40 специалистов.

Александр Крылов : "Когда мы начинали, в успех проекта мало кто верил. Исторических данных о том, как изготавливали Янтарную комнату, и специального оборудования не было. Приходилось даже инструмент затачивать особым образом, чтобы камень не кололся.
Все нужно было начинать с нуля. Помню, сидим с коллегами, рассматриваем фотографии и думаем, сможем ли это осилить? Целый год к работе не приступали – разрабатывали методики. И каждый этап, каждый наш шаг проверяли с научной точки зрения.
Самым важным материалом для изучения были фотонегативы (пластинки) 40-х годов архитектора Крестовского, которые, к счастью, эвакуировали. Помогли и акварели художника Всеволода Грехнева и цветной слайд к пластинке 30-х годов. Главным подспорьем стали элементы резьбы, профилей, которые мы нашли в ломе. Камешки сыпались, и бабушки, работающие в музее, сдавали их в архив. А дальше уже было дело науки и техники. Высоту комнаты, например, вычислили с помощью математических методов. А вот с янтарем проблем не было, это же госзаказ! Мы получали от Янтарного комбината янтарь первого класса. На всю комнату ушло 6 тонн камня. Но у Фридриха были залежи янтаря, он использовал уникальные экземпляры камня, которых у нас не было. Приходилось сочленять куски, чтобы цвет и структура камня были одинаковые".
Самой сложной задачей оказалось колорирование. Над разгадкой методики колорирования органическими красителями янтаря долгие годы трудился весь научный Петербург. Ведь в природе существует всего один его оттенок – бастард. Мы называли цвет квашеной капусты, потому что больше не с чем сравнить, поляки говорят капустняк. Потом есть белый янтарь, большое количество пузырьков воздуха в кусочках – он поэтому белый получается. Где нет пузырьков воздуха – он прозрачный. Вот собственно все цвета. Всё остальное – это колорированный янтарь. Мы по этой теме кандидатскую защитили. Все куски янтаря прошли через меня. Я окислял  с помощью температур. Окисную пленку, которую природа 50 млн лет создавала, нам приходилось наносить гораздо быстрее".

И этим методы колорирования Александр Крылов разработал и освоил в совершенстве.

https://i.postimg.cc/3RZ9fBC2/123-IMG-20220824-103255.jpg

Немецкие мастера, которые сделали первоначальную Янтарную комнату,  трудились над своим творением около десяти лет. У российских мастеров на воссоздание Янтарной комнаты ушло свыше двадцати. Почему так?

Александр Крылов: "Все секреты утеряны, никто ничего не записывал, не оставил, никто ничем не мог помочь. Ездили в процессе воссоздания комнаты и в Польшу, и в Германию, и в Прибалтику – 0,0 результата".

"Нужны были не только янтарь, полудрагоценные камни и прочее, но даже фрезы, — вспоминал художник-реставратор Владимир Мезенцев. — А таких фрез, которыми работали немецкие мастера, никто из нас не знал. И на Сестрорецком инструментальном заводе, где мы заказывали эти фрезы, тоже диву давались. Сколько раз бывало — закажем инструмент, а он всё равно не подходит.
Создатели работали свободно, без оглядки, — объяснял Владимир Мезенцев. — А мы, воссоздатели, должны были держать свою фантазию в узде, превратившись как бы в учеников. Нам приходилось учиться тому старому стилю, надо было не только понять, но и почувствовать, что такое пластика барокко в работе с янтарём. Надо было, если хотите, изменить своё профессиональное мироощущение. Это сложная вещь, такое с наскока не даётся.
Янтарь в декоративно-прикладном искусстве используется крайне редко. Это камень ювелирный, необычайно капризный — при малейшем нагревании тут же теряет свой цвет, возникают трещины, сколы. Строго говоря, это вообще никакой не камень, а окаменевшая за десятки миллионов лет смола хвойных деревьев. Неслучайно на воссоздание комнаты понадобилось около шести тонн янтаря, бóльшая часть которого уходила в отходы. Из одного килограмма сырья в дело шли только 150-200 граммов".

https://i.postimg.cc/tJCkKx2w/128-IMG-20220824-103328.jpg

Другая причина — «трудности переходного периода» 1990-х годов, когда прекратилось государственное  финансирование…
Полгода зарплату в мастерской вообще не платили. И что ещё ужаснее — тогда же почти иссякли запасы янтаря.
Денег не было, работы шли неравномерно, художники пытались как-то выживать и начали создавать собственные изделия на продажу. Тогда помощь оказал барон Эдуард Фальц-Фейн из Лихтенштейна — потомок обрусевших немцев Фальц-Фейнов по отцу и представитель одной из древнейших российских дворянских фамилий — Епанчиных — по матери,  он прислал мастерам посылку с импортными инструментами, которых у них не было — свёрла, лобзики, фрезы.

0

6

К ноябрю 1996 года работы были выполнены примерно на 40%. За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

https://i.postimg.cc/nrR2phWz/129-IMG-20220824-103612.jpg

По сути, работы продолжились лишь в 1999г., когда финансирование взял на себя германский концерн «Рургаз АГ».
6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты. Процесс начал двигаться быстрее. В целом, финансирование Янтарной комнаты составило около 12 млн долларов
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме.

https://i.postimg.cc/W1J8cjwN/124-IMG-20220824-103342.jpg

Александр Крылов проработал над восстановлением комнаты все 24 года , с 1979 по 2003 г., а  потом он восемь лет был хранителем Янтарной комнаты — ведь за всем этим нужно присматривать.

А.Крылов : "Мне было важно посмотреть, как будут "жить" янтарные панно непосредственно в музейном зале, как повлияет на них изменение температуры и влажности, что нужно сделать для сохранности комнаты.Янтарь  очень чувствителен к перепадам температур. Сквозняки вообще должны быть исключены. Откроешь небольшую форточку – в 10 метрах от нее камень начнет трещать, его выгибает. Категорически недопустим солнечный свет. Жесткий ультрафиолет губит поверхность янтаря, он начинает шелушиться. Была идея установить специальные стеклянные ограждения с климатической системой — это, с одной стороны, способствовало бы поддержанию микроклимата, а с другой, дало бы возможность посетителям музея рассмотреть янтарные миниатюры и сюжетные композиции с достаточно близкого расстояния. К сожалению, должность хранителя Янтарной комнаты оказалась номинальной, и я не увидел смысла в своей дальнейшей работе там".

https://i.postimg.cc/BvTCtgzR/14-IMG-20240705-103453.jpg

https://i.postimg.cc/vBGtnnFT/15-IMG-20240705-103520.jpg

Когда работа над Янтарной комнатой подходила к концу, Александр Михайлович сделал ее точный макет в масштабе 1:20
Теперь макет  стоит в его мастерской. В 2007 году "Янтарная комната в миниатюре" выставлялась в Лувре. А сейчас ее можно увидеть на выставке. Вот эта модель.

https://i.postimg.cc/SsXWFb9L/008-IMG-20240801-141612.jpg

Все что в реале из янтаря здесь также из янтаря. Всё, что в реале резьба по дереву с позолотой, на макете выполнено также из дерева. Александр Крылов может всё !

https://i.postimg.cc/DfXqxFnn/011-IMG-20240801-141635.jpg

Пол, как и паркет, набран из кусочков дерева в технике маркетри.
Слева пол в настоящей Янтарной комнате, справа пол на макете

https://i.postimg.cc/5t2BgCNR/132-IMG-20220824-103544.jpg https://i.postimg.cc/LXZZQBdN/012-IMG-20240801-141626.jpg

И даже крошечные лампочки-свечки в канделябрах настоящие, их зажигали на открытии выставки. Крылов купил их когда-то за границей.
Слева фрагмент настоящей Янтарной комнаты, а справа эти же светильники с лампочками,  но на макете

https://i.postimg.cc/28CVnf5H/131-IMG-20220824-103555.jpg https://i.postimg.cc/g2JjBq88/009-IMG-20240801-141620.jpg

0

7

Сделали б такую комнату из малахита или яшмы разных цветов (как в капелле Медичи во Флоренции), здорово бы было  :yep:

0

8

Loconte написал(а):

Сделали б такую комнату из малахита или яшмы разных цветов (как в капелле Медичи во Флоренции), здорово бы было

"Где деньги, Зин..."   Тут на Янтарную у немцев выпросили. Дальше расскажу про то, что на уникальные изделия Крылову деньги никто не дает, сам зарабатывает.

0

9

За время работы над воссозданием Янтарной комнаты Крылов  также отреставрировал значительную часть янтарной коллекции Государственного музея-заповедника «Царское Село», целый ряд музейных предметов из янтаря в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея «Исаакиевский собор», Музея янтаря (г. Калининград), национального художественного музея г. Касселя (Германия), Музея декоративно-прикладного искусства г. Берлина (Германия), Народного музея г. Белграда (Сербия).

За свою реставрационную деятельность Александр Крылов получил звание «Художник-реставратор высшей категории».
Награжден Орденом Почета, медалями: «300 лет Санкт – Петербурга», «За вклад в наследие народов России» и Почетным дипломом Российской Академии художеств.
В 2014 г. Мемориальным Фондом Фаберже награжден  большим знаком Ордена Франца Бирбаума и высшей наградой Фонда –«Орденом Карла Фаберже» с лаврами, с присвоением звания «Заслуженный ювелир».

В 2003-м, когда Янтарную комнату завершили, Крылов занялся собственным творчеством. Объясняет – в России, где 90 процентов мировых запасов янтаря, надо развивать художественную школу янтарщиков. Ведь этот камень органично сосуществует с костью, жемчугом, металлом – почти с любыми материалами, несет тепло, имеет безграничные возможности.

Имея дело с Янтарной комнатой , с коллекциями Эрмитажа, Крылов делал копии отдельных предметов, фрагментов панелей. На выставке такие предметы представлены.
Камея из Янтарной комнаты (реплика)

https://i.postimg.cc/D0cM4xkm/014-IMG-20240801-141642.jpg

Камея из Янтарной комнаты "Меркурий и Венера"  (реплика)

https://i.postimg.cc/mZ3qngzR/015-IMG-20240801-141644.jpg

Картуш из Янтарной комнаты (реплика)

https://i.postimg.cc/bwrBd06N/016-IMG-20240801-141649.jpg

Камеи из Янтарной комнаты с конями и со львами  (реплики)

https://i.postimg.cc/CLm2FrsQ/018-IMG-20240801-141653.jpg

Шкатулка

https://i.postimg.cc/9FWSHHZ9/021-IMG-20240801-141240.jpg

Нож для бумаги с подставкой

https://i.postimg.cc/xdbp3fDw/022-IMG-20240801-141245.jpg

Портрет императора Петра I.

https://i.postimg.cc/9QkN94SP/023-IMG-20240801-141253.jpg

Кружка "Три богатыря"

https://i.postimg.cc/C1TPv3wz/024-IMG-20240801-141258.jpg https://i.postimg.cc/1tGWbvzM/025-IMG-20240801-141301.jpg

Туесок

https://i.postimg.cc/C5wv0bB0/026-IMG-20240801-141304.jpg

https://i.postimg.cc/D05xwmLX/027-IMG-20240801-141311.jpg

0

10

Один из самых удивительных экспонатов выставки - это модель Исаакиевского собора в масштабе 1:200 – сложная в исполнении архитектурная миниатюра, над которой мастер работал полтора года.

https://i.postimg.cc/j5BMWBFs/028-IMG-20240801-141710.jpg

Модель выполнена в технике янтарного набора из непрозрачного янтаря, колонны выточены из прозрачного минерала, резьба из бивня мамонта создана под бинокуляром с 16-кратным увеличением, так что зритель легко может разглядеть не только лики и руки, но даже пёрышки на крыльях ангелов. Могу сказать, что фото не передает тонкости работы - эти барельефы, эти ангелы , то все такое крошечное, но так досконально вырезано, просто фантастика !

https://i.postimg.cc/zXCxBtSr/029-IMG-20240801-141735.jpg

Макет впервые покинул стены Исаакиевского собора. На открытии выставки  приехал директор музея "Исаакиевский собор" Юрий Мудров и вот что он сказал : "Работа очень хрупкая, мы боимся нанести какие-то утраты. Он никогда не покидал Петербург. Я думаю, Сергиев Посад достоин того, чтобы его здесь показать"

https://i.postimg.cc/fTnHMndC/030-IMG-20240801-141741.jpg

Как же удалось заполучить этот макет сюда на выставку и как вообще возникла идея создания этой копии ?  Дело в том,  что жена Крылова давно является сотрудницей музея  "Исаакиевский собор". В соборе есть деревянная  резная модель здания, выполненная мастером М. Т. Салиным в 19 веке. С тех пор модель потребовала реставрации. Когда стали думать. кто-то бы из мастеров смог выполнить такую работу, жена Александра Михайловича предложила его кандидатуру. Ведь с деревом он также прекрасно умеет работать. Крылов за 8 месяцев произвел реставрацию модели, а потом решил сделать ее копию в янтаре. Как я уже говорила, на это ушло 1,5 года.

https://i.postimg.cc/8cWtLw2L/031-IMG-20240801-141715.jpg

В ноябре 2010 года в музее Эрарта янтарный собор предстал перед публикой на выставке уникальных работ из янтаря «Оставляя свет».Эта выставка посвящалась памяти Александра Журавлева, руководителя работ по воссозданию Янтарной комнаты , учителя Крылова. Оказывается , Александр Журавлев трагически погиб в декабре 2009 года, его убили в подъезде дома. Тогдашний директор музея "Исаакиевский собор" Николай Витальевич Буров увидел этот макет и сделал все для того, чтобы он стал собственностью музея. Он хранился в фондах, а когда появилась возможность сделать экспозицию в ризнице, — стал ее центром.

https://i.postimg.cc/2jBcp813/032-IMG-20240801-141717.jpg

Вот так через супругу и удалось заполучить макет на выставку. Немного цифр. Вес макета - - пятнадцать килограмм, длина - 84 сантиметра, ширина - 78 сантиметров, высота - 64 сантиметра. Чтобы выложить на макете только площадь перед собором, художнику потребовалось более 7,5 тыс. кусочков янтаря !

https://i.postimg.cc/cLdX8RX8/033-IMG-20240801-141727.jpg

Кстати, об этой плитке. У реального Исакия нет такого мощения. Знатоки говорят, что янтарный Исаакий несколько отличается от настоящего, но Александр Крылов и не скрывает: модель собиралась исключительно по чертежам Монферрана. В жизни при строительстве от чертежей слегка отошли, но в янтарном исполнении собор выглядит именно так, как его задумывал знаменитый архитектор.

https://i.postimg.cc/L8vvkJbQ/034-IMG-20240801-141721.jpg

Так что этот макет - один из двух экспонатов выставки, не принадлежащих  Крылову. Второй экспонат - это икона Исаакия Далмацкого также из собрания музея "Исаакиевский собор". Я ее позже покажу.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова»