По северу Франции. Часть 12. От Морле до Оре.
Сообщений 261 страница 270 из 361
Поделиться2642023-05-26 11:55:49
Город прекрасен, и с погодой повезло, столько красоты и цветы где-то надыбала)
Давай замок, добей нас))
Поделиться2652023-05-31 21:33:30
Замок Кериоле.
На окраине Конкарно , в тенистом парке, расположен замок Кериоле (Château de Keriolet).
Этот замок связан с именем Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой.
Зинаида Нарышкина принадлежала к старинному русскому роду из-под Смоленска. В первом браке она была замужем за князем Борисом Николаевичем Юсуповым.
В октябре 1849 года князь Борис Николаевич скончался, и вдова покинула Россию. По мнению Феликса Юсупова, это произошло из-за ссоры с императором. В конце 1850-х во Франции княгиня познакомилась с капитаном Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарлем Оноре Шово (1829—1889), который был младше её на 20 лет. 7 мая 1861 года состоялось их венчание в домовой церкви особняка на Литейном. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Швейцарию.
В 1862 г Зинаида приобретает поместье Кериоле, построенное в начале 13 века, и дарит его молодому мужу. Старый замок был перестроен в нео-готическом стиле местным архитектором Жозефом Биго.
Получившийся замок производил странно-мрачное впечатление. В нем смешаны несколько стилей – неоготический, французский ренессанс, средневековый и элементы местного бретонского стиля.
На крыше – страшные химеры, а на западном крыле – ведьма на помеле. Фасад украшен символами Бретани – горностаями и королевскими лилиями. Среди украшений – барельеф медведя, который смотрит на восток, напоминая об истоках Нарышкиной.
Суровый замок благодаря вкусу Зинаиды Ивановны был превращён в роскошный дворец, наполненный прекрасной мебелью и произведениями искусства.
Поделиться2662023-05-31 21:34:16
Российский двор был недоволен этим мезальянсом. И Юсупова решила проблему, приобретя для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр. С 1860 года он занимал пост генерального советника департамента Финистер округа Конкарно в провинции Бретань.
В 1889 году граф Шово скончался, завещав замок Кериоле своей сестре, и это при том, что Зинаида Ивановна, купившая ему этот замок на свои средства, была жива. В результате ей пришлось выкупать его назад за полтора миллиона франков.
Последние годы Зинаида Ивановна проживала в основном в Париже, где и умерла в 1893 году в возрасте более 90 лет.
В 1891 году она завещала усадьбу Кериоле жителям департамента Финистер с условием открытия в нём музея.
Посетив Кериоле, члены Наблюдательного комитета составили протокол, в котором указывалось: "При виде столь чудесного разнообразия художественных богатств, примечательных поисков стиля, настойчивого и замечательного стремления к красоте мы лучше поняли, что мадам Шово-Нарышкина хотела уберечь свое детище от превратностей судьбы, и мы выражаем нашу признательность княгине, предназначившей Франции и Бретани столь пышный дар". Судьба подарила Кериоле несколько спокойных десятилетий. Лишь во время Второй мировой войны здесь были расквартированы германские солдаты, которые разграбили замок и срубили деревья, устроили на его территории конюшню и стрельбище. А в конце войны в имении размещался военный госпиталь.
В 1948 году о бретонском замке вдруг вспомнил правнук Зинаиды - князь Феликс Юсупов.
Обосновавшийся в Париже, Феликс решил проверить выполнение условий передачи Кериоле в дар. Назначенные им эксперты обнаружили многочисленные нарушения пунктов дарственной: были срублены деревья, алтарь из часовни передан в местную церковь, а фламандские ковры - в музей соседнего города Кемпера. Были проданы ряд земельных участков и часть мебели, а сам замок периодически сдавался в аренду под различные вечеринки. Юсупов немедленно потребовал возвращения Кериоле. В 1951 году он направил соответствующее письмо префекту Финистера и одновременно обратился в суд, выдвинув претензии на компенсацию за нанесение ущерба собственности в 4 миллиона франков. Генеральный совет департамента, которого не смущали ни родовитость, ни таинственные заслуги русского князя, назначил контрэкспертизу, которая констатировала лишь незначительные нарушения. К тому же префект заявил, что часть из них объясняется форс-мажорными обстоятельствами, а другая списана за давностью лет. В результате департаментский суд отверг иск правнука Нарышкиной.
В 1954 году под давлением многочисленных кредиторов и по совету парижских адвокатов Феликс обратился в высшую инстанцию, не подверженную прессингу местных властей, - апелляционный суд города Ренна. Ход оказался верным: новые судьи вынесли окончательное решение в пользу Юсупова. Теперь Генеральный совет Финистера должен был не только освободить замок и вернуть коллекции, но и выплатить князю компенсацию в размере 25 миллионов франков. Едва вступив во владение желанной собственностью, Феликс принялся от нее поспешно избавляться. Чтобы расплатиться с огромными долгами, он опустошил покои замка, распродавая произведения искусства, мебель и уникальный архив с документами XII-XIX веков. А потом предложил муниципальному совету Конкарно выкупить само поместье.
В 1960 году Юсупов разбил прилегающие угодья общей площадью 48 гектаров на мелкие участки, уступая их тем, кто больше даст. Кто-то из местных жителей даже подал на князя в суд, чтобы остановить застройку площади вокруг замка в соответствии с французским законом об охране лесов и исторических памятников. Когда же непроданным остался только замок, хозяин вдруг нашел его "уродливым, лишенным стиля и вкуса". Без всякого сожаления он бросил Кериоле на произвол судьбы и возвратился в Париж, где умер в 1967 году, будучи совершенно разорен.
А поместье пошло с молотка, и новый хозяин поначалу хотел превратить замок в доходный дом, однако отказался от этой идеи из-за чрезмерно больших расходов на переустройство. Началось новое разграбление: из поместья вывозили витражи и внутренние колонны, резное дерево и кухонную утварь. В саду были повреждены статуи Анны Бретонской и Шарля VIII, лишь чудом сохранился памятник Нотр-Дам д‘Эсперанс - Богоматери надежды. Камень за камнем была разобрана часовня, а строительный материал использован для сооружения жилого дома в центре Конкарно. В 1988 году по западу Франции пронесся разрушительный ураган, не пощадивший и многострадальное поместье: в Кериоле были повалены деревья, сорваны крыши, разбиты стекла. Непоправимый ущерб в залитом водой замке был нанесен деревянным потолкам и полам. Казалось, что лежавшему в руинах поместью нанесен последний удар...
Но тут произошел новый поворот судьбы, которая будто сама подсказывала, что надежду не следует терять никогда. В Кериоле случайно заехал некий француз, где-то услышавший о замке, выстроенном в Бретани сумасбродной русской княгиней. Лучи солнца вдруг волшебно осветили остатки когда-то великолепного фасада из белого гранита, и проезжий, переживший чудесное озарение, решил купить замок и вернуть ему былой блеск. Кто же этот "принц" ? Владелец одной из компаний в Париже, который не ищет известности.
И вот на территории поместья полным ходом развернулись реставрационные работы. Часть замка уже открыта для экскурсий, и в возвращенном из забвения Кериоле вновь поселился дух русской княгини Зинаиды Нарышкиной.
Замок можно посетить в ходе экскурсии с гидом (на французском и английском языках). Информация должна быть на сайте. Парк вокруг доступен (при нас так было) для посещения.
Поделиться2682023-06-01 08:39:20
Замок совершенно чудесный! Такой стильный и затейливый! История занимательная, какие повороты!
Поделиться2692023-06-01 18:45:20
Какой замок, и какая у него судьба! Юсуповы любили красивую жизнь!
Поделиться2702023-06-02 00:53:11
Этот замок связан с именем Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой.
Ах вот, оказывается, где этот замок, о котором рассказывают на экскурсии по особняку Зинаиды Юсуповой на Литейном! Очень интересно!
Лена, спасибо, что показала!
Ещё раз убедилась как у нас на форуме одна тема может плавно перерасти в другую.