После Морле мы поехали еще южней и вступили на "Дорогу приходских храмов" (Les Circuits des Enclos Paroissiaux).
И здесь надо подробно рассказать об этом чисто бретонском явлении.
В двух словах -это храмы, построенные возле кладбищ, окруженные каменными стенами в небольших городках, деревушках. По-русски можно назвать это погостами, хотя кладбища на этих приходских участках не везде сохранились. Отличает эти участки особая архитектура снаружи и внутри.
А сейчас расскажу подробно в чем же особенность этих приходских участков и когда они появились.
Бретонские приходские участки Enclos Paroissiaux — это церковь, окруженная площадью, с прилегающим кладбищем или без него и окруженная каменной оградой.
Приходские участки характерны для сельской религиозной архитектуры Нижней Бретани и датируются в основном 16-17 веками. Появлению таких богатых архитектурных ансамблей стало возможным благодаря экономическому процветанию этого региона.
Бретань, наверное, никогда особенно не бедствовала. Но было время, когда она особенно процветала.
Нижняя Бретань разбогатела с 15 века благодаря своим портам, расположенным в центре торговли между Испанией и Северной Европой. Кроме того, выращивание и ткачество льна, особенно в долине Элорна и Леона, продаваемого в Англии и Голландии, увеличили богатство региона, что породило богатую деревенскую аристократию, которая построила богатые замки и церкви.
Бретань и в особенности этот район Финистер с успехом сбывали производимые здесь лён и пеньку, необходимые для парусной оснастки судов. Здесь организовывали организуется множество ярмарок, связанных с крупными религиозными событиями жизни, контекстом Контрреформации, а также важностью поклонения местным святым и мертвым.
В ярмарках участвовали иностранные торговцы. А на вырученные в избытке деньги местные селения соревновались друг с другом в пышности и вычурности своих церквей. Были заимствованы многие архитектурные мотивы из Италии и Испании, приглашались архитекторы и художники оттуда. Они привносят в декор новых храмов влияние барокко своих стран.
Апогей строительства этих погостов приходится на провинцию Бретань между серединой 16 и концом 17 века, это период мира, инициированный Тридентским собором и являющийся частью французского Возрождения.
Что же все-таки представляет из себя бретонский приходский участок Enclos Paroissiaux ?
Приходский участок представляет собой религиозный архитектурный ансамбль, обнесенный стеной, типичный для Нижней Бретани, где до сих пор сохранилось 70 сохранившихся подобных участков.
Самые известные их них находятся в области Финистере: Сен-Тегоннек, Гимильо, Ламполь-Гимильо, Плугонвен, Плугастель-Даулас, Плейбен и др.
Списки участков можно найти по ссылкам ниже.
http://www.infobretagne.com/enclos-paroissiaux.htm
https://fr.wikipedia.org/wiki/Enclos_paroissial
Участок должен иметь не менее пяти из следующих восьми элементов:
•Церковь,
• оссуарий (склеп),
• часовня-реликварий,
• кальварий (крест, Голгофа)
• окружающая стена,
• триумфальная арка,
• кладбище,
• фонтан.
Церковь и кладбище нам понятно.
По кельтскому обычаю храм и кладбище находились на едином огороженном каменой стеной участке земли. Стена защищала участок от проникновения животных.
Французское слово «enclos» содержит ускользающий в русском переводе корень «закрытый», поскольку каждый храм обнесен каменной оградой, создающей внутри свой, священный мир, отделенный от внешнего бытового.
В стене, как правило, был пышный вход в виде триумфальной арки.
Непременными атрибутами было также отдельно стоящее на участке каменное изображение распятия "Голгофа" и оссуарий - помещение для хранения давних остатков умерших.
Оссуарий - хранилище костей и останков умерших предков. Иногда оссуарий бывает даже не один.
В оссуарии обычно довольно пусто, сами кости под полами в склепе, но всегда присутствует деревянная композиция - Оплакивание Христа. Оссуарий украшен скульптурами на тему смерти.
Раньше в Средние века после похорон через несколько лет тела выкапывали, чтобы освободить место новым покойникам. Кости же помещали в специальные склепы, которые потом превратились вот в такие оссуарии. Монументальные оссуарии в основном построены в Нижней Бретани и располагаются в западной или юго-западной части оград. Наиболее яркий пример такого оссуария можно увидеть в Сен-Тегоннек.
Кальварий или Голгофа - обычно большая скульптурная композиция с одним или тремя крестами над ней. Бретань имеет давнюю традицию религиозных памятников со времен менгиров, а затем появилось множество крестов, воздвигнутых вдоль дорог, на перекрестках или на побережье. Они отмечают паломнические пути и дороги церковных процессий.
Голгофы на приходских участках как правило очень монументальны. Они пережили революции и период упадка деревень в индустриальную эпоху, когда некоторые деревни были заброшены.
Темы, представленные на Голгофах, обычно связаны с жизнью Христа (рождение, детство, Страсти, Воскресение), смертью (частая тема в Бретани, уходящая корнями в кельтскую традицию), темами, также связанными с Контрреформой ( Розарий, Святое Семейство, Ангелы-Хранители, ...), а также местночтимые святые (Святой Рох, Святой Себастьян, Святой Исидор и др.).
До XIX века верующие и путешественники еще могли наблюдать здесь следы полихромии (обычно красная туника у римских персонажей, охра и синяя у литургических персонажей). Это был настоящий комикс, как и витражи, изначально предназначенные для быстрого чтения великих сцен из Евангелий или Житий святых, Голгофы изобилуют множеством персонажей, которые придают им эпический и живой тон.
Каждая деревня, исходя из местничества, путем соперничества между приходами, соревновалась со своим соседом в демонстрации своего богатства, строя как можно более красивый погост. Так было между деревнями Гимильо и Ламполь-Гимильо, расположенных всего в 2 -3 километрах друг от друга. Идет настоящее соревнование между деревнями - кто-то ставит у себя триумфальную арку, сосед хочет тоже и и вдобавок ставит многофигурную Голгофу, другая деревня строит роскошный баптистерий, а сосед отвечает богатой кафедрой проповедника и т.д.
Приходские участки обнаруживают особую окраску, связанную с культом местных святых и культом мертвых среди сельского населения Бретани, вскормленного чудесным кельтским влиянием, в котором смешиваются языческие легенды и наивное благочестие.
В апреле 1695 года королевский указ, утвержденный парламентом Бретани семь лет спустя, запретил любое новое строительство зданий или религиозных сооружений без необходимости. Торговая политика министра финансов Кольбера и блокада из-за войны Аугсбургской лиги привели к падению производства льна и бретонского сельскохозяйственного экспорта, так что государство, вероятно, сочло, что щедрые расходы, понесенные на возведение приходских храмов, уменьшают налогообложение и это надо исправить.
Как сами церкви зачастую не вяжутся с обликом окружающих их городков, так и внутреннее убранство совершенно не соответствует внешнему облику церквей. Эти храмы - настоящие произведения искусства.
Бретонские церкви отличаются в первую очередь пышно украшенными колокольнями (балясины, башенки, крюки, башенки), затем большими крыльцами, которые служат и главным входом, и местом собраний приходских советов, и боковыми крыльцами, возникшие с XVI века, которые образуют автономные архитектурные ансамбли и часто включают в себя галерею святых или апостолов.
Все каменные постройки украшены многочисленными скульптурами святых и других персонажей. Эти выразительные скульптуры выполнены местными мастерами в наивной манере и производят очень сильное впечатление. Можно говорить об особом бретонском средневековом стиле.
Каменные скульптуры необыкновенно выразительны! Здесь нашли свое отражение и народная крестьянская культура и традиция, идущая от Босха и Брейгеля, изображающая людей в неком карикатурном виде, как отражение их страстей и грехов. Так мы видим положительных и нейтральных персонажей со спокойными человеческими лицами, отрицательные же изображены с жуткими гримасами, в кривых неестественных позах и с подчеркнутыми половыми органами.
Убранство бретонских церквей богато и красочно: полихромные запрестольные образы сделаны из мрамора в Верхней Бретани и Ваннете, а в остальной части Нижней Бретани часто из дерева. Еще одной особенностью являются балдахины и колонны, окружающие купель.
Участок предлагал верующим пройти путь от смерти к Воскрешению. От кладбища и оссуария к алтарю в храме, дающему представление о небесном Рае.
У нас к осмотру было намечено 7 таких участков, расположенных близко друг от друга.
Ламполь-Гимильо (Lampaul Guimiliau).
Гимильо (Guimiliau).
Локмелар
Сизен
Ла Рош Морис
La Martyre Ла-Мартир
Сен-Мари Ле Менес Ом
Какой-то мы пропустили, какой - пока не могу разобрать, они похожи, по ходу разбора фото , наверное, пойму.