Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Павла и Сергея Третьяковых


Музей Павла и Сергея Третьяковых

Сообщений 31 страница 40 из 42

31

Julia написал(а):

твой рассказ ничем не хуже реального посещения музея (а то и лучше)

Спасибо сайту музея, они разместили там аудиогид.  :rolleyes:

Ксения написал(а):

А поза модели, конечно, на Энгра очень похожа...

Очень похожа !

Противоположная стена "Музыкальной гостиной" отдана картинам из коллекции Павла Михайловича.

Павел Михайлович вел довольно замкнутый образ жизни, был молчалив и сдержан в словах и поступках, общественной деятельностью занимался меньше брата. Он очень ценил время, сторонился шумных гостей, избегал праздного времяпрепровождения, все свои силы посвятил созданию картинной галереи. Он был, прежде всего, человеком дела, цельным человеком, который мог позволить себе сказать: «Слово мое было крепче документа!».
Панорама стены не очень удалась.

https://i.postimg.cc/KYjFqLM9/135-IMG-20220304-125457-IMG-20220304-125503.jpg

Максимов А.М. Богоматерь с Младенцем. 1846г. ГТГ
Полотно «Богоматерь с Младенцем» малоизвестного художника Алексея Максимова Павел Третьяков купил в 1872 году. Максимов, ученик Карла Брюллова, большую часть своей творческой жизни посвятил созданию образов для церквей Петербурга, Москвы, губернских городов, а также храмов православной миссии в Испании и Бразилии. Современники отмечали трудолюбие художника: «Ранее утро застает художника уже за работой, в продолжение дня он переносит кисть с одного труда на другой, а вечером (…) вы думаете, карты или какое-нибудь другое развлечение служит ему отдыхом? Нет, он находит отдохновение на портретах цветными карандашами, и такой отдых длится иногда далеко за полночь». Возможно, именно усердие стало причиной ухудшающегося зрения художника, когда «нужда начинает руководить его кистью, но ней гений искусств». Полотно, представленное в музее, было написано задолго до наступившей слепоты, в пору творческого расцвета мастера. Сохранилось изображение картины в экспозиции Павла Третьякова, образ висел над знаменитой «Всадницей» Карла Брюллова. Возможно, работы учителя и ученика были помещены на одной стене неслучайно. Полотно долгое время хранилось на валу, прошло серьезную реставрацию по современным научным методикам, было натянуто на специально сконструированный планшетный подрамник для экспозиции музея, также была отреставрирована историческая рама, в которой картина была приобретена Павлом Третьяковым.

https://i.postimg.cc/9XZ2ncDj/136-IMG-7829.jpg

Со всей очевидностью картина была предназначена в качестве молельного образа для одного из православных храмов. На полотне справа на камне высечена надпись, гласящая: «Камень им же небрегоша зиждущие, сей быть во главу угла» («Камень, который отвергли строители, соделался главою угла»),  и отсылающая к Священному Писанию. К таинству причащения отсылают чаша и дискос, стоящие на камне рядом с закрытым Евангелием, к таинству соборования – сосуд с елеем, стоящий перед камнем. Христос изображен как Спаситель хрупкого мира, который Он держит в одной руке. Другая рука Младенца сложена в благословляющем крестном знамении.

https://i.postimg.cc/Yq77cTFL/137-IMG-7830.jpg https://i.postimg.cc/7LR4p61q/138-IMG-20220304-124429.jpg

Интересный сюжет на следующей картине.

Неврев Н.В. Воспитанница. 1867г. ГТГ
В первое десятилетие своей собирательской деятельности Павел Третьяков приобретает картины, относящиеся к популярному в 1860-е годы бытовому жанру, внутри которого существовало негласное разделение на «мыслящий жанр», то есть критически оценивающий отношения человека и общества, идиллический, поэтически осмысляющий окружающую жизнь, и – бытописательский, стремящийся к точной фиксации факта действительности.
Картина «Воспитанница» была написана художником Николаем Невревым, выпускником Московского училища живописи и ваяния. В 1860-е художник много работал в сфере бытового жанра, его полотна тяготели к аналитическому, обличительному направлению, то есть «мыслящему» жанру, в котором звучал голос самого художника, его отношение к происходящему. Работы Неврева по своему настроению созвучны острым жанровым композициям Перова, Прянишникова и других представителей московской живописной школы, которых Третьяков активно поддерживал, покупая их произведения.  В 1867 году сразу по появлении картины она была приобретена П.М. Третьяковым.
В картине Неврева купчиха, взявшая на «воспитание» бедную девушку, т.е. обязавшись устроить личную жизнь своей подопечной в рамках благопристойности, принятой в обществе, принуждает ее выйти замуж за приказчика, «сальное» выражение которого не сулит ей никакого семейного счастия. Молодой офицер, виновник пикантного «положения» главной героини отстранился от ситуации, отвернувшись от девушки, которая, смущенно наклонив голову, неловким жестом руки скрывает свою округлившуюся талию.
Вероятно, тема картины была подсказана Невреву одноименной пьесой драматурга Александра Островского, впервые поставленной на сцене Малого театра в октябре 1863 года.
«Художник Неврев был первым старейшим другом, как я помню, в доме Третьяковых. Еще в 1867 году он написал картину Воспитанница, на которой изобразил комнату в доме Третьяковых, где видна картина С. Щедрина Лунная ночь… Кто хочет знать, в какой обстановке жил в то время Третьяков, пусть посмотрит на эту картину», — вспоминал один из служащих Третьяковской галереи.

https://i.postimg.cc/XqSbYzDh/139-IMG-7837.jpg

Крамской И.Н. Портрет А.С. Грибоедова. 1873. Холст, масло. ГТГ
В конце 1860-х годов Павел Михайлович Третьяков задался целью создать портретную галерею знаменитых соотечественников. Важную часть в ней занимали портреты выдающихся русских писателей.
Коллекционер заказывал портреты не только знаменитых современников, но и деятелей, уже ушедших из жизни. Если Павел Михайлович понимал, что мастеру при написании посмертного портрета не хватает материала для проникновения в «главную мысль» лица,  он нередко начинал искать документальные свидетельства, мемуары, раскрывающие не только внешность, но и характер портретируемого. Собиратель уделял огромное внимание исторической достоверности изображений – вместе с художниками он разрабатывал будущие композиции, обсуждая детали одежды, прически, интересуясь подробностями жизни моделей.
К числу таких работ относится и посмертный портрет Александра Сергеевича Грибоедова, заказанный художнику Ивану Крамскому, который писал Третьякову по окончанию работ: «чем я несказанно доволен, так это Грибоедовым, не то, чтобы он уж хорошо был написан, а тем, что мне удалось с помощью Каратыгина сделать его похожим». Крамской пользовался акварельным портретом и мемуарами Петра Андреевича Каратыгина, актера Александринского театра.

https://i.postimg.cc/MTjwxStV/142-IMG-7835.jpg

0

32

Смирновский И. Портрет молодого человека с мопсом. Конец 1790-х. Холст, масло. ГТГ
Павел Третьяков, широко известный как коллекционер современного искусства, активно собирал и работы мастеров предшествующих поколений. К живописи XVIII – начала XIX века он начал проявлять интерес с самого начала своего собирательства.
Автором этого портрета в настоящее время признан художник Иван Смирновский. А Павел Третьяков приобрел это произведение как портрет поэта Гавриила Державина кисти Дмитрия Левицкого. С такой атрибуцией портрет «жил» в галерее Павла Третьякова вплоть до его смерти. К 1920-м годам имя Державина было поставлено под сомнение, стало очевидно, что данный портрет имеет мало сходства с другими признанными изображениями поэта. В 1923 году Игорь Грабарь, в то время занимавший пост директора Третьяковской галереи, пересмотрел авторство. «Портрет Державина, работы Левицкого, оказался и не Державиным, и не Левицким» - писал он позже в своих воспоминаниях.
С 2008 года портрет считается работой художника Ивана Смирновского (до 1783 – не ранее 1822). О Смирновском, которого можно отнести к так называемым «малым портретистам», сведений сохранилось, которые находятся в разных музеях страны. Все они являются камерными портретами небольшого формата. Судя по изображенным лицам, заказчики Смирновского были связаны с Москвой и Петербургом.
Портрет молодого человека с мопсом не окончен, в доличном письме отсутствуют верхние слои живописи, на руках модели можно различить предварительный карандашный набросок. Портрет не имеет подписи, поэтому датируется по костюму модели. Высокий шейный платок, пудренные волосы без парика и другие детали позволяют отнести произведение к 1790-м годам, так называемому павловскому времени.
Как показывает история бытования портрета, Павел Третьяков не был застрахован от ошибок. Очевидно, что первостепенное значение для коллекционера имело имя Державина. На протяжении многих лет Третьяков пополнял собрание портретами выдающихся деятелей русской культуры, разумеется, образ поэта, изображенного с раскрытой книгой в руке, украсил бы галерею. Авторство Левицкого, которому изначально приписывался портрет, тоже играло не последнюю роль. Из переписки Павла Михайловича известно, что коллекционер специально разыскивал для своего собрания работы художника.

https://i.postimg.cc/wMXdyQCB/143-IMG-7831.jpg

Боголюбов А.П. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861. Холст, масло. ГТГ
Картина «Ипатьевский монастырь близ Костромы» входит в «Волжскую» серию пейзажей Алексея Петровича Боголюбова и является одним из известных его произведений. В 1861 году художник предпринял путешествие по Волге, Каме и Каспийскому морю, полученные впечатления вылились в серию живописных полотен. Одной из остановок была Кострома. В своих «Записках» Боголюбов отметил: «Как только судно остановилось, мы спрыгнули в лодку и достигли берега … Мы уселись в дрожки, которые по крутому склону доставили нас на вершину речного обрыва. Поскольку Ипатьевский монастырь был самой отдаленной целью нашей экскурсии, мы начали именно с него». А представленная в экспозиции картина написана с противоположного берега реки, с которого открывался величественный  вид на монастырь. Именно здесь, на этом берегу реки Кострома в 1866 году была основана братьями Третьяковыми Новая Костромская льняная мануфактура. Знакомый с достижениями европейской живописи, Боголюбов передает в пейзаже эффект влажного воздуха, проявляя интерес к передаче световоздушной атмосферы.
Павел Михайлович Третьяков в 1862 году приобрёл картину у Боголюбова, затем полотно перешло в коллекцию младшего брата. После его смерти в 1892 году оно поступило по завещанию в галерею, но некоторое время находилось в жилых комнатах дома в Лаврушинском переулке. В 1897 году Павел Третьяков подарил картину галерее.

https://i.postimg.cc/yNgt3T9z/144-IMG-7832.jpg

И еще две картины. Таблички я пропустила.
Здесь крестьянские дети собирают вишню.

https://i.postimg.cc/j2KF901s/140-IMG-7833.jpg

https://i.postimg.cc/59qGzyHj/141-IMG-7834.jpg

и последняя картина из тех, что я смогла переснять

https://i.postimg.cc/BbgVf7W2/145-IMG-7838.jpg

Братьев Третьяковых похоронили на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище
На этом мой рассказ о новом музее братьев Павле и Сергее Третьяковых завершен.  :flag:

0

33

Лена ГМ
Лена, спасибо за рассказ!
Когда бы я еще узнала, что открылся новый музей.

Здесь крестьянские дети собирают вишню

мне сначала показалось, что они этого мальчонку подбрасывают  o.O  :D

Отредактировано Loconte (2022-03-15 01:29:09)

0

34

Loconte написал(а):

Когда бы я еще узнала, что открылся новый музей.

Стараюсь про новые музеи рассказывать сразу.

0

35

Лена ГМ
Лена, а у той дочери Третьякова, которая осталась в России была семья? Это ее потомки передают личные вещи в музей или это от тех, которые уехали?

0

36

Loconte написал(а):

а у той дочери Третьякова, которая осталась в России была семья? Это ее потомки передают личные вещи в музей или это от тех, которые уехали?

Почти все подлинные предметы в музее хранились раньше в Третьяковской галерее, в Лаврушинском переулке.  Упоминается выше Екатерина Сергеевна Хохлова, которая передала в музей венчальный платок Веры Николаевны, жены Павла Михайловича и игрушки детей.
Екатерина Сергеевна Хохлова, потомок по линии Александры Павловны, единственной оставшейся в России дочери Третьяковых. Семья у нее была.
Если интересно, то могу подробно рассказать про потомков по линии Александры Павловны. Надо ?

0

37

Лена ГМ

Если интересно, то могу подробно рассказать про потомков по линии Александры Павловны. Надо ?

да, интересно  :yep:

0

38

Loconte написал(а):

да, интересно

Ладно. Итак, Александра Павловна Третьякова и ее потомки.

Когда началось строительство Галереи Третьякова, Александре было 5 лет. На ее глазах возводилось здание, развешивались картины, открывался свободный доступ. Повзрослев, Александра Павловна стала главной помощницей Павла Михайловича Третьякова, более остальных в семье занимаясь вместе с отцом работой в Галерее.
В 1892г., когда Третьяков передал свое собрание в дар Москве, Александра Павловна жила в Петербурге. Она, как и все другие члены семьи, была твердо убеждена: собрание отца - национальное достояние. Поэтому не было никаких сожалений по поводу принятого Павлом Михайловичем решения.
Напомню, что мужем Александры Павловны стал Сергей Сергеевич Боткин.
В 1898 году, после кончины Павла Третьякова, Александра и Сергей Боткины вошли в Совет Галереи.
Активно работая в совете, Александра Павловна занималась сбором и обработкой архивных материалов, подбором произведений для приобретения Галереей, подготовкой выставок.
Александра Павловна оказалась единственной из потомков Павла Третьякова, кто остался в России после прихода к власти Советов. Для многих это решение было удивительным: все остальные члены семьи Третьяковых покинули страну. Особняк Боткиных в Петрограде был национализирован, отдан под коммунальные квартиры. Дом Третьяковых в Москве также перестал принадлежать семье. Еще раньше, в 1914 г, Александра Павловна поселилась в Москве у старшей дочери, которая к тому времени уже была замужем.
Александре Павловне пришлось пережить все тяготы того периода, связанные с ее "буржуазным" происхождением. Тем не менее, она не жаловалась и не допускала даже мысли о том, чтобы покинуть родину: свое место в новой жизни уже нашли ее дочери (хотя и им пришлось пройти через огромные трудности), мать осталась рядом с ними.
Приняв предложение властей, Александра Третьякова-Боткина вернулась в Галерею, некогда принадлежавшую ее семье. Много лет она была членом ученого совета Третьяковки. В 1937г. начала работу над книгой об истории создания Галереи. Первое издание книги вышло еще при жизни Александры Павловны, в 1951 году.

У Александры Павловны и Сергея Сергеевича было две дочери - старшая Александра (как и мать) и Анастасия.

https://i.postimg.cc/dV4hyH4x/bp-2.webp

            Шура и Тася Боткины,  внучки Павла Михайловича Третьякова

Александра ( Шура) Боткина стала актрисой. И специалисты, и зрители ценили ее темперамент, выразительность мимики и жестов. В 1916г. Александра начала сниматься в немом кино. Поначалу - в эпизодах, затем - в более крупных ролях. Однако ее кинокарьера оказалась недолгой: в 1930г. ей, как родственнице расстрелянного вместе с царской семьей лейб-медика Евгения Сергеевича Боткина (родного брата отца Александры), категорически отказали в съемках: близкая родственница "идеологического врага" не могла представлять Советский Союз на экране. С тех пор Александра Сергеевна стала преподавать во ВГИКе курс режиссуры (с 1939 года - доцент), работать как режиссер-постановщик.

Первым мужем Александры Сергеевны Боткиной стал актер Московского Художественного театра, театральный режиссер Константин Павлович Хохлов. В мае 1916г. родился ее единственный сын Сергей.
Вскоре брак распался. В 1923г. Александра Сергеевна стала женой Льва Владимировича Кулешова - известного советского режиссера, одного из основателей, первых преподавателей, а позднее ректора ВГИКа (Шура была его студенткой). Этот союз продлился более 45 лет, до смерти Льва Владимировича в 1970г., но совместных детей у супругов не было.

Что касается ее единственного сына Сергея Хохлова, то о нем известно мало. В августе 1942 года он был призван  на фронт. Звание - инженер-майор, дошел до инженера-полковника. Имел медали "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.". Ушел из жизни в 1986 году в возрасте 69 лет.
Сергей Константинович Хохлов  был женат. Его супруг Маргарита Петровна - доктор медицинских наук, профессор. С 1946 года Маргарита Хохлова работала в Центральном НИИ гематологии и переливания крови. С 1978-го по 1988-й руководила патологоанатомическим отделением НИИ. Скончалась в 2008 году.

Единственная дочь Сергея Константиновича и Маргариты Петровны - Екатерина Сергеевна Хохлова, вот она и передала в музей некоторые вещи.  Екатерина Хохлова, как и когда-то ее бабушка, училась в Институте кинематографии, но выбрала для себя не актерскую профессию. Она работала редактором в издательстве, затем стала директором Библиотеки киноискусства имени С. Эйзенштейна. И по сей день она возглавляет эту библиотеку.

Сын Екатерины Сергеевны носит фамилию Фадеев. Получил образование географа, но по специальности не работал - занялся бизнесом. Известно, что на 2011 год у него было трое детей. Так что тут линия Третьяковых-Боткиных продолжается.
Но людей, носящих фамилию Третьяковых и являющихся наследниками династии, сегодня нет.  Кроме потомков Александры Третьяковой -Боткиной есть только американские потомки Веры Зилоти и сейчас они носят фамилию Силоти.

Вернемся ко второй дочери Александры Павловны Третьяковой.

Анастасия (Тася) Боткина появилась на свет в 1892г., спустя год после сестры.
Тася окончила гимназию в 1914 году. Вместо того, чтобы продолжить обучение, она становится сестрой милосердия и продолжает это благородное служение почти три года. Лишь в 1917г. девушка стала слушательницей историко-филологического факультета Московского университета (по 1919г).
Первым местом ее работы стала Ленинская библиотека в Москве. В 1920г. Анастасия переходит на работу в Государственный Музейный фонд в Петроград. Ее специфика - театроведение, музееведение.

Вот очень хороший портрет Анастасии Боткиной. 1921 год. Портрет работы Зинаиды Серебряковой.

https://i.postimg.cc/nLrCY4Wc/bp.webp

В 1922 году Анастасия Боткина вышла замуж. Ее супругом стал Федор Федорович Нотгафт, искусствовед, научный сотрудник Эрмитажа. Брак этот был бездетным и непродолжительным. По мнению биографов, причиной развода стал "неровный характер" Анастасии Сергеевны. Несмотря на состоявшийся развод и то, что Федор Федорович довольно скоро женился во второй раз, бывшие супруги сохранили теплые дружеские отношения.
В 1927г. Анастасия Сергеевна приходит работать в Русский музей. Руководство отзывается о ней исключительно положительно.  Тем не менее, в апреле 1933 года Анастасия попадает под сокращение штатов и лишается места, которым дорожила. К счастью, работа для нее быстро находится: она становится хранителем и научным сотрудником Театрального музея.
В лице Анастасии Сергеевны Боткиной (Нотгафт по мужу) Музей театрального и музыкального искусства приобрел бесценного сотрудника. С детства жившая в атмосфере искусства, прекрасно в нем разбирающаяся, непосредственно знакомая со многими знаменитыми представителями русского театра, Анастасия Сергеевна была предельно внимательна к мельчайшим деталям. Благодаря этой тщательности при разборе архивных материалов и подготовке к публикации тематических альбомов были устранены многие недоразумения.
С началом Великой Отечественной войны Анастасии Нотгафт были поручены отбор и подготовка наиболее ценных экспонатов к эвакуации. Она была в числе 6 сотрудников, оставшихся в блокадном Ленинграде - продолжать работу, беречь коллекцию, которую не удалось вывезти из города. Кроме того, на Анастасии Сергеевне лежала ответственность за оказание медицинской помощи сотрудникам - она была единственной в коллективе, кто имел для этого навыки и знания.
По воспоминаниям людей, знавших Анастасию Нотгафт (Боткину), ей, как и многим ее коллегам, были присущи благородство, исключительная порядочность и жертвенная преданность своему делу.
Анастасия Нотгафт, как могла, помогала семье бывшего мужа Нотгафта в трудные дни блокады. Увы, ни Федор Федорович, ни его вторая жена Елена Георгиевна (также научный сотрудник Эрмитажа) не пережили. Анастасия Сергеевна пришла их навестить и увидела их мертвыми,  лежащими в одной постели. Она не стала дожидаться своей очереди и тут же в их квартире повесилась. Это случилось  апреле 1942 года. Ужасно...

0

39

Лена ГМ

Итак, Александра Павловна Третьякова и ее потомки

Лена, спасибо!
С большим интересом прочитала.

0

40

Сага о семействе Третьяковых.  Прочитала с начала до конца ... Спасибо, Лена !

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Павла и Сергея Третьяковых