Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Павла и Сергея Третьяковых


Музей Павла и Сергея Третьяковых

Сообщений 1 страница 10 из 42

1

Музей Павла и Сергея Третьяковых

https://www.tretyakovgallery.ru/for-vis … retyakovyh

Информация отсюда
https://ru.wikipedia.org/wiki/Третьяков,_Павел_Михайлович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Третьяков,_Сергей_Михайлович_(%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82)
https://www.tretyakovgallery.ru/for-vis … retyakovyh
https://antimrakobes.mirtesen.ru/blog/4 … ov-sozdate

Недавно в Москве открылся новый музей,  хорошая тенденция по открытию новых музеев.

Адрес музея - Москва, 1-Голутвинский переулок, 16, стр. 1 Это возле парк Музеон, прямо под боком у "Президент-отеля".

Музей Павла и Сергея Третьяковых — новое музейное пространство в структуре Государственной Третьяковской галереи. Музей посвящен личностям московских коллекционеров Павлу Михайловичу и Сергею Михайловичу, их жизни, вкладу в дело коллекционирования и благотворительности, семье Третьяковых, ее тесной связи с Москвой, значимости их деятельности для России, а также истории основанной ими Третьяковской галереи на фоне истории коллекционирования искусства в XIX веке.
Музей расположен в доме, где родились Павел и Сергей Третьяковы — основатели Третьяковской галереи. Несколько лет шла реставрация дома и вот он принимает посетителей.
Сегодня снаружи музей по-прежнему выглядит как московский купеческий дом середины XIX века (низ каменный, верх деревянный).

https://i.yapx.ru/RAw9fl.jpg

Дом  принадлежал московским купцам Третьяковым с конца XVIII века. Дед основателей галереи купец 3-й гильдии Захар Елисеевич приобрел собственный дом «в приходе церкви Николая Чудотворца что в Голутвине» на Бабьем городке. Семья принадлежала к старинному купеческому роду, корни которого уходят в Малый Ярославец. Семья Третьяковых владела домом более ста лет, вплоть до национализации 1918 года. С 1918 по 1972 годы дом находился в жилом фонде Москвы. С 1975 года сильно обветшавшее здание было взято на историческую реконструкцию Министерством культуры СССР. В 1992 году дому присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения, но вопрос его восстановления занял несколько десятилетий. С 1997 года дом в Голутвинском переулке был передан Третьяковской галерее в оперативное управление.
Дом братьев Третьяковых находится в исторической части Замоскворечья на правом берегу Москвы-реки. Жилой дом с прилегающими нежилыми строениями, представлял собой тип московской купеческой усадьбы среднего достатка эпохи становления предпринимательства в России. Дом Третьяковых является редким сохранившимся памятником архитектуры, иллюстрирующим историю и быт московского купечества XIX столетия.
Если снаружи фасад дома ровный, то со двора он имеет две выступающие части (ризалита). Отсюда и вход в дом.

Макет дома.

https://i.yapx.ru/RAyH0l.jpg

Голутвинский дом со временем полностью утратил свой облик и интерьеры, когда в нем жила семья Третьяковых. Павел и Сергей провели в нём лишь в первые годы своего детства. В зрелости они жили в иных особняках, соответствующих изменившемуся статусу (Сергей Третьяков - на Пречистенском бульваре, Павел Третьяков – в Лаврушинском переулке).

+1

2

Лена ГМ

Музей Павла и Сергея Третьяковых

Лена, как всегда, впереди планеты всей. Ничего про тот музей не слышала, с интересом посмотрю  :yep:

0

3

Познакомлюсь с новым музеем!

0

4

Музей небольшой, но приятный.

Музей посвящён основателям Третьяковской галереи коллекционерам, купцам и предпринимателям братьям Павлу Михайловичу (1832-1898) и Сергею Михайловичу (1834-1892) Третьяковым. Музей расположен в их родовом доме в Голутвинском переулке в Замоскворечье – историческом районе старой Москвы, недалеко от главного здания Третьяковской галереи и в непосредственной близости от здания галереи на Крымском валу.
Музей Павла и Сергея Третьяковых создавался как репрезентативный исторический дом. Атмосфера и интерьеры восстановлены с использованием предметов, не имеющих непосредственного отношения к этому дому, но связанные с жизнью и деятельностью коллекционеров. В экспозицию включены подлинные мемориальные предметы, принадлежавшие Павлу и Третьяковых, а также их семьям и родственникам.  Кроме того, в состав произведений включены произведения живописи и скульптуры, которые они приобретали на протяжении нескольких десятилетий своей собирательской деятельности.
В музее представлены жизнь братьев Третьяковых, их тесная связь с Москвой, вклад в дело коллекционирования и меценатства, значимость их деятельности для Москвы, России и мира в целом, а также история Третьяковской галереи на фоне истории коллекционирования искусства. Основной подход к драматургии экспозиции – разделение её на исследовательские «лаборатории» для посетителей и «театр вещей». Архивные документы и фотографии стали основой для мультимедийных программ залов первого этажа: «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». Мемориальные предметы, принадлежавшие Павлу и Сергею Третьяковым, и произведения из их коллекций, экспонируются на втором этаже, с их помощью создаются своеобразные «портреты» братьев, проявляя и разность их характеров, и близость устремлений. Живопись, скульптура, книги, мебель, немногие предметы бытового обихода происходят из семьи коллекционеров и призваны воссоздать атмосферу жизни, а не реконструировать ее.
Создание музея потребовало от сотрудников галереи и привлеченных специалистов творческих, но взвешенных решений - условия были продиктованы и охранными обязательствами объекта культурного наследия, и требованиями к экспонированию музейных предметов, посетительским сервисам, а также недостатком сведений о доме вовремя, когда в нем жили Третьяковы. Объект, по типологии, должен относиться к мемориальным музеям. Традиционно, создание подобных музеев осуществляется путем музеефикации или воссоздания интерьеров. Отсутствие архивных документов не позволяет частично воссоздать или полностью реконструировать обстановку дома на момент жизни в нём Павла и Сергея Третьяковых. Поэтому в музее мемориальным является само пространство.  Сохранена объемно-пространственная планировка здания на середину 19 века.
На первом этаже сохранен масштаб помещений с невысокими дверями и небольшими комнатами и частично воссозданы архитектурные элементы.
Стены первого этажа дома выполнены из красного и бурого кирпича, соединённого известковым раствором и оштукатурены. На кирпичах встречаются различные клейма. На одном из кирпичей есть клеймо «ЧЕЛНОКОВ», которое отсылает к кирпичному заводу купца Василия Челнокова, основанному во второй половине XIX века.

https://i.yapx.ru/RBHF1l.jpg

https://i.yapx.ru/RBHF3l.jpg

Весь дом очень небольшой.
На первом этаже гардероб, касса, небольшой вводный зал и три зала с мультимедийными экспозициями.
В вводном зале помимо уже показанного макета дома есть тексты про музей и про сам дом.

https://i.yapx.ru/RBHF5l.jpg

https://i.yapx.ru/RBHF9l.jpg

0

5

Первый этаж представляет собой многочисленные архивные документы и фотографии в виде мультимедийных инсталляций, которые разделены по залам «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». В интерьерах первого этажа нет предметов, экспозиция, представленная на экранах и интерактивных столах, состоит из цифровых альбомов с фотографиями, документами и сопроводительными текстами, и видеофильмов, представляющих хроники событий жизни и истории России, которые последовательно раскрывают предпринимательскую, благотворительную сферу и главное дело жизни Третьяковых – создание картинной галереи.
Все мультимедийные инсталляции созданы на основе научных исследований многих поколений историков, искусствоведов и культурологов, базирующихся на изучении архивных источников.
Первый из трех мультимедийных залов называется «Семейный альбом»

Зал «Семейный альбом» - это рассказ о роде Третьяковых и об именитых представителях их семьи, близких и дальних родственниках, составивших цвет русской культуры во второй половине XIX - первой половине XX веков.
Третьяковы, москвичи в 4-м поколении, принадлежали к старинному купеческому роду. Их предки приехали в Москву из Малого Ярославца.
Они были связаны родственными и семейными узами с выдающимися деятелями в сфере искусства, музыки, театра, литературы, архитектуры, собирательства, медицины – коллекционерами Саввой Ивановичем Мамонтовым, Сергеем Ивановичем Щукиным, Михаилом Абрамовичем и Иваном Абрамовичем Морозовыми, Ильей Семеновичем Остроуховым, композиторами Петром Ильичем Чайковским, Сергеем Васильевичем Рахманинов, Александром Ильичом Зилоти, поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом, режиссером Константином Сергеевичем Станиславским (Алексеевым), художниками Василием Дмитриевичем Поленовым и Марией Васильевной Якунчиковой, врачами Сергеем Петровичем, Сергеем Сергеевичем, Александром Сергеевичем Боткиными. Инсталляция «Родословие» знакомит с семьей Третьяковых и их родственными связями.

Ну реально все предпринимательские семьи до революции были повязаны между собой !

В интерактивный стол инсталлировано 14 альбомов, рассказывающих о жизни  Павла и Сергея, жизни их близких родственников и их семей (родных сестер и детей) в трех поколениях. Каждый альбом содержит фотографии, документы и сопроводительные тексты.
На стене идут проекции, начинается все от родителей - Михаила Захаровича и Александры Даниловны Третьяковых. Мы видим пятеро их детей, достигших взрослого возраста.

https://i.yapx.ru/RBISul.jpg

Михаил Захарович держал небольшие лавки в Гостином дворе, владел бумагокрасильной и отделочной фабриками. В 30-летнем возрасте купец Третьяков женился на дочери коммерсанта Данилы Ивановича Борисова — Александре Даниловне, которая за восемнадцать лет супружеской жизни родила двенадцать детей. Первенцем стал Павел, через год на свет появился Сергей.
Образование старшие сыновья получили с помощью домашних педагогов; их приглашал Михаил Захарович, который и сам старался присутствовать на занятиях. Когда мальчики подросли, отец начал привлекать их к работе в своих лавках: Павел и Сергей выполняли указания приказчика, зазывали покупателей, делали уборку. Братья-погодки были очень дружны, несмотря на разницу в характерах и темпераментах: немногословный, сосредоточенный Павел редко демонстрировал напоказ свои чувства, Сергей обычно выглядел «более легкомысленным», «любил пофорсить».
В 1848 году на семью Третьяковых обрушилась череда трагедий: из-за скарлатины один за другим ушли из жизни четверо детей, — что сказалось на здоровье самого Михаила Третьякова. Незадолго до смерти он составил завещание, согласно которому весь «благоприобретённый капитал» переходил к жене Александре Даниловне. Отдельным пунктом Михаил Захарович отметил сыновей:
"Сыновей до совершений лет воспитывать и прилично образовывать. Ежели моей супругой будет замечено, что сыновья будут брать деньги не на доброе дело, а на какую-нибудь слабость или распутство, то даю полную волю запретить выдачу денег до формального раздела".

В 1851 году большая семья Третьяковых переехала в двухэтажный замоскворецкий дом с флигелем, кухней, прачечной, конюшней и каретным сараем. Это и есть дом, о котором идет речь.  Первый этаж был отдан Павлу, Сергею и их сестре Елизавете, которая, выйдя замуж за приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, сменила фамилию. На втором поселилась Александра Даниловна с младшими детьми.

Следующие картинки рассказывают про всех братьев и сестер Третьяковых, кто на ком женился, чем занимался, все родственных связи и тп.

В интерьере зала «Семейный альбом» максимально сохранены и представлены подлинные элементы архитектуры дома.  Они стали полноправными экспонатами, материальными свидетельствами сложной истории дома и истории нашей страны.
В зале через стеклянный пол демонстрируется археологический шурф. Он позволяет увидеть фундамент здания, выполненный арками.

https://i.yapx.ru/RBIS5l.jpg

С этой стороны здания фундамент достигает 3 метров в глубину. Можно предположить, что укрепление фундамента разгрузочными арками и большой глубиной связано с рекой, находящейся рядом, стоком и движением грунтовых вод. Часть кладки, видимой в шурфе, сохранилась от канализационных стоков, заложенных, предположительно, еще до строительства основного объема дома.  Кладка фундамента выполнена из красного кирпича с клеймами. Большинство кирпичей имеет клеймо "КЗП" в прямоугольной рамке, которое относится к XVIII веку. Одно из клейм «БАИ» означает завод купцов Байдаковых в Московской губернии, который был основан приблизительно в начале 1840-х годов.
Над дверным проёмом была обнаружена перемычка – небольшая полоса-углубление в стене, которая заложена углём. В процессе реставрации дома не удалось определить, к какому именно периоду она относится. Однако известно, что уголь нередко использовался в строительстве. Благодаря своим гидроскопическим свойствам, он помогал избавиться от излишков влаги в помещении и предотвратить появление плесени. Вероятно, закладка углём в этом участке стены должна была помешать образованию конденсата от печи, которая находилась справа от проёма с начала 1830-х годов. Впоследствии она была демонтирована, а печное место заложено кирпичом в 1853 году.

0

6

Второй зал первого этажа -это  Зал «Архив предпринимателя». В этом зале с помощью мультимедийных средств нас знакомят с эволюцией семейного бизнеса Третьяковых от торговли и операций по закупке льна – к переработке льна и продаже текстиля, учреждению Новой Костромской льняной мануфактуры. Материалы экранов позволят узнать о технологии производства и организация труда на мануфактуре, социальной политике, а также достаточно полно представят благотворительные инициативы Павла и Сергея Третьяковых. Карты Костромы и Москвы соединят все архитектурные объекты, связанные с именами братьев в двух городах. 
Как выглядит льняное сырье, какие этапы обработки оно проходит, какая ткань из него вырабатывается – можно узнать, открыв ящики под картой согласно расположенным на них подписям.
Вот три стадии обработки льна, можно трогать.

https://i.postimg.cc/x1SmVZBG/008-IMG-7748.jpg

https://i.postimg.cc/sX1QJCZz/009-IMG-7749.jpg

https://i.postimg.cc/KzVKqpnM/010-IMG-7750.jpg

Также можно пощупать образцы льняных тканей  выпущенных на Костромской фабрике.

https://i.postimg.cc/NFHKW84P/011-IMG-7746.jpg

https://i.postimg.cc/6Tx8w7b6/012-IMG-7747.jpg

0

7

Как же развивался бизнес братьев Третьяковых ?

Их отец, Михаил Захарович умер, когда старшему сыну едва исполнилось 17. Какое-то время формальным руководителем фабрик и лавок была именно Александра Даниловна, но через несколько лет она передала все сыновьям.
Павел и Сергей получили от матери все права на управление делами и, взяв в компаньоны зятя Владимира Коншина, мужа сестры Елизаветы, старшего доверенного приказчика отцовской фирмы. Втроем они  основали фирму «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». В новой фирме каждый из владельцев отвечал за свой участок: Владимир Дмитриевич Коншин работал непосредственно в магазине, Сергей Третьяков курировал зарубежные торговые операции, Павел вёл всю бухгалтерию. Дела шли успешно, и вскоре они решили, что разумно будет не только продавать льняные изделия, но и производить их. Сказано — сделано: уже в 1866 году открылась прядильная и ткацкая мануфактура в Костроме. Это стало настоящим событием в городе, работу получили тысячи человек.
Экспозиция знакомит нас со всеми основными московскими адресами , связанных с Третьяковыми. Среди них дом Павла Третьякова в Лаврушинском переулке, ныне Третьяковская галерея.

https://i.postimg.cc/wxy0k7J1/013.jpg

Дом Сергея Третьякова на Гоголевском бульваре, ныне этот особняк занимает Фонд культуры, я про это здание подробно рассказывала Москва -открываем закрытые двери-2
Только до революции бульвар назывался Пречистенским.

https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/140132613.3d6/0_1ea5fb_45e321e0_orig.jpg

Это особняк был перестроен по проекту  архитектора Александра Степановича Каминского, который был мужем  Софьи Третьяковой, еще одной сестры Павла и Сергея.
Павел Третьяков познакомился с Александром Каминским в Италии, приобрел несколько работ молодого архитектора и ввел его в свой дом. Александр влюбился в Софью Третьякову, но не осмеливался объясниться с ее братом. В это время отец уже умер и главой семьи был Павел. Третьяков и помыслить не мог отпустить сестру к человеку, у которого нет постоянного дохода. О помолвке девушка сообщила сама, причем в письме. Свадьба состоялась и доход появился. Каминский стал архитектором Третьяковых и их родственников, а затем главным архитектором Московского купеческого общества. Он строил несколько зданий в год.

Еще один адрес  -это Доходный дом П. М. и С. М. Третьяковых, расположенный на углу улиц Кузнецкий Мост и Рождественки. Построен также архитектором А. С. Каминским в 1892 году. Все знают это красивое здание. Дом строился как доходный, а значит его помещения сдавались в аренду. Первый и второй этажи сдавались под размещение торговых и конторских помещений, третий — под квартиры. Парадный вход в деловую часть расположен с угловой части здания, входы в квартиры находятся по торцевым фасадам с обеих улиц.
Правая часть здания по Рождественке сдавалось Третьяковыми банку «Лионский кредит». В подвале доходного дома находились надёжные стальные сейфы банка, аналогов которым в Москве в то время не существовало. По предложению А. Каминского хранилище было сделано герметичным, и каждый вечер по окончании банковских операций оно с помощью специальных устройств затапливалось из протекающей неподалёку в трубе реки Неглинной. В левой части дома со стороны Кузнецкого Моста располагался популярный художественный магазин фирмы И. Дациаро, в котором продавались картины, эстампы, гравюры, бумага и принадлежности для художников. Здесь также работали магазины: швейных машин, фонографов товарищества «Блок Ж», «Энфильд», при котором долгое время находился первый в стране клуб лыжников. На третьем этаже размещались три большие квартиры на 6, 7 и 8 комнат, одну из которых снимал владелец магазина Дациаро.

https://i.postimg.cc/sg9hjcRk/012.jpg

И еще один доходный дом Третьяковых находился на углу Кузнецкого моста и Неглинной.

https://i.postimg.cc/mrLFtHLt/012.jpg

Он и сейчас на месте.

https://i.postimg.cc/pds58Lrk/12.jpg

Главный магазин Третьяковых, где продавали изделия Костромской фабрики, находился  в здании на Биржевой площади на углу с Ильинкой. Оно также построено по проекту А.Каминского.
Вот так это здание выглядело до революции. Обратите внимание -слева здание Банка Товарищества П. М. Рябушинского, построенного по проекту Федора Шехтеля.  Мать будущего архитектора работала  экономкой в доме Павла Третьякова, и там Шехтель попал под покровительство А.Каминского, который и помог ему стать архитектором.

https://i.postimg.cc/Zqsx8S5P/012.jpg

А это современный вид этого же здания

https://i.postimg.cc/nz6KWG7C/012.jpg

Еще один объект в центре Москвы , чье название напоминает о славных братьях-меценатах. Это Третьяковский проезд.

https://i.postimg.cc/V6SB4VJx/012-A-S-Kaminsky-1891.jpg

Третьяковский проезд — небольшая живописная улица в Китай-городе между Никольской улицей и Театральным проездом. Проезд был построен в 1870-1871 годах братьями  Третьяковыми. При этом в Китайгородской стене рядом с Птичьей башней были прорублены Третьяковские ворота, стилизованные под русскую старину. Построен проезд по проекту архитектора А. С. Каминского .
Начиная с середины 1870-х годов в корпусах Третьяковского проезда располагались частные магазины и филиалы крупных фирм. Некоторые из помещений занимали Московский купеческий банк и несколько известных московских нотариусов. В 1880-е годы на первом этаже корпуса со стороны Театрального проезда располагался магазин готового платья Трусова и Суровцова. В конце 1890-х годов в это помещение переехал знаменитый магазин «Феникс», торговавший популярной среди московских аристократов мебелью в стиле модерн.
В Третьяковском проезде размещался также Торговый дом братьев Алексеевых, где демонстрировались новинки верхней одежды: костюмы, накидки, пелерины, дамские блузы, платья и сюртуки. Здесь же продавались духи и ароматические средства торговых домов «Брокар» и «Ралле».
Особое место в торговых рядах Третьяковского проезда занимал Торговый дом Вильяма Габю, в чьих магазинах на Никольской и в Третьяковском проезде продавались часы и ювелирные изделия.
Одно из помещений Третьяковского пассажа занимал чайный магазин, принадлежавший знаменитому московскому купцу Василию Гавриловичу Куликову.

+1

8

Третий мультимедийный зал называется «Каталог коллекции». Он рассказывает о том, что и как коллекционировали братья, о создании и развитии Третьяковской галереи, об участии  картин из собрания Третьяковых в различных выставках.

https://i.yapx.ru/RDSzIl.jpg

https://i.yapx.ru/RDSzRl.jpg

Зал «Каталог коллекции» посвящен главному делу жизни московских купцов. В сознании специалистов и просто любителей искусства братья Третьяковы органично «встроены» в общий процесс коллекционирования в России XIX века. Этапы формирования коллекции Павла Михайловича и создания им общедоступной галереи стала основой «Ленты времени» - истории развития частной коллекции в музей национального значения.
Вот так выглядит  эта "Лента времени", Вдоль нее можно перемещать экран, на котлром возникает информация про каждый временной отрезок.

https://i.yapx.ru/RDSzZl.jpg

К жилому двухэтажному дому в Лаврушинском переулке, где вначале собирательства размещались все купленные произведения, на протяжении всей второй половины XIX века пристраивались залы галереи. В начале ХХ века, после смерти Павла, появился знаменитый фасад, исполненный в неорусском стиле, хорошо известный сегодня каждому посетителю Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Важные даты из истории коллекционирования Третьяковых, основные приобретения, участия произведений коллекции в международных выставках, этапы расширения галереи вплетены в события художественной жизни России и мира 1850-1890-х годов.
Мультимедийные объекты раскрывают принципы коллекционирования Павла и Сергея Третьяковых, значение ряда приобретённых произведений русского и европейского искусства. Многие из них сегодня являются общепризнанными шедеврами. Мультимедийные программы рассказывают об особенностях общения коллекционеров с художниками, об историях, которые предшествовали покупкам, о ситуации на художественном рынке России и Европы в 19 веке. В повествование вплетаются высказывания мемуаристов и современной критики.
Факты и документы, ставшие основой для создания повествования в зале «Каталог коллекции», позволяют убедительно рассказать и наглядно показать, что деятельность Павла Третьякова в области коллекционирования, его завещание 1860 года и те новые идеи, которые он привнес в художественное собирательство, несомненно, обозначили поворотный этап в истории русской культуры второй половины XIX века, в котором Третьяков явился главным катализатором художественного процесса, стремительно заняв место безусловного лидера среди коллекционеров. Именно он служил образцом и примером для коллекционеров следующего поколения конца XIX – начала ХХ века (С.И. Щукина, братьев М.А. и И.А. Морозовых, братьев Рябушинских, А.А. Бахрушина, И.С. Остроухова и др.).
Это все было про экспозицию зала.

0

9

А теперь стоит рассказать про Третьяковых-коллекционеров.

Осенью 1852 года Павел Третьяков побывал в Эрмитаже и других культурных учреждениях Санкт-Петербурга. Остался под огромным впечатлением. Картины, статуи, бюсты, старинные вазы — все это приводило молодого предпринимателя в благоговейный трепет, равный которому он испытывал, пожалуй, лишь во время церковных служб. Так зародилась его любовь к искусству.
Датой создания галереи считается 1856 год, в этом году Павел Третьяков приобрел две первых картины. За «Искушение» Николая Шильдера он заплатил 150 рублей. Сумма была приличная, обычный рабочий мог кормить на нее семью два месяца. Второй из двух картин, положивших начало коллекции, стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Третьяков волновался, что его опыта не хватит на то, чтобы отличить качественную копию. Поэтому он любил заказывать картины напрямую у авторов, без посредников. Он говорил: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника».
В 1862 году Третьяков приобрёл работу «Сельский крестный ход на пасхе», написанную Василием Перовым. последующие годы в собрание галереи вошли работы художников-передвижников: «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, картины Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Карла Гуна.

Что касается его брата, то коллекционные пристрастия Сергея Михайловича обозначились не сразу. По словам Павла Михайловича, в начале 1870-х годов его брат проявлял большое внимание к русской живописи. Однако в дальнейшем Сергей Третьяков ориентировался в основном на работы зарубежных художников — в частности, немецких и французских. Подобное «разделение сферы деятельности» было связано с нежеланием конкурировать со старшим братом. Коллекция Третьякова-младшего, по данным искусствоведов, отличалась исключительной тщательностью отбора; меценат интересовался прежде всего представителями «барбизонской школы» и академической живописи.
Сергею Третьякову удалось  сформировать коллекцию, которая «среди русских собраний подобного типа стояла в своё время на первом месте». Искусствоведы отмечают, что приобретённые им работы Милле, Теодора Руссо, Коро, Добиньи входят в число «прекрасных страниц мировой живописи»

В том, что касается коллекционирования,Павел Третьяков никогда не сбавлял оборотов.  Иногда покупал целыми собраниями: например, у Василия Верещагина он забрал сразу больше 100 картин. В поисках интересных полотен он заглядывал и в антикварные магазины.

В 1867 году Павел Третьяков открыл для общественности свою усадьбу — музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

Комнаты в особняке в Лаврушинском переулке, где он жил с 1851 года и хранил картины, уже не могли вместить все, поэтому в 1872-м он задумался о постройке отдельного здания, где хранилась бы только живопись. Он посоветовался с братом, тот его поддержал. К юго-западному углу главного дома пристроили дополнительный корпус. Потом, по мере пополнения коллекции, здание перестраивали, возводили новые корпуса. Процессом руководил архитектор Александр Каминский.

Не считая себя профессиональным коллекционером, Сергей Третьяков тем не менее помогал брату формировать его галерею. Так, бывая в столице или за границей, он информировал Павла Михайловича о новых работах, деятельности живописцев, общих художественных тенденциях. Именно Сергей настоял на том, чтобы композитор Антон Рубинштейн, которого Третьяковы знали с детских лет, согласился позировать Репину.
Сергей Михайлович скончался скоропостижно во время поездки в Петербург летом 1892 года.
Для Павла Михайловича уход брата стал внезапным. Нужно было решать вопрос о дальнейшей судьбе коллекции Третьякова-младшего. В своём завещании тот указал, что готов оставить в дар городу картины. Согласно описи, сделанной годом ранее, стоимость коллекции, в которую входило более ста произведений, превышала 500 000 рублей. Передавая своё собрание брату, Сергей Михайлович отметил:
"Из художественных произведений, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции... всё то, что он найдёт нужным, с тем, чтобы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое он даст своей коллекции".

Исполняя волю брата, Павел Михайлович решил к его коллекции присоединить и свой музей, передав общую галерею вместе с особняком в дар Москве. В конце августа 1892 года соответствующее заявление было направлено в городскую думу; в середине сентября дума постановила «принять дар братьев Третьяковых и благодарить Павла Михайловича».
В августе 1893 года состоялось открытие музея, именуемого «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых».

В зале на экранах сменяют друг друга картины и под ним выдержки из писем.

https://i.yapx.ru/RDSzel.jpg

https://i.yapx.ru/RDSznl.jpg

https://i.yapx.ru/RDSzvl.jpg

https://i.yapx.ru/RDSz0l.jpg

https://i.yapx.ru/RDSz5l.jpg

https://i.yapx.ru/RDS0Al.jpg

https://i.yapx.ru/RDS0Fl.jpg

https://i.yapx.ru/RDS0Gl.jpg

https://i.yapx.ru/RDS0Kl.jpg

0

10

Про все три зала первого этажа я рассказала. По лестнице поднимаемся на второй этаж.

https://i.postimg.cc/tJGQg1fY/027-IMG-7763.jpg https://i.postimg.cc/65wxJvnP/028-IMG-7764.jpg

Второй этаж.

На втором этаже пространство делится на три части - в центре "Музыкальная гостиная", а по сути картинная галерея, где представлены картины из коллекция обоих братьев. По бокам от этого центрального зала два симметричных пространства, посвященные каждому из братьев. В них созданы «кабинеты» (восстановлены на условные 1870–80-е годы) -  обстановка в них отражает характер и образ жизни Третьяковых. Мемориальные предметы, принадлежавшие Павлу и Сергею, произведения из их коллекций создают своеобразные «портреты» братьев, проявляя и разность их характеров, и близость устремлений. Все включенные в экспозицию предметы - живопись, скульптура, книги, мебель, немногие предметы бытового обихода, документы – имеют безупречную историю бытования, происходят из семьи коллекционеров, носят мемориальный характер. Основой для создания «кабинетов» стали воспоминания дочерей Павла Третьякова – Веры Зилоти и Александры Боткиной. Предметы, которые не являются мемориальными, но необходимы для создания атмосферы, являются фоном и представлены в сером цвете.

Не только страсть к коллекционированию и любовь к музыке связывала братьев Третьяковых, они были безупречными деловыми партнерами, сумевшими сохранить уважение и доверие друг к другу до конца своих дней.

С лестницы посетители прежде всего попадают в часть, посвященную младшему брату, Сергею Михайловичу Третьякову. В небольшом первом помещении есть небольшая информация о нем и его портрет.

https://i.postimg.cc/13Ckq72x/030-IMG-7765.jpg

https://i.postimg.cc/28wRzSxS/031-IMG-7766.jpg

К этому добавлю следующее.
Сергей Третьяков, как и старший брат, получил «домашнее» образование с 15-ти лет помогал в торговой лавке отца. В отличии от Павла, он с молодых лет вел активную общественную работу. Одно время он был избран московским городским головой и с достоинством служил на этом непростом поприще. Он имел множество знаков отличия, наград и орденов, дослужился до действительного статского советника, получив потомственное дворянство.
Сергей Третьяков был деятельным, жизнерадостным, общительным, неравнодушным человеком. По словам художника Боголюбова, Сергей Михайлович «был человек светский, тонкий и щедрый». Художник и коллекционер Михаил Боткин писал о нем, что он был «истинно добрым человеком, всегда приветлив, ласков, весел, отзывчив к несчастью». 
Сам Третьяков определял свою жизненную позицию так: «Я почти всю мою жизнь или, по крайней мере, лучший возраст моей жизни употребил только для польз общественных. С успехом или неуспехом – это вопрос, на который приходится отвечать не мне, но совесть моя совершенно покойна за искреннее и постоянное мое стремление быть полезным обществу».
Сергей Михайлович приступил к коллекционированию позже старшего брата, в начале 1870-х годов, и в основном интересовался современной западной живописью. Коллекция младшего Третьякова, не столь многочисленная, хранилась в особняке на Пречистенском бульваре (ныне Гоголевский бульвар, 6) и была открыта только для знакомых и по рекомендации, другими словами – существовала как закрытое частное собрание.

25 июля 1892 года Сергей Третьяков внезапно скончался от разрыва аорты в Петергофе. В январе 1893 года Комиссией Московской городской думы по делу о чествовании памяти Сергея Михайловича как бывшего городского головы было принято решение заказать его портрет В 1895 году художник Валентин Серов исполнил живописный портрет по фотографии. В том же году портрет был передан Московской городской думой в собственность галереи.

Вот этот портрет. Серов В.А. Портрет С.М. Третьякова. 1895. Государственная Третьяковская галерея. (ГТГ)

https://i.postimg.cc/g229rbMq/032-IMG-7767.jpg

Дальше переходим в "кабинет" Сергея Михайловича.

https://i.postimg.cc/SRL0YSFV/032-IMG-7771.jpg

В марте 1893 года его вдова, Елена Андреевна, высказала желание присоединить к коллекции Сергея Михайловича в Третьяковской галерее его личные вещи, о чём известно из ее письма к Павлу Михайловичу. В том же марте 1893 года её воля была исполнена, и мебельный гарнитур был передан в Третьяковскую галерею. В 1898 году он был выставлен в отдельной пристройке, в специально устроенном мемориальном зале.
Что представлено в кабинете ?

https://i.postimg.cc/VsXPVRrM/032-IMG-7772.jpg

Главное -это письменный стол красного дерева с пятью выдвижными ящиками. На стене картины из собрания Сергея Михайловича , это все французская живопись.

https://i.postimg.cc/0yRfHYS6/033-IMG-20220304-122443.jpg

В углах на тумбах из красного дерева интересные часы и опекушинский Пушкин. Все покажу крупно.

https://i.postimg.cc/Jn233Zmz/034-IMG-7770.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Павла и Сергея Третьяковых