На эскизе такой теремок-теремок....
а в реале он еще больше теремок. Ярко-желтый, красивый.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Павла и Сергея Третьяковых
На эскизе такой теремок-теремок....
а в реале он еще больше теремок. Ярко-желтый, красивый.
А теперь отправимся в ту часть второго этажа, которая относится к Павлу Михайловичу Третьякову. Здесь также сначала маленький вводный уголок с текстом и портретом.
Репин И.Е. Портрет П.М. Третьякова. 1901. Холст, масло. ГТГ
Этот посмертный портрет Павла Михайловича Репин написал в 1901 году. Работая над полотном, художник пользовался натурным портретом собирателя, созданным в 1883 году. Он хранил его в своей мастерской и считал его не особенно удачным. Жена Третьякова, Вера Николаевна, и его дочь Александра были также не вполне довольны этой работой. Репин хотел повторить портрет, однако такой случай представился только после кончины Третьякова в 1898 году. Репин получил заказ Совета Третьяковской галереи на похоронах коллекционера написать «особый портрет… и представить собирателя ближе к его последнему возрасту, с несколько расширенной рамой зрения».
Фигура Павла Михайловича дана в трёхчетвертном развороте на фоне залов Третьяковской галереи. На стенах видны несколько работ Исаака Левитана. В галерее Третьякова преобладали пейзажи. Павел Михайлович неоднократно признавался в письмах к художникам о своей любви к этому жанру, говоря: «К русским пейзажам питаю слабость».
В избранной позе, наклоне головы, в сложном рисунке руки и пальцев угадывается неординарная натура коллекционера: его вдумчивость, сосредоточенность, отстранённость от житейской суеты. Третьяков выступает как масштабная личность, оказавшая огромную поддержку отечественному искусству. Широта его интересов, искренняя заинтересованность судьбами русской живописи позволили Третьякову осуществить дело всей его жизни – создать национальный музей.
Дальше мы оказываемся в кабинете Павла Михайловича.
Дверь из кабинета вела непосредственно в галерею, которую Павел Михайлович обычно осматривал с утра, после завтрака. Впоследствии вся живопись была перенесена в галерею, но для детей Третьякова кабинет отца продолжал оставаться интересным. Александра Павловна писала: «Мы радовались каждому случаю, когда нас посылали туда».
Массивный стол-бюро на фигурных ножках с несколькими ящиками и выдвижной крышкой, которая закрывала полки и столешницу, обтянутую сукном, происходит из кабинета Павла Михайловича в его доме в Лаврушинском переулке. На столе в прозрачном кубе та самая выше упомянутая лошадка.
Среди предметов, которые экспонируются на бюро – керамический пресс-папье с изображением спящей богини Дианы, и небольшой бронзовый подсвечник. Оба предметы были переданы в Третьяковскую галерею Мариной Гриценко, внучкой Павла Третьякова.
На столе фотографии. Здесь супруги Павел Михайлович и его жена Вера Николаевна Мамонтова, двоюродная сестра известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Про их детей я выше уже рассказала. Коллекционирование никогда не отвлекало Павла Михайловича от семейных дел. Они были его основной работой, в то время как коллекция — только увлечением, пусть и серьезным. Каждое утро перед тем, как отправиться в контору, он непременно посещал галерею, чтобы хотя бы немного побыть среди любимых картин. Он знал и помнил историю каждой. Его жена Вера поддерживала мужа. Она также очень ценила, что он, как и Савва Мамонтов, не оставался в стороне, когда речь заходила о помощи людям. Третьяков много и щедро жертвовал — в основном анонимно, но также был попечителем при заведении для глухонемых детей, помогал в исследовательской экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Южные моря. Но сам он предпочитал вести скромный образ жизни: носил недорогую одежду, любил простую еду.
Мать братьев Третьяковых, Александра Даниловна.
Сергей Михайлович Третьяков.
Венчальный платок Веры Николаевны и игрушки их детей
В экспозиции представлены традиционные миниатюрные фарфоровые игрушки детей Третьяковых: корова с телятами, утка с утятами, девочка в лохани. Это дар музею Екатерины Сергеевны Хохловой, праправнучки Павла и Веры Третьяковых.
Изделия, происходят из гжельского региона, им свойственен полукустарный способ изготовления. Продукция таких заводов была близка к народной, промысловой традиции.
Игрушка служила целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, помогая ему познавать окружающий мир, приучая к осмысленной деятельности и способствуя развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Среди фарфоровых миниатюр выделяются предметы, раскрывающие тему материнства, показанную через обращение к животному миру, корова с телятами, утка с утятами, фигурки со сценами повседневной жизни («девочка в лохани»). Фарфор, несмотря на свою хрупкость, был достаточно популярным материалом для изготовления игрушек. Хорошее состояние сохранности говорит о том, с каким трепетом и осторожностью дети обращались с игрушками, а явные следы активного использования, от которого практически полностью сошла надглазурная роспись, говорят о том, что игрушки были любимы детьми.
Павел Михайлович и его жена Вера Николаевна не представляли семейного счастья без детей. Несмотря на всю свою внешнюю строгость и замкнутость, Третьяков обожал их, хотя и не показывал этого на людях. Его старшая дочь Александра позднее вспоминала о том, что отец шутил и добродушно поддразнивал их, когда в доме не было никого из чужих. В одном из писем к жене Павел Михайлович признавался: «Искренно, от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой; впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья! Дай Бог только, чтобы и в будущем они были бы причиной к тому же и, если можно, еще к большему счастью».
Киот с иконами.
Важную часть коллекции Павла Михайловича составляло собрание икон. Первые иконы в ней появились в 1890 году, когда Третьяков начал покупать их у крупного знатока русских древностей, старообрядца Ивана Лукича Силина. За восемь лет Павел Михайлович потратил огромные средства на создание коллекции, состоящей всего из шестидесяти двух предметов. Скорее всего, они привлекали его не только с художественной точки зрения, но и как свидетельства исторического прошлого Древней Руси. Большинство икон в коллекции относились к XVI – XVII веку, однако были и образцы как более раннего периода, так более позднего – XVIII столетия. Приобретённые иконы хранились в кабинете Павла Михайловича вплоть до самой его смерти. Согласно завещанию коллекционера, который называл их «собранием древнерусской живописи», они были присоединены к коллекции после его смерти
Антокольский М.М. Христос. 1876. Мрамор. ГТГ
В экспозиции представлен мраморный бюст Христа, выполненный скульптором Марком Антокольским в 1876 году. Это повторение статуи «Христос перед судом народа», которая была показана в мастерской Антокольского в Риме в 1874 году. На основании бюста есть надпись на латыни: «Ecce homo!!». В переводе это означает «Се человек!!» – с этими словами прокуратор Иудеи Понтий Пилат представил Иисуса Христа народу после бичевания. Антокольский сосредоточился не на физических страданиях Христа, а на жертвенности его подвига, идее нравственного превосходства. В письме к критику Владимиру Стасову он отмечал: «Я его представил в тот момент, когда он стоит перед судом народа, того самого народа, за который он пал потом жертвой, и говорит: «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят».
Неизвестно, когда именно Третьяков-младший приобрёл этот бюст. Вероятно, это произошло в середине 1870-х годов, когда он посетил Рим и, как и его современники, был восхищен талантом Антокольского. Впоследствии Сергей Михайлович часто встречался со скульптором, поддерживал с ним хорошие отношения. Всего в собрании младшего Третьякова было шесть русских скульптур, все они находились в его особняке на Пречистенском бульваре. Сергей Третьяков приобрел бюст, несмотря на отрицательный отзыв о нём старшего брата. «Христос Антокольского из камня мне вовсе не понравился», - писал Павел Третьяков художнику Ивану Крамскому. Надо сказать, что Павел Михайлович на первых порах своего собирательства к скульптуре относился сдержанно: «Я не приобретаю скульптурных произведений не потому, что не люблю, а потому, что не признаю скульптуры настоящего времени». С начала 1890-х годов его отношение к ваянию изменилось. «Павел Михайлович прямо говорил своим друзьям, что собирание русской скульптуры становится для него ближайшим делом», — вспоминал И. Э. Грабарь.
Бернштам Л.А. Портрет Ф.М. Достоевского. 1881. Бронза. ГТГ
На высокой тумбе из красного дерева экспонируется портрет Фёдора Михайловича Достоевского, выполненный в бронзе. Он происходит из коллекции Сергея Третьякова, в которой находился с 1883 года, а в 1892 по завещанию вместе с другими произведениями младшего брата перешел в собрание Третьяковской галереи.
В 1881 году скульптор Леопольд Бернштам создал портрет Фёдора Михайловича Достоевского в мраморе. За эту работу Бернштам получил большую серебряную медаль Академии Художеств. Анна Григорьевна Достоевская, жена писателя, впоследствии отмечала, что именно бюст Бернштама наиболее точно передавал сходство с её покойным мужем. Бюст был выполнен по маске, снятой скульптором после смерти писателя. Сегодня мраморный бюст находится в собрании Государственного Русского музея.
В коллекции Третьякова находился и живописный портрет Достоевского, заказанный коллекционером Василию Перову в 1872 году. Павел Михайлович высоко ценил творчество писателя, называл его «нашей общественной совестью». Произведениями Достоевского, его философией восхищалась и жена Третьякова, Вера Николаевна.
Картины, которые дополняют композицию кабинета. Это картины из коллекции Павла Третьякова.
Клодт М.П. Больной музыкант. 1859. Холст, масло. ГТГ
Картина Михаила Клодта «Больной музыкант» стала одним из первых произведений в собрании Третьякова. По воспоминаниям его дочери Александры она висела в кабинете отца. В 1862 году вместе с четырьмя другими работами из третьяковского собрания полотно было представлено на Всемирной выставке в Лондоне.
Павел Михайлович Третьяков активно покупал произведения бытового жанра. Полотна на темы из современной жизни приобретают особую популярность на рубеже 1850-х – 1860-х годов. Отечественные мастера намеренно выбирают сюжеты, которые вызывают искреннее сострадание у зрителя. С большой любовью художник выписывает скромный интерьер, увлекается подробностями и деталями, которые помогают раскрыть грустную историю, которой посвящена картина. В доме чисто и уютно, но случайно разбросанные вещи создают небольшой беспорядок, который свидетельствуют о чрезвычайно трудных обстоятельствах - болезни мужа, главы семьи. Однако внимание художника сосредоточено не столько на самом музыканте, сколько на сидящей у его постели молодой жене, ожидающей ребенка . Лирический образ беспомощной перед лицом болезни женщины с поникшей головой и опущенными руками является смысловым центром картины. Эта жанровая композиция носит камерно-сентиментальный характер, который подчёркивается названием произведения, имевшее ранее близкое, но другое название – «Больной муж». Изменение названия усиливает тему беззащитности больного музыканта, человека творческого, всегда нуждающегося, а значит и более уязвимого представителя общества.
Неврев Н.В. Портрет М.И. Третьяковой. Около 1860. Холст, масло. ГТГ
Мария Ивановна Третьякова (1824-1894) была двоюродной сестрой Павла и Сергея Третьяковых. Не имея своей собственной семьи, она почти всю жизнь провела в доме в Павла, занимаясь хозяйством и заботясь о его детях. Александра Павловна впоследствии вспоминала: «она была нашим ангелом-хранителем, она берегла наше здоровье, нашу мораль, когда мы были детьми, подростками, взрослыми. Худенькой, сгорбленной старушкой, но живой и интересовавшейся всем, она стерегла сон моих детей, как, бывало, наш, когда мы по всегдашней традиции приезжали на лето жить около родителей под Москвой».
Портрет Марии Ивановны был написан художником Николаем Невревым, который начинал свой творческий путь в конце 1850-х – начале 1860-х годов как портретист. Неврев был близок семье Третьяковых, часто бывал у них дома, ездил вместе с ними в поездки. Он написал портреты и других членов семьи Павла Михайловича.
Ломтев Н.П. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. 1848. Холст, масло. ГТГ
С художником Николаем Ломтевым Третьяков тесно общался в начале своей собирательской деятельности. Ломтев нередко обращался к библейским сценам, героическим и трагическим моментам в русской истории. Сюжетом для одной из его картин стало предание о приходе апостола Андрея Первозванного в земли славян в I веке.
Несмотря на небольшой размер полотна, Ломтев мыслит крупными формами. Он легко строит многофигурную композицию, разделяя толпу, собравшуюся вокруг апостола, на несколько групп. Одни смотрят на апостола с недоверием, другие внимательно наблюдают за ним. Как мастер, принадлежавший романтической эпохе – 1830-х – 1850-х годам XIX века, Ломтев возвышает исторический сюжет, придаёт ему вдохновенный характер. Правой рукой Андрей Первозванный указывает на пространство впереди себя. Этот жест легко сопоставим со словами из «Повести временных лет», где летописец Нестор вкладывает в уста апостола следующие слова: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».
Максимов В.М. Сад при доме Третьяковых. 1877. Холст, масло. ГТГ
За домом Третьяковых в Лаврушинском переулке (сегодня это главное здание Государственной Третьяковской галереи) когда-то был тенистый сад. Здесь росли старые раскидистые тополя и кусты акации, скрывавшие высокие заборы. Посреди сада возвышались группы фруктовых деревьев: груши, китайские яблони, цвели кусты сирени, жасмина, розового, оранжевого и красного шиповника, росли розы разных сортов, включая и самые редкие. Старшая дочь Третьяковых Вера вспоминала, что весной клумбы в саду пестрели крокусами, тюльпанами и гиацинтами, которые пересаживались из горшков после зимы. Её сестра Александра писала: «Садом пользовались много и с любовью, особенно в те года, когда летом не ездили на дачу и оставались в городе».
Живописец Василий Максимов часто гостил у Третьяковых. По словам дочери Третьякова Александры, Павел Михайлович ценил его «как задушевного и правдивого художника». Член Товарищества передвижников, Максимов работал в бытовом жанре, посвятив себя изображению преимущественно крестьянского быта. Однако им были созданы и несколько пейзажей. Один из них, с изображением уголка третьяковского сада, был подарен Вере Николаевне, жене Павла Михайловича в 1877 году. Со временем семье Третьяковых пришлось пожертвовать частью сада. На месте, где росли грушевые деревья, началось возведение первой пристройки для будущей галереи.
Максимов В.М. Двор дома Третьяковых. 1877г. ГТГ
Прянишников И.М. Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии. Эскиз. Вторая половина 1880-х. Холст, масло. ГТГ
Основная и ведущая тема в творчестве художника-передвижника Иллариона Прянишникова во второй половине 1880-х годов – жизнь русской деревни. В поездках на русский Север он накапливает материал для своих работ, чаще всего останавливаясь в Вологодской губернии, где жили его родственники, и создавая своего рода зарисовки бытовых сцен. На одной из работ этого периода он изобразил весенние работы в поле перед посевом льна в Вологодской губернии, историческом центре льноводства в России. Другим центром производства льна была Кострома, где Третьяковы выступали учредителями Новой Костромской льняной мануфактуры, на которой производились нитки, пряжа, холщовые мешки, разного рода льняные полотна.
Павел Третьяков принес в дар эту картину в 1893 году в основанную им галерею. Экспонирование этого полотна в кабинете Павла Третьякова напоминает о предпринимательской деятельности московских купцов, связанной с льняной промышленностью.
Репинский портрет теперь висит в новом музее?
Репинский портрет теперь висит в новом музее?
Да !
И третье помещение -это "Библиотека" Павла Третьякова.
Библиотека Павла Третьякова была не менее обширна, чем собранная им галерея отечественного искусства. В ней хранились как произведения писателей-современников, так и научные и художественные издания второй половины XIX века, также древние рукописи. Среди них особое место занимали труды Дмитрия Александровича Ровинского – библиофила, увлекавшегося коллекционированием гравюр русских и западноевропейских мастеров, народных лубков. Последние были опубликованы в многотомном собрании «Русские народные картинки». Ровинским были составлены и словари русских гравированных портретов, которые также вошли в собрание Третьякова. Постепенно собрание книг пополнялось альбомами гравюр Ивана Шишкина, Фёдора Толстого, Василия Верещагина, иллюстрированными изданиями, посвящёнными Карлу Брюллову, Виктору Васнецову, Илье Репину. Сам Павел Михайлович принимал участие в подготовке книг о жизни и творчестве русских художников – Александра Иванова, Ивана Крамского.
Вдоль стен имитация книжных полок, а подлинные книги в прозрачных кубах.
В центре подлинная конторка П.М.Третьякова.
Конторка. Дерево. ГТГ
Конторка стояла у окна во втором, рабочем кабинете Третьякова, который его дочь Александра называла «конторой». Она же впоследствии вспоминала: «Я хорошо помню, когда нас посылали с каким-нибудь поручением к Павлу Михайловичу, было очень интересно слышать целый хор щелканья на счетах, но и жутко, потому что в конторе отец казался таким страшным и чужим. <…> как только Павел Михайлович входил в контору, весь облик его делался серьезным и строгим». Здесь он появлялся, как правило, к девяти часам утра, после похода в галерею, и водворялся за конторкой, сидя, на высоком табурете. На конторке его каждый день ожидала папка с торговыми и денежными документами и корреспонденцией, которую он прочитывал, а затем отдавал распоряжения служащим.
Подзорная труба. Вторая половина XIX века. ГТГ
В экспозиции представлена подзорная труба, принадлежавшая Третьякову-старшему. Ею Павел Михайлович мог пользоваться во время своих многочисленных путешествий, которые он совершал регулярно с начала 1860-х годов. Его опыт знатока и коллекционера обогащали поездки в Европу – Германию, Австро-Венгрию, Испанию, Италию, Швейцарию, Францию, Нидерланды. Обычно за один раз Третьяков-старший старался охватить сразу несколько городов.
На конторке фотографии. Здесь со сложенными на груди руками художник В.Верещагин, справа художник П.П.Чистяков, за Верещагиным И.Е.Репин, а за Чистяковым Виктр Васнецов.
Здесь могу назвать Н.Миклухо-Маклая в первом ряду, за ним слева в черном пальто пейзажист Федор Васильев, правей Миклухо-Маклая - И.Крамской
Самый большой зал на втором этаже расположен между уже показанных разделов и называется «Музыкальная гостиная».
По сути это картинная галерея.
По двум стенам у нее окна, а по двум другим развесили картины. Она стена -это картины из коллекции Сергея Третьякова, по другой стене - картины из собрания Павла.
В центральном зале «Музыкальной гостиной» наиболее полно раскрываются особенности двух коллекций. Основу экспозиции составило отечественное искусство XVIII – XIX века из собрания Павла Третьякова и европейское XIX века – из собрания Сергея Третьякова.
Третьяков-старший начал коллекционерскую деятельность в 1856 году и вскоре сосредоточился на создании национальной галереи, приобретая произведения русских живописцев. В первые годы собрание Павла Михайловича располагалось в жилых комнатах, затем – в музейных залах, пристроенных им к особняку в Лаврушинском переулке. С 1881 года галерея стала доступна для посещения широкой публикой. С начала формирования коллекции Третьяков неоднократно отмечал, что хотел бы передать собрание в дар Москве.
Сергей Третьяков, напротив, интересовался в основном европейской живописью и приступил к собирательству в начале 1870-х годов. К 1891 году его коллекция насчитывала более 80 произведений западной живописи. В собрании Третьякова-младшего находились также и работы его соотечественников, однако именно европейская часть коллекции с работами преимущественно французских живописцев, была широко известна в художественных кругах Москвы.
Сергей Михайлович в завещании распорядился присоединить свою коллекцию к коллекции старшего брата. Его внезапная смерть в 1892 году заставила Павла Михайловича ускорить слияние двух собраний. 31 августа 1892 Третьяков-старший подал заявление в Московскую Городскую Думу о передаче своего собрания и собрания С.М. Третьякова в дар городу Москве. Менее чем через год открылась «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Коллекцию младшего брата Павел Третьяков разместил в специальной пристройке к основному зданию галереи. Впоследствии после 1925 года большая её часть была выдана из Третьяковской галереи. В настоящее время коллекция хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаже и ряде других музеев.
Работы располагаются на противоположных стенах. Это даёт возможность посетителю получить представление о коллекциях, которые сегодня после долгой «разлуки» воссоединились в одном зале.
Я покажу некоторые картины.
Так выглядит стена с картинами Сергея Михайловича.
Формируя коллекцию, Сергей Третьяков не мог не знать о неоднозначном отношении соотечественников к новациям французского искусства. В России
на протяжении 1860–1870-х годов их называли не иначе, как французской мазней и относились к ним весьма настороженно. В письмах художников Павлу Третьякову звучали презрительные ноты по отношению к Коро, Добиньи, Руссо. Профессор Академии художеств Павел Чистяков предостерегал своих учеников от чрезмерного увлечения «французятиной». В этой атмосфере почти враждебного отношения к французам С. М. Третьяков принял решение о начале коллекционирования и формировал свой русский взгляд на французское искусство. Определенную поддержку ему оказывали русские парижане, прежде всего Тургенев и Боголюбов, которые восхищались барбизонцами.
Коро Жан-Батист Камиль. Купание Дианы. 1873-1874. Холст, масло. ГМИИ
Приобретенная Третьяковым картина Камиля Коро, в торговых документах названа Купальщицы. Изображенная сцена, с одной стороны, была далека от прозы жизни, с другой, - мало напоминала мифологические сценки. Существует несколько близких по мотиву вариантов композиции, которые современники именовали либо Купание Дианы, либо Источник, указывая на очевидную связь в постановке модели со знаменитым полотном Энгра. Моделью Коро служила Эмма Добиньи, дочь художника Шарля Добиньи. Коро написал эту картину в последний год жизни. Она стала одним из последних приобретений Сергея Третьякова. А первой описи Третьяковской галереи 1893 года, сделанной Павлом Третьяковым, картина значилась как «Купание в лесу» и была единственным в собрании Павла Третьякова образцом ню в европейском искусстве. Ныне картина имеет название «Купание Дианы».
Диас де ла Пенья Виржиль Нарцисс "Осень в Фонтенбло". 1872г.
Тройон Констан." Вол" 1851г.
Тройон Констан." Собака и кролик" 1851г.
Добиньи Шарль Франсуа. Деревня Портужуа на берегу Сены. 1868г.
Дюпре Жюль. Морской отлив в Нормандии. Около 1870г.
Лена, очень интересно про Третьяковых! Это к вопросу, как много я узнаю на форуме. Имхо, твой рассказ ничем не хуже реального посещения музея (а то и лучше). Спасибо!
Моделью Коро служила Эмма Добиньи, дочь художника Шарля Добиньи
Вот это да! А поза модели, конечно, на Энгра очень похожа...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Павла и Сергея Третьяковых