Первый этаж представляет собой многочисленные архивные документы и фотографии в виде мультимедийных инсталляций, которые разделены по залам «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». В интерьерах первого этажа нет предметов, экспозиция, представленная на экранах и интерактивных столах, состоит из цифровых альбомов с фотографиями, документами и сопроводительными текстами, и видеофильмов, представляющих хроники событий жизни и истории России, которые последовательно раскрывают предпринимательскую, благотворительную сферу и главное дело жизни Третьяковых – создание картинной галереи.
Все мультимедийные инсталляции созданы на основе научных исследований многих поколений историков, искусствоведов и культурологов, базирующихся на изучении архивных источников.
Первый из трех мультимедийных залов называется «Семейный альбом»
Зал «Семейный альбом» - это рассказ о роде Третьяковых и об именитых представителях их семьи, близких и дальних родственниках, составивших цвет русской культуры во второй половине XIX - первой половине XX веков.
Третьяковы, москвичи в 4-м поколении, принадлежали к старинному купеческому роду. Их предки приехали в Москву из Малого Ярославца.
Они были связаны родственными и семейными узами с выдающимися деятелями в сфере искусства, музыки, театра, литературы, архитектуры, собирательства, медицины – коллекционерами Саввой Ивановичем Мамонтовым, Сергеем Ивановичем Щукиным, Михаилом Абрамовичем и Иваном Абрамовичем Морозовыми, Ильей Семеновичем Остроуховым, композиторами Петром Ильичем Чайковским, Сергеем Васильевичем Рахманинов, Александром Ильичом Зилоти, поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом, режиссером Константином Сергеевичем Станиславским (Алексеевым), художниками Василием Дмитриевичем Поленовым и Марией Васильевной Якунчиковой, врачами Сергеем Петровичем, Сергеем Сергеевичем, Александром Сергеевичем Боткиными. Инсталляция «Родословие» знакомит с семьей Третьяковых и их родственными связями.
Ну реально все предпринимательские семьи до революции были повязаны между собой !
В интерактивный стол инсталлировано 14 альбомов, рассказывающих о жизни Павла и Сергея, жизни их близких родственников и их семей (родных сестер и детей) в трех поколениях. Каждый альбом содержит фотографии, документы и сопроводительные тексты.
На стене идут проекции, начинается все от родителей - Михаила Захаровича и Александры Даниловны Третьяковых. Мы видим пятеро их детей, достигших взрослого возраста.
Михаил Захарович держал небольшие лавки в Гостином дворе, владел бумагокрасильной и отделочной фабриками. В 30-летнем возрасте купец Третьяков женился на дочери коммерсанта Данилы Ивановича Борисова — Александре Даниловне, которая за восемнадцать лет супружеской жизни родила двенадцать детей. Первенцем стал Павел, через год на свет появился Сергей.
Образование старшие сыновья получили с помощью домашних педагогов; их приглашал Михаил Захарович, который и сам старался присутствовать на занятиях. Когда мальчики подросли, отец начал привлекать их к работе в своих лавках: Павел и Сергей выполняли указания приказчика, зазывали покупателей, делали уборку. Братья-погодки были очень дружны, несмотря на разницу в характерах и темпераментах: немногословный, сосредоточенный Павел редко демонстрировал напоказ свои чувства, Сергей обычно выглядел «более легкомысленным», «любил пофорсить».
В 1848 году на семью Третьяковых обрушилась череда трагедий: из-за скарлатины один за другим ушли из жизни четверо детей, — что сказалось на здоровье самого Михаила Третьякова. Незадолго до смерти он составил завещание, согласно которому весь «благоприобретённый капитал» переходил к жене Александре Даниловне. Отдельным пунктом Михаил Захарович отметил сыновей:
"Сыновей до совершений лет воспитывать и прилично образовывать. Ежели моей супругой будет замечено, что сыновья будут брать деньги не на доброе дело, а на какую-нибудь слабость или распутство, то даю полную волю запретить выдачу денег до формального раздела".
В 1851 году большая семья Третьяковых переехала в двухэтажный замоскворецкий дом с флигелем, кухней, прачечной, конюшней и каретным сараем. Это и есть дом, о котором идет речь. Первый этаж был отдан Павлу, Сергею и их сестре Елизавете, которая, выйдя замуж за приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, сменила фамилию. На втором поселилась Александра Даниловна с младшими детьми.
Следующие картинки рассказывают про всех братьев и сестер Третьяковых, кто на ком женился, чем занимался, все родственных связи и тп.
В интерьере зала «Семейный альбом» максимально сохранены и представлены подлинные элементы архитектуры дома. Они стали полноправными экспонатами, материальными свидетельствами сложной истории дома и истории нашей страны.
В зале через стеклянный пол демонстрируется археологический шурф. Он позволяет увидеть фундамент здания, выполненный арками.
С этой стороны здания фундамент достигает 3 метров в глубину. Можно предположить, что укрепление фундамента разгрузочными арками и большой глубиной связано с рекой, находящейся рядом, стоком и движением грунтовых вод. Часть кладки, видимой в шурфе, сохранилась от канализационных стоков, заложенных, предположительно, еще до строительства основного объема дома. Кладка фундамента выполнена из красного кирпича с клеймами. Большинство кирпичей имеет клеймо "КЗП" в прямоугольной рамке, которое относится к XVIII веку. Одно из клейм «БАИ» означает завод купцов Байдаковых в Московской губернии, который был основан приблизительно в начале 1840-х годов.
Над дверным проёмом была обнаружена перемычка – небольшая полоса-углубление в стене, которая заложена углём. В процессе реставрации дома не удалось определить, к какому именно периоду она относится. Однако известно, что уголь нередко использовался в строительстве. Благодаря своим гидроскопическим свойствам, он помогал избавиться от излишков влаги в помещении и предотвратить появление плесени. Вероятно, закладка углём в этом участке стены должна была помешать образованию конденсата от печи, которая находилась справа от проёма с начала 1830-х годов. Впоследствии она была демонтирована, а печное место заложено кирпичом в 1853 году.