Картины исполнены на высоком живописном уровне, таково было требование Гильдии Святого Луки, членом которой не мог стать непрофессионал. Мало того, что высок был общий уровень живописи — в условиях жёсткой рыночной конкуренции голландские мастера предпочитали работать в одном-двух жанрах, в которых чувствовали себя наиболее уверенно. Так построена и сама выставка: произведения художников разных поколений, работавших в одном жанре, сгруппированы в отдельных залах, посетители могут, с одной стороны, уловить общие тенденции, а, с другой, оценить творческую индивидуальность художника.
У этой картины весьма непростая история. В музей она попала благодаря серпуховской купчихе Анне Мараевой, которая в 1896 году купила ее среди прочих картин западноевропейской живописи у московского коллекционера Юрия Мерлина для своего особняка, где после национализации и расположился музей. Поначалу она считалась работой неизвестного голландского мастера XVII века, затем, в 60-е годы, ее атрибутировали как работу известного мастера цветочных натюрмортов Бальтазара ван дер Аста, а в 70-е годы группой искусствоведов было высказано предположение, что картина скорее всего принадлежит кисти голландца Яна Баумана, который испытал влияние Бальтазара ван дер Аста.
Все точки над «и» были расставлены после международной выставки 1983-84 годов, когда представилась возможность поставить рядом картины этих двух авторов.
Каждый «персонаж» натюрморта сложным языком символов персонифицирует собой определённую идею: смертности всего земного (ящерица и улитка), неразумной траты денег (морские раковины), первородного греха (обезьяна с персиком), бессмертия человеческой души (порхающая бабочка) и воплощение Христа и его искупительная жертва (виноградная гроздь).
Есть и другая трактовка этих символов: представленные на картине фрукты, плоды, цветы, животные и насекомые могли персонифицировать четыре первостихии: воду, воздух, землю и огонь. Поэтому серпуховская картина, созданная Яном Бауманом в период расцвета эмблематического мышления в голландском искусстве, является показательным примером смысловой многослойности художественного образа, предполагающей различные «уровни» его интерпретации.
Ян Бауман «Натюрморт с цветами, фруктами и обезьяной»
Серпуховский историко-художественный музей.